При анализе официальной политики государства и декларативных заявлений можно отметить чередование отношений — охлаждения и потепления диалога между КНР и США в торговых отношениях. Конечно, в этой сфере тоже есть противоречия. Однако постоянно развивающаяся торговля была в взаимовыгодной. Впрочем, жесткая позиция Трампа по поводу китайского вопроса стала тестом на прочность для двустороннего сотрудничества, грозя разрушить многолетнюю историю «взаимного выигрыша».
Отношения между Китаем и США всегда были на очень высоком уровне. В 2017 году оборот двусторонней торговли товарами и услугами, а также объем инвестиций превысил 750 миллиардов долларов. Тогда примерно 23 % всего китайского экспорта составляли американский рынок. США были основными потребителями китайской электроники, черных металлов, продукции машиностроения и одежды. Китайская экономика была настолько зависима от американского рынка, что при снижении американского ВВП на 1,5 % китайский экспорт в США сокращался на 4–5 %. Кроме того, в 2017 году Китай активно приобретал финансовые казначейские облигации на сумму 1,3 триллиона долларов. Китайская инвестиционная корпорация (CIC), действовавшая тогда в США, приобрела значительные доли в 112 ведущих американских корпорациях. В США сформировалась отработанная система лоббирования китайских экономических интересов. Эта система имела мощные политические и финансовые рычаги влияния, поддерживалась высшим китайским руководством. Одновременно крупными лоббистами Китая являлись американские корпорации, работавшие на китайском рынке, включая «Боинг», «Сити групп», «Кока-кола» и др.
2017 год начался с выступления председателя КНР Си Цзиньпина на Всемирном экономическом форуме в Давосе, где он заявил о готовности Китая «играть ведущую роль в экономической глобализации» [1]. Глава Китайской Народной республики призвал отречься от протекционизма в торговых отношениях, обосновывая это тем, что в торговой войне нет победителей. Си Цзиньпин особенно сделал ударение на том, что глобализация является катализатором мирового экономического развития, способствует увеличению оборота в мировой торговле — однако появление новых проблем не исключено. То, что глава КНР впервые за 47 лет посетил Всемирный Экономический Форум в Давосе, можно понимать как стремление к мировому лидерству. Выступление господина Си состоялось как раз перед вступлением Д. Трампа в должность президента США. В своей предвыборной компании Дональд Трамп обещал вести протекционистскую политику по отношению к Китаю, что может привести к серьезным последствиям в глобальном экономическом порядке.
Пекин решил прибегнуть к нападению как методу обороны. С начала избирательной кампании в США Китай стал объектом серьезных обвинений со стороны Д. Трампа — США обвиняли Китай в нечестной торговле и протекционизме по отношению к Соединенным Штатам. Особое внимание уделялось китайской валютной политике, которая вызывала беспокойство в Вашингтоне еще во времена первого президентского срока Б. Обамы. Теперь новый президент планирует принять меры против Пекина через введение экономических санкций.
Таким образом складывается уникальная ситуация — США, которые всегда были сторонниками либерализации мировой экономики после Второй мировой войны, ратуют за протекционизм, в это же время КНР, выступила против протекционистских мер и отстаивает глобализацию.
Бывший вице-президент США Джо Байден предпринял попытку восстановить доверие мирового сообщества к своей стране, выражая свое «сожаление» по поводу выбора Д. Трампа и призывая к «сопротивлению» против сил дезинтеграции, включая Европу, и защите западных демократических ценностей [2]. Одна из участниц форума из США была даже более категорична, утверждая, что у президента Трампа есть только два варианта: либо отречься от своих предыдущих заявлений, либо привести всех к катастрофе [3] [4].
На следующий день, уже выступая в ООН в Женеве, глава КНР выразил глобальные амбиции своей страны более четко. Си Цзиньпин упомянул «гегемона, навязывающего свою волю другим» и предупредил Америку о «ловушке Фукидида» [5] — катастрофе, приведшей к упадку Древней Греции.
