Стратегии развития нового Шелкового пути в XXI веке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (95) август-1 2015 г.

Дата публикации: 04.08.2015

Статья просмотрена: 6876 раз

Библиографическое описание:

Лю Цзея. Стратегии развития нового Шелкового пути в XXI веке [Текст] / Лю Цзея // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 391-394.

В данной статье проводится анализ реализации проекта нового Шелкового пути. Статья раскрывает содержание понятия нового Шелкового пути, которое включает в себя два стратегических проекта: “Экономический пояс нового Шелкового пути” и “Морской Шелковый путь 21 века”, сокращенно “Один пояс — одна дорога”. В статье изучены идеи создания нового Шелкового пути. Для определения территориальных границ проекта рассмотрены географические рамки нового Шелкового пути. Особое внимание в статье уделено внешнеполитическим стратегиям нового Шелкового пути для Центральной Азии и Европы, рассмотрен инвестиционный потенциал Китая по реализации проекта нового Шелкового пути и проанализированы перспективы сотрудничества Китая и России в рамках проекта “Экономического пояса нового Шелкового пути”.

Ключевые слова: новый Шелковый путь, “Экономический пояс нового Шелкового пути”, “Морской Шелковый путь 21 века”, “Один пояс — одна дорога”.

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

Логичное и гармоничное развитие политики КНР за последние двадцать лет, укрепление экономического и энергетического сотрудничества со странами Центральной Азии, закрепление статуса крупнейшего импортера России, как крупного поставщика сырья и возможного логистического участника по доставке товаров, послужило объявление председателя КНР Си Цзиньпина осенью 2013 года о начале реализации проекта “Экономический пояс нового Шелкового пути”.

Данный проект является одним из самых крупномасштабных экономических проектов последних лет, который соответствует общим мировым тенденциям глобализации. Реализация проекта “Экономический пояс нового Шелкового пути” для Китая важна и необходима, так как не только сможет решить вопрос по урегулированию дисбаланса внутри страны, при котором западная и северная часть страны развиты намного слабее провинций восточных и южных, но и способствовать созданию транспортного, энергетического, торгового коридора между странами Центральной Азии и Европы, а, следовательно, сможет благоприятствовать сближению стран евразийского региона.

Цель исследования — проведение анализа реализации проекта нового Шелкового пути.

Предметом исследования являются стратегии реализации проекта нового Шелкового пути.

Объектом исследования является проект нового Шелкового пути.

Задачи исследования:

1)            раскрыть содержание понятия нового Шелкового пути;

2)            изучить идеи создания нового Шелкового пути;

3)            обозначить географические рамки нового Шелкового пути;

4)            выяснить внешнеполитические стратегии нового Шелкового пути;

5)            рассмотреть инвестиционный потенциал Китая по реализации проекта нового Шелкового пути

6)            проанализировать перспективы сотрудничества Китая и России в рамках проекта “Экономического пояса нового Шелкового пути”.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Понятие Шелкового пути

Термин “Великий шелковый путь” введен немецким географом Рихтгофеном в 1877 году. Данное понятие обозначало караванную дорогу, связывавшую Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. В первую очередь, дорога использовалась для вывоза шелка из Китая, с чем и связано ее название. Путь был проложен во II веке до н. э., вел из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи; южная — мимо озера Лоб-Нор по южной окраине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Памир (в южной части) вела в Бактрию, а оттуда — в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря.

Новый Шелковый путь это два стратегических проекта, которые имеют официальное название — “Экономический пояс нового Шелкового пути” и “Морской Шелковый путь 21 века” сокращенно “Один пояс — одна дорога” (англ. The Belt and Road Initiative, One Belt And One Road (аббрев. “OBAOR”) или One Belt One Road (аббрев. OBOR), или Belt And Road (аббрев. “BAR”)).

Хэ Маочунь (He Maochun), профессор Университета Цинхуа отметил, что новый Шелковый путь — это возрождение экскурсионного маршрута вдоль древнего Шелкового пути. Это торгово-экономическое сотрудничество между регионами. Это не столько стройка транспортных коридоров, сколько строительство партнерских отношений: заключение твердых двусторонних и многосторонних соглашений о свободной торговле, совместных инфраструктурных проектов и других форм высокого уровня экономического и культурного обмена. Таким образом регион сможет адаптироваться к экономической глобализации. В основном речь идет о региональной экономической интеграции, либерализации торговли и инвестиций [4].

