Актуальность и важность повышения конкурентоспособности туристической сферы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 13.03.2017

Статья просмотрена: 1181 раз

Библиографическое описание:

Шнидман, Н. А. Актуальность и важность повышения конкурентоспособности туристической сферы / Н. А. Шнидман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 299-301. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40503/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассматриваются факторы, которые оказывают влияние на уровень конкурентоспособности сферы туризма. Приводится состояние конкурентоспособности туризма в России и других странах. Подчеркивается важность конкурентоспособности данной отрасли.

Ключевые слова: туризм; конкурентоспособность;Индекс конкурентоспособности путешествий и туризма

Туризм является одной из крупнейших и быстро развивающихся отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на все сектора экономики. Многие государства мира воспринимают туризм как систему, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и её народа, и является источником дохода. Также уровень развития туризма является неотъемлемой частью престижа страны, роста её значения в глазах мирового сообщества и потенциальных туристов.

Повышение конкурентоспособности сферы туризма — ключевая задача экономики современной России.

Законом РФ «Об основах туристской деятельности» определены следующие типы туризма: въездной — путешествие в пределах РФ лиц, не проживающих постоянно в РФ; выездной — путешествия лиц, постоянно проживающих в РФ, в другую страну; внутренний — путешествия в пределах РФ лиц, постоянно проживающих в РФ [1].

Таким образом, туризм определяется как временные выезды граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране временного пребывания [1].

Исследование конкурентоспособности туризма требует оценки количественных показателей его развития, в основе которых лежат статистические данные.

Согласно Всемирной туристской организации при ООН (UNWTO) [2] в 2015 году возросли доходы от международного туризма в городах и аэропортах по всему миру в сравнении с прошлым годом на 3,6 % и оставили 1,23 миллиарда долларов, а количество международных туристических поездок увеличилось на 4,4 %, что составило более 1,18 миллиона, указывая на то, что уже четвертый год подряд туризм остается самой быстрорастущей отраслью в мировом экспорте.

Согласно разработкам Всемирной туристской организации, для сбалансированного туристского рынка оптимальная пропорция в туристическом потоке: один въездной турист — один выездной — четыре внутренних (1:1:4) [2].

Существующий индекс конкурентоспособности стран представлен следующими параметрами (рисунок 1).

http://cyberleninka.ru/viewer_images/14840709/f/2.png

Рис. 1. Структура индекса конкурентоспособности стран по уровню развития туризма (по данным Всемирного экономического форума [4])

Большое влияние н имидж страны оказывает оценка мировым сообществом культурного потенциала, состояние безопасности и развития данной сферы экономики, а именно «Индекс конкурентоспособности путешествий и туризма» (The Travel & Tourism Competitiveness Index (далее — TTCI), так называемая оценка Всемирного экономического форума в Давосе состояния развития туризма в странах мира (Таблица 1).

В 2015 году мировыми лидерами в секторе путешествий и туризма являются Испания, Франция и Германия. Россия в рейтинге стран по TTCI занимает 45 место с показателем индекса 4,08 [3].

Таблица 1

Показатели отдельных стран в «Индексе конкурентоспособности путешествий итуризма» (TTCI-2015)

Страна

Рейтинг 2015 г

Индекс

Рейтинг 2014 г

Испания

1

5,3

4

Франция

2

5,2

7

Германия

3

5,2

2

США

4

5,1

6

Великобритания

5

5,1

5

Швейцария

6

5,0

9

Австралия

7

5,0

11

Италия

8

5,0

26

Япония

9

4,9

14

Канада

10

4,9

8

Россия

45

4,1

50

Так, исходя из факторов, представленных на рисунке 1, по итогам доклада ВЭФ [3], Россия получает высокие баллы по природным и культурным ресурсам. По числу природных ресурсов Россия занимает 4-е место, а по числу культурных ресурсов ‒ 16-е место. Россия имеет хорошо-развитую инфраструктуру воздушного транспорта и занимает 5-е место по общей протяженности взлетно-посадочных полос для внутренних авиарейсов. Но инфраструктура наземного транспорта недотягивает до мировых стандартов — низкая оценка. По приоритетности отрасли туризма ‒ 126-е место. Вопросы политической среды и гарантий безопасности туристов также являются важным фактором развития туризма. Исходя из этого можно сказать, что Россия проигрывает по многим показателям и не уделяет должного внимания этой сфере.

Но следует заметить положительную динамику продвижения Российской Федерации в данном рейтинге, Россия поднялась на 45 место в 2015 году (68 место в 2007 году).

Россия обладает большим туристским потенциалом в части природных и культурно-исторических ресурсов, но проигрывает в конкурентоспособности по многим другим факторам. Грамотное продвижение территорий играет огромную роль для выбора туриста, так наличие значительных туристских ресурсов не всегда будет являться гарантом постоянного потока туристов.

Как показывает опыт различных стран то как на государственном уровне воспринимается эта сфера, зависит успех развития туризма. Заинтересованность государства в туризме позволяет значительно увеличить экспорт туристских услуг и обеспечить положительное сальдо баланса туризма.

В итоге можно сделать вывод, что туризм превращается в одну из приоритетных сфер в мировой экономике, вызывает как развитие отдельных отраслей, так и социально-экономическое развитие целых стран. В некоторых странах туристическая отрасль формирует большую часть национального богатства государства.

Поэтому совершенствование теоретической и практической базы методов управления, позволит государству и организациям, относящимся к сфере туризма, грамотно управлять имеющимся потенциалом, добиваясь максимальных результатов, тем самым повышая конкурентную позицию на мировом рынке.

Литература:

1 Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ ред. от 30.07.2010 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2 Всемирная туристская организация при ООН (ЮНВТО) [Электронный ресурс] // — Режим доступа: http://www.russiatourism.ru.

