От НАФТА к USMCA: развитие экономических отношений в текущем региональном и глобальном контексте
Автор: Емельянова Лидия Павловна
Рубрика: 15. Экономика
Опубликовано в
LXXVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2024)
Дата публикации: 11.03.2024
Статья просмотрена: 506 раз
Библиографическое описание:
Емельянова, Л. П. От НАФТА к USMCA: развитие экономических отношений в текущем региональном и глобальном контексте / Л. П. Емельянова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 5-14. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/511/18383/ (дата обращения: 22.12.2024).
Более тридцати лет назад, 1 января 1994 года вступило в силу Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) между Соединенными Штатами Америки, Мексиканскими Соединенными Штатами и Канадой. На смену ему пришло Соглашение США — Мексика — Канада (United States — Mexico — Canada Agreement, USMCA), инициированное американским президентом Д. Трампом в целях достижения наиболее выгодных для США условий сотрудничества со своими соседями. В данной статье рассматриваются основные положения модернизированного договора о региональной зоне свободной торговли, проанализированы изменения по сравнению с предыдущей версией, а также развитие регионального торгового соглашения в контексте глобального развития. Несмотря на трудности переговорного процесса, USMCA стало важнейшим шагом для трех стран в укреплении региональной интеграции и многосторонней торговой системы, в обеспечении стабильности в кризисных условиях.
Ключевые слова: региональные торговые соглашения, НАФТА, США, Мексика, Канада.
Введение
Соглашение между Соединенными Штатами, Мексикой и Канадой (USMCA) является пересмотренным торговым соглашением между тремя странами. После успеха NAFTA, USMCA или новая NAFTA (NAFTA 2.0), официально вступило в действие 1 июля 2020 года. Инициатором пересмотра торгового соглашения NAFTA выступил президент Соединённых Штатов Америки Дональд Трамп [Donald Trump].
Во многом принятие нового договора определялось новым внешнеполитическим курсом Трампа, основой которого стало ведение внешней политики из расчетов внутриполитических задач. Начиная с самой предвыборной кампании, Дональд Трамп назвал соглашение НАФТА «худшей торговой сделкой США», не отвечающей в полной мере интересам США. В своей предвыборной кампании Трамп заявил американскому народу: он пересмотрит условия НАФТА или выведет США из соглашения [7]. В результате напряженных переговоров о реформировании условий договора и под давлением Вашингтона, Мексика и Канада пошли на ряд уступок для сохранения важных условий договора и для доступа к американскому рынку.
Однако, существуют объективные причины для пересмотра НАФТА: с течением времени некоторые положения НАФТА устарели, большую роль сыграл серьезный торговый дефицит между тремя странами. В целом, USMC наследует большую часть NAFTA, однако, непрерывное развитие технологий и меняющиеся потребности сторон требуют коррективы во многие области.
Методы и материалы
Статья базируется на теории регионализма в международных экономических отношениях, и тенденции усиления влияния региональных торговых соглашений в контексте глобального развития. В основе исследования лежит также теория интеграции, а также осознание интеграционных объединений в качестве инструмента торговой политики, стимулирующего торговлю в рамках объединения, так и международной торговли. Аналитический и сравнительный методы — основные методы для исследования модернизированного договора о региональной зоне свободной торговли и его предыдущей версии; метод статистического анализа и политического прогнозирования, позволяющий определить тенденции в макроэкономике, логический концептуальный анализ для описания североамериканской экономической интеграции. Экономическое развитие в глобальном контексте описывается через исследование финансово-экономического состояния экономического объединения.
Результаты
Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA/НАФТА) было соглашением между Канадой, Мексикой и Соединенными Штатами, которое вступило в силу в январе 1994 года [8]. Целью НАФТА было устранение барьеров для торговли и инвестиций между, а также защита прав интеллектуальной собственности на товары. К моменту подписания, большая часть торговли между США и Канадой уже была беспошлинной, в течение 10 лет после вступления соглашения в силу отменялись все американо-мексиканские тарифы, за исключением некоторых видов экспорта, которые должны были быть постепенно отменены в течение 15 лет.