Идеи создания нового Шелкового пути

Впервые идея создания “Экономического пояса нового Шелкового пути” как новой формы углубления сотрудничества Китая, государств Центральной Азии и Европы была выдвинута 16 сентября 2013 года председателем КНР Си Цзиньпином на выступлении в Назарбаев университете в Астане. Создание “Морского Шелкового пути 21 века” также было предложено Си Цзиньпином странам АСЕАН в октябре 2013 года во время визита в Индонезию. Относительно морского варианта Си Цзиньпин, отметил, что поскольку “с давних времен Юго-Восточная Азия была важным узлом морского Шелкового пути, Китай предлагает совместно создать Новый Шелковый путь на море в целях достижения совместного развития и процветания” [6]. Более того, Китай подписал 11 соглашений о зонах свободной торговли с 19 странами и регионами. Переговоры еще по семи таким зонам ведутся с 23 странами.

Географические рамки нового Шелкового пути

Проект географически охватывает Центральную Азию, Южную Азию, Западную Азию и Евразию. Наземный новый Шелковый путь, называемый “Экономический пояс нового Шелкового пути”, как и тысячу лет назад, начнется в Сиане (пров. Шэньси), затем он пройдет через Ланьчжоу (пров. Ганьсу) в Синьцзян-Уйгурский автономный район, г.Урумчи, пересечет всю Центральную Азию, Иран, Ирак, Сирию, Турцию, перейдет через Босфорский пролив. Пройдет через всю Восточную Европу — торговый путь направится в Москву, пересечет всю Европу от Роттердама до Венеции, где встретится с параллельным крупномасштабным Морским Шелковым путем, называемым “Морской Шелковый путь 21 века”.

Морской Шелковый путь начнется в городе Фучжоу (пров. Фуцзянь), пройдет через крупнейшие города Южного Китая: Цюаньчжоу (пров. Фуцзянь), Гуанчжоу (пров. Гуандун), Бэйхай (пров. Гуанси) и Хайкоу (о.Хайнань) дойдет до Малаккского пролива с остановкой в Куала-Лумпур, пересечет весь Индийский океан с остановками в Калькутте (Индия), Коломбо (Шри-Ланка) и с транзитной остановкой на Мальдивах дойдет до Найроби в Кении. Через Красное море путь пройдет с остановкой в Джибути через Суэцкий канал дойдет до Афин (Греция) и до Венеции (Италия), где сомкнется с сухопутным путем “Экономическим поясом нового Шелкового пути” (рис.1).

Рис.1. Географические рамки нового Шелкового пути

 

Внешнеполитические стратегии нового Шелкового пути

Во-первых, строительство транспортных магистралей. Проект нового Шелкового пути предполагает строительство новых дорог (а не только улучшение существующих магистралей). Строительство новых дорог будет происходить с использованием инновационных технологий. Это будут современные высокоскоростные магистрали. В настоящее время Китай обладает инновационными технологиями строительства высокоскоростных магистралей, благодаря которым смог осуществить существенный прорыв и достичь мирового лидерства в этом отношении. Согласно данным 2014 года на территории Китая уже построено 111.9 тыс. км высокоскоростных автомагистралей и 16 тыс. км высокоскоростных железнодорожных магистралей [5, 8]. Успешное строительство высокоскоростных магистралей достигли уровня выхода на экспорт.

Во-вторых, строительство транспортных магистралей в свою очередь повлечет за собой развитие инфраструктуры. Так, вдоль новых скоростных дорог появятся новые центры развития, будет расширена логистическая сеть, новое развитие получат туристические маршруты, будет создано много новых рабочих мест. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию экономики регионов в целом.

В-третьих, транспортное и инфраструктурное развитие приведет к расширению торговли. Новый Шелковый путь свяжет друг с другом разные страны Евразии, а также откроет новые каналы торговли.

В-четвертых, развитие взаимной торговли путем использования национальных валют, что должно привести к стабильности в валютной политике.

В-пятых, соблюдение главного условия — политической стабильности и обеспечения гарантий общественной безопасности, которое должны поддерживать страны-участники нового Шелкового пути. Таким образом новый Шелковый путь может быть залогом стабильности и безопасности в регионе.

В-шестых, развитие культурного обмена евразийских стран и народов друг с другом. Достижение единой цели может способствовать культурному обмену стран-участников, может сблизить и сплотить евразийские народы [3].

