МЕРКОСУР и ЕАЭС | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Мировая экономика

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (8) февраль 2017 г.

Дата публикации: 14.12.2016

Статья просмотрена: 3380 раз

Библиографическое описание:

Бондарев, И. И. МЕРКОСУР и ЕАЭС / И. И. Бондарев. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 1 (8). — С. 25-30. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/51/1757/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье представлены предварительные результаты исследования интеграционного процесса, происходящего в Латинской Америке в рамках межгосударственного экономического объединения МЕРКОСУР. А так же взаимодействие Меркосур и ЕАЭС. На основании подробного изучения нормативно-правовой базы МЕРКОСУР, а также рабочих документов его органов проведен анализ ключевых аспектов развития интеграционной модели МЕРКОСУР, выявлены основные интеграционные принципы и их динамика.

Ключевые слова: интеграционные объединения, МЕРКОСУР, проблемы, перспективы

Общее историческое прошлое и в целом одни и те же направления внутреннего развития стран Латинской Америки лежат в основе того, что интеграция всегда была одним из популярных лозунгов в этих странах после достижения ими независимости.

Развитие интеграционного процесса в Латинской Америке, несмотря на большие сложности и издержки, происходит в рамках глобальной мировой тенденции к образованию различного рода межгосударственных объединений. За прошедшие десятилетия страны региона накопили большой опыт в этой сфере — как позитивный, так и негативный.

МЕРКОСУР — это общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем и Венесуэлой.

В МЕРКОСУР сосредоточено 55,3 % населения стран Латинской Америки и Карибского бассейна, 40 % прямых зарубежных инвестиций, 33 % объема внешней торговли стран региона. Совокупный объем ВВП участников объединения достигает практически 3,3 трлн. долларов. Объединение представляет собой по размерам и экономическому потенциалу второй после ЕС таможенный союз и третью после ЕС и НАФТА зону свободной торговли. [11]

Цель работы является анализ роли и места МЕРКОСУР И ЕАЭС в мировой экономике на основе статистической информации.

В Южной Америке интеграционные процессы получили свое начало больше сорока лет назад, правда в силу отсутствующей в то время объективной основы для интеграционного взаимодействия и наличия определенных противоречий между интегрирующимися странами, в частности различным толкованием целей интеграции; созданные в то время без должной проработки взаимных интересов и реальных возможностей партнеров группировки интеграционной направленности, такие как ЛАСТ, ЛАИ и другие оказались малоэффективными. Это повлекло за собой торможение процесса интеграции.

Итак, впервые заинтересованность в объединении американских народов появилась еще во времена войн за независимость от европейских метрополий.

После Второй мировой войны, в условиях, когда Соединенные Штаты стремились изолировать Латинскую Америку от окружающего мира, снизить ее развивающуюся самостоятельность, стало набирать силу движение стран региона к восстановлению экономической независимости и недопущению вмешательства США в их внутренние дела.

Кроме отмеченных политических причин, латиноамериканская интеграция имела и экономические мотивы. Проводимая рядом государств индустриализация к 1960-м годам столкнулась с серьезными трудностями, одной из главных причин которых стала экономическая разобщенность. Внутренние рынки большинства стран Латинской Америки были не в состоянии обеспечить спрос на продукцию национальных предприятий, одновременно ухудшились условия ее сбыта на традиционных внешних рынках. Весь этот комплекс причин подталкивал государства расширять внутрирегиональный экспорт.

Д. Белов и Е. Старостина также указывают культурно-цивилизационный фактор интеграции латиноамериканских государств: «По мере наращивания Вашингтоном «информационного давления» на латиноамериканские страны («американизация» культуры проявилась в растущем засилье сделанных в США кинофильмов, радио- и телепрограмм, внедрении западных стандартов в повседневную жизнь) в регионе, государства которого имеют общие культурные корни, росло стремление к своего рода коллективному противостоянию северному соседу». [5]

Все рассмотренные три фактора способствовали тому, что давно вынашиваемые в Латинской Америке идеи экономического и политического объединения, продиктованные стремлением к независимости, получили свое практическое воплощение: государства региона, подписав в 1958 году Тегусигальпский договор о создании зоны свободной торговли в Центральной Америке (ЦАОР), а в 1960 году — Договор Монтевидео об образовании Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), первыми в развивающемся мире стали на путь интеграции.

