Организация активного учения учащихся при изучении некоторых тем курса математики основной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Математика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 19.05.2014

Статья просмотрена: 200 раз

Библиографическое описание:

Агазаде, Ш. М. Организация активного учения учащихся при изучении некоторых тем курса математики основной школы / Ш. М. Агазаде. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11130/ (дата обращения: 19.10.2024).

В работе обсуждается применение некоторых форм в отношениях между «учитель-ученик» прямой и обратной связи с целью упрощения обучения математики в средней школе.

Ключевые слова: график ломаной функции, график целой функции, период функции, дробная часть.

Согласно требованиям современного периода важное место при обучении занимают интерактивные методы обучения (ИМО). Использование этих методов развивает интенсивность процесса обучения, преобразовывает урок в интенсивную и продуктивную деятельность. ИМО способствуют свободному размышлению у учеников, позволяют свободному высказыванию мнений. При решении задач (проблем) учитель и учащиеся размышляют над данной задачей, и между ними возникает систематическая связь. Они стараются преодолевать трудности, которые возникают при взаимной деятельности. Все это оказывает влияние на развитие процесса обучения.

Одной из особенностей активного обучения является направляющая роль преподавателя. При активном обучении, в отличие от традиционного обучения, учащиеся активно усваивают знания, информацию. При использовании ИМО у учащихся развивается исследовательская деятельность, в последовательной форме систематизируются знания, не заданные в готовом виде, формируется подход к решениям данной проблемы. При современном обучении преподаватели должны отвыкнуть от принципа «запомни». У учащихся должны усиливаться желание учиться, развиваться мышление, деятельность, должны самостоятельно приобрести знания.

В условиях активного обучения особое внимание уделяется развитию связи «учитель-ученик», в процессе подготовки уделить особое внимание тому, как поставлена проблема (задача). Задача должна быть поставлена в такой форме, чтобы ученики при решении данной задачи могли найти вывод в более простом и запоминающемся виде. На уроках математики учитывается последовательность усваивания знаний, а также процесс перехода упражнений от простого к сложному. Вспомогательные вопросы, заданные учителем, должны способствовать быстрому решению задач учениками. Задача, поставленная на уроках математики должна соответствовать уровню класса и быть простой на вид. Она должна быть поставлена так, чтобы при ее решении возникли новые интересные вопросы и ответы на эти вопросы. Желательно, чтобы на уроках математики этот процесс возник в начале урока.

В свою очередь, этот процесс должен строиться так, чтобы он послужил анализу результата, преподнесению информации, упрощению оценивания. Желательно, чтобы у каждого учителя были сложные задания, и решение сложных заданий устранило трудность последующих уроков. Решение этих трудных заданий должно служить развитию у ученика ответственности к самому себе и усвоению знаний в свободном виде [1].

Желательно, чтобы ученик знал, что он изучает дополнительно на уроке. Например: Говоря о прямой линии, находящаяся на ней точка относится к первым понятиям, а взаимное расположение прямых линий способствует условию последующих понятий (треугольник, четырехугольник и т. д.). формирование связи с учениками должно преобразоваться в такую форму образования, чтобы у них сформировалась самоуверенность. В вышеуказанных процессах роль учителя велика. Если в классе ученики обладают слабыми знаниями, значит методы преподавания учителя очень слабые.

Учитель играет вспомогательную роль, способствует ускорению усваивания знаний, помогает систематизированию приобретенных знаний, в классе играет роль координатора.

В этот момент главным оружием учителя должно быть ИМО. При использовании этих методов не должны быть ненужные вопросы и обсуждения. Неправильно требовать у ученика точное объяснение решения задач или заданий. Если ученик умеет применять полученные знания в решениях поставленных задач или заданий, то это говорит о достижении учителя!

На уроках по математике, где используются активные методы обучения, ученики должны быть самостоятельны, не должны повторять мнения других учеников, способные ученики могут выявить свои потенциальные возможности, не вызывая ревность.

Например [2], [3]:

Предмет:       Начало алгебры и анализа.

Тема:             Функции  и  и их графики (рекомендуется преподавание урока в течении 2-х часов).

Стандарт:     2.2.4, 2.2.3.

2.2.4 — Проводит вычисления, подставляя значения переменных в формулы.

2.2.3 — Строит графики функций на основе данных формулы.

Ожидаемые результат обучения:

-        находит область определения и область изменения функций;

-        исследует существование периода функции;

-        умеет вычислять с помощью подстановки значения выражения, заданного с помощью формулы, вместо значения переменных;

-        умеет строить графики функций;

-        показывает отношение к представлениям учеников.

Форма работы: коллективная работа, групповая работа.

Способ работы: мозговая атака, обучения.

Ресурсы:       Учебник, рабочие листы, компьютер, проектор.

Ход урока

Мотивация:             После организации класса составляю мотивацию

следующим образом.

Вешаю два рисунка на доску, как показано, и поручаю дополнить предложения.

Ученики дополняют предложения в течении 2–3 минут.

1)                 Целая часть числа — это наибольшее целое число, которое не больше самого числа (это утверждение вытекает также из свойства числовой оси: На числовой оси каждое число больше числа, стоящего левее от него, и меньше числа, стоящего правее от него).

2)                 Дробная часть числа принимает значение в интервале .

Задаю вопрос ученикам: Почему дробная часть отрицательных чисел есть положительное число?

Объяснение: Пользуясь формулами  и  для любого числа  находим  из .

Исследование

Разделив класс на 2 группы, поручаю одной группе построить график функции , другой группе построить график функций .

После построения графиков поручаю им найти свойства, которыми обладают графики.

1 группа: (целая функция) 2 группа: (ломанная функция)

       

Полученные результаты 1-ой группой:

а) при  , и график функции проходит через начало координат;

б) при любом значении   имеет значение. Значит ;

в) при любом значении  ;

г)  — не периодическая функция. Для ;

д) график функции  ломанный.

Полученные результаты 2-ой группой:

а) при  , и график функции проходит через начало координат;

б) при любом значении   имеет значение. Значит ;

в) при любом значении  ;

г)  — периодическая функция и . Для

;

д) график функции  ломанный.

Обмен информации. График каждой группы передается другой группе. После рассмотрения графиков 1 член из каждой группы преподносит исследованную работу, затем перечисляются результаты.

Обсуждение информации. После перечисления результатов обсуждаются результаты и правильность построения графиков.

Для обобщения и обсуждения темы задаю 4 упражнений, затем проверяю правильность решений.

Упражнения:

1.                 Найдите значения этих выражений: а) ; б) ; в) ; г) .

2.                 Укажите несколько чисел, целая часть которых а) 8; б) -1; в) 10.

3.                 Укажите несколько отрицательных чисел, дробная часть которых

а) 0,3; б) 0,57; в) 0,01;

4.                 Найдите период функции .

После решения упражнений разделяю класс на 3 группы, затем с помощью компьютера и проектора задаю им упражнения.

Самостоятельные работы решаются, и лидеры каждой группы представляют свои работы. После этого со всем классом проводится обсуждение темы. Затем ученики, пользуясь своими знаниями, перечисляют новые, приобретенные знания.

Оценивание: применение, описание и по представлению

I уровень (3. три)

II уровень (4.четыре)

III уровень (5.пять)

Подставляет значения в формулы данных функций и находит значение функции с помощью учителя

Подставляет значения в формулы данных функций и находит значение функции

Подставляет значения в формулы данных функций и находит значение функции; находит область определения

Не умеет строить график данной функции

Строит график данной функции

Строит график данной функции и на основе этого графика перечисляет свойства функции

Применяет данные знания решению упражнений с помощью учителя

Самостоятельно применяет данные знания решению упражнений

Самостоятельно применяет данные знания решению упражнений и объясняет решенное упражнение

Для творческого применения даю следующее уравнение как домашнее задание:

Решите квадратичное уравнение .

Положим , так как . .

 (1)

Если в (1) сделать замену , то

1.        

2.        

 не имеет действительных корней.

  

Корни этого уравнения: .

Проверка:

1)       2)     3)

  

Литература:

1.      Kurikulum jurnalı, Bakı, 2012-ci il, № 3, 152 s.

2.      Р. Грэхем, Д. Кнут, О. Паташник. Конкретная математика. М.:«Мир»,1998.703 с.

3.      М. К. Потапов, В. В. Александров, П. И. Пасиченко. Алгебра и начала анализа. // АО Столетие, 1996.

Основные термины (генерируются автоматически): график функции, ученик, знание, решение упражнений, активное обучение, график, график функций, группа, дробная часть, значение функции, урок математики, формула данных функций.


Ключевые слова

график ломаной функции, график целой функции, период функции, дробная часть., дробная часть

Похожие статьи

Обучение учащихся использованию дополнительных построений в геометрических задачах

Статья посвящена проблеме обучения учащихся использованию дополнительных построений при решении геометрических задач, в частности использование плоскостного чертежа при решении стереометрических задач.

Семантические доминанты в репрезентации образа женщины в рассказе А. Куприна «Просительница»

Данная статья посвящена выявлению основных характеристик, сущностных черт образа женщины в русской литературе с помощью метода графосемантического моделирования, которое проводилось по нескольким этапам: сбор материала исследования, компонентный анал...

Логарифмические уравнения и неравенства в итоговой аттестации выпускников

В современных реалиях изучения математики такое понятие, как «логарифм», вызывает у учащихся сложности в понимании еще на начальных этапах. Ввиду этих трудностей, у учащихся возникают проблемы с изучением последующих тем с логарифмами, в частности ур...

