Концепция Нового шелкового пути: суть, специфика, перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.

Дата публикации: 20.01.2015

Статья просмотрена: 2274 раза

Библиографическое описание:

Кузиев, Н. А. Концепция Нового шелкового пути: суть, специфика, перспективы / Н. А. Кузиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 406-408. — URL: https://moluch.ru/archive/82/15033/ (дата обращения: 22.12.2024).

В статье доказывается своеобразие политического характера разрабатываемых в США официальных идей «большого реформаторского коридора Шелкового пути».

Ключевые слова:Великий Шелковый путь, Новый Шелковый путь, политика США в Центральной и Южной Азии.

 

В девяностые годы XX века (а именно 21 июля 1997 г.) заместитель государственного секретаря США С.Тэлботт в своей программной речи в Институте Центральной Азии и Кавказа (ЦАК) при Университете им.Дж.Хопкинса — «Прощание. Американская политика на Кавказе и в Центральной Азии» [2]. — подчеркнул мысль о важности политики США в ЦАК, призвал к «правильной интеграции» и упомянул о «важном торговом и транспортном коридоре вдоль старого Шелкового пути между Европой и Азией» [3].

Намного позже, в ноябре 1998 г. в Палату представителей Конгресса США был внесен так и не утвержденный впоследствии [5] проект «Закона о стратегии Шелкового пути 1999 г».. В нем предлагалось, в частности, выделение $1 млн. «для неправительственных организаций, расположенных за пределами КНР, в поддержку мероприятий, которые сохраняют культурные традиции и содействуют устойчивому развитию, охране окружающей среды, тибетской общины» [6]. Таким образом концепция возрождения Шелкового пути использовалась для продвижения демократии

Выступая 30 июня 1999 г. в Конгрессе США сенатор С.Браунбек отмечал: «Стратегия Шелкового пути предусматривает всеобъемлющую политику США в отношении стран Южного Кавказа и Центральной Азии. Она санкционирует оказание помощи в гамме областей и предназначена для защиты национальных интересов США в регионе:

1)        содействовать суверенитету, независимости и демократическим правительствам;

2)        для поощрения терпимости, плюрализма, а также борьбы с расизмом и антисемитизмом;

3)        для оказания помощи в активном участии в урегулировании региональных конфликтов;

4)        в содействии развитию дружественных отношений и экономического сотрудничества;

5)        чтобы способствовать внедрению рыночных принципов;

6)        для оказания помощи в развитии инфраструктуры, необходимой для связи, транспорта и энергетики и торговли оси Восток-Запад;

7)        на поддержку США, интересов бизнеса и инвестиций в регионе» [7].

Как видим, в концепции возрождения Шелкового пути появлялись элементы экономического сотрудничества.

В 2001 г. в Палате представителей Конгресса США была создана «Группа Шелкового пути» («Silk Road Caucus») [4]. Это подчеркивало внимание США к проблеме возрождения транспортных магистралей.

Помощник государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ричард А. Баучер, выступая в Стамбуле 13 июня 2006 г., заявил: «Общая идея — возрождение фундаментальной основы Шелкового пути. С Востока на Запад и с Юга на Север великие мировые цивилизации находили пути для перемещения товаров в обоих направлениях между Индией и Азией и Ближним Востоком и Европой. Это был также канал обмена идеями и знаниями. Мы надеемся, что этот регион вновь сможет свести вместе товары, людей и идеи всего мира» [9]. Как видим, операция в Афганистане наложила отпечаток на концепции возрождения Шелкового пути.

Возросшую активность в указанном вопросе проявляли и США. «Мы, — заявил в августе 2007 г. помощник государственного секретаря CША по вопросам экономики, энергетики и бизнеса Д.Салливан, — хотим работать… над созданием «нового Шелкового пути», чтобы Центральная Азия вновь стала опорой торгового и культурного обмена между севером и югом. Мы считаем, что впереди необыкновенные возможности, но и трудности тоже, и мы хотим работать … по обоим направлениям — преодолевая трудности и используя возможности» [10].