Позднее, в конце 1960-х годов — начале 1970-х годов, когда на фоне экономических трудностей участники ЛАСТ и ЦАОР фактически перестали выполнять свои обязательства, возник ряд относительно небольших субрегиональных объединений, ориентированных на решение более конкретных задач, таких как Андская и Ла-Платская группы (первая впоследствии преобразовалась в Андское сообщество, а вторая — в МЕРКОСУР), Амазонский пакт и Карибское сообщество (КАРИКОМ). Все они не без труда сумели «пережить» мировой экономический кризис 1980-х годов. Так, за десять лет объем внутрирегиональной торговли сократился с 16,8 до 10,4 млрд. долларов. Однако в то же время именно тогда интеграцию стали рассматривать как эффективное средство преодоления кризиса и оживления экономики.

Договор об учреждении такой структуры как ЛАИ был шагом назад по сравнению с Конвенцией Монтевидео, так как в нем отсутствовали некоторые положения, которые считаются непременными для соглашений такого рода, если основываться на классической статье XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Все же некоторые страны, достигшие несколько более высокого уровня экономического развития, расценивали это как тормоз для интеграции. Это стало одним из факторов создания МЕРКОСУР как субрегиональной структуры интеграции. Другим фактором было сближение между Аргентиной и Бразилией, закрепленное так называемым «Актом дружбы» 1986 года, за которым последовало принятие протоколов, предусматривающих отмену тарифов на согласованные товары. В 1990 году эти два государства подписали Буэнос-Айресский договор о создании общего рынка, начиная с 1994 года. Также была учреждена двусторонняя рабочая группа, в качестве наблюдателей в ее работе принимали участие Уругвай и Парагвай.

Итак, начиная с конца 1980-х годов в Южной Америке появилась потребность активизировать интеграционные процессы, однако уже на новой основе.

Ю. В. Бойченко выделяет три важных обстоятельства, которые повлекли за собой этот процесс:

усиление протекционизма со стороны главного торгового партнера региона — Соединенных Штатов;

осторожная, выборочная либерализации экономики Бразилии, позволившая сохранить некоторые важные рычаги государственного регулирования;

кризис либеральной модели Аргентины.

Несмотря на различные экономические пути и их итоги, двум ведущим государствам региона — Бразилии и Аргентине, удалось выработать общий подход к интеграции. Так, в результате этого в 1991 году был создан Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР).

Таким образом, с 1990-х годов начинается качественно новая фаза латиноамериканской интеграции, которая характеризовалась почти синхронным принятием всеми группировками решений об ускорении объединительных процессов, постановкой задачи скорейшего завершения формирования зон свободной торговли или общих рынков в рамках региональных и субрегиональных блоков. Активно вели себя здесь США.

Итак, в настоящее время МЕРКОСУР является после НАФТА и Европейского Союза третьим объединением по величине совокупного валового продукта.

Более десяти лет в рамках МЕРКОСУР обсуждался вопрос о создании коллективной валюты, однако пока конкретных сроков перехода на нее не установлено. Представляется, что в краткосрочной перспективе вопрос о единой волюте в МЕРКОСУР будет носить скорее дискуссионный, а не практический характер.

Интеграционные процессы в рамках МЕРКОСУР затрагивают и гуманитарные аспекты. Упрощены формальности при пересечении границ физическими лицами, создаются совместные погранично-таможенные пункты, подписано соглашение о взаимном признании документов о начальном и среднем образовании, вводится обязательное изучение португальского языка в школах Аргентины и испанского — в Бразилии.

МЕРКОСУР создан на основе Асунсьонского договора от 26 марта 1991 года, который в качестве стратегической цели выдвигает сокращение или полное устранение всех таможенных тарифов между членами организации и проведение единой таможенной политики по отношению к внешнему миру.

Асунсьонский договор в качестве целей МЕРКОСУР выделяет следующие:

свободное передвижение товаров, услуг и рабочей силы;

установление единых ставок таможенного тарифа в торговле с государствами — нечленами и проведение единой торговой политики в отношении стран, не входящих в МЕРКОСУР;

координация макроэкономической и секторальной политики государств-членов в области внешней торговли, сельского хозяйства, промышленности, налогов, валютных систем, движения капиталов, услуг, транспорта.

