В данной статье рассматриваются сухопутный и морской маршруты ОПОП, чем они интересны и каким образом их можно использовать. Рассмотрены коридоры китайской инициативы, а также какие в ней созданы туристические организации и какие направления работы на данный момент они рассматривают. Разработаны рекомендации по систематизации и управлению туризмом и потоками в рамках программы «Один пояс — один путь».
Ключевые слова : ОПОП, Один пояс один путь, сухопутный маршрут, морской маршрут, туризм инициативы ОПОП.
This article examines the land and sea routes of the OBOR, why they are interesting and how they can be used. The corridors of the Chinese initiative, as well as which tourist organizations have been created in it and what areas of work they are considering at the moment, are considered. Recommendations have been developed for the systematization and management of tourism and flows within the framework of the «One Belt — One Road» program.
Keywords: OBOR, One Belt and One Road, Land Route, Sea Route, OBOR Tourism Initiative.
Концепция «Один пояс — один путь» (ОПОП) зарекомендовала себя как системообразующий элемент, способный не просто поддерживать, но и поднимать экономический потенциал стран (являющихся партнерами) в период пандемии.
Подобные возможности актуальны как никогда, поскольку туристическая отрасль является одной из наиболее пострадавших в период появления коронавирусной инфекции.
В период создания и в первое время данный проект считался больше инфраструктурным [7]. Но в последние годы стали появляться дополнительные инициативы, которые охватывают все большие сектора экономики. Тем самым, осуществляется колоссальная всесторонняя поддержка стран — участниц китайской инициативы — и в инвестициях, и передовых технологиях и опыте.
Однако туристический «продукт» находится на начальном этапе, т. е. туризм на границе ОПОП (представлена на рисунке 1) ещё не сформировался на должном уровне.
Рис. 1. Границы стран китайской инициативы «Один пояс — один путь»
Исходя из рисунка видно, что ОПОП делится на 3 маршрута:
– арктический;
– сухопутный;
– морской.
Данные маршруты в более диверсифицированном виде делятся на 6 коридоров [4]:
- «Новый Евразийский сухопутный мост»;
- «Китай-Пакистан»;
- «Китай-Центральная Азия-Западная Азия»
- «Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма»
- «Китай-Монголия-Россия»
- «Китай-Индокитай»
Однако в рамках туристического направления интересны сухопутный и морской маршруты.
Рассмотрим каждый подробнее.
- Сухопутный маршрут (ЭПШП) объединяет в себе евроазиатский континент, который ключарь в себя построение единого транспортного маршрута, включая строительство новых скоростных дорог, как автомобильных, так и железнодорожных путей (например, от Пекина до Москвы). Снятие каких-либо ограничений в сфере торговли между странами-участницами. Подобные изменения позволят снизить издержки и, наоборот, повысить качество доставки посылок с товарами. Срок перемещения груза при благоприятном исходе проекта снизится в 4–6 раз [4].
В этом маршруте так же предполагается создание и развитие гуманитарного направления, которое подразумевает под собой транснациональное общение и налаживание связей между собой у молодого поколения, внутренний культурный и научный обмен, а так же различными достижениями и опытом.
- Морской маршрут (МШП) так же преследует цель в сокращении сроков доставки грузов, повышения пропускной способности и безопасности. Предполагается реконструкция существующих морских портов и построение новых [2]. На сегодняшний день некоторые обычные рыбацкие деревеньки превращены к крупнейшие ключевые транспортные узлы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что и сухопутный и морской маршруты позволяют сократить сороки доставки грузов, повысить их безопасность, так же повысить объемы перевозок и упростить оформление документов перевозки грузов.
В рамках торговых отношений инициатива «Один пояс — один путь» показывает значительные и внушительные возможности.
В туристической отрасли так же можно развить большие перспективы в рамках ОПОП.
На сегодняшний день уже сформированы некоторые организации, которые занимаются развитием данного направления, например, такие как: Международные союзы продвижения ЭПШП и МШП и другие [3].
Данные союзы сформулировали для себя в настоящее время следующие задачи [1]:
– создание соответствующих инфраструктурных объектов;
– упрощение процедуры въездного контроля;
– разработка различных туристических пакетов с возможностями совмещения; путешествия по разным странам или городам;
– создание различных круизных путешествий.
Перечисленные меры являются важными, но не полными. На наш взгляд, необходимо построить на их основе системный подход, который будет использовать элементы логистики туристических потоков:
1) разработка документов, позволяющих гражданам стран-партнеров инициативы свободно перемещаться между государствами ОПОП;
2) создание организационной структуры — ведомства, которое будет заниматься координацией и единой разработкой программ;
3) введение «дорожной карты» всего туристического проекта;
4) обсуждение и принятие итоговой версии данной карты;
5) введение в эксплуатацию «дорожной карты» туризма инициативы;
6) контроль за ее исполнением и своевременное внесение изменений.
Введение подобных мер позволит системе туризма быть более согласованной и целенаправленной [6]. Таким образом, она сможет дополнять поставленные цели мегапроекта «Один пояс — один путь» в рамках упрощения задачи туристическим операторам и, что самое главное, повысит интерес у туристов своей простотой и доступностью, поскольку на территории ОПОП находится более 70 % известных во всем мире достопримечательностей.
Литература:
- Т. Б. Ужмурцева/ Развитие конкурентных преимуществ в сфере туризма// Труды ВЭО России. — 2019 г.
- Ли Шаньлань/ Китай усиливает финансовую поддержку туризма, содействующего «Пояса и пути» и сокращению бедности// Портал «Один пояс — один путь». — 2019 г.
- Хоу Цзяньин/ «Один пояс — один путь»: Исследование сотрудничества в сфере туризма между Россией и Китаем в условиях трансграничья
- Ю. М. Шаряпова/ Торгово-транспортные коридоры проекта «Один пояс и Один путь»// Восточная аналитика. — 2019 г.
- В. Н. Ремыга/ Экономический пояс Шелкового пути// Мировая экономика. — 2018 г.
- О. Д. Коль/ Маркетинг в туристской индустрии: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. Д. Коль. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 355 с.
- Инициатива «Один пояс и один путь»/ NEWMARK FINANCE// https://newmarkfinance.com/bri