Инициатива «Нового Шелкового пути» (НШК) обсуждалась 22 сентября 2011 г. на встрече министров стран НШК в Нью-Йорке. Она была тогда, как заявляют официальные лица США, направлена на «поощрение торговли и экономического сотрудничества в регионе». Ее осуществление, как предлагалось, помогло бы Афганистану и соседним с ним странам максимально эффективно «использовать свои ценные ресурсы, добиться укрепления человеческого потенциала, создания дополнительных рабочих мест и обеспечить полноправное участие женщин в экономической и политической сферах» [11]. «Афганистан, прочно встроенный в экономическую жизнь процветающей Южной и Центральной Азии, лучше мог бы привлекать новые источники иностранных инвестиций, подключаться к зарубежным рынкам и предоставлять людям достойные альтернативы мятежу», — сказала тогдашний госсекретарь США Х.Клинтон о так называемой инициативе «Новый Шелковый путь». Это название напоминает о древнем торговом маршруте через регион. По словам госсекретаря, рост региональной торговли может также «открыть новые источники сырья, энергии и сельскохозяйственной продукции для каждой страны региона» [12].

В основе концепции НШП, как считали в американской администрации, лежит осознание того, что «Афганистан прочно укоренился в экономической жизни региона и что он сможет более эффективно привлекать новые капиталовложения, осваивать свои ресурсы и предоставлять своему народу растущие экономические возможности, вселяя в него надежду». Так заявил, например, 29 сентября 2011 г. заместитель государственного секретаря США по экономическим, энергетическим и сельскохозяйственным вопросам Р.Хорматс. Р.Хорматс также подчеркнул «ключевую роль» частных инвестиций в строительстве НШП, а также огромное внимание, уделяемое в инициативе участию женщин. По его словам, в сегодняшнем мире невозможно создать в стране современную финансовую систему, если половина граждан не имеет к ней доступа. [13].

Выступая 18 октября 2012 г. в Национальном ресурсном центре по изучению Внутренней Азии и Урала при Индианском университете, помощник государственного секретаря по делам Южной и Центральной Азии Р.Блейк выразил мнение, что США планируют создать НШП, интегрирующий экономики Центральной и Южной Азии, и ключевую роль в этом будет играть именно Афганистан. По словам Р.Блейка, страны Центральной Азии должны обеспечить верховенство права, снизить коррупцию и устранить другие факторы, усложняющие пересечение границ, гарантировать защиту авторского права и других форм интеллектуальной собственности, отменить обременительные и противоречивые требования для иностранных инвесторов, а также реформировать непрозрачные и непредсказуемые регуляционные положения. «Только в 2011 г. около 50 американских колледжей и университетов приняли 3188 студентов из Центральной Азии, в том числе 1890 из Казахстана и 560 из Узбекистана», — заявил он [8]. Как видим, симбиоз продвижения демократии и капитала продолжал составлять суть концепции НШП.

Концепция НШП включает в себя не только улучшение материальной базы, например, повышение качества транспортных систем, коммуникаций и энергетической инфраструктуры, но и методы усовершенствования норм и законов, которые повысят эффективность грузопотока и обеспечат развитие рынка услуг в пределах Центральной Азии и Афганистана, а также между регионом и глобальным сообществом.

По словам Л.Трейси, заместителя помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии, Соединенные Штаты вложили существенные ресурсы и политический капитал в развитие составляющих концепции НШП, особенно в Афганистане. «Соединенные Штаты выделили свыше 2 млрд долларов на строительство в Афганистане линий электропередач, гидроэлектростанций и проведение сопутствующих реформ в сфере энергетики. Мы построили и отремонтировали более 3 тыс. километров дорог, помогли Афганистану учредить Национальное управление железных дорог и разработать национальный план железнодорожных коммуникаций. Благодаря технической поддержке со стороны США сегодня Афганистан располагает оптоволоконной сетью общей протяженностью свыше 4 тыс. километров», — сказала Л.Трейси [14].

В связи с выводом войск коалиции с Афганистана концепция НШП несколько пересмотрена. Так, США выражают готовность поддержать в ближайшие несколько лет: 1) региональную энергосистему Южной (Афганистан, Пакистан и Индия) и Центральной Азии; 2) развитие региональной торговли; 3) гармонизацию таможенных процедур; 4) установление деловых отношений между населением в регионе. Кроме того, в планах администрации США поддержка конкретных проектов. Особенность проекта CASA-1000 в том, что он впервые в истории соединяет энергосистемы. Проект RESET направлен на создание региональной энергосистемы и поддержание реформ энергосистемы в каждой из стран. TUTAP (Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Пакистан) — линия электропередач между этими странами, TAPI (Туркменистан, Афганистан, Пакистан, Индия) — проект газопровода [1].