В первую очередь, следует обозначить экономическое состояние стран НАФТА. Соглашение объединило страны в единое торгово-экономическое пространство, на долю которого, по показателям 2017 года приходилось 28 % глобального ВВП и 7 % международной торговли товарами и услугами (см. таблицу 1).
Таблица 1
Макроэкономические показатели стран NAFTA (1994, 2017 г.)
Показатель |
США |
Канада |
Мексика |
NAFTA |
|||
1994 |
2017 |
1994 |
2017 |
1994 |
2017 |
2017 |
|
Население (млн чел.) |
263 |
327 |
29 |
36 |
93 |
129 |
492 |
Территория (тыс. км 2 ) |
9827 |
9827 |
9985 |
9985 |
1964 |
1964 |
21776 |
Номинальный ВВП (млрд долл.) |
7309 |
19371 |
548 |
1627 |
508 |
1148 |
22146 |
ВВП по ППС (млрд долл.) |
7309 |
19371 |
654 |
1671 |
790 |
2372 |
23414 |
Номинальный душевой ВВП (долл.) |
27777 |
59332 |
19914 |
44415 |
5499 |
8890 |
— |
Душевой ВВП по ППС (долл.) |
27777 |
59332 |
22531 |
45639 |
8555 |
18370 |
— |
Экспорт товаров и услуг (млрд долл.) |
730 |
2344 |
181 |
504 |
71 |
436 |
3284 |
Экспорт в % ВВП |
10 |
12 |
33 |
31 |
14 |
38 |
15 |
Импорт товаров и услуг (млрд долл.) |
804 |
2915 |
175 |
553 |
91 |
448 |
3916 |
Импорт в % ВВП |
11 |
15 |
32 |
34 |
18 |
39 |
18 |
Источник : Congressional Research Service. — Available from: https://fas.org/sgp/crs/row/R44981.pdf
Из анализа таблицы следует, что государствам выгодна совместная торговля в рамках соглашения НАФТА. Согласно теории интеграции, государства получают больше преимуществ от интеграции в том случае, если они имеют большой совокупный ВВП (по таблице 1 совокупный ВВП составляет 21 трлн. долл.). В то же время, приоритет в торговле отдается импорту товаров.
Экономисты в основном согласны с тем, что НАФТА принесла пользу экономике всем трем странам. Торговый оборот между ними за время действия NAFTA вырос почти втрое: в 1994 году он составлял $290 млрд, а в 2017-м — $1,1 трлн [9].
По названным выше причинам, страны решают пересмотреть договор. В ноябре 2018 на саммите G20 в Аргентине было подписано итоговое соглашение, вступившее в силу 1 июля 2020 г. Трамп назвал новое соглашение «самым современным и сбалансированным торговым соглашением в истории США» [10].
USMCA состоит из 34 глав, в то время в НАФТА их было 22. Новое соглашение сохраняет большинство глав NAFTA, внося заметные изменения в положения о доступе на рынки для автомобилей и сельскохозяйственной продукции, в такие правила, как инвестиции, государственные закупки и права интеллектуальной собственности, а также в положения, касающиеся труда и окружающей среды. Новые положения, такие как цифровая торговля, государственные предприятия и валютный дисбаланс, являются частью нового соглашения [11].
Основные пункты соглашения USMCA приведены в рамках сравнения с аналогичным пунктом сферы, прописанным в договоре NAFTA (см. таблица 2).