Дональд Трамп стал президентом США в январе 2017 года. Предвыборные речи будущего президента не обещали ничего хорошего в рамках двусторонних отношений Китая и США. Из интервью, которое Д.Трамп дал телеканалу Fox 11 в декабре 2017 года, можно увидеть, что президент изначально не намеревался придерживаться политики «Единого Китая». По его словам, Китай не проявляет готовности идти на уступки в вопросах девальвации юаня, тарифов и ситуации в Южно-Китайском море. Более того, он отмечает, что США не видят в Китае надежного партнера в урегулировании северокорейского вопроса [6]. Масла в огонь добавляет телефонный разговор, который состоялся в тот же месяц между Д.Трампом и президентом Тайваня Цай Инвэнь (дипломатические связи такого рода запрещены в соответствии с законом об отношениях с Тайванем от 1979 года) [7]. Таким образом можно заметить стремление к радикальному изменению отношений со стороны Соединенных Штатов.
Тем не менее, Трамп заметно изменил свою точку зрения уже после официального вступления в должность, хотя это было скорее формальное изменение. После телефонного разговора между Си Цзиньпином и Дональдом Трампом 9 февраля 2017 года было официально подтверждено, что Соединенные Штаты придерживаются политики «Единого Китая» [8]. Это свидетельствует о том, что с самого начала своего президентства у администрации Трампа не было единого мнения о том, как стоит относится к КНР. Вероятно, это объясняется противоречивыми точками зрения, преобладающими в администрации президента. Например, советники Мэттис, МакМастер, Келли, Тиллерсон и Данфорд выступают за прагматичный подход, стабильность и конструктивный диалог по важным вопросам в двусторонних отношениях с КНР. С другой стороны, Лайтхайзер, Наварро, Росс и Бэннон настаивают на более жестком подходе. События, произошедшие в период с 2017 по начало 2018 года, свидетельствуют о стремлении Д. Трампа поддерживать хорошие отношения с Си Цзиньпином, одновременно настаивая на своих условиях в сфере торговли и политики. Иллюстративным примером здесь служит ситуация с Тайванем: вскоре после телефонного разговора между лидерами, Администрация Белого дома начала подготовку к сделке по поставке оружия на сумму 1 млрд. долларов для Тайваня, предназначенной для защиты острова в случае агрессии со стороны Китая. Вместе с призывами к сдерживанию ядерных амбиций Северной Кореи в отношении Китая, можно сделать вывод, что в марте 2017 года произошло изменение в двусторонних отношениях, с декларативного улучшения к более ощутимому ухудшению [9].
В апреле были предприняты попытки смягчить напряженную обстановку, что оказалось благоприятным для сторонников прагматичного подхода в Белом доме, учитывая запуск баллистической ракеты КНДР 4 апреля 2017 года. Это событие стало проводом для обсуждения не только текущих проблем и методов их решения, но и затронуло болезненные аспекты двусторонних отношений. С тех пор фокусом внимания для США по отношению к Китаю стали два основных вопроса — эскалация конфликта на Корейском полуострове и соблюдение торгового баланса. Одним из первых диалогов по вышеупомянутым вопросам стала встреча двух лидеров в резиденции Д.Трампа в Мар-а-Лаго 7–8 апреля. Президент США обещал обсудить вопросы, связанные с КНДР и торговым балансом [10]. По-видимому, результаты этой встречи были двойственными: с одной стороны, Д. Трамп отметил «невероятный прогресс в отношениях с Китаем» [11]. Более того, В. Росс, Министр Торговли США, сообщил, что стороны договорились разработать план по увеличению экспорта американских товаров и сокращению торгового дефицита в течение 100 дней. Также Президент принял приглашение Си Цзиньпина посетить Китай позже в этом году. Однако встречу затмила атака ВВС США на сирийскую авиабазу накануне переговоров, что может быть понято как некий сигнал относительно решения США по корейскому вопросу [12].
