В статье рассматриваются вопросы формирования и развития на территории Российской Федерации основных маршрутов международных транспортных коридоров МТК «Транссиб» и Байкало-Амурской магистрали, МТК «Приморье-1» и «Приморье-2», дается количественная оценка их работоспособности на сегодняшний день, а также исследуются вопросы, проблемы и перспективы их развития в рамках реализуемой программы «Один пояс — один путь», предложенной руководством Китайской Народной Республики. Дается описание российско-китайского сотрудничества в рамках ЭПШП с выявлением потенциальных направлений взаимодействия. Определяются перспективы и недостатки от участия Российской Федерации в рамках концепции «Пояса и пути».
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, региональная интеграция, международные транспортные коридоры, транспортная инфраструктура, трансграничное сотрудничество, инвестиционное сотрудничество, РФ, КНР, «Один пояс — один путь», Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП).
На сегодняшний день в мире имеют место быть следующие глобальные полюса экономического развития: Североамериканский, Европейский и Восточноазиатский. Российская Федерация, являясь крупнейшим государством, обладает поистине уникальным географическим положением, что обусловливает наличие широкого спектра политических и экономических возможностей. К числу таких целесообразно относить наличие у государства существенных предпосылок для развития и реализации транспортного транзитного потенциала, поскольку именно по территории Российской Федерации проходит одни из важнейших транспортных артерий — международные транспортные коридоры Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали, связывающие континенты — Европу, Азию и Африку. Кроме того, транспортная инфраструктура России отличается относительной развитостью и наличием значительного количества маршрутов и направлений в сферах воздушного, автомобильного, морского и железнодорожного транспорта. Вместе с тем, транзитный потенциал страны пока реализуется всего на 5–7 %, что продиктовано необходимостью в комплексном подходе, включающем в себя улучшение транспортной инфраструктуры, усовершенствование таможенных процедур, привлечении крупных инвестиций и взаимодействие с соседними государствами. [1]
Современный этап развития транспортно-логистического потенциала Российской Федерации характеризуется прохождением по территории государства следующих международных транспортных коридоров — МТК «Север–Юг», МТК «Транссиб», Северный морской путь, участки панъевропеских транспортных коридоров № 1, № 2 и № 9, а также коридоры, связывающие северо-восточные провинции Китая через российские морские порты Приморского края с портами стран Азиатско-Тихоокеанского региона — МТК «Приморье–1» и МТК «Приморье–2». [2]
По состоянию на 2016 год Россия заработала 15 млрд. долл. США на экспорте транспортных услуг, что составляет более половины доходов от экспорта природного газа. Вместе с тем, объемы транзитных перевозок, по итогам 2016 года, снизились на 1,9 млн. тонн, что, в первую очередь, связано с ухудшением внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации. [3]
В этой связи, представляется важным рассмотреть возможные траектории развития транспортных систем государства и выявить основные направления и возможные пути повышения роста объемов экспорта транспортных услуг, одним из которых может являться участие Российской Федерации в реализации трансконтинентального интеграционного проекта «Экономический пояс Шелкового пути» (далее ЭПШП) и его сопряжения с Евразийским экономическим союзом (далее ЕАЭС).
Россия и Китай являются стратегическими партнерами, 51 субъект Российской Федерации (РФ) сотрудничает с регионами Китайской Народной Республики (КНР), у 91 муниципального образования имеются побратимы или партнеры в Китае. [4] Взаимодействие двух стран отличается широким участием в различных международных объединениях, а также в рамках нескольких международных интеграционных группировок (ШОС, БРИКС, АТЭС и др.). Объемы экономического сотрудничества между государствами характеризуются поступательным ростом торгового оборота, отмечается широкое взаимодействие в рамках торгово-экономического, инвестиционного и финансового сотрудничества. В Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР, руководствами стран было достигнуто соглашение о развитии сотрудничества во многих сферах взаимодействия и, в частности, в транспортной, космической, авиационной и других отраслях. Огромное внимание уделяется развитию двусторонних отношений в области построения транспортных коридоров, выстраивании транзита грузов и пассажиров и формировании транспортной логистики. Кроме того, в 2015 году руководствами стран достигнуто понимание в необходимости сопряжения двух крупнейших интеграционных проекта на территории Евразийского пространства — Евразийского экономического союза (ЕАЭС), предложенного российской стороной, и инициативы «Один пояс — один путь», которая была предложена руководством КНР.
