Вид урока: комбинированный урок с использованием игровых и ИКТ технологий.
Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений.
Технология: личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, исследовательская деятельность.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме сила трения.
Задачи урока:
1. Образовательные:
‒ способствовать формированию представления о силе трения.
‒ показать значение силы трения в жизни человека.
2. Воспитательные:
‒ воспитывать умение работать в коллективе, в подгруппе.
‒ воспитывать интерес к предмету.
3. Развивающие:
‒ учить выделять главное, делать обобщение и вывод.
‒ расширять кругозор.
Оборудование для учащихся: лабораторное оборудование (динамометр, бокал стеклянный; стеклянные пластинки, листы наждачной бумаги, стакан круглый, вода, пипетки), «Задания агентов дорожной безопасности», раздаточный материал, компьютер, карта-схема района школы.
Подготовка куроку:
Класс поделен на группы:
‒ каждой группе выдается лист опорного конспекта, оборудование, папки с «Заданиями агентов дорожной безопасности»;
‒ на ватманах (в количестве 4шт. соединенный между собой в единое полотно) распечатана карта-схема района.
Ход урока:
1. Организационный этап. (1 мин.)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке физики.
2. Постановка учебной задачи (5 мин.)
Начать который я хочу с утренней новости одного из федеральных телевизионных каналов. Все внимание на экран.
Видеоролик
(Ледяной дождь и гололедица спровоцировали пробки и аварии)
Учитель: Как вы думаете, в чем причина сложившейся ситуации?
Ученики: Изменение температуры, ледяной дождь.
Учитель: Какие физические явления возникают на дороге в результате этих изменений?
Ученики: Вода замерзает и на дороге возникает ледяная корка.
Учитель: Почему это может привести к многочисленным авариям?
Ученики: Машинам трудно останавливаться, машинами трудно управлять, машины заносит.
Учитель: А как вы думаете, отчего так происходит?
Ученики: Ухудшается сцепление машины с дорогой.
Учитель: Молодцы! Предположите, как бы этот процесс объяснил физик?
Ученики: Да, верно. Уменьшается сила трения. Как вы думаете, какой же будет тема нашего сегодняшнего урока?
Ученики: Сила трения.
Ученики: Молодцы. Действительно, тема нашего сегодняшнего урока «Сила трения».
3. Применение знаний и способов действий (3 мин.)
Учитель: Для того, чтобы понять, как взаимодействуют тела обладающие силой трения нам с вами необходимо прибегнуть к основным методам познания законов природы. Напомните мне, какие основные метод познания законов природы вы знаете?
Ученики: Наблюдения и эксперименты.
Учитель: Правильно, ребята. Сегодня, я предлагаю вам побыть в роли агентов дорожной безопасности, которые будут исследовать, т. е. наблюдать и экспериментировать с силой трения.
Итак, каждая группа агентов дорожной безопасности ведет свое расследование. Посмотрите на доску.
На доске карта школы № 2 и ближайшие к ней улицы.
Посмотрите внимательно на карту. А теперь положите перед собой рабочие пакеты, так называемые «Задание агентов дорожной безопасности».
У каждой группы в рабочем конверте не целая карта, а только ее часть. Каждая часть карты соответствует конкретному участку этого района. Ваша задача исследовать, каким образом действует сила трения на дорогах на каждом участке, и определить насколько эти дороги безопасны с точки зрения физики.
На первом участке — пешеходный переход, здесь могут выбежать на дорогу малыши. Надо проверить, как быстро водитель сумеет затормозить.
Над этим заданием работает Группа №1_1. Исследуют дорожное полотно при помощи интерактивного калькулятора тормозного пути. Задаются следующие параметры: дорожное покрытие, скоростной режим, координата начала торможения автомобиля.
Интерактивный калькулятор «Притормози!» http://old.bezdtp.ru/campaigns/pritormozi/calculator.php
Приложение № 1.
Рабочий лист агентов дорожной безопасности. Группа № 1_1.
Интерактивный калькулятор «Притормози!»
Цель работы:
1) исследовать зависимости тормозного пути от скорости движения и дорожного покрытия, используя интерактивную модель «Калькулятор тормозного пути»;
2) рассчитать коэффициент трения для разного состояния дороги.
Указания квыполнению задания. Выбирая последовательно различные виды дорожного покрытия (сухой асфальт, мокрая дорога, укатанный снег, обледенелая дорога), а также скоростной режим (в км/ч), изучите длину тормозного пути. Полученные данные отразите в таблице.