Таким образом, соответствующий общемировым тенденциям глобализации, основывающийся на принципе взаимной выгоды и имеющий перспективу, новый Шелковый путь имеет ряд внешнеполитических стратегических преимуществ, которые могут способствовать сплочению стран евразийского региона и раскрытию их экономического потенциала.

Инвестиционный потенциал Китая по реализации проекта нового Шелкового пути

В начале 2015 года министр иностранных дел КНР Ван И заявил, что центром внешней политики КНР будет проект “Один пояс — одна дорога”. Согласно этого проекта кроме торгово-экономических связей, правительство КНР создает специальный фонд, размером более 40 млрд долларов, а также Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, на развитие которого уже выделено 50 млрд долларов. Эти средства будут использоваться для строительства железных дорог, портов, необходимой инфрастуктуры и развития экономических и культурных отношений между странами-участниками нового Шелкового пути [9].

Директор Центра по изучению России и Центральной Азии Фуданьского университета в Шанхае Чжао Хуашен (Zhao Huasheng) отметил, что в настоящее время торгово-экономические отношения между КНР и странами Центральной Азии настолько глубоки, что Китай становится их одним из наиболее значимых торговых партнеров, инвесторов и финансовых спонсоров. Вклад Китая в экономику региона значителен. Данные партнерские отношения взаимовыгодны. Из всех направлений сотрудничества для Китая главное — энергетика, особенно поставки природного газа. В 2012 году КНР импортировала в общей сложности 42.5 млрд кубометров, причем 20 млрд из Центральной Азии. Эксперты считают, что уже в ближайшем будущем эта цифра значительно вырастет. Импорт нефти из Казахстана стабилизировался на уровне порядка 4 % от общего объема китайского нефтяного импорта. В 2012 году КНР получила из-за рубежа 271 млн тонн нефти, из которых на Казахстан приходится около 10 млн. А для Казахстана этот объем составляет 16 % от его нефтяного экспорта.

Торгово-экономические связи между КНР и Центральной Азией будут расти и располагающий огромным инвестиционным потенциалом Китай займет еще более важное место в экономическом развитии этого региона [1].

Сотрудничество Китая и России в рамках проекта “Экономического пояса нового Шелкового пути”

В мае 2015 года в Москве президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин подписали заявление о сотрудничестве в рамках проекта “Экономического пояса нового Шелкового пути”, которое, по мнению наблюдателей, является самым значимым российско-китайским документом с момента начала политического и экономического разворота на Восток.

В совместном заявлении говорится о том, что Российская Федерация поддерживает строительство “Экономического пояса нового Шелкового пути”, а КНР в свою очередь поддерживает усилия РФ по продвижению интеграционных процессов в ЕАЭС и планирует начать переговоры о заключении соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве.

Руководитель программы “Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе” Московского Центра Карнеги Александр Габуев отметил, что участие в “Экономическом поясе нового Шелкового пути” для России является возможностью привлечь инвестиции для развития своей внутренней инфраструктуры, в итоге у России появятся и рабочие места, и налоги, и огромная транзитная магистраль, в которой Россия будет одним из доминирующих игроков [2].

Одним из первых проектов в рамках создания “Экономического пояса нового Шелкового пути” станет строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали “Москва-Казань” стоимостью 1 трлн рублей, которая в будущем станет частью скоростного железнодорожного коридора Пекин-Европа. В ходе визита был подписан меморандум о строительстве магистрали. Китай готов внести в капитал проектной компании для строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) “Москва- Казань” 104 млрд рублей, в два раза больше, чем планировалось ранее, а также увеличить сумму кредита для строительства с первоначальных 250 млрд рублей в ходе реализации проекта [7].

ВЫВОДЫ

Таким образом, следует отметить, что проект нового Шелкового пути для Центральной Азии и Европы является взаимовыгодным и преимущественным, так как проект не предполагает создание какого-либо структурного образования, это вариант экономической интеграции на основе общих интересов, в первую очередь — создания единой сети автомагистралей и железных дорог, которые будут обеспечивать как взаимную торговлю, так и транзит внешнеторговых грузов из АТР в Европу. В перспективе, развитие сотрудничества усилит взаимодополняемость экономик стран-участников нового Шелкового пути и сможет естественным образом привести к снятию торговых барьеров, в результате чего может быть сформирована крупномасштабная взаимовыгодная зона свободной торговли.

