Туристическая отрасль вРоссии
Алгафри Махмуд Абдулкадер, магистрант;
Мохаммад Моханнад Али, магистрант
Дальневосточный федеральный университет
Статья посвящена одной из самых значимых отраслей для экономике страны- туристической. Рассмотрены само понятие «туристической отрасли», факторы оказывающие тормозящие влияние на ее развитие, положительные и отрицательные стороны влияния туризма на экономику страны. Представлена государственная программа, нацеленная на развитие туристической отрасли.
Ключевые слова: туризм, туристическая отрасль, инфраструктура, развитие
Одной из самых перспективных отраслей для развития экономики в стране является туристическая. Рассматривать ее можно с двух сторон, с первой так, как оно и есть как туристическую деятельность, а с другой как совокупность всех процессов, обеспечивающих полноценное ее функционирование, таких как гостиничная и транспортная инфраструктуры. Туристическая индустрия в мире составляет около 5 % ВВП и благодаря ей трудовую занятость имеет порядка 10 % жителей на земле. В рейтинге самых посещаемых туристических стран Россия располагается лишь на 59 строчке. В среднем за год Россию посещает менее двух миллионов иностранных туристов, тогда как площадь страны и ресурсы могут позволить обслуживать и более десяти миллионов путешественников в год.
Развитие туристической инфраструктуры позволило бы улучшить качество жизни местного населения, предотвратить миграцию и повысить уровень демографии. Также важно развивать культурно-исторический и культурно-развлекательный туризмы для поддержания культурного развития населения. Кроме того это позволит заинтересовать молодое население в культуре и истории народа, а также в защите и сохранении природы.
Само понятие туристической индустрии представляет собой совокупность объектов и услуг, которые необходимы в использовании при путешествии индивида. Перечислим их:
– Объекты для временного проживания;
– Транспортные средства;
– Услуги туроператоров и турагентств;
– Организации, предоставляющие питание;
– Развлекательная и познавательная сфера;
– Оздоровительные услуги;
Тогда как под туризмом следует понимать территориальное перемещение индивида, ограниченное временем, с целью делового сотрудничества, образовательного или познавательного интереса; повышения уровня здоровья или эмоционального состояния, навестить родственников или знакомых, или же попросту сменить окружающую обстановку.
Туристическая отрасль неотъемлемо зависит от характеристик местности, таких как природной среды, климата, историческое значение, культурное состояние. Но помимо всего, в определенных районах страны присутствуют факторы, которые оказывают тормозящее влияние на развитие на их территории туризма.
Рассмотрим некоторые из них:
– В недостаточной степени развитая инфраструктура;
– Нехватка высококвалифицированных работников и как следствие отсутствие высокого уровня сервисного обслуживания;
– Плохая информированность в средствах массовой информации, на внутренних и внешних рынках;
– Присутствие коррупции в туристической отрасли
В тоже же время особенности природной среды Российской Федерации и ее величайшее историческое наследие позволяют развивать все виду туризма на ее территории, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Виды туризма
Во многих государствах мира туризм занимает одно из лидирующих положений среди других отраслей, имеет тенденции к ускоренному развитию, влияет на социальное и экономическое положения страны. По этой причине к туристической индустрии необходимо более тщательное внимание. Хорошо развитый туризм оказывает благоприятное влияние и на приезжающих туристов, и на сам регион, который они посещают. Стоит отметить ряд положительных моментов на экономику страны со стороны туризма:
– Повышения количества рабочих мест;
– Влияние туризма на развитие транспортной и строительной инфраструктур, продуктовой промышленности;
– Окупаемость вложенных материальных средств;
– Привлечение иностранных инвестиций;
– Повышение страны в экономическом плане среди других стран;
– Создание природосохраняющих объектов;
– Бережное отношение к элементам культурного наследия, историческим памятникам;
Наравне с положительными моментами, имеются и отрицательные, которые будут перечислены:
– Неодинаковый наплыв туристов в разные периоды года, и как следствие повышение и уменьшение количества рабочих мест в прямой зависимости от сезона;
– Недолговременное задерживание сотрудников из-за низкой оплаты и длительной занятости;
– Выбор в пользу туристической отрасли вместо производственной со стороны работников, а также при строительстве зон отдыха;
– Зависимость от иностранных инвестиций;
Понятно, что имеется прямая зависимость развития туристической отрасли от политики страны. Правильно построенный план по развитию туризма является залогом по повышению международного сотрудничества, въездного туризма, конкурентоспособности индустрии. В таком случае следует отметить роль со стороны государства- создание программы по развитию внутреннего и въездного туризма в стране, которая заключается в следующем:
– Развитие туристической инфраструктуры, на более перспективных территориях;
– Улучшения качества услуг в сфере туризма;
– Рекламирование российского туристического продукта в средствах массовой информации и на иностранных рынках.
Также рассчитаны планируемые затраты на реализацию выше описанного, которые составят порядка 330 миллиардов рублей, из которых 40 % будут погашены со стороны государства, а оставшиеся 60 % планируется привлечь со стороны инвесторов. А также рассмотрим главные пути для продвижения российского туристического продукта на внешних рынках:
– Создание единой онлайн базы, включающей в себя все имеющиеся на территории страны рекреационные объекты;
– Рекламирование в средствах массовой информации и на печатных носителях; создание информационных центров;
– Проведение туристических выставок;
Предполагается, что осуществление данных мероприятий окажет значительное влияние на развитие туристической отрасли, повысит качество услуг и конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынках.
Литература:
- Чернов С. Б. Развитие туристической индустрии теневая экономика / С. Б. Чернов // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. — 2013. — № 249–252.
- Королева Н. В. Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации / Н. В. Королева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. — 2013. — № 1.
- Королева Н. В. Социально-экономическая сущность туризма и перспективы его развития в Российской Федерации / Н. В. Королева // Общество: политика, экономика, право. — 2012. — № 4
- Азимов Т. А. Перспективы развития туризма в Приморском крае [Текст] / Т. А. Азимов, Л. Ю. Безнощук // Молодой ученый. — 2015. — № 24. — С. 361–364.
- Королева Н. В. Проблемы и перспективы развития въездного и выездного туризма России / Н. В. Королева // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. — 2012. — № 15.
- Стецюк В. В. Перспективные направления развития туризма в регионах России [Текст] / Стецюк В.В, Т. А. Азимов, Л. Ю. Безнощук // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 3 (ч. 1) — С. 259–261