МЕРКОСУР должен обеспечить свободную конкуренцию между государствами-членами, для чего Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай пообещали внесли соответствующие изменения в свои национальные законодательства.

Таким образом, Асунсьонский договор не устанавливает общий рынок, он содержит положения, регулирующие процесс его создания. Центральным звеном здесь является институциональная структура МЕРКОСУР.

К Асунсьонскому договору принадлежат также пять приложений, которые определяют различные этапы построения рынка и методы, которые при этом надлежит применять.

Так как этот договор с самого начала характеризовался как рамочный, его положения носили достаточно общий характер.

В 1994 году в г. Оуреу-Прету (Бразилия) был подписан Протокол по результатам переговоров в рамках Совета общего рынка (высшего органа МЕРКОСУР). Протокол касается некоторых организационных вопросов, что и было предусмотрено Асунсьонским договором по завершении переходного периода.

Одно из наиболее важных изменений касается международной правосубъектности МЕРКОСУР. Так, в статье 34 Протокола устанавливается следующее: «МЕРКОСУР обладает правосубъектностью по международному праву». Это давало организации право осуществлять внешние сношения от своего собственного имени. На международной арене его представляет Совет общего рынка.

Действует Постоянная рабочая группа по борьбе с терроризмом. Ее основной целью является координация антитеррористических действий на базе Общего плана сотрудничества и координации по вопросам региональной безопасности 1999 года.

За годы своего существования МЕРКОСУР приобрел репутацию прочного стратегического альянса и стал одной из наиболее динамично развивающихся моделей экономической интеграции среди развивающихся стран, обладающей к тому же значительными возможностями для дальнейшего роста. Успехи МЕРКОСУР были обусловлены емкостью его рынка, высокой степенью открытости внешнему миру, многообразием ресурсов и производственным потенциалом, а также обширными институциональными связями, которые группировка сумела наладить как с курными торговыми блоками (как Европейский Союз), так и со странами латиноамериканского субконтинента.

Для определения перспектив интеграционных процессов в рамках МЕРКОСУР важно обратиться к использованию метода СВОТ-анализа.

Таблица 1

СВОТ-анализ перспектив интеграции вМЕРКОСУР

Сильные стороны

1. Сильные торговые и инвестиционные связи между странами-участницами МЕРКОСУР

2. Активное участие стран-участниц МЕРКОСУР в мирохозяйственных связях

3. МЕРКОСУР — третья после ЕС и НАФТА зона свободной торговли в мире

Слабые стороны

1. Сильная дифференциация стран-участниц МЕРКОСУР по уровню развития (разнородный состав участников)

2. Тяжелое протекание процессов развития интеграции

3. Общий курс на либерализацию торговли внутри МЕРКОСУР не всегда соотносится с протекционистскими мерами отдельных стран-участниц

Возможности

1. Активная политика расширения экономических связей со странами различных континентов

2.Успешность проводимых социально-экономических реформ в странах-участницах МЕРКОСУР

3. Динамичное развитие экономических показателей стран-участниц МЕРКОСУР в последние годы

Угрозы

1. Подверженность экономики стран МЕРКОСУР кризисным явлениям мировой экономики

2. Усиление идеологических и политических различий и разногласий между странами-участницами МЕРКОСУР

3. Угроза поглощения со стороны УНАСУР

ЕАЭС — молодое международное объединение, олицетворяющее собой восточное противостояние западным монолитам. Вместе с тем Евразийский союз отнюдь не новая идея, он был создан на базе уже существовавших, но показавших себя малоэффективными организаций. В принципе первым альянсом на данной территории можно считать известное СНГ — содружество независимых государств, которое по большей части было бездейственным союзом, имеющим крайне мало содержательности.

Второй организацией на этом пространстве стало Евразийское экономическое сообщество. Идея о его создании была подана президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в 1994 году. В течение пяти лет партнеры искали оптимальные решения реализации нового партнерства. И в 2000 году Россия, Казахстан, Белоруссия, Таджикистан и Кыргызстан подписали соответствующий договор, согласно которому партнерство вступало в силу в 2001 году.