Международный интеграционный проект «Один пояс — один путь» (далее «Пояс и путь») представляет собой, предложенную руководством КНР в конце 2013 года, стратегическую программу развития региональной интеграции, в основу которой полагается развитие и расширение международного сотрудничества в области транспортно-логистического взаимодействия сопредельных государств, через которые будут проходить вдоль маршрута современной версии Нового Шелкового пути. Концепция складывается из двух основных составных элементов — «Экономический пояс Шелкового пути», который территориально располагается на сухопутной части и «Морской Шелковый путь XXI века» (далее МШП), являющийся морской его составляющей.
В программе «Пояс и путь» содержатся важнейшие компоненты стратегической инициативы: даётся характеристика принципов совместного строительства; отображается многоуровневая структура инициативы, в том числе региональная направленность проектов ЭПШП и МШП, система экономических коридоров, сеть взаимосвязанной инфраструктуры; обозначены приоритеты и механизмы реализации проектов посредством развития межрегионального и межгосударственного сотрудничества в финансовой, научной, гуманитарной и других сферах; приводятся сведения об основных средствах, которые использует китайское правительство для продвижения строительства «Пояса и пути». [5]
Стратегическая программа «Пояса и пути» подразумевает собой создание новых и модернизацию уже имеющихся международных экономических коридоров, к числу которых относятся основные шесть сухопутных и один морской. Сухопутными экономическими коридорами являются «Китай –Монголия — Россия», «Китай — Центральная Азия — Западная Азия», «Китай — полуостров Индокитай», «Китай — Пакистан», «Новый Евразийский континентальный мост», «Бангладеш — Китай — Индия — Мьянма». Морской коридор связывает порты Дальнего Востока, Китая, Индии, стран Европы и Африки.
В ходе осуществления проекта «Пояса и пути» руководством Китайской Народной Республики сделана огромная ставка на Российскую Федерацию, рассматриваемую в качестве одного из основных партнеров, участвующих в проекте. Правительство РФ, в свою очередь, отличается активным участием в российско-китайском сотрудничестве, направленном в реализации проекта, поскольку оно открывает дополнительные предпосылки для развития и модернизации регионов Сибири и Дальнего Востока, а также предоставляет возможность получения инфраструктурных инвестиций.
В условиях растущего товарооборота и экспортно-импортных операций со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также в контексте рассмотрения развития российско-китайских отношений в рамках проекта «Пояса и пути» наиболее целесообразным представляется уделить внимание исследованию потенциала следующих маршрутов — МТК «Транссиб» (восточный и западный маршруты) и Байкало-Амурской магистрали, МТК «Приморье-1» и МТК «Приморье-2».
На сегодняшний день МТК «Транссиб» и Байкало-Амурская магистраль (далее БАМ) являются одними из основных маршрутов, связующих между собой страны Востока и Запада. Основным направлением МТК «Транссиб» является «Берлин (ФРГ) — Варшава (Польша) — Минск (Беларусь) — Москва — Екатеринбург — Владивосток / Находка (с ответвлениями в сторону КНР: Улан-Удэ — Монголия — Китай и Чита — Забайкальск — Китай); Байкало-Амурская магистраль: Тайшет — Тында — Комсомольск-на-Амуре — порт Ванино.
Всего на Транссиб и БАМ заходит и выходит, полностью или частично около 288 млн. тонн грузооборота. По итогам 2018 года в обе стороны полностью прошло около 83 млн. тонн груза. С запада на восток частично или полностью прошло около 141 млн. тонн, с востока на запад — 56,9 млн. тонн. [6]. По структуре грузоперевозок, большая часть из них приходится на перевозку угля, нефти и нефтепродуктов, древесины, а также контейнерные перевозки. В настоящее время Транссиб связывает между собой КНР и города Западной Европы — Мадрид, Пардубице, Варшаву, Гамбург, Лодзь и др. По маршруту проходит контейнерный железнодорожный состав.