Таблица 2
Основные различия ЮСМКА и НАФТА
Сфера |
НАФТА |
ЮСМКА |
Положение о прекращении действия или оговорка о прекращении действия (sunset clause) |
Бессрочный характер |
Срок действия истекает через 16 лет, если он не будет продлен; Стороны обязаны собираться вместе для совместного пересмотра каждые 6 лет. Соглашение не прекращается автоматически, если одна из сторон отказывается продлевать его на одном из этих совместных обзоров. Вместо этого страны обязаны встречаться каждый год в течение следующих 10 лет для решения проблем, блокирующих продление. Срок действия соглашения истекает, если за эти 10 лет соглашение не будет достигнуто |
Торговля автомобилями и автомобильными запчастями |
Легковые, грузовые автомобили, 62,5 % комплектующих которых произведены в странах-участниц, могут продаваться без пошлин. Доля производства 1 страны — 62,5 % |
Легковые, грузовые автомобили, 62,5 % комплектующих которых произведены в странах-участниц, могут продаваться без пошлин. Доля производства 1 страны — 62,5 % |
Защита прав интеллектуальной собственности |
Срок действия авторских прав — 50 лет |
Сохраняет основные меры защиты авторских прав; Срок действия авторских прав 70 лет; срок патентной защиты для лекарств класса “биопрепараты” — 10 лет; Защита от уголовных и гражданско-правовых санкций за кражу коммерческой тайны, в том числе государственными предприятиями, и кибератаки |
Государственные закупки |
Трехсторонние обязательства |
Обязательства предусмотрены только для США и Мексики; Канада должна руководствоваться Соглашением ВТО по правительственным закупкам |
Цифровая торговля |
Какие-либо положения отсутствуют |
Положения о запрете таможенных пошлин на товары, передаваемые электронным способом; Право инвестора или поставщика услуг на трансграничную передачу данных, включая его персональные данные; Положения о трансграничных потоках данных и ограничения на требования к локализации данных |
Урегулирование споров между инвесторами и принимающей страной |
Трехсторонние обязательства |
Исключило положения об урегулировании споров между инвесторами и государством (ISDS) для Канады; для Мексики и США ISDS продолжает действовать и ограничен госконтрактами в специально поименованных секторах (нефтегазовая телекоммуникационная отрасли, производство электроэнергии, инфраструктурный комплекс) |
Труд и окружающая среда |
Включает статьи о санитарных и фитосанитарных мерах; |
Положения об обеспечении законов и нормативных актов Международной трудовой Декларации прав Организации Объединенных Наций (МОТ) в сфере труда; Механизм реагирования на жалобы о правах работников, мониторинг трудовой реформы в Мексике, создание нового межведомственного комитета по труду с требованиями отчетности перед Конгрессом; Положения о борьбе с насилием в отношении работников и принудительным трудом; Соблюдение природоохранных законов, включая семь многосторонних природоохранных соглашений |
Источник : составлено на основе Congressional Research Service. — Available from: https://fas.org/sgp/crs/row/IF10997.pdf.
Оценка модернизации соглашения представлена в анализе текущего экономического состояния экономического объединения через приведенные ниже данные. Согласно им, торговля товарами партнеров по НАФТА увеличилась после модернизации соглашения, импорт также увеличивался быстрее, чем экспорт. Общий объем экспорта товаров партнеров по НАФТА/USMCA увеличился со 165,1 миллиарда долларов в 1994 году до 680,8 миллиарда долларов в 2022 году (312 %), в то время как импорт товаров увеличился со 178,4 миллиарда долларов до 891,3 миллиарда долларов миллиард (400 %) (см. рис. 1). Эти тенденции в торговле указывают на то, что устранение торговых и инвестиционных барьеров в рамках НАФТА сыграло важную роль для экономики региона.
Рис. 1 Торговля товарами партнеров USMCA
Источник: составлено на основе Compiled by CRS using trade data from the U. S. International Trade Commission’s Interactive Tariff and Trade Data Web. Available from: http://dataweb.usitc.gov
Дискуссия
Характеризуя USMCA, многие исследователи приписывают договору небольшие изменения, новое соглашение рассматривают как доработанную версию договора NAFTA. Новое соглашение включает положение о прекращении действия, что дает возможности формировать будущее для USMCA, меняя его положения для реагирования на меняющиеся условия. Текст соглашения во многом направлен на содействие занятости в США, например, при производстве автомобилей, однако требования к заработной плате могут ограничить возможности поставок запчастей.