 

Литература:

 

1.      Заместитель помощника госсекретаря США Ф.Сумар: Повестку Нового Шелкового пути формируют страны региона, мы только оказываем поддержку (интервью). 21 марта 2014 г. // Информационное агентство АКИpress — akipress.org.

2.      Talbott S. A Farewell to Flashman: American Policy in the Caucasus and Central Asia. US Department of State Dispatch, July, 1997 // Web-site of Department of State of USA — www.america.gov;

3.      Экономическая интеграция Центральной Азии. (Выступление Эвана Фейгенбаума в Институте Центральной Азии и Кавказа им. Джонса Хопкинса). 16 февраля 2007 года // www.america.gov;

4.      Members of the Silk Road Caucus // The Congressional Silk Road Caucus — www.house.gov;

5.      H.R. 1152 — Silk Road Strategy Act of 1999. (Bereuter (R) NE and 5 cosponsors). August 2, 1999 // Web-site of the President of USA — www.whitehouse.gov;

6.      Text of H. R. 3196 [106th]: Silk Road Strategy Act of 1999 // United States House of Representatives — www.house.gov;

7.      Silk Road Legislation Passes U. S. Senate Tonight. June 30, 1999 // S.Brownbeck`s Web-site — brownback.senate.gov;

8.      США сотрудничают с Центральной Азией по широкому кругу вопросов. 19 октября 2012 г. // Веб-сайт Государственного департамента США — iipdigital.usembassy.gov.

9.      Помощник госсекретаря США Р.Баучер выступил на Форуме энергетического сектора Центральной Азии. (Речь Р.Баучера в г.Стамбуле 13 июня 2006 г.). 14 июня 2006 г. // Веб-сайт Государственного департамента США — www.america.gov;

10.  Салливан Д. Экономическая интеграция остается ключевым фактором развития Центральной Азии. (Туркменистану предлагается улучшить управление для привлечения иностранных инвестиций). Речь в г.Ашхабаде, Туркменистан. 14 августа 2007 г. // www.america.gov;

11.  США направляют Афганистан на новый «шелковый путь». 29 сентября 2011 г. // Центр новостей ООН — www.un.org.

12.  Хиллари Клинтон: строительство нового Шелкового пути имеет огромное значение для Афганистана. 26 сентября 2013 г. // iipdigital.usembassy.gov.

13.  План «Нового Шелкового пути» направлен на превращение Афганистана в торговый узел. 4 октября 2011 года // iipdigital.usembassy.gov.

14.  Концепция «Нового Шелкового пути» сулит Афганистану светлое будущее. 30 октября 2013 года // iipdigital.usembassy.gov.

Основные термины (генерируются автоматически): Афганистан, Шелковый путь, Центральная Азия, США, концепция возрождения, Пакистан, региональная торговля, региональная энергосистема, экономическое сотрудничество, Южная Азия.


Ключевые слова

Великий Шелковый путь, Новый Шелковый путь, политика США в Центральной и Южной Азии., политика США в Центральной и Южной Азии

Похожие статьи

Политические аспекты концепции «Экономического пояса Шелкового пути»

В статье доказывается своеобразие политического характера разработанной в КНР официальной концепции «Экономического пояса Шелкового пути».

Стратегии развития нового Шелкового пути в XXI веке

В данной статье проводится анализ реализации проекта нового Шелкового пути. Статья раскрывает содержание понятия нового Шелкового пути, которое включает в себя два стратегических проекта: “Экономический пояс нового Шелкового пути” и “Морской Шелковый...

Современные транспортные магистрали Великого шелкового пути в Евразии

В данной статье приведены сведения о роли и значении транспортных коммуникаций Узбекистана, касающихся транзитных дорог Евразии и перспективы их развития.

Становление украинского направления во внешней политике США начала ХХ века

Данная публикация посвящена рассмотрению основных этапов формирования внешнеполитической концепции США в украинском вопросе в течение первых десятилетий двадцатого века. Проблематика рассматривается через призму внешних и внутренних факторов, которые...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Мировое значение интернет-торговли. Интернет-ритейл как новый вид мягкой силы

В статье рассматривается трансформация современной интернет торговли, проанализированы перспективы развития данной области в контексте международного сотрудничества, проведен краткий анализ отношений России и Китая в сфере взаимодействия по развитию ...

Интеграционная политика Республики Армения: причины и перспективы выбора евразийского вектора развития

В представленной статье рассматривается интеграционная политика Армении в период с 1991 по 2015 год, результатом которой стало вступление республики в Евразийский экономический союз. Показана взаимосвязь интеграционных процессов с проводимой Республи...