Важно отметить, что Си Цзиньпин в ходе переговоров не дал никаких обязательств ни на публичных, ни на закрытых встречах по данным официальных представителей. Выжидательная позиция КНР по отношению к Северной Корее в течение трех дней после встречи не смутила решимости Белого дома начать диалог. Трамп даже намекнул на возможность более выгодной торговой сделки, если Китай будет сотрудничать в решении корейского кризиса. На следующий день, 12 апреля, в ходе своего интервью для Wall Street Journal, он радикально изменил свою точку зрения относительно китайского юаня, заявив, что Китай больше не производит манипуляций с валютой [13].
Следующие два месяца прошли без каких-либо серьезных инцидентов; ведущие американские СМИ назвали этот период «лунным светом». Однако удержать эту динамику не удалось — уже к концу июня над отношениями между США и Китаем нависла новая волна противоречий, связанных с предполагаемым недостаточным давлением со стороны Китая на КНДР, по мнению Белого дома. Реакция США на это была быстрой и решительной: 29 июня была утверждена сделка по продаже оружия Тайваню [14], и в этот же день Министерство финансов США ввело санкции против Банка Даньдун, обвинив его в незаконных операциях, связанных с обеспечением Северной Корее доступа к банковской системе США, отмыванием денег и финансированием программ северокорейских ядерного оружия и баллистических ракет [15]. Желание Д. Трампа ввести дополнительные таможенные пошлины на сталь стало косвенным, но показательным способом давления на Китай, который является 11-м по объему поставок стали в США. Президент высказывал намерение снизить цены, утверждая, что китайские производители предлагают завышенные цены. Сотрудники Брукингского института считают, что сочетание активного диалога с Китаем по вопросу Корейского полуострова и угроз введения санкций против КНР оказалось довольно эффективным. Китай ввел эмбарго на импорт угля из Северной Кореи, поддержал ужесточение санкций ООН и выразил стремление к более прозрачной торговле с КНДР. Однако необходимо осторожно подходить к активному вовлечению Китая, учитывая его ограниченное влияние на своего соседа. В противном случае, давление на Китай со стороны США может вызвать лишь конфликтные ситуации [16].
Возможно, и на этот раз события развивались по тому же сценарию: давление и угрозы не привели к успеху в разрешении корейского вопроса, а лишь подчеркнули множество проблем, в основном, в сфере торговли. Попытки решить эти вопросы в комплексе были предприняты в июле в рамках Всестороннего Экономического Диалога (U.S.-China Comprehensive Economic Dialogue, CED). Эта встреча была частью 100-дневного плана по сбалансированию торговли между двумя странами. Планировалось найти решение для проблем, таких как высокие пошлины на автомобили, введенные КНР на импортные товары, уменьшение поставок китайской стали, ограничение субсидий китайским государственным корпорациям, а также отказ от требования локализации данных компаний, работающих в Китае, и другие проблемы, которые негативно сказываются на двусторонней экономике. Тем не менее, переговоры не увенчались успехом: стороны не достигли соглашений, и даже отказались от проведения пресс-конференции. Президент США Дональд Трамп, комментируя возможное введение пошлин на сталь, заявил, что такой сценарий по-прежнему остается открытым. Путь к постепенному втягиванию в торговую войну был намечен еще в августе: восьмого числа Министерство торговли США опубликовало отчет по результатам расследования антидемпинговых мер. Подтвердив факты демпинга и субсидирования китайских производителей алюминиевой фольги, ведомство объявило о намерении ввести компенсационные пошлины [17].
Кроме того, уже 18 августа Торговый представитель США Роберт Лайтхайзер по просьбе президента Трампа начал расследование действий Китая на основании 301 параграфа Закона о торговле США 1974 года, который предоставляет Президенту США право принимать соответствующие меры против нечестной торговли со стороны других стран. Подозрения в краже интеллектуальной собственности длительное время вызывают обсуждения [18]. Хотя данный подход соответствует правилам ВТО, его считают устаревшим, поскольку он предполагает одностороннее регулирование, не используя механизмы разрешения споров, предусмотренные ВТО. Это заметил даже официальный представитель МИД КНР.
