Перспективы совершенствования таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе
Автор: Увальжанова Лаура Альметовна
Рубрика: Мировая экономика
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №4 (6) июль 2016 г.
Дата публикации: 14.06.2016
Статья просмотрена: 2883 раза
Библиографическое описание:
Увальжанова, Л. А. Перспективы совершенствования таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе / Л. А. Увальжанова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 4 (6). — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/38/1083/ (дата обращения: 21.11.2024).
Объектом исследования настоящей статьи являются процессы и инструментарий таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе. Выделены особенности Евразийского экономического союза как интеграционного объединения, проанализированы проблемы регулирования межнационального перемещения факторов производства. Выделены направления совершенствования нормативно-правовой базы, детерминирующей дальнейшие интеграционные процессы на территории бывшего Советского Союза.
Ключевые слова: евразийская интеграция, таможенный тариф, Всемирная торговая организация, Беларусь, Казахстан
Функционирование Таможенного союза на протяжении нескольких лет своего существования (2010–2014 гг.) в составе Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Беларусь сформировало условие для перехода на более высокую ступень экономического интеграционногосотрудничества, что вылилось в создание в 2014 году. В 2015 году к участникам присоединилась Армения. В качестве правовой основы функционирования ЕЭС выступает Договор обЕЭС, который включает более 30 Приложений к нему, то есть была проведена значительная и трудоемкая работа по формированию нормативно-правовой базы развитияЕЭС, его институциональных организаций [7].
Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) представляет собой наиболее интегрированную часть пространства Содружества независимых государств, которая характеризуется всеми возможными атрибутами экономического объединения [2]:
‒ наличие общих таможенных границ;
‒ единый таможенный тариф;
‒ наличие наднациональных институтов.
В тоже время, можно отметить существование специфических характеристик ЕЭС (таблица 1).
Таблица 1
Особенности Евразийского экономического союза как интеграционного объединения
Специфические характеристики |
Описание |
Асимметричный характер интеграционной группировки |
Четко установленное доминирующее положение России по социально-экономическим показателям: ВВП, объемам внешнеторговой деятельности, численности населения, удельного веса в обороте с государствами-партнерами |
Количество участников интеграционной группировки |
На данный момент количество членов ЕЭС ограничено число четырьмч государствами (Россией, Белоруссией, Казахстаном, Арменией), из которых членами Всемирной торговой организации (далее — ВТО) являются только Российская Федерация и Казахстан |
Членство в ВТО |
Россия вошла в ВТО в 2011 году, Казахстан — в конце 2015 года |
Предпосылки формирования интеграционной группировки |
Внутренние социально-экономические факторы были усилены возрастающими внешними глобальными политическими, экономическими, финансовыми, социальными рисками |
Направление движения формирования интеграционной группировки |
Формирование ЕЭС производится сверху вниз в соответствии с политическими посылами органов государственной власти |
Факторы объединения государств в рамках ЕЭС |
Единство исторического развития, общие традиции, наличие на всей территории русскоговорящего населения |
Количественные характеристики |
Численность населения членов ЕЭС интегрируемых государств 172,8 млн. человек. Распределение населения по странам представлено на рисунке 1. |
Рис. 1. Распределение населения по странам- членам ЕАЭС [4]
Наиболее дискуссионным в данной связи представляется вопрос наднационального регулирования внешнеэкономической деятельности стран- членов интеграционной среди которых инструментов которых можно выделить [3]:
‒ таможенно-тарифное регулирование;
‒ нетарифное регулирование(лицензирование, количественные ограничения импорта и экспорта продукции, запреты различного вида и др.);
‒ меры торговой защиты (компенсационные, антидемпинговые, специальныезащитные); которые регулируютдоступ на рынок ЕЭС компаний третьих стран;
‒ упрощение и совершенствование процедур торговли
Перечень методов и инструментов внешнеэкономической деятельности обширен, однако на данный момент можно отметить некоторые проблемы, неурегулированные существующими механизмами [5,6]:
‒ не предусмотрен в нормативной базе вопрос «разрыва» единой таможенной территории ЕЭС в результате присоединения стран (Армении), которые не имеют общих границ с другими членами ЕЭС;
‒ несогласованность действий национальных органов власти членов ЕЭС по проблемам введения нашей страной ограничительных мер таможенного регулирования в отношении зарубежных государств, которые применяют в отношении России экономических санкций, связанных с усилением геополитической напряженности;
‒ сложность реализации безбумажного документооборота в процессе совершения широкого спектра внешнеэкономических операций, базирующейся на изменениях нормативной базы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности по поводу модернизации механизма таможенного регулирования;
‒ недостижение уровня предсказуемости и прозрачности операций внешнеэкономической деятельности;
‒ наличие на территории стран ЕЭС принципа «резидентства», представляющий собой серьезный барьер, ограничивающий процессы экономической интеграции;
‒ отсутствие полной согласованности по вопросам механизмов и инструментов таможенного регулирования ВЭД в современных условиях;
‒ наличие проблем, которые возникают в результате того, что не все члены ЕЭС являются членами ВТО, связанных с тем, что средневзвешенный уровень тарифной защиты согласно договоренности с ВТО уменьшается с 10,7 % до 7,5–8 %, что наиболее чувствительно для Российской Федерации и Казахстана, поскольку при формировании ЕЭС в Белоруссии и Армении тарифы ниже, причем для достижения необходимого соответствия внутри интеграционной группировки эти страны повысили средний уровень тарифов.