Способность фирм увеличивать мобильность и гибкость капитала, обеспеченных соглашением НАФТА повлияли на рабочие места в США. В дополнение к более низким тарифам на доставку товаров из Мексики в Соединенные Штаты, и более дешевую рабочую силу в Мексике, транснациональные корпорации также выиграли от раздела НАФТА, дающего многонациональным корпорациям право подавать в суд на правительства за нарушение «инвестиционных прав». Эти меры защиты инвесторов способствовали перемещению производственных предприятий в Мексику.
Арбитражный механизм, предусмотренный в NAFTA, который позволял инвесторам подавать в суд на страны NAFTA за дискриминационные действия, отменен в отношениях между США и Канадой, и значительно урезан для инвесторов в Мексике. Положение USMCA об урегулировании споров между инвесторами и государством (ISDS) будет распространяться на инвестиции в Мексике только в нефть и газ, услуги по производству электроэнергии, телекоммуникационные услуги, транспортные услуги и управление собственностью на инфраструктуру. Это позволяет государствам значительные возможности, так как снижение распространения не позволит корпорациям подавать в суд на правительства стран-участниц за якобы дискриминационную политику. Его часто рассматривают как наименее спорный из трех механизмов, и оно было сохранено в его первоначальной форме НАФТА в USMCA. Однако Канаде удалось фактически отказаться от этого положения.
Положение о труде и окружающей среде также включает значительные изменения. Новое положение требует принятия нового законодательства в Мексике, в целях соблюдения международным стандартам трудовой защиты — в конце 2018 года администрация президента Мексики Андреса Мануэля Лопеса Обрадора [Andres Manuel Lopez Obrador] ввела такое законодательство.
Новое соглашение содержит главы цифровой торговли, чего не было предусмотрено в соглашении НАФТА. Это необходимо учитывать в век развития технологий, цифровых экономических операций, а также для противодействия возникшим в этой области проблемам безопасности.
Более того, это обеспечивает особую торговую защиту Северной Америке, поэтому позволяет переместить производства и в целом бизнес ближе к главному торговому партнеру, так называемый nearshoring. В условиях нарушения поставок и экономического кризиса, вызванного эпидемией пневмонии COVID-19, а также в условиях санкций и закрытия каналов поставок товаров и услуг, при необходимости устранить издержки в экономических процессах, именно nearshoring. является жизненно способной моделью региональной торговли. Это во многом объясняет тенденцию к регионализации экономических связей. В этом случае, USMCA отвечает тенденциям регионального усиления торговли, и в то же время ступень зоны свободной торговли экономической интеграции позволяет странам проводить активную торговлю с зарубежными партнерами. Вместе с тем, USMCA это еще один торговый барьер, установленный Соединенными Штатами против Китая. Это подтверждает намерение создать конкурентоспособную экономику региона.
Заключение
Таким образом, за почти 4 года работы USMCA удалось добиться конкурентоспособной, инклюзивной и устойчивой экономику Северной Америки. Соглашение USMCA модернизировало Северную Американское соглашение о свободной торговле (НАФТА) путем включения новых актуальных современных вопросов цифровой торговли, окружающей среды, конкурентоспособности и практики регулирования и разрешения споров. В условиях глобальной модернизации, реформирование старого договора было необходимо, чтобы он соответствовал современным реалиям. Среди них: интеграционные и регионализационные процессы, в том числе, в экономической и финансовой сферах, меняющийся глобальный порядок и усиление региональной конкуренции,
Литература:
- Transcript of Donald Trump Interview With The Wall Street Journal. // The Wall Street Journal // Официальный сайт. Available from::https://www.wsj.com/articles/transcript-of-donald-trump-interview-with-the-wall-street-journal-1515715481. — Дата обращения: 23.05.2023. (стенограмма интервью на английском языке).
- SICE: North American Free Trade Agreement (NAFTA) 1/1/1994 // SICE Foreign trade Information System. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sice.oas.org/trade/nafta/naftatce.asp. — Дата обращения: 27.05.2023. — Загл. с экрана.