Векторы в геометрических задачах

В настоящей работе излагаются методы решения геометрических задач с использованием аппарата векторной алгебры. В отличие от большинства имеющихся задач, где основной акцент сделан на изучении и закреплении формальных операций над векторами, в данной ...

Некоторые пути изучения понятия производной в школьном курсе математики

В данной статье дается один из путей изучения понятия «Производной», на доступном для учащихся языке составляется математическая модель физического процесса, представление этой модели в виде математического понятия и интерпретация этого понятия. Подр...

Расчет пластин на действие локальных нагрузок аналитическим методом с применением обобщенных функций

В статье описывается применение аналитического метода расчета пластин с нарушениями регулярности в виде ребер при воздействии сосредоточенных нагрузок. Для аппроксимации локальных влияний используются разрывные функции, что позволяет определять компо...

Определение активности компонентов в биметаллическом расплаве

Большинство металлургических процессов протекающих в области высоких температур сопровождаются химическими взаимодействиями между компонентами. При изучении термодинамических свойств растворов протекающих в области высоких температур важной характери...

Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении темы «Типичные арифметические задачи»

В статье описывается технология обучения, направленная на стимулирование учебно-познавательной активности студентов факультета «начальное обучение» педагогических вузов при изучении темы «Типичные арифметические задачи» в курсе «Математика».

Теоретические основы использования инновационных технологий в образовательном процессе

В данной статье рассматриваются сложность и эффективные стороны использования инновационной технологии при преподавании русского языка, в частности изучения глаголов движения с приставками на нефилологических направлениях высшего учебного заведения и...

Математическая обработка некоторых результатов маркшейдерско-геодезических измерений. Корреляция и регрессия

Изучение реальных процессов обычно предполагает наблюдение за целым рядом случайных величин. Исключительный интерес для широкого класса задач представляет обнаружение взаимных связей между двумя и более случайными величинами. Например, существует ли ...

Похожие статьи

Обучение учащихся использованию дополнительных построений в геометрических задачах

Статья посвящена проблеме обучения учащихся использованию дополнительных построений при решении геометрических задач, в частности использование плоскостного чертежа при решении стереометрических задач.

Семантические доминанты в репрезентации образа женщины в рассказе А. Куприна «Просительница»

Данная статья посвящена выявлению основных характеристик, сущностных черт образа женщины в русской литературе с помощью метода графосемантического моделирования, которое проводилось по нескольким этапам: сбор материала исследования, компонентный анал...

Логарифмические уравнения и неравенства в итоговой аттестации выпускников

В современных реалиях изучения математики такое понятие, как «логарифм», вызывает у учащихся сложности в понимании еще на начальных этапах. Ввиду этих трудностей, у учащихся возникают проблемы с изучением последующих тем с логарифмами, в частности ур...

Векторы в геометрических задачах

В настоящей работе излагаются методы решения геометрических задач с использованием аппарата векторной алгебры. В отличие от большинства имеющихся задач, где основной акцент сделан на изучении и закреплении формальных операций над векторами, в данной ...

Некоторые пути изучения понятия производной в школьном курсе математики

В данной статье дается один из путей изучения понятия «Производной», на доступном для учащихся языке составляется математическая модель физического процесса, представление этой модели в виде математического понятия и интерпретация этого понятия. Подр...

Расчет пластин на действие локальных нагрузок аналитическим методом с применением обобщенных функций

В статье описывается применение аналитического метода расчета пластин с нарушениями регулярности в виде ребер при воздействии сосредоточенных нагрузок. Для аппроксимации локальных влияний используются разрывные функции, что позволяет определять компо...

Определение активности компонентов в биметаллическом расплаве

Большинство металлургических процессов протекающих в области высоких температур сопровождаются химическими взаимодействиями между компонентами. При изучении термодинамических свойств растворов протекающих в области высоких температур важной характери...

Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении темы «Типичные арифметические задачи»

В статье описывается технология обучения, направленная на стимулирование учебно-познавательной активности студентов факультета «начальное обучение» педагогических вузов при изучении темы «Типичные арифметические задачи» в курсе «Математика».

Теоретические основы использования инновационных технологий в образовательном процессе

В данной статье рассматриваются сложность и эффективные стороны использования инновационной технологии при преподавании русского языка, в частности изучения глаголов движения с приставками на нефилологических направлениях высшего учебного заведения и...

Математическая обработка некоторых результатов маркшейдерско-геодезических измерений. Корреляция и регрессия

Изучение реальных процессов обычно предполагает наблюдение за целым рядом случайных величин. Исключительный интерес для широкого класса задач представляет обнаружение взаимных связей между двумя и более случайными величинами. Например, существует ли ...

Задать вопрос