Помимо этого, немаловажной проблемой при дальнейшей интеграции и функционирования членов ЕЭС может стать его расширение. Для достижения оптимальной и эффективной емкости внутреннего рынка, рост числа государств-участников является достаточно перспективным. Однако, успехТаможенного союза был обусловлен именно ограничением числа участников интеграционного проекта на Евразийском пространстве, заинтересованных во взаимодействии государств, обладающих примерно равными интеграционными потенциалами их экономик. В рамках ЕЭС не завершено формирование нормативно-институциональной базы, не отработаны многие проблемы взаимной торговли, производственной кооперации и специализации. Поэтому расширение ЕЭС в краткосрочной перспективе создает серьезные риски дезинтеграции. Многоуровневая, разноскоростная модель интеграции позволяет заинтересованным государствам в сотрудничестве сначала «экономически дозреть», а потом стать членом ЕЭС.
Таким образом, усиление интеграционного процесса в рамках формирования единого экономического пространства с участием таких государств, как Российская Федерация, Беларусь, Казахстан имеет довольно высокую экономическую эффективность и для каждого государства — члена союза в отдельности, и для всех интегрируемых государств в целом [1]. При этом наличие пробелов антимонопольного государственного регулирования, сопровождающих нормативно-правовое обеспечение, снижает возможность эффективного регулирования экономической концентрации и реорганизации производства. Эффект от подобного рода интеграции достигается в первую очередь за счет расширения торговых взаимосвязей и создания общего рынка товарообмена продукцией отраслей промышленности и сельского хозяйства, что из-за высокой конкуренции невозможно сделать на международных рынках (машиностроительная продукция, бытовая техника и т. д.);
Для решения указанных проблем представляется целесообразным взять курс на наиболее глубокий уровень интеграции, который предполагает вместе с осуществлением совместной торговой деятельностью, формирование общей системы реализации совместных целей экономической политики, которая в состоянии обеспечить результативное использование производственного и финансового потенциалов развития объединяющихся стран, что представляется наиболее важным, повысить статус нашего государства на политической арене, усилить геополитическую позицию Российской Федерации
Литература:
- Зуев Владимир Николаевич Методология классификации и оценки форм региональной интеграции // Евразийская Экономическая Интеграция. 2014. № 3 (24) С.25–43.
- Кадочников, П. А., Пташкина М. Г. О необходимости изменений в системе тарифных преференций ЕАЭС / Кадочников П. А., Пташкина М. Г. // Российский экономический журнал. — 2015. — № 6. — С. 3–9.
- Новиков М. Б. Анализ проблем функционирования единого экономического пространства Евразийского экономического союза и разработка мер по их решению // Наука и современность. 2015. № 37–2 С.130–138.
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.gks.ru/
- Урусова Э. А., Межак А. К., Шумилова Т. Э. Таможенный союз и создание Единого экономического пространства // Проблемы современной экономики. 2014. № 1 (49) С.281–296.
- Хапилин С. А. Обеспечение конвергенции таможенной политики государств-членов Таможенного союза в условиях перехода к Евразийскому экономическому союзу // Бизнес в законе. 2014. № 6 С.180–184.
- Шохин, С. О. Проблема научного осмысления таможенных правоотношений / С. О. Шохин // Таможенное дело. — 2014. — № 3. — С. 34–36.
Ключевые слова
Казахстан, Всемирная торговая организация, евразийская интеграция, таможенный тариф, БеларусьПохожие статьи
Влияние международной экономической интеграции на применение инструментов таможенного регулирования внешней торговли
В статье рассмотрено применение инструментов таможенного регулирования внешней торговли как мер защиты единого рынка и национальных экономик в условиях развития интеграционных процессов (на примере ЕАЭС).
Анализ принципа резидентства в Евразийском экономическом союзе применительно к валютному законодательству
В статье автор рассматривает проблемы унификации валютного законодательства в рамках развития Евразийского экономического союза, учитывая преимущества и недостатки наличия принципа резидентства.
Некоторые проблемы развития логистики в таможенном деле (на примере Таможенного Союза)
В данной статье будут изложены аспекты и особенности таможенной логистики, проблемы и трудности её развития в условиях экономической системы РФ и ЕАЭС, вопросы развития и совершенствования таможенной и логистической инфраструктур.
История развития таможенного союза стран — участниц Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС)
В статье рассмотрена история и предпосылки формирования и последующего развития ЕАЭС. Проведен краткий анализ текущего состояния, а также изучены запланированные на ближайшие годы союзные мероприятия.
Нормативно-правовая регламентация таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС и Исламской Республике Иран
В данной статье автор пытается проанализировать особенности таможенно-тарифного регулирования и порядок применения преференциального режима в Евразийском экономическом союзе и Исламской Республике Иран. Проведенное исследование показывает актуальност...
Опыт формирования Европейского страхового рынка
Статья посвящена изучению опыта формирования и функционирования Европейского страхового рынка. Авторами выявлены особенности регулирования и саморегулирования страховых рынков стран Европейского союза, рассмотрены основные формы регулирования в данны...
Международные договоры в сфере торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и Китая
В рамках настоящей статьи исследуется ряд региональных договоров Российской Федерации и Китая в сфере торгово-экономических отношений. Затронуты вопросы исторического становления региональных отношений двух государств в анализируемой сфере, поэтапно ...
О понятиях «таможенные операции» и «таможенные процедуры» в таможенном законодательстве ЕАЭС
В статье проводится сравнительный анализ терминов «таможенные операции» и «таможенные процедуры», раскрывается их содержание. Рассмотрен исторический аспект развития данных правовых институтов.
Адаптация основных экономических направлений стран — участниц Евразийского экономического союза как механизм формирования единой экономической политики
С начала функционирования Евразийского экономического союза (далее — Союз) произошло углубление интеграции по всем направлениям. В результате появилась тенденция конвергенции и улучшения отдельных показателей социально-экономического развития государ...
Международно-правовые основы регулирования экономического сотрудничества Республики Узбекистан и КНР
В данной статье рассматривается регулирование экономического сотрудничества через современные международные отношения. Исследуются вопросы основы, сущности и механизмы экономического сотрудничества.
Похожие статьи
Влияние международной экономической интеграции на применение инструментов таможенного регулирования внешней торговли
В статье рассмотрено применение инструментов таможенного регулирования внешней торговли как мер защиты единого рынка и национальных экономик в условиях развития интеграционных процессов (на примере ЕАЭС).
Анализ принципа резидентства в Евразийском экономическом союзе применительно к валютному законодательству
В статье автор рассматривает проблемы унификации валютного законодательства в рамках развития Евразийского экономического союза, учитывая преимущества и недостатки наличия принципа резидентства.
Некоторые проблемы развития логистики в таможенном деле (на примере Таможенного Союза)
В данной статье будут изложены аспекты и особенности таможенной логистики, проблемы и трудности её развития в условиях экономической системы РФ и ЕАЭС, вопросы развития и совершенствования таможенной и логистической инфраструктур.
История развития таможенного союза стран — участниц Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС)
В статье рассмотрена история и предпосылки формирования и последующего развития ЕАЭС. Проведен краткий анализ текущего состояния, а также изучены запланированные на ближайшие годы союзные мероприятия.
Нормативно-правовая регламентация таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС и Исламской Республике Иран
В данной статье автор пытается проанализировать особенности таможенно-тарифного регулирования и порядок применения преференциального режима в Евразийском экономическом союзе и Исламской Республике Иран. Проведенное исследование показывает актуальност...
Опыт формирования Европейского страхового рынка
Статья посвящена изучению опыта формирования и функционирования Европейского страхового рынка. Авторами выявлены особенности регулирования и саморегулирования страховых рынков стран Европейского союза, рассмотрены основные формы регулирования в данны...
Международные договоры в сфере торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и Китая
В рамках настоящей статьи исследуется ряд региональных договоров Российской Федерации и Китая в сфере торгово-экономических отношений. Затронуты вопросы исторического становления региональных отношений двух государств в анализируемой сфере, поэтапно ...
О понятиях «таможенные операции» и «таможенные процедуры» в таможенном законодательстве ЕАЭС
В статье проводится сравнительный анализ терминов «таможенные операции» и «таможенные процедуры», раскрывается их содержание. Рассмотрен исторический аспект развития данных правовых институтов.
Адаптация основных экономических направлений стран — участниц Евразийского экономического союза как механизм формирования единой экономической политики
С начала функционирования Евразийского экономического союза (далее — Союз) произошло углубление интеграции по всем направлениям. В результате появилась тенденция конвергенции и улучшения отдельных показателей социально-экономического развития государ...
Международно-правовые основы регулирования экономического сотрудничества Республики Узбекистан и КНР
В данной статье рассматривается регулирование экономического сотрудничества через современные международные отношения. Исследуются вопросы основы, сущности и механизмы экономического сотрудничества.