В статье автор рассматривает особенности сферы международного туризма как части экономической деятельности.
Ключевые слова: туристический бизнес, международный туризм, услуга.
До недавнего времени мировой туризм стремительно развивался и даже занял крупный сектор в экономике. Существуют страны, которые в значительной мере полагаются именно на туристическую сферу, так как она обеспечивает приток средств в экономику страны. Так, для каждой страны международный туризм выполняет ряд важных функций. А. Ю. Баранова выделяет следующие функции: «доходную, внешнеэкономическую, выравнивающую, социальную, экологическую» [3]. В рамках нашей темы определим доходную и внешнеэкономическую функции. Доходная функция определяется обеспечением туризма доли поступлений в ВВП. Внешнеэкономическая функция определяется вкладом туризма в платежный баланс на основе экспорта и импорта.
А. Ю. Александрова определяет туризм так: «все авторы включают в понятие «туризм» туристские потребности и мотивации, особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного местожительства, экономические отношения, складывающиеся между туристами и производителями товаров и услуг, взаимодействие сферы туризма с окружающими природной, экономической и другими макросредами” [1]. Так, туризм неразрывно связан с экономической деятельностью и является ее непосредственной частью.
Как в процессе торговли товарами происходит их обмен между странами, так и в процессе туризма происходит обмен туристами (живыми людьми). Тем не менее сами туристические услуги не являются мобильными и не могут перемещаться вслед за потребителем.
Туристическая сфера подвержена влиянию многих изменчивых факторов, например, политической ситуации, рекламы, моды. Для завоевания внимания потребителей и увеличения спроса на туристические услуги в своей стране необходимо вложить немалые средства и задействовать рабочую силу. Повысить привлекательность своего региона в качестве туристической дестинации можно устанавливая положительную репутацию принимающей страны в глазах потенциальных туристов. Такие факторы, как нарушение прав потребителей и недобросовестная конкуренция предпринимателей, неблагоприятная политическая и экономическая обстановки будут способствовать спаду туризма в данном регионе.
Туристический бизнес задействует значительное количество рабочей силы. На каждом этапе подготовки и реализации туристической услуги, которая часто состоит из целого комплекса услуг, трудится большое количество рабочих. Индустрия туризма обеспечивает рабочими местами и доходами значительный процент населения. Однако рабочие, задействованные в этой сфере, часто находятся в уязвимом положении, так как туристический бизнес зависит от большого количества изменчивых факторов. Например, данный бизнес является преимущественно сезонным из-за изменения климатических условий в течение года во многих странах. Кроме того, в последние годы пандемия коронавируса заморозила реализацию туристических услуг и, соответственно, оставила значительное число людей без рабочего места и прибыли от туристического бизнеса.
Тем не менее до пандемии туристическая отрасль считалась достаточно выгодным и прибыльным видом вложения капитала. Данный бизнес характеризуются достаточно быстрой окупаемостью затрат и низкими затратами при создании рабочих мест (например, по сравнению с промышленной отраслью). При этом туристические услуги можно отнести к неисчерпаемым, их можно непрерывно воспроизводить и совершенствовать
Международный туризм, несомненно, привносит свой вклад в валютный бюджет принимающей страны. Помимо дохода туристических фирм, данные услуги приводят к росту доходов всех секторов экономики. Также увеличение спроса на услуги туристического сектора способствуют увеличению спроса на товары и услуги местных поставщиков. Помимо этого, успехи туристического бизнеса прямо или косвенно влияют на рост личных доходов населения, что в следствие приводит к росту потребительского спроса.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что международный туризм как вид экономической деятельности вносит значительный вклад в развитие экономики принимающей страны и способствует росту национальных доходов. Преимуществами развития туристической отрасли, несомненно, являются быстрая окупаемость инвестиций, большая степень эффективности, создание рабочих мест внутри данной отрасли. Однако сегодняшняя ситуация требует изменений и адаптации к новому порядку.
С приходом пандемии коронавируса многие сферы нашей жизни были перенесены в сеть Интернет. Неудивительно, что технологические новшества проникают и в сферу туризма. Из-за невозможности принимать туристов и выезжать из страны, были разработаны различные онлайн-туры и экскурсии, которые со временем вполне могут получить еще большее распространение и при эффективной монетизации обеспечить приток средств в экономику.
Литература:
- Александрова, А. Ю. Международный туризм / А. Ю. Александрова. — Москва: Аспект Пресс, 2002. — 470 c.
- Амелина, И. В. Международные экономические отношения / И. В. Амелина, Т. Л. Попова, С. В. Владимиров. —: Центр навчальної літератури (ЦУЛ), 2019. — 256 c.
- Баранова, А. Ю. Организация предпринимательской деятельности в сфере туризма / А. Ю. Баранова. — Москва: Инфра-М, 2017. — 180 c.
- Экономика туризма. — Текст: электронный // Studbooks: [сайт]. — URL: https://studbooks.net/660323/turizm/ekonomika_turizma (дата обращения: 04.05.2022).