Таблица 1
Зависимость тормозного пути автомобиля от скорости движения идорожного покрытия
Скоростной режим, км/ч |
Дорожное покрытие |
Тормозной путь, м |
40 |
сухой асфальт |
|
мокрая дорога |
||
укатанный снег |
||
обледенелая дорога |
||
80 |
сухой асфальт |
|
мокрая дорога |
||
укатанный снег |
||
обледенелая дорога |
Ответьте на вопросы:
1)От чего зависит тормозной путь? ____________________________________
2)По какой дороге водителю проще затормозить, в каких погодных условиях, при какой скорости? ___________________________________________________________
Сравните полученные результаты исделайте вывод.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На втором участке находится автомастерская и на дороге постоянно разлиты разного рода вещества и жидкости.
Группы №2_1 и №2_2 будут работать над изучением зависимости силы трения скольжения от различного рода трущихся поверхностей.
Приложение №1.
Рабочий лист агентов дорожной безопасности. Группа № 2_1.
Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.
Цель: исследовать зависимость тормозного пути от рода поверхности.
Оборудование: динамометр, трибометр, брусок, три груза весом по 1Н, лист бумаги, лист наждачной бумаги.
Порядок выполнения работы:
- Вычислите цену деления шкалы динамометра.
- Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:
а) по поверхности линейки трибометра;
б) по гладкой бумаге;
в) по наждачной бумаге.
Запишите в таблицу результаты измерений:
Вид трущихся поверхностей |
Сила трения скольжения, Н |
Дерево по дереву |
|
Дерево по гладкой бумаге |
|
Дерерво по наждачной бумаге |
- Ответьте на вопросы:
Зависит ли сила трения скольжения:
а) от рода трущихся поверхностей? ________________________________________
б) от шероховатости трущихся поверхностей? _______________________________
Сравните полученные результаты исделайте вывод. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №2.
Рабочий лист агентов дорожной безопасности. Группа № 2_2.
Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.
Цель: исследовать зависимость тормозного пути от рода поверхности.
Оборудование: стеклянный бокал, стеклянные пластины, пипетка, нитка, вода, лист наждачной бумаги.
- Опыт 1: к ножке стеклянного бокала привяжите нитку и поставьте его на стол, накрытый стеклом. Если потянуть за нитку бокал легко заскользит по стеклу. Теперь смочите стекло водой. Перемещать бокал станет значительно труднее. Если Вы присмотритесь к стеклу, то сможете заметить даже царапины.
Как же так? Ведь смазка должна уменьшить трение.
_____________________________________________________________________________
- Опыт 2: смочите водой две пластины, попробуйте сдвинуть одну пластину относительно другой. Почему пластины трудно сдвинуть?
_____________________________________________________________________________
- Опыт 3: рассмотрите кусочки наждачной бумаги под лупой. Сложите их и попробуйте сдвинуть относительно друг друга.
____________________________________________________________________________
- Ответьте на вопросы:
Зависит ли сила трения скольжения:
а) от рода трущихся поверхностей? ________________________________________
б) от шероховатости трущихся поверхностей? _______________________________
Как влияет наличие смазки на силу трения?_________________________________
6. Какими способами можно увеличить и уменьшить силу трения скольжения?__________________________________________________________________
Сравните полученные результаты исделайте вывод.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кроме того, результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, необходимо доказать при помощи математической модели. Для этого вам необходимо решить ситуационные задачи. Этим займется группа агентов №3.
Приложение №3.
Рабочий лист агентов дорожной безопасности. Группа № 3_1.
Решение ситуационных задач.
- Ученик пересекает улицу в неположенном месте. Водитель замечает ученика за 50 м и начинает экстренное торможение. На каком расстоянии от пешехода остановиться автомобиль, если скорость авто 54 км/ч? Время реакции водителя — 0,4 с, а время срабатывания тормоза — 0,5с. Известно также, что путь легкового автомобиля для этой скорости на сухом асфальте равен 16 м.
- Подумайте, что произошло бы, если водитель среагировал за 1 с, но машина ехала во время дождя? Известно, что тормозной путь легкового автомобиля на мокром асфальте при скорости 54 км/ч составляет 29 м. Рассчитайте остановочный путь в этом случае.
- Вычислите, произойдет ли авария, если время реакции водителя было 2с?
Сделайте вывод, как избежать аварии сточки зрения физики.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итак, у нас получилось 4 группы исследователей.
Все агенты дорожной безопасности получили конверты с заданием. Приступаем к работе. Обратите внимание, что у каждого на столе также есть дорожные знаки. Ваша задача не просто исследовать силу трения на дорогах, закрепленных за вами, а еще и определить степень опасности или безопасности вверенного вам участка, прикрепив нужный на ваш взгляд знак в необходимую зону.
4. Выполнение работы по подгруппам. (13 мин.)
Учитель: обратите внимание, что у каждой группы ровно 13 мин.
В ходе выполнения работы направляю, контролирую и корректирую работу учеников.