- Мосесов А. После NAFTA жизнь не заканчивается / А. Мосесов // ТАСС. 12.01.2018. Available from:: https://tass.ru/mezhdunarodnayapanorama/4866927. — Дата обращения: 23.05.2023. (статья в информационном агентстве на русском языке).
- The United States Signs a Stronger Trade Agreement with Mexico and Canada // The White House. 30.11.2018. Available from: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/united-states-signs-stronger-trade-agreement-mexico-canada/. — Дата обращения: 26.05.2023. (статья на английском языке)
- Agreement between the United States of America, the United Mexican States, and Canada 2020, 7 January Text. USMCA // Office of the United States Trade Representative. Available from: https://ustr.gov/trade-agreements/free-trade-agreements/united-states-mexico-canada-agreement/agreement-between. — Дата обращения: 26.05.2023. (официальный документ из Интернета).
- Fergusson I. F., Villareal M. A. Proposed U. S.-Mexico-Canada (USMCA) Trade Agreement / I. F. Fergusson, M. A. Villareal // In Focus, no. 10997, (Congressional Research Service) 05.10.2018. Available from: https://fas.org/sgp/crs/row/IF10997.pdf. — Дата обращения: 16.05.2023.
- https://www.wsj.com/articles/transcript-of-donald-trump-interview-with-the-wall-street-journal-1515715481. (дата обращения: 23.05.2023).
- http://www.sice.oas.org/trade/nafta/naftatce.asp. (дата обращения: 27.05.2023)
- https://tass.ru/mezhdunarodnayapanorama/4866927. (дата обращения: 23.05.2023).
- https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/united-states-signs-stronger-trade-agreement-mexico-canada/. (дата обращения: 26.05.2023).
- https://ustr.gov/trade-agreements/free-trade-agreements/united-states-mexico-canada-agreement/agreement-between. (дата обращения: 26.05.2023)
Похожие статьи
Проблемы и перспективы развития торгового оборота между США и Китаем
Процесс развития американо-китайских торгово-экономических отношений прошел несколько этапов на протяжении последних 40 лет. На каждом этапе происходило изменение подходов анализа экономических отношений между странами, в первую очередь из-за изменен...
Анализ больших данных международных инвестиционных соглашений и построение инвестиционного права в экономическом коридоре Россия — Монголия — Китай
Международные инвестиционные соглашения являются наиболее важным гарантом соблюдения законов в экономическом коридоре Россия-Монголия-Китай. Посредством 944-х двусторонних инвестиционных соглашений, а также соглашений о свободной торговле с большими ...
Противоречия и перспективы Евразийского экономического союза
Цель данной статьи — анализ тенденций и противоречий, трудностей развития Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). На кафедре Современные торговые операции Север — Юг МГУПП подготовлены и изданы статьи по общей тематике евра...
Развитие регионов Китая в контексте реализации инициативы «Один пояс — один путь»
В современном научном сообществе все больший интерес вызывают внешнеполитические стратегии, предлагаемые Китаем, раскрывающие подход китайского политического руководства к современной системе глобального управления и международных отношений. Актуальн...
Внедрение цифровых технологий в промышленный сектор в Республике Узбекистан
Сегодня цифровая экономика (ЦЭ) занимает всё более значимое место в странах мира. В мировой экономике разворачивается нешуточная борьба за лидерство в области цифровых технологий, и отставание в развитии, похоже, может иметь далеко идущие негативные ...
Влияние экономических санкций на сотрудничество России и Китая
Статья рассматривает санкционную стратегию западных стран против России. Указывается, что данные меры в значительной мере носят экстерриториальный характер и предусматривают применение вторичных санкций. Тем не менее, политика санкций не привела к су...
Роль японо-американского альянса безопасности на современном этапе и последствия для России
В статье рассматривается ряд аспектов, препятствующих развитию российско-японского сотрудничества: прочность японо-американского альянса с сопутствующими обоюдными обязательствами. Раскрывается современный характер внешней политики Японии, в которой...
История понятия и концепции устойчивого развития
В статье описывается история становления понятия и концепции устойчивого развития как новой модели развития человеческой цивилизации, возникшей в результате проявившихся в XX веке глобальных кризисов и проблем, к которым привело неконтролируемое разв...