Характеризуя железнодорожную транспортную инфраструктуру РФ и КНР в направлении «Восток — Запад», можно сказать следующее: инфраструктура китайских железных дорог полностью обеспечивает перспективные объемы контейнеропотока по оси КНР — ЕАЭС — ЕС; скоростное сообщение в западном направлении организовано до города Урумчи; инфраструктура российских железных дорог обозначена тем, что железнодорожные линии являются практически полностью электрифицированными, двухпутными и оборудованными автоблокировкой (ряд реконструкций проводится на участках Забайкальской железной дороги: ответвление Карымская — Оловянная — Борзя — Забайкальск; и Восточно-Сибирской железной дороги: ответвление Заудинский — Наушки). [7]
Долгое время вопросу модернизации Транссиба и БАМа не уделялось должного внимания. Сегодняшний день ознаменовался открывающимися перспективами для Российской Федерации в формировании нового международного транспортного коридора — МТК «Восток-Запад», который подразумевает собой слияние МТК «Транссиб» и Байкало-Амурской магистрали в единое целое. Ввиду этого руководством Российской Федерации была обозначена траектория модернизации транспортной инфраструктуры железных дорог Восточного полигона. В ходе своего послания Федеральному Собранию в 2019 году президент Российской Федерации В. В. Путин подчеркнул необходимость в увеличении пропускной способности магистралей Восточного полигона в 1,5 раза к 2025 году, что позволит увеличить объемы перевозимых грузов до 210 млн. тонн. [8]
По состоянию на 2018–2019 гг. уже сдан 41 объект транспортной инфраструктуры Восточного полигона (27 из которых находятся на БАМе), реконструированы участки земляного полотна на пяти участках БАМа и линии Барановский — Хасан; построен первый Северомуйский тоннель и запущена реализация строительства второго; открыта первая очередь пунктов технического обслуживания локомотивов (ПТО) на станции Уссурийск; расширены возможности ремонтных депо, участвующих в обслуживании локомотивов, задействованных для перевозки к пограничным станциям с Китаем и КНДР; проводится масштабная реконструкция узловых станций Карымская и Тында; и другие проекты.
Также в рамках ЭПШП на сегодняшний день происходит работа по строительству железнодорожного моста Нижнеленинское — Тунцзян, по маршруту которого планируется осуществление грузоперевозок из КНР на Транссиб через Еврейскую автономную область [9]; проведены работы по стыковке железнодорожного моста Благовещенск — Хэйхэ через реку Амур. [10]
Всего «Группа компаний 1520» строит на Восточном полигоне около 125 объектов: разъезды, мосты, станции, вторые пути, двухпутные вставки, а также депо и другие объекты транспортной инфраструктуры. [11]
Транспортный и логистический потенциал российского Дальнего Востока во многом связан с международными транспортными коридорами МТК «Приморье–1» и МТК «Приморье–2». Давая характеристику МТК «Приморье–1» и МТК «Приморье–2» можно сказать следующее: территориально расположены на Дальнем Востоке и являются связующими между северо-восточными провинциями КНР и морскими портами российского Дальнего Востока; являются объектами развития морской, автодорожной и железнодорожной инфраструктуры для осуществления региональных и трансконтинентальных транзитных международных грузовых и пассажирских перевозок; отличаются относительной развитостью транспортной инфраструктуры.
МТК «Приморье-1» представляет собой транспортный коридор, созданный в рамках Расширенной Туманганской Инициативы (далее РТИ). Направление коридора: Харбин — Суйфуньхэ — Гродеково — Владивосток/Восточный/Находка — порты Азиатско-Тихоокеанского региона.
МТК «Приморье-2»: Хуньчунь — Краскино — Посьет/Зарубино — порты Азиатско-Тихоокеанского региона.
В 2017 году наблюдался значительный рост транзитных грузоперевозок по каждому из данных направлений. Количественно, по МТК «Приморье-1» по железной дороге в 2017 году было перевезено 7240 контейнеров в 20-футовом эквиваленте (далее ДФЭ), по МТК «Приморье-2» в тестовом режиме — 22 ДФЭ. Существующие порты Зарубино, ОАО «Морской порт в бухте Троицы» перевалил более 650 ДФЭ, доставленных автотранспортом. [12]
В рамках реализации концепции ЭПШП руководством двух стран проводятся широкое обсуждение относительно финансирования проектов модернизации и реконструкции существующих объектов транспортной инфраструктуры, в частности, железнодорожной, автомобильной, трубопроводной и морской портовой. Так, в конце июня 2019 года было подписано соглашение между российской компанией «Транзит-ДВ» и китайской «Чжун Гун Синь» — компанией по управлению государственными активами, которым предусматривается совместное строительство и дальнейшая эксплуатация порта Славянка для осуществления транзитных контейнерных перевозок между Россией и Китаем. Китайская сторона становится инвестором данного проекта. Объемы перевозок ожидаются на уровне 10 миллионов тонн в год. [13]
Как говорилось выше, концепция «Пояса и пути» включает в себя решение следующих приоритетных вопросов и задач. Вместе с тем, одним из немаловажных вопросов при реализации проекта уделяется созданию финансового обеспечения перспективных направлений модернизации и реконструкции действующей транспортной инфраструктуры и строительства новых объектов. Финансирование проектов в рамках ЭПШП подразумевается за счет средств создаваемой финансовой инфраструктуры, которая призвана их обеспечивать. В период с 2014 по 2016 гг. были учреждены Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Фонд Шелкового пути, Азиатский банк развития и другие финансовые институты. Говоря об инвестициях в российскую транспортную отрасль, можно отметить, что создаются и реализуются отдельные финансовые институты, направленные на обеспечение инвестициями российские проекты. Так, в 2017 году был учрежден Российско-Китайский инвестиционный фонд регионального развития с капиталом в 100 млрд. юаней.