6. Обобщение и систематизация знаний (20 мин.)
Учитель: А теперь, когда я вижу, что все группы готовы, давайте проверим, что у вас получилось. На столах у вас для каждого есть отчетный бланк о проделанной работе.
Сила трения на дороге.
‒ Сила, возникающая при взаимодействии поверхности одного тела с поверхностью другого тела, когда тела неподвижны, либо перемещаются относительно друг друга, называется…………………………………..…………………………………….
‒ Сила трения приложена к ………………………………………………………
‒ На рисунке изображено тело, движущееся по поверхности. Вектор скорости тела указан рядом с ним. Укажите направление силы трения, действующей на каждое тело.
‒ При увеличении скорости движения автомобиля, его тормозной путь на одном и том же дорожном покрытии …………………………………………………………..!
Вам необходимо в этот отчетный бланк внести экспериментальные данные своих коллег и выставить им отметку о проделанной ими работе. Время выступления 5 минут на группу.
№ п/п |
Фамилия, имя |
Оценка |
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
Руководитель группы |
||
7. Домашнее задание (2 мин)
Учитель: Подумайте, смог бы мир жить без силы трения? Как бы он выглядел?
В качестве домашнего задания я хочу предложить вам проанализировать текст, который описывает ситуацию, произошедшую с мальчиком Вовой.
Домашнее задание.
Прочитайте, что однажды произошло с мальчиком Вовкой.
Всю ночь я спал неспокойно. Одеяло то и дело падало с кровати на пол, и поднять его было невероятно трудно — оно непременно старалось выскользнуть из рук. Все же, наконец, я уснул, но проснувшись утром, не узнал своей комнаты. Оказывается, я спал на полу в углу, где почему-то сгрудились все вещи. Я попробовал было встать, но, поднявшись, тут же упал. После неоднократных, очень неудачных попыток встать я пришел к выводу, что нет ничего вернее, чем перебираться на четвереньках. Правда, руки и ноги все время разъезжались, но все-таки я кое-как добрался до умывальника и в удивлении остановился: вода сильной струей била из крана. Ручка крана оказалась почему-то очень скользкой, и я с большим трудом завинтил было кран, но стоило мне отпустить руку, как кран тотчас же развинтился, и вода полилась с прежним напором.
Решил я умыться. О, это оказалось очень сложным делом! Сколько я ни старался взять мыло в руки, оно, как бы дразня меня, крутилось в мыльнице, кстати, тоже крутящейся на полочке, и определенно не хотело поддаваться. Но совсем приуныл, когда обнаружил, что, как бы туго ни затягивал я ремень в брюках, они всё норовили свалиться, а пиджак тоже всё время сползал с плеч. Так же плохо было и с ботинками. Никакими хитростями нельзя было завязать шнурки, мгновенно развязывались сложные морские узлы. С большой осторожностью, передвигая ноги так, как ходят на лыжах, я направился в кухню. И здесь меня встретили неожиданности. Безуспешно я пытался взять нож, чтобы отрезать ломтик хлеба; нож вел себя примерно так же, как мыло при умывании. Пришлось, навалившись всем телом на буханку и прижав ее обеими руками к груди, откусывать хлеб прямо от буханки, не меняя положения, ибо при малейшем движении буханка стремилась выскользнуть из рук. Молоко пить пришлось по-кошачьи: стакан взять в руку было абсолютно невозможно. Как я был счастлив, когда снова появилось трение!
Ответьте на вопросы.
- Что же случилось?
- С научной точки зрения объясните, какая именно сила исчезла?
- Выясните, какие плюсы и минусы силы трения существуют в природе, взяв за основу представленный текст.
8. Рефлексия, итог урока (2 мин)
Учитель: Итак, наш урок подходит к концу. Мне бы очень хотелось услышать ваше мнение. К какому выводу вы пришли? Полезна или вредна сила трения на дороге? Опасна или наоборот?
В качестве рефлексии, я хочу предложить вам интерактивный ресурс Plikers. У вас у каждого лежит именная карточка.
(Каждая карточка пронумерована, номер соответствует имени и фамилии ребенка, которые занесены в специальную базу в программе Plikers). На слайдах демонстрируются вопросы, дети поднимают qr-коды. Далее учитель сканирует ответы детей с помощью сенсора на устройстве (сенсорный телефон или планшет). Ответы автоматически обрабатываются (1,5с) и выводятся на экран. На экране дети могут видеть правильные ответы и свои ответы.)
Пример карточек (qr-код)
Учитель: На слайдах демонстрируются вопросы, вы поднимаете свои qr-коды с правильным на ваш взгляд ответом.
Анализируем ответы. Подводим итоги работы.
Проделав такой сложный путь исследования, вы теперь точно будете применять свои знания, полученные в ходе урока!