Внешняя политика Румынии в видении Клауса Йоханниса. «Синергическая политика: национальная, европейская и евро-атлантическая»
Эта статья призвана рассмотреть варианты внешней политики и безопасности Румынии в видении нового президента Клауса Йоханниса в течение ближайших пяти лет. Исходя из анализа его президентской программы и публичных заявлений, поддерживаемых во время с...
Железнодорожный транзитный потенциал Российской Федерации: проблемы, перспективы, возможности от участия в международном интеграционном проекте — инициативе КНР «Один пояс — один путь»
В статье рассматриваются вопросы формирования и развития на территории Российской Федерации основных маршрутов международных транспортных коридоров МТК «Транссиб» и Байкало-Амурской магистрали, МТК «Приморье-1» и «Приморье-2», дается количественная о...
Похожие статьи
Проблемы и перспективы развития торгового оборота между США и Китаем
Процесс развития американо-китайских торгово-экономических отношений прошел несколько этапов на протяжении последних 40 лет. На каждом этапе происходило изменение подходов анализа экономических отношений между странами, в первую очередь из-за изменен...
Анализ больших данных международных инвестиционных соглашений и построение инвестиционного права в экономическом коридоре Россия — Монголия — Китай
Международные инвестиционные соглашения являются наиболее важным гарантом соблюдения законов в экономическом коридоре Россия-Монголия-Китай. Посредством 944-х двусторонних инвестиционных соглашений, а также соглашений о свободной торговле с большими ...
Противоречия и перспективы Евразийского экономического союза
Цель данной статьи — анализ тенденций и противоречий, трудностей развития Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). На кафедре Современные торговые операции Север — Юг МГУПП подготовлены и изданы статьи по общей тематике евра...
Развитие регионов Китая в контексте реализации инициативы «Один пояс — один путь»
В современном научном сообществе все больший интерес вызывают внешнеполитические стратегии, предлагаемые Китаем, раскрывающие подход китайского политического руководства к современной системе глобального управления и международных отношений. Актуальн...
Внедрение цифровых технологий в промышленный сектор в Республике Узбекистан
Сегодня цифровая экономика (ЦЭ) занимает всё более значимое место в странах мира. В мировой экономике разворачивается нешуточная борьба за лидерство в области цифровых технологий, и отставание в развитии, похоже, может иметь далеко идущие негативные ...
Влияние экономических санкций на сотрудничество России и Китая
Статья рассматривает санкционную стратегию западных стран против России. Указывается, что данные меры в значительной мере носят экстерриториальный характер и предусматривают применение вторичных санкций. Тем не менее, политика санкций не привела к су...
Роль японо-американского альянса безопасности на современном этапе и последствия для России
В статье рассматривается ряд аспектов, препятствующих развитию российско-японского сотрудничества: прочность японо-американского альянса с сопутствующими обоюдными обязательствами. Раскрывается современный характер внешней политики Японии, в которой...
История понятия и концепции устойчивого развития
В статье описывается история становления понятия и концепции устойчивого развития как новой модели развития человеческой цивилизации, возникшей в результате проявившихся в XX веке глобальных кризисов и проблем, к которым привело неконтролируемое разв...
Внешняя политика Румынии в видении Клауса Йоханниса. «Синергическая политика: национальная, европейская и евро-атлантическая»
Эта статья призвана рассмотреть варианты внешней политики и безопасности Румынии в видении нового президента Клауса Йоханниса в течение ближайших пяти лет. Исходя из анализа его президентской программы и публичных заявлений, поддерживаемых во время с...
Железнодорожный транзитный потенциал Российской Федерации: проблемы, перспективы, возможности от участия в международном интеграционном проекте — инициативе КНР «Один пояс — один путь»
В статье рассматриваются вопросы формирования и развития на территории Российской Федерации основных маршрутов международных транспортных коридоров МТК «Транссиб» и Байкало-Амурской магистрали, МТК «Приморье-1» и «Приморье-2», дается количественная о...