Одним из главных вопросов ЕврАзЭс было обсуждение создания единого таможенного пространства. В итоге в начале 2010 года в рамках ЕврАзЭс начал работать Таможенный союз. Союз создавался с целью усиления торговой интеграции, создания торговых беспошлинных зон, где товарообмен не сопровождался бы какими бы то ни было экономическими ограничениями. В союз вошли все государства ЕАЭС, образование которого также активно обсуждалось с тех самых пор.

Внедрение действий единого таможенного кодекса, который был принят и ратифицирован всеми государствами участниками, не было безоблачным. Конфликт разгорелся между Кремлем и Минском, да так, что Владимир Путин пригрозил белорусскому лидеру, что действие союза начнется без него. В итоге в апреле 2011 года транспортный контроль на русско-белорусской границе был отменен. При сохраненном пограничном и миграционном контроле, экспорт из этих стран предполагает нулевую ставку НДС и отсутствие выплат по акцизам. При импорте НДС и акцизы поступают в налоговые органы Российской Федерации.

В конце 2011 года страны участницы создали Евразийскую экономическую комиссию. Среди главных задач комиссии было, в том числе, еще большее укрепление экономических связей в качестве плацдарма, на котором и должно было развернуться создание ЕАЭС. В начале 2012 года было образовано Единое экономическое пространство (ЕЭП), усиливавшее взаимную интеграцию стран. Начало работы было ознаменовано ратифицированными всеми членами созданного пространства документами в количестве 17 соглашений. Это было последним организационным этапом, результатом которого стало подписанное 29 мая прошлого года в деловом центре Казахстана Астане соглашения о создании ЕАЭС. Первого января этого года союз вступил в силу при участии России, Казахстана и Белоруссии, на день позже соглашения ратифицировала Армения. И лишь спустя четыре месяца состоялось вступление Кыргызстана.

Довольно долго с присоединением к российским союзам на азиатском театре мировой геополитики тянула Армения. И хотя в новорожденное объединение страна вступила 2 января этого года, до этих пор несколько лет вытягивала для себя дополнительные преференции при любых разговорах о вступлении в тот же Таможенный союз и в более ранние организации. По итогам тактики затягивания Армения выбила 1,13 % доли от таможенных пошлин товаров, ввозимых на территорию союза. Стоит отметить при этом, что страна не имеет прямых границ ни с кем из участников Таможенного союза. Помимо этого на единые таможенные тарифы на приобретение товаров (в основном речь идет о сельскохозяйственной продукции) Армения перейдет только к 2022 году. На молочку, яйца и мед отдельные тарифы будут действовать до 2020 года, а на фрукты и орехи — до 2019-го. Аналогичные послабления предусмотрены и в других видах продовольственных товаров. До 2018 года будут применять нулевые таможенные пошлины на бензин, единый с ЕАЭС тариф будет введен только в 2020 году. Таким же образом планируется регулировать пошлины на фармацевтику, органическую и неорганическую продукцию, удобрения, бытовую химию и некоторые другие. Льготы для нового участника в основном легли на самого крупного игрока союза — Россию и, по подсчетам некоторых экономистов, по итогам этого года может обойтись в 5,2 $млрд. Стоит добавить, что незадолго до официального вступления Армении в ЕАЭС, Евросоюз ассигновал 77,5 млн евро.[11]

Южноамериканский рынок МЕРКОСУР был основан Бразилией, Аргентиной, Парагваем и Уругваем в 1991 году. МЕРКОСУР, к слову, имеет много общего с ЕАЭС и является вторым крупнейшим таможенным союзом после Евросоюза. Южноамериканский общий рынок, как и ЕАЭС, создавался весьма быстро. Буквально за 4–5 лет все институты организации начали полноценно функционировать. На данный момент таможенные изъятия отменены на большинство товаров, однако по нескольким стратегическим позициям пошлины сохранены на переходной период. Тем не менее, за двадцатилетний период объем взаимной торговли увеличился в 8 раз и превысил 30 млрд. долларов.

Таким образом, МЕРКОСУР и ЕАЭС имеют схожие истории создания. Южноамериканский общий рынок уже доказал, что подобная форма интеграции приносит плоды и выгодна государствам-участникам. Однако президент России не озвучил форму сотрудничества двух международных организаций.

Исходя из практики взаимодействия экономики Таможенного союза с другими государствами, можно было предположить, что ЕАЭС и МЕРКОСУР создадут подобие зоны свободной торговли (по примеру ТС и Вьетнама).

Однако МЕРКОСУР — это такой же экономический союз государств, как и ЕАЭС. Поэтому следует ожидать подписание меморандума о сотрудничестве двух международных экономических союзов. А вот подписание договора о создании зоны свободной торговли с отдельными странами Южноамериканского региона уже реально. Основным кандидатом на создание зоны свободной торговли с ЕАЭС могла бы выступить Бразилия.

Товарооборот России и Бразилии в прошедшем году достиг 5,5 млрд. долларов. Аналогичные показатели товарооборота Бразилии с Казахстаном и Белоруссией составляют 400 млн. долларов и 640 млн. долларов соответственно. Основными позициями взаимодействия государств является энергетика и сельскохозяйственная продукция.

Таким образом, наиболее привлекательной группой товаров для импорта в страны ЕАЭС является продукция сельского хозяйства Бразилии. К слову, импорт по данной позиции имеется и сейчас, однако, в случае укрепления сотрудничества, исчезнут многие изъятия, что позволит выгодно увеличить товарооборот Бразилии и государств ЕАЭС. В случае подписания подобного договора с Бразилией, она может выступить неким примером и «плацдармом» для других государств Южноамериканского континента, ведь как видно, интерес к ЕАЭС проявляется уже сейчас, даже когда договор об образовании еще не вступил в законную силу.

Государства Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР) намерены развивать сотрудничество с Евразийским экономическим союзом.

18 декабря 2014 г. в аргентинском городе Парана прошел саммит МЕРКОСУР. По его итогам страны-участницы в совместном заявлении отметили, что намерены развивать сотрудничество с Евразийским экономическим союзом.

Главы государств отметили прекрасную работу, проведенную МЕРКОСУР и Евразийской экономической комиссией, а также поздравили друг друга с успехами, достигнутыми в согласовании текста меморандума о сотрудничестве в сфере экономики и торговли.

Ранее министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев прокомментировал, что в процессе переговоров с аргентинскими коллегами достигнуто понимание необходимости сотрудничества в различных сферах. Юридически обоснованные договоренности сформируют новую правовую основу для торговли между государствами — членами МЕРКОСУР и ЕАЭС.

Участниками союза являются Россия, Белоруссия, Киргизия, Казахстан и Армения.

Важно отметить, что несмотря на отмеченные позитивные результаты развития МЕРКОСУР, она также была вынуждена столкнуться и с серьезными трудностями. Так, опыт МЕРКОСУР продемонстрировал, что хотя процесс интеграции содержит в себе целый комплекс позитивных импульсов и предпосылок, вместе с тем он может повлечь за собой также немало трудностей и противоречий. В частности, причиной кризиса МЕРКОСУР явился серьезный кризис в Аргентине (отметим, что на Аргентину приходится порядка одной трети потенциала МЕРКОСУР). Поэтому важным выводом из этого является необходимость уделения более пристального внимания расстановке приоритетов, постоянному слежению за происходящими процессами и необходимости их своевременной корректировки, а именно стратегическому планированию на долгосрочную перспективу.

Важным потенциалом для стран МЕРКОСУР является их население, которое увеличивается, немаловажное значение здесь играет положительная динамика роста трудовых ресурсов.

Внешняя торговля стран МЕРКОСУР развивается положительными темпами, в ней основное место занимает экспорт сырьевых товаров и импорт машин и транспортного оборудования.

Главным торговым партнером государств рассматриваемой группировки занимали развитые государства Америки, среди которых особо нудно отметить значение США.

В импорте первое место занимают развитые государства Америки. На втором месте развивающиеся страны Америки. Третье и четвертое место делят государства Южной Америки и развивающиеся страны Азии.

Основными партнерами по экспорту являются развитые страны Америки, на них приходится более половины экспорта. Второе место занимают развивающиеся страны Америки. На третьем месте — развитые страны Европы.

