В настоящее время все большее внимание уделено процессам, связанным с объединением стран с целью наращивания экономических связей. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса транстихоокеанского партнерства.
Ключевые слова: транстихоокеанское партнерство, барьеры, торговля, экономика, мировая экономика.
В 2017 году произошло значимое событие для мировой экономики — США официально утвердило свой выход из транстихоокеанского партнерства. Переговоры о создании крупнейшей экономической зоны велись с 2009 года, участниками соглашения должны были стать 12 мировых держав. К настоящему времени соглашение об образовании транстихоокеанского партнерства является крупнейшим за последние 20 лет (за исключением НАФТА). [1]
Основная задача соглашения заключается в углублении экономических связей между странами тихоокеанского побережья. К настоящему времени существуют торговые барьеры, которые препятствуют наращиванию объемов торговли. К таким барьерам следует отнести высокие ввозные пошлины, отсутствие единых требований к оформлению деклараций на ввозимые товары.
В целом соглашение ориентировано на увеличение темпов экономического роста за счет увеличения объемов международной торговли. Указанным соглашением также предусматривается проведение экономических и законодательных реформ с целью оптимизации экономического и правового регулирования сферы международного сотрудничества. На территории 12 стран-участниц транстихоокеанского партнерства проживет 800 млн. человек. По мнению многих исследований, новый глобальный союз призван заменить действующую ВТО, которая требует существенной оптимизации в связи со становлением рыночных условий. Инициаторами образования транстихоокеанского партнерства стали страны-участницы АТЭС. [2]
Основная идея функционирования данного объединения заключается в установлении зоны свободной торговли. С одной стороны, это позволит провