Выдвинутая китайским правительством инициатива «Экономический пояс Шёлкового пути и Морской Шёлковый путь XXI века» – масштабный проект современности.
Целью данной идеи является формирование новой модели международного сотрудничества. Инициатива охватывает более 60 стран Азии, Африки, Ближнего Востока и Европы. ВВП участников, которые по плану входят в проект составляет 55% от мирового, в этих государствах проживает 70% населения Земли.
«Пояс и путь» направлен на то, чтобы соединить страны обширной логистической и транспортной сетью, используя дороги, порты, железнодорожные пути, трубопроводы, аэропорты, транснациональные электрические сети и даже оптоволоконные линии.
Создание современной инфраструктуры может привлечь больше инвестиций, развить торговлю вдоль маршрута. Эта политика также способствует стимулированию внутренней экономики за счет спроса за рубежом и может поглотить часть избыточных мощностей в промышленном секторе Китая.
Официально предложение строительства «Экономического пояса Шелкового пути» было оглашено председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином в Казахстане во время выступления в Назарбаев университете 7 сентября 2013 года [3].
Из названия следует, что инициатива «Один пояс, один путь» имеет две составляющие. Идея же «Морского Шелкового пути XXI века» была выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином в Совете народных представителей Индонезии 3 октября 2013 года [1].
Данный проект не ограничивается рамками стран, которые ранее были частью Великого шелкового пути. Он открыт для всех стран, международных и региональных организаций.
Это объясняет инициативу как гибкую, открытую с всеобъемлющими рамками сотрудничества, позволяющие всем странам «Пояса, пути», как развитым, так и развивающимся сотрудничать с большим паритетом.
Инициатива устанавливает пять областей сотрудничества: развитие политического диалога, укрепление дорожно-транспортных связей между странами, интенсификация беспрепятственной торговли (посредством ликвидации торговых барьеров и ограничений), усиление денежного обращения и укрепление связей между народами [3].
В процессе реализации проекта Китай настроен на использование сравнительных преимуществ регионов страны, усиливая взаимодействие между восточными, западными и центральными регионами и всесторонне повышать уровень открытости экономики.
Среди регионов Китая, играющих ведущую роль в реализации проекта, выделяются следующие.
Северо-западный и северо-восточный (в частности Синьцзян-Уйгурский автономный район): через него будут осуществляться взаимодействия со странами Центральной, Южной и Западной Азии.
Гуанси-Чжуанский автономный район занимает ключевую позицию в юго-западном регионе. В проекте будет использовано его близкое расположение со странами-участницами АСЕАН.
Важную роль также занимают прибрежные районы, особые административные районы Макао и Гонконг [2].
Внутренняя цель «Пояса и пути» – оживить экономику и вернуть впечатляющие темпы роста, которые улучшат имидж КПК как на национальном, так и на международном уровнях.
Инициатива выступает решением важного вопроса: переизбытка производственных мощностей.
Посредством проекта КНР установит связь между внутренним промышленным производством страны и международными маршрутами поставок, что будет гарантировать занятость населения в Китае и защиту его промышленных предприятий в ключевых областях, таких как сталелитейная, цементная и строительная отрасли.
Также инициатива позволит расширить экспортные рынки страны, повысит спрос на китайские товары на международном уровне посредством продвижения проектов интеграции между Китаем и внешним миром, поможет в продвижении юаня в качестве международной валюты и оживит государственные предприятия.
Таким образом, «Один пояс, один путь» – это многолетняя инициатива, которая изменит взаимодействие Китая с миром.
Она создаст инфраструктуру в Азии, Африке, Европе и на Ближнем Востоке: новые рынки для китайских и зарубежных продуктов.
«Один пояс, один путь» – следующий этап в усилиях Китая по выходу на глобальный уровень и расширению своего коммерческого и политического влияния.
Для китайской стороны движущей силой является желание реструктуризации внутренней экономики с экспортно-ориентированной, на экономику, основанную на услугах, внутреннем потреблении и технологиях.
Выгрузка производственных мощностей за рубеж, совершенствование слаборазвитых провинций, таких как не имеющие выхода к морю центральные и западные районы, интернационализация своей валюты, стремление реформировать и сформировать глобальную экономическую и финансовую архитектуру, которая будет более благоприятной для интересов Китая.
Литература:
- Выступление председателя КНР Си Цзиньпина в Совете народных представителей Индонезии. URL: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/ydylzt.htm (дата обращения: 21.12.18)
- Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса шелкового пути и морского шелкового пути XXI века. Госкомитет по делам развития и реформ, Министерство иностранных дел и Министерство коммерции (издано с санкции Госсовета КНР). URL: http://www.riatr.ru/2015/3/Russia_and_ATR_2015-3_255-270.pdf
- 习近平在纳扎尔巴耶夫大学的演讲(全文 ) (Речь Си Цзиньпина в Назарбаев университете(полный текст)).URL: http://kz.chineseembassy.org/chn/zhgx/zxdt/t1074174.htm (дата обращения: 20.12.18)