В сентябре была продолжена тарифная политика — Комитет внешней торговли США заявил о серьезном ущербе от дешевых импортных солнечных панелей из-за китайских поставок. Это заявление было ответом на петицию американской компании Suniva, утверждавшей, что избыток китайских панелей привел к сильному снижению цен и почти лишил американские компании возможности конкурировать на рынке [19]. Однако целесообразность этого шага и его экономическая эффективность вызывают сомнения. Financial Times указывает, что рост отрасли солнечной энергии в США за последние годы обусловлен не столько налоговым регулированием и льготами (хотя они сыграли свою роль), сколько низкими ценами на компоненты, что было бы невозможно без доступных зарубежных аналогов на рынке. Количество работающих в этой отрасли за семь лет увеличилось с 93 до 260 тысяч человек, однако введение пошлин может поставить под угрозу их рабочие места [20]. Несмотря на это, с политической точки зрения позиция Д. Трампа понятна: США продолжат политику протекционизма и борьбу с торговым дефицитом [21].
При анализе экономической конкуренции между Вашингтоном и Пекином становится ясно, что она имеет стратегическое значение. Согласно точке зрения Вашингтона, усиление экономики Китая может угрожать экономическим интересам США в важном регионе — Евразии. Это может привести к вытеснению американских компаний с рынков Европы и Азии. Ключевым элементом здесь является стратегия «Один пояс один путь», представляющая собой многосторонний проект, запущенный Пекином. Этот проект направлен на создание трансконтинентальных транспортных маршрутов с высокой пропускной способностью, не зависящих от влияния Вашингтона. Некоторые китайские эксперты утверждают, что основной целью инициативы «Один пояс один путь» является изменение существующего мирового порядка, основанного на принципах «Вашингтонского консенсуса».
Таким образом, можно сделать вывод, что отношения двух держав — США и Китая — перед XIX съездом КПК КНР складывались достаточно напряженно. После избрания Дональда Трампа американский вектор сместился на более агрессивный подход к Китаю. Однако к 2017 году зависимость экономическая зависимость двух стран друг от друга достигла пика, и развязывания торговой войны может привести к серьёзным последствиям не только для Соединённых Штатов и Китайской Народной Республики, но и для всего мира.
В связи с новым курсом США, Китай был вынужден также ужесточить свой курс международной политики. Сигналом того, что Китай претендует на звание нового лидера стало посещение Си Цзиньпином Всемирного Экономического Форума в Давосе впервые за долгое время. Там глава Китайской Республики четко дал понять, что китайская сторона против политики протекционизма. Тем не менее уже в августе 2017 года становится ясно, что американо-китайская торговая война становится неизбежной.
Литература:
- 习近平在世界经济论坛“达沃斯议程”对话会上的特别致辞(全文) // 中华人民共和国中央人民政府 URL: https://www.gov.cn/xinwen/2021–01/25/content_5582475.htm (дата обращения: 13.04.2024).
- Remarks by Vice President Joe Biden World Economic Forum Address // U. S. Embassy and Consulates in Brazil URL: https://br.usembassy.gov/remarks-vice-president-joe-biden-world-economic-forum-address/ (дата обращения: 13.04.2024).
- Rusnano CEO: Davos participants fear ‘looming’ global collapse during Trump’s presidency // TASS URL: https://tass.com/economy/926272 (дата обращения: 13.04.2024).
- 东风浩荡万里澄——写在习近平主席在联合国日内瓦总部发表历史性演讲四周年之际 // 中华人民共和国中央人民政府 URL: https://www.gov.cn/xinwen/2021–01/17/content_5580541.htm (дата обращения: 13.04.2024).
- Exclusive: Donald Trump on Cabinet picks, transition process // foxnews.com. URL.: https://www.foxnews.com/transcript/exclusive-donald-trump-on-cabinet-picks-transition-process (Дата обращения: 5.04.2024).
- 台灣關係法, 1979 // American Institute in Taiwan. URL: https://zh.wikisource.org/wiki/ %E5 %8F %B0 %E7 %81 %A3 %E9 %97 %9C %E4 %BF %82 %E6 %B3 %95 (Дата обращения: 5.04.2024).