В заключение, стоит заметить, что участие российской стороны в реализации проекта ЭПШП имеет под собой огромные предпосылки для развития своего транспортного потенциала и характеризуется широкими возможностями для сопряжения проектов ЕАЭС и ЭПШП, что может находить свое воплощение в привлечении дополнительных финансовых и инвестиционных ресурсов при осуществлении модернизации согласно программы развития Транссиба и БАМа, а также проектов МТК «Приморье-1» и «Приморье-2».
Вместе с тем, говоря о конкурентоспособности российских маршрутов (в частности, восточного направления Транссиба в регионах Сибири и Дальнего Востока), а также о перспективах создания сухопутного моста из Китая в Европу стоит отметить, что имеют место быть и очевидные недостатки, которые можно охарактеризовать как возросший интерес к маршрутам, пролегающим через страны Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и др.), поскольку через них со стороны китайских компаний достигается существенное снижение затрат времени и финансовых ресурсов. Также существенное влияние с российской стороны необходимо уделить и техническому состоянию МТК «Транссиб» и Байкало-Амурской магистрали.
Литература:
- Транзитный потенциал России — новые решения для развивающихся рынков // Информационное агентство ТАСС. URL: https://tass.ru/pmef-2017/articles/4291776 (дата обращения:: 07.09.2019)
- Система международных транспортных коридоров на территории России // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://fcp.economy.gov.ru/ext/11/3.htm (дата обращения:: 08.09.19)
- Транзитный потенциал России — новые решения для развивающихся рынков // Информационное агентство ТАСС. URL: https://tass.ru/pmef-2017/articles/4291776 (дата обращения:: 07.09.2019)
- О российско-китайских отношениях стратегического партнерства // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/strategiceskoe-partnerstvo-s-kitaem (дата обращения:: 08.09.2019).
- Прокофьев И. В., Ларина О. Н., Каратаева К. Е. — Инициатива «Один пояс — один путь» — новая платформа для расширения российско-китайского сотрудничества в транспортной сфере // Проблемы национальной стратегии № 6(45) 2017, 11–45 с.
- Какова на самом деле пропускная способность БАМа и Транссиба и какой у них грузооборот // Infranews.ru — портал о логистике и транспорте. URL: http://infranews.ru/logistika/zheleznaya-doroga/53793-kakova-na-samom-dele-propusknaya-sposobnost-bama-i-transsiba-i-kakoj-u-nix-gruzooborot/ (дата обращения: — 08.09.2019)
- Транспортные коридоры Шелкового пути: анализ барьеров и рекомендации по направлению инвестиций / Евразийский банк развития, Центр интеграционных исследований, СПб.: 2018 г. — 14–15 с.
- Впечатляющая перезагрузка БАМа // ФГБУ «Редакция «Российской газеты». URL: https://rg.ru/2019/03/01/bam-budet-rekonstruirovan.html (дата обращения: 08.09.2019)
- Шелковый путь: безальтернативность северного маршрута // Информационно-аналитический портал «Ритм Евразии». URL: https://www.ritmeurasia.org/news--2016–06–30--shelkovyj-put-bezalternativnost-severnogo-marshruta-24422 (дата обращения: 08.09.2019)
- В Благовещенске соединили мостом Россию и Китай // АО ИД «Комсомольская правда». URL: https://www.amur.kp.ru/daily/26983/4043205/ (дата обращения:: 08.09.2019)
- Как идет реконструкция БАМа и Транссиба // АО «Росжелдорпроект». URL: https://www.rzdp.ru/press-center/579 (дата обращения: 08.09.2019)
- Петраков В. В., Лукин А. Л. — Международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2»: текущее состояние и перспективы // Известия Восточного института 2018/3 (39), с,88–90
- Транспортные коридоры // Информационный портал «Российско-китайский информационный портал». URL: http://russiachina-eastcargo.com/ru/transport-corridors (дата обращения: 08.09.2019)