 

Литература:

 

1.      Новый Шелковый путь: стратегические интересы России и Китая URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2883#top-content.

2.      Россия и Китай вместе пойдут по “Шелковому пути” URL: http://tass.ru/ekonomika/1957941.

3.      Шелковый путь — проект для Евразии URL: http://telegrafua.com/world/14663/.

4.      He Maochun, Zhang Jibing, Zang Yapeng, Tian Bin Center of Research in Economic Diplomacy, Tsinghua University // Journal of Xinjiang Normal University (Edition of Philosophy and Social Sciences), 2015. Vol.36. № 03. — P. 36–45.

5.      2014年全国省市(区)高速公路通车里程一览表 (Таблица протяженности действующих высокоскоростных автомагистралей по всей стране на 2014 год) URL: http://www.cngaosu.com/a/2015/0126/531725.html.

6.      海上丝绸之路:比陆上丝绸之路更悠久 (Морской Шелковый путь: более длинная история по сравнению с сухопутным Шелковым путем) URL: http://www.cssn.cn/kgx/kgsb/201507/t20150716_2080889.shtml.

7.      中国高铁海外第一单落地 铁路基建迎风口 (Первая китайская высокоскоростная железнодорожная магистраль за рубежом. Открытие капитального строительства железной дороги) // Modern Welding Technology, 2015. № 06 — P. 43–44.

8.      中国高速铁路营业里程稳居居世界第一 (Протяженность первых в мире надежных действующих китайских высокоскоростных железнодорожных магистралей) URL: http://politics.people.com.cn/n/2015/0130/c1001–26478770.html.

9.      “一带一路”十年目标:年贸易额2.5万亿美元(“Один пояс — одна дорога” ориентир 10 лет: годовой торговый оборот составит 2.5 тыс. млрд долларов) URL: http://finance.takungpao.com/hgjj/q/2015/0330/2959268.html.



[1] Данная статья опубликована при поддержке фонда «Международного бизнес-центра» Шаньдунского университета путей сообщения на базе социально-гуманитарных исследований провинции Шаньдун.

Основные термины (генерируются автоматически): Шелковый путь, Экономический пояс нового, Центральная Азия, Китай, морской Шелковый путь, Россия, Европа, КНР, географическая рамка нового, рамка проекта.


Ключевые слова

Новый Шелковый путь, “Экономический пояс нового Шелкового пути”, “Морской Шелковый путь 21 века”, “Один пояс — одна дорога”

Похожие статьи

Железнодорожный транзитный потенциал Российской Федерации: проблемы, перспективы, возможности от участия в международном интеграционном проекте — инициативе КНР «Один пояс — один путь»

В статье рассматриваются вопросы формирования и развития на территории Российской Федерации основных маршрутов международных транспортных коридоров МТК «Транссиб» и Байкало-Амурской магистрали, МТК «Приморье-1» и «Приморье-2», дается количественная о...

Концепция Нового шелкового пути: суть, специфика, перспективы

В статье доказывается своеобразие политического характера разрабатываемых в США официальных идей «большого реформаторского коридора Шелкового пути».

Развитие регионов Китая в контексте реализации инициативы «Один пояс — один путь»

В современном научном сообществе все больший интерес вызывают внешнеполитические стратегии, предлагаемые Китаем, раскрывающие подход китайского политического руководства к современной системе глобального управления и международных отношений. Актуальн...

Политические аспекты концепции «Экономического пояса Шелкового пути»

В статье доказывается своеобразие политического характера разработанной в КНР официальной концепции «Экономического пояса Шелкового пути».

Перспективы Китайско-белорусского индустриального парка в условиях межкультурной разницы

Беларусь расположена в важном узле инициативы «Один пояс, один путь», и экономическая и торговая деятельность между Китаем и Беларусью привлекла внимание двух правительств. Китайско-Белорусский индустриальный парк — это две страны Китая и Беларуси. ...

От НАФТА к USMCA: развитие экономических отношений в текущем региональном и глобальном контексте

Более тридцати лет назад, 1 января 1994 года вступило в силу Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) между Соединенными Штатами Америки, Мексиканскими Соединенными Штатами и Канадой. На смену ему пришло Соглашение США — Мексика — К...