- Readout of the President’s Call with President Xi Jinping of China, February. // The White House, Office of the Press Secretary. — URL: https://web.archive.org/web/20171206235224/https://www.whitehouse.gov/briefingroom/disclosures (Дата обращения: 1.04.2024).
- Farand C. Trump challenge to China: White House preparing big arms sales to Taiwan, sources say. // independent.co.uk. URL: http://www.independent.co.uk/news/world/americas/ donald-trump-arms-sales-package-taiwan-challengechina-a7637131.html (Дата обращения: 6.04.2024).
- Nakamura D. At Mar-a-Lago, Trump welcomes China’s Xi in first summit // washingtonpost.com. — 2017. — URL: https://www.washingtonpost.com/politics/atmar-a-lago-trump-to-welcome-chinas-xi-for-highstakes-inaugural-summit/2017/04/06/0235cdd0–1ac2–11e7-bcc2- 7d1a0973e7b2_story.html?utm_term=.77f2c739623b (Дата обращения: 6.04.2024).
- Remarks by President Trump After Meeting with President Xi of China, April // The White House. URL: https://www.whitehouse.gov/briefingsstatements/remarks-president-trump-meetingpresident-xi-china/ (Дата обращения: 5.04.2024).
- Trump to make China visit after hosting Xi for talks // bbc.com. URL: http://www.bbc.com/news/world-uscanada-39535828 (Дата обращения: 10.04.2024).
- Baker G., Lee. C. E., Bender M. C. Trump Says He Offered China Better Trade Terms in Exchange for Help on North Korea // wsj.com. URL: https://www.wsj.com/articles/trump-says-he-offered-china-better-trade-terms-in-exchange-for-help-on-north-korea-1492027556 (Дата обращения: 15.04.2024).
- U.S., Hardening Line on China, Approves $1 Billion Arms Sale to Taiwan // nytimes.com. URL: https://www.nytimes.com/2017/06/29/us/politics/trump-china-weapons-taiwan.html (Дата обращения: 15.02.2024).
- Treasury Acts to Increase Economic Pressure on North Korea and Protect the U. S. Financial System. // U. S. Department of the Treasury. — URL: https://www.treasury.gov/press-center/pressreleases/Pages/sm0118.aspx (Дата обращения: 16.04.2024).
- Bader J. A., Dollar D., Hass R. U.S.- China relations, 6 months into the Trump presidency. // The Brookings Institution. — URL: https://www.brookings.edu/articles/u-s-china-relations-6-months-into-the-trump-presidency/ (Дата обращения: 16.04.2024).
- Fact sheet, Commerce Preliminarily Finds Countervailable Subzidization of Imports of Certain Aluminum Foil from the People’s Republic of China. // International Trade Administration, U. S. Department of Commerce. URL: https://www.commerce.gov/sites/default/files/2018–05/factsheet-prc-common-alloy-aluminum-sheet-cvd-prelim-041718.pdf (Дата обращения: 16.04.2024).
- USTR Announces Initiation of Section 301 Investigation of China. // Office of the United States Trade Representative. — URL: https://ustr.gov/aboutus/policyoffices/pressoffice/pressreleases/2017/august/ustr-announces-initiationsection (Дата обращения: 17.04.2024).
- Crystalline Silicon Photovoltaic Cells (Whether or Not Partially or Fully Assembled into Other Products). // Federal Regicter. The daily of the United States Government. URL: Federal Register:: Crystalline Silicon Photovoltaic Cells, Whether or Not Partially or Fully Assembled Into Other Products: Extension of Action (Дата обращения: 17.04.2024).
- Tariffs would put US solar power in the shade. // ft.com. URL: https://www.ft.com/content/514b09d2–829e11e7-a4ce-15b2513cb3ff (Дата обращения: 11.04.2024).
- Чупин А. А., Камынин В. Д. Обострение американо-китайских отношений в период Д. Трампа: поиск государственных приоритетов // The Newman In Foreign Policy. 2018. № № 41 (85).
- Отношения КНР — США в 2017 году: полёт Дракона и метания Орла // Журнал Международная Жизнь URL: https://interaffairs.ru/news/show/18962 (дата обращения: 13.04.2024).