На протяжении последних лет экспорт превышал импорт, что говорит о высокой степени независимости внутреннего потребления и производства страны от внешнего мира. Таким образом, вместе с положительной динамикой экономического роста, государствам МЕРКОСУР удается оставаться самодостаточными.

Показатели экспорта и импорта сферы услуг являются очень низкими (зачастую их доля в мировом объеме стремится к нулю). Можно сделать вывод о том, что данная область пока имеет небольшие перспективы для развития.

Размер экспортной, импортной и внешнеторговой квот стран МЕРКОСУР говорит о том, что они являются активными участниками мирохозяйственных связей.

Литература:

  1. World Economic Outlook: Growth Resuming, Dangers Remain.. International Monetary Fund, April 2014.
  2. Латинская Америка: структурная перестройка хозяйства. М., 1994.
  3. Международные экономические отношения. Под ред. А. И. Евдокимова. М., 2003.
  4. Рыжов В. Б. Общий рынок государств южной части латиноамериканского континента (МЕРКОСУР): международно-правовые аспекты // Право и политика. 2004. № 12.
  5. Бойченко А. А. Процессы региональной интеграции в мировой экономике // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2007. № 2.
  6. Романова З. И. региональная интеграция — новые вызовы // Латинская Америка. 2003. № 8.
  7. Романова З. Южная Америка — новый этап экономической интеграции // Экономист. 2006. № 5.
  8. http://www.kvs.spb.ru/ru/activity/economic/merkosur_common/ (Комитет по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга, Общий рынок стран южного конуса (МЕРКОСУР))
  9. http://www.mid.ru (Министерство иностранных дел Российской Федерации, МЕРКОСУР (справочная информация))
  10. http://unctadstat.unctad.org/ReportFolders/reportFolders.aspx (UnctadStat Reports)
  11. http://www.cia.gov (The World Factbook)
Основные термины (генерируются автоматически): Бразилия, свободная торговля, Армения, государство, Латинская Америка, Таможенный союз, Белоруссия, общий рынок, Южная Америка, Южноамериканский общий рынок.

Похожие статьи

Современные тенденции развития интеграционных объединений (на примере МЕРКОСУР)

В статье рассмотрены особенности и специфика интеграционного объединения МЕРКОСУР. Выделены основные проблемы, сдерживающие развитие данного формы развития экономик стран в условиях глобализации и формировании мирохозяйственных связей. Представлены с...

Трудности развития интеграционных объединений (на примере ЕАЭС и МЕРКОСУР)

В статье рассмотрены проблемы в развитии интеграционных объединений (на примере ЕАЭС и МЕРКОСУР), дан анализ предпосылок формирования евразийской интеграции. Выявлены специфические особенности индустриально-инновационных процессов развития экономики....

Исторические аспекты интеграционного сотрудничества ЕАЭС и ЕС

Статья посвящена комплексному исследованию ЕАЭС и ЕС. Изучение истории возникновения и развития ЕАЭС и ЕС имеет большое теоретическое и практическое значение. Интеграционные объединения, в настоящее время вошедшие в сферу международных отношений, пор...

Перспективы развития интеграционных объединений на постсоветском пространстве: опыт таможенного союза России, Беларуси, Казахстана

Статья рассматривает развитие проблемы, показатели и перспективы интеграции на постсоветском пространстве. На основе анализа текущих политико-экономических процессов в рамках таможенного союза России, Казахстана и Беларуси, а также опыта создания там...

Внешнеэкономические связи Ямало-Ненецкого автономного округа как инструмент развития региона

В статье рассмотрена актуальная ситуация в сфере внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа. В условиях рыночной экономики международная экономическая составляющая является важным элементом деятельности предприятий, регионов и стра...

Договор о ЕАЭС как конституирующий договор евразийской интеграции

Представленная статья посвящена исследованию целей, особенностей и структуры Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанном 29 мая 2014 года и действующем по настоящее время. Проведенный анализ позволяет говорить о том, что исследуемый докум...

Вишеградская группа как субрегиональная группировка в Европе: потенциал развития

В статье автор проводит анализ перспектив развития Вишеградской группы — одной из ведущих субрегиональных организаций Европы. Рассматриваются сюжеты, касающиеся истории объединения и его целей на каждом из этапов существования. Проводится SWOT-анализ...