Интересы Китайской Народной Республики в реализации проекта железной дороги «Китай — Кыргызстан — Узбекистан»

Более двадцати лет проект железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» оставался спорным и создавал вокруг себя много различных мнений. Сменилось ни одно поколение правящей власти и государственного строя в Кыргызской Республики. Были и остаются опа...

Роль японо-американского альянса безопасности на современном этапе и последствия для России

В статье рассматривается ряд аспектов, препятствующих развитию российско-японского сотрудничества: прочность японо-американского альянса с сопутствующими обоюдными обязательствами. Раскрывается современный характер внешней политики Японии, в которой...

Осознанность и «мягкая сила» — новая концепция развития туристического бизнеса Таиланда на 2024 год

В рамках детально проработанного плана на 2024 год, был определен амбициозный план по достижению общего дохода в 3 триллиона бат. Этот показатель включает в себя 1,92 триллиона бат, полученных от международных туристов, и 1,08 триллиона бат от внутре...

Состояние и особенности развития трубопроводного транспорта России на современном этапе

Актуальность настоящей статьи обусловлена тем обстоятельством, что одну из стратегически важных ролей в экономике Российской Федерации играет нефтегазодобывающая отрасль и, как следствие, трубопроводный транспорт. Так, Россия уверенно удерживает лиди...

Похожие статьи

Железнодорожный транзитный потенциал Российской Федерации: проблемы, перспективы, возможности от участия в международном интеграционном проекте — инициативе КНР «Один пояс — один путь»

В статье рассматриваются вопросы формирования и развития на территории Российской Федерации основных маршрутов международных транспортных коридоров МТК «Транссиб» и Байкало-Амурской магистрали, МТК «Приморье-1» и «Приморье-2», дается количественная о...

Концепция Нового шелкового пути: суть, специфика, перспективы

В статье доказывается своеобразие политического характера разрабатываемых в США официальных идей «большого реформаторского коридора Шелкового пути».

Развитие регионов Китая в контексте реализации инициативы «Один пояс — один путь»

В современном научном сообществе все больший интерес вызывают внешнеполитические стратегии, предлагаемые Китаем, раскрывающие подход китайского политического руководства к современной системе глобального управления и международных отношений. Актуальн...

Политические аспекты концепции «Экономического пояса Шелкового пути»

В статье доказывается своеобразие политического характера разработанной в КНР официальной концепции «Экономического пояса Шелкового пути».

Перспективы Китайско-белорусского индустриального парка в условиях межкультурной разницы

Беларусь расположена в важном узле инициативы «Один пояс, один путь», и экономическая и торговая деятельность между Китаем и Беларусью привлекла внимание двух правительств. Китайско-Белорусский индустриальный парк — это две страны Китая и Беларуси. ...

От НАФТА к USMCA: развитие экономических отношений в текущем региональном и глобальном контексте

Более тридцати лет назад, 1 января 1994 года вступило в силу Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) между Соединенными Штатами Америки, Мексиканскими Соединенными Штатами и Канадой. На смену ему пришло Соглашение США — Мексика — К...

Интересы Китайской Народной Республики в реализации проекта железной дороги «Китай — Кыргызстан — Узбекистан»

Более двадцати лет проект железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» оставался спорным и создавал вокруг себя много различных мнений. Сменилось ни одно поколение правящей власти и государственного строя в Кыргызской Республики. Были и остаются опа...

Роль японо-американского альянса безопасности на современном этапе и последствия для России

В статье рассматривается ряд аспектов, препятствующих развитию российско-японского сотрудничества: прочность японо-американского альянса с сопутствующими обоюдными обязательствами. Раскрывается современный характер внешней политики Японии, в которой...

Осознанность и «мягкая сила» — новая концепция развития туристического бизнеса Таиланда на 2024 год

В рамках детально проработанного плана на 2024 год, был определен амбициозный план по достижению общего дохода в 3 триллиона бат. Этот показатель включает в себя 1,92 триллиона бат, полученных от международных туристов, и 1,08 триллиона бат от внутре...

Состояние и особенности развития трубопроводного транспорта России на современном этапе

Актуальность настоящей статьи обусловлена тем обстоятельством, что одну из стратегически важных ролей в экономике Российской Федерации играет нефтегазодобывающая отрасль и, как следствие, трубопроводный транспорт. Так, Россия уверенно удерживает лиди...

Задать вопрос