3 Всемирный экономический форум: Рейтинг стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма в 2015 году. [Электронный ресурс] // — Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2015/05/07/7152

4 Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс] // — Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/

5 Всемирный совет по туризму и путешествиям [Электронный ресурс]// — Режим доступа: http://www.wttc.org/

6 Кулачинская А. Ю. Основные проблемы развития туризма в России и за рубежом // Экономическая наука и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 187–189.

7 Кульгачёв И. П., Низовцева А. И. Россия в мировом рейтинге по индексу конкурентоспособности путешествий и туризма // Молодой ученый, 2016. № 6.– С. 477–483.

Основные термины (генерируются автоматически): россия, TTCI, РФ, Индекс конкурентоспособности путешествий, туризм, UNWTO, Всемирная туристская организация, Всемирный экономический форум, мировое сообщество, Российская Федерация.


Похожие статьи

Факторы внешнеэкономической конкурентоспособности региона

В статье исследуются факторы, определяющие состояние внешнеэкономической конкурентоспособности региона, также оказывающие непосредственное влияние на ее развитие.

Россия в международном туристическом бизнесе

В статье проанализировано положение Российской Федерации на международном рынке туристических услуг. Также рассмотрено влияние пандемии на международный туристический бизнес, в том числе и на российский.

Особенности международного туризма

В статье рассмотрен организационный механизм функционирования международного туризма. В его рамках определены необходимые условия для его развития, описываются факторы, под влиянием которых формируется сфера международного туризма. Также уделено вним...

Влияние международного туризма на экономику стран мира

Статья посвящена современному состоянию международного туризма и его экономическому значению, изучению состояние и перспектив развития туристического рынка, как сектора глобальной экономики и взвесить все плюсы и минусы экономических последствий. Дан...

Туристическая отрасль в России

Статья посвящена одной из самых значимых отраслей для экономике страны- туристической. Рассмотрены само понятие «туристической отрасли», факторы оказывающие тормозящие влияние на ее развитие, положительные и отрицательные стороны влияния туризма на э...

Факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной организации

В статье предлагается рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной организации, рассматриваются особенности, оказывающие влияние на формирование их собственной конкурентоспособности.

К вопросам развития туризма в Узбекистане

В статье рассмотрены некоторые актуальные вопросы развития национального туризма в Республике Узбекистан. На основе анализа сложившейся в туристической отрасли авторами предложены направления совершенствования отношений в сфере туризма.

Потенциал и перспективы развития туризма в Узбекистане

Эта статья посвящена вопросам оценки потенциала и перспектив развития туристской отрасли в Узбекистане, которая основана на узбекском гостеприимстве и высоком качестве предоставления туристских услуг в совокупности с государственной поддержкой этой с...

Анализ тенденций к повышению конкурентоспособности предприятий общественного питания в России

В данной статье рассмотрены и проанализированы различные взгляды на тенденции к повышению конкурентоспособности предприятий общественного питания в России. В заключение сделаны выводы о наиболее перспективных направлениях компаний, ведущих свою деяте...

Современное состояние экспортного потенциала Свердловской области

В статье рассматриваются вопросы, связанные с неоднозначным понятием экспортного потенциала региона. На этой основе конкретизируются составляющие экспортного потенциала Свердловской области и рассматриваются перспективы его развития.

Похожие статьи

Факторы внешнеэкономической конкурентоспособности региона

В статье исследуются факторы, определяющие состояние внешнеэкономической конкурентоспособности региона, также оказывающие непосредственное влияние на ее развитие.

Россия в международном туристическом бизнесе

В статье проанализировано положение Российской Федерации на международном рынке туристических услуг. Также рассмотрено влияние пандемии на международный туристический бизнес, в том числе и на российский.

Особенности международного туризма

В статье рассмотрен организационный механизм функционирования международного туризма. В его рамках определены необходимые условия для его развития, описываются факторы, под влиянием которых формируется сфера международного туризма. Также уделено вним...

Влияние международного туризма на экономику стран мира

Статья посвящена современному состоянию международного туризма и его экономическому значению, изучению состояние и перспектив развития туристического рынка, как сектора глобальной экономики и взвесить все плюсы и минусы экономических последствий. Дан...

Туристическая отрасль в России

Статья посвящена одной из самых значимых отраслей для экономике страны- туристической. Рассмотрены само понятие «туристической отрасли», факторы оказывающие тормозящие влияние на ее развитие, положительные и отрицательные стороны влияния туризма на э...

Факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной организации

В статье предлагается рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной организации, рассматриваются особенности, оказывающие влияние на формирование их собственной конкурентоспособности.

К вопросам развития туризма в Узбекистане

В статье рассмотрены некоторые актуальные вопросы развития национального туризма в Республике Узбекистан. На основе анализа сложившейся в туристической отрасли авторами предложены направления совершенствования отношений в сфере туризма.

Потенциал и перспективы развития туризма в Узбекистане

Эта статья посвящена вопросам оценки потенциала и перспектив развития туристской отрасли в Узбекистане, которая основана на узбекском гостеприимстве и высоком качестве предоставления туристских услуг в совокупности с государственной поддержкой этой с...

Анализ тенденций к повышению конкурентоспособности предприятий общественного питания в России

В данной статье рассмотрены и проанализированы различные взгляды на тенденции к повышению конкурентоспособности предприятий общественного питания в России. В заключение сделаны выводы о наиболее перспективных направлениях компаний, ведущих свою деяте...

Современное состояние экспортного потенциала Свердловской области

В статье рассматриваются вопросы, связанные с неоднозначным понятием экспортного потенциала региона. На этой основе конкретизируются составляющие экспортного потенциала Свердловской области и рассматриваются перспективы его развития.

Задать вопрос