Развитие системы туристских потоков в рамках инициативы КНР «Один пояс — один путь»: достоинства и недостатки

В данной статье рассматриваются сухопутный и морской маршруты ОПОП, чем они интересны и каким образом их можно использовать. Рассмотрены коридоры китайской инициативы, а также какие в ней созданы туристические организации и какие направления работы н...

Внешнеэкономические приоритеты Российской Федерации и Китайской Народной Республики в сфере энергетического сотрудничества в Северо-Восточной Азии: сравнительный анализ

Исследованы стратегические направления развития экономики и энергетики на Востоке России на современном этапе развития с учетом энергетической корпорации России со странами Северо-Восточной Азии. Дана характеристика интересов двух государств — России...

История строительства и значение Байкало-Амурской магистрали в развитии современных экономических отношений России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона

В представленной научной статье на примере истории создания, развития и современного состояния Байкало-Амурской магистрали (БАМ) изучены проблемы включения российской железнодорожной инфраструктуры в систему международных транзитных перевозок. Так же...

Влияние китайского мегапроекта «Один пояс и один путь» на российскую экономическую сферу

В рамках инициативы «Один пояс и один путь» просматриваются долговременные задачи по усилению влияния Китая на евразийском пространстве. Тем не менее, Пекин декларирует стремление учитывать интересы и России, и стран региона. Россия заинтересована в ...

Похожие статьи

Политические аспекты концепции «Экономического пояса Шелкового пути»

В статье доказывается своеобразие политического характера разработанной в КНР официальной концепции «Экономического пояса Шелкового пути».

Стратегии развития нового Шелкового пути в XXI веке

В данной статье проводится анализ реализации проекта нового Шелкового пути. Статья раскрывает содержание понятия нового Шелкового пути, которое включает в себя два стратегических проекта: “Экономический пояс нового Шелкового пути” и “Морской Шелковый...

Современные транспортные магистрали Великого шелкового пути в Евразии

В данной статье приведены сведения о роли и значении транспортных коммуникаций Узбекистана, касающихся транзитных дорог Евразии и перспективы их развития.

Становление украинского направления во внешней политике США начала ХХ века

Данная публикация посвящена рассмотрению основных этапов формирования внешнеполитической концепции США в украинском вопросе в течение первых десятилетий двадцатого века. Проблематика рассматривается через призму внешних и внутренних факторов, которые...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Мировое значение интернет-торговли. Интернет-ритейл как новый вид мягкой силы

В статье рассматривается трансформация современной интернет торговли, проанализированы перспективы развития данной области в контексте международного сотрудничества, проведен краткий анализ отношений России и Китая в сфере взаимодействия по развитию ...

Интеграционная политика Республики Армения: причины и перспективы выбора евразийского вектора развития

В представленной статье рассматривается интеграционная политика Армении в период с 1991 по 2015 год, результатом которой стало вступление республики в Евразийский экономический союз. Показана взаимосвязь интеграционных процессов с проводимой Республи...

Развитие системы туристских потоков в рамках инициативы КНР «Один пояс — один путь»: достоинства и недостатки

В данной статье рассматриваются сухопутный и морской маршруты ОПОП, чем они интересны и каким образом их можно использовать. Рассмотрены коридоры китайской инициативы, а также какие в ней созданы туристические организации и какие направления работы н...

Внешнеэкономические приоритеты Российской Федерации и Китайской Народной Республики в сфере энергетического сотрудничества в Северо-Восточной Азии: сравнительный анализ

Исследованы стратегические направления развития экономики и энергетики на Востоке России на современном этапе развития с учетом энергетической корпорации России со странами Северо-Восточной Азии. Дана характеристика интересов двух государств — России...

История строительства и значение Байкало-Амурской магистрали в развитии современных экономических отношений России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона

В представленной научной статье на примере истории создания, развития и современного состояния Байкало-Амурской магистрали (БАМ) изучены проблемы включения российской железнодорожной инфраструктуры в систему международных транзитных перевозок. Так же...

Влияние китайского мегапроекта «Один пояс и один путь» на российскую экономическую сферу

В рамках инициативы «Один пояс и один путь» просматриваются долговременные задачи по усилению влияния Китая на евразийском пространстве. Тем не менее, Пекин декларирует стремление учитывать интересы и России, и стран региона. Россия заинтересована в ...

Задать вопрос