Интеграционная политика Республики Армения: причины и перспективы выбора евразийского вектора развития

В представленной статье рассматривается интеграционная политика Армении в период с 1991 по 2015 год, результатом которой стало вступление республики в Евразийский экономический союз. Показана взаимосвязь интеграционных процессов с проводимой Республи...

Состояние и развитие агропродовольственного сектора стран СНГ

В данной работе анализируется состояние агропродовольственного сектора стран Содружества независимых государств (СНГ). Выявлены проблемы в этой отрасли и предложена согласованная агропромышленная политика, направленная на обеспечение динамичного разв...

Вопросы конкуренции в рамках создания единого рынка аудиторских услуг в ЕАЭС

В статье рассматриваются актуальные проблемы создания единого рынка аудиторских услуг в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), уделено внимание конкуренции в сфере услуг аудита в связи с предстоящими изменениями. Рассмотрены планы и пробле...

Похожие статьи

Современные тенденции развития интеграционных объединений (на примере МЕРКОСУР)

В статье рассмотрены особенности и специфика интеграционного объединения МЕРКОСУР. Выделены основные проблемы, сдерживающие развитие данного формы развития экономик стран в условиях глобализации и формировании мирохозяйственных связей. Представлены с...

Трудности развития интеграционных объединений (на примере ЕАЭС и МЕРКОСУР)

В статье рассмотрены проблемы в развитии интеграционных объединений (на примере ЕАЭС и МЕРКОСУР), дан анализ предпосылок формирования евразийской интеграции. Выявлены специфические особенности индустриально-инновационных процессов развития экономики....

Исторические аспекты интеграционного сотрудничества ЕАЭС и ЕС

Статья посвящена комплексному исследованию ЕАЭС и ЕС. Изучение истории возникновения и развития ЕАЭС и ЕС имеет большое теоретическое и практическое значение. Интеграционные объединения, в настоящее время вошедшие в сферу международных отношений, пор...

Перспективы развития интеграционных объединений на постсоветском пространстве: опыт таможенного союза России, Беларуси, Казахстана

Статья рассматривает развитие проблемы, показатели и перспективы интеграции на постсоветском пространстве. На основе анализа текущих политико-экономических процессов в рамках таможенного союза России, Казахстана и Беларуси, а также опыта создания там...

Внешнеэкономические связи Ямало-Ненецкого автономного округа как инструмент развития региона

В статье рассмотрена актуальная ситуация в сфере внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа. В условиях рыночной экономики международная экономическая составляющая является важным элементом деятельности предприятий, регионов и стра...

Договор о ЕАЭС как конституирующий договор евразийской интеграции

Представленная статья посвящена исследованию целей, особенностей и структуры Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанном 29 мая 2014 года и действующем по настоящее время. Проведенный анализ позволяет говорить о том, что исследуемый докум...

Вишеградская группа как субрегиональная группировка в Европе: потенциал развития

В статье автор проводит анализ перспектив развития Вишеградской группы — одной из ведущих субрегиональных организаций Европы. Рассматриваются сюжеты, касающиеся истории объединения и его целей на каждом из этапов существования. Проводится SWOT-анализ...

Интеграционная политика Республики Армения: причины и перспективы выбора евразийского вектора развития

В представленной статье рассматривается интеграционная политика Армении в период с 1991 по 2015 год, результатом которой стало вступление республики в Евразийский экономический союз. Показана взаимосвязь интеграционных процессов с проводимой Республи...

Состояние и развитие агропродовольственного сектора стран СНГ

В данной работе анализируется состояние агропродовольственного сектора стран Содружества независимых государств (СНГ). Выявлены проблемы в этой отрасли и предложена согласованная агропромышленная политика, направленная на обеспечение динамичного разв...

Вопросы конкуренции в рамках создания единого рынка аудиторских услуг в ЕАЭС

В статье рассматриваются актуальные проблемы создания единого рынка аудиторских услуг в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), уделено внимание конкуренции в сфере услуг аудита в связи с предстоящими изменениями. Рассмотрены планы и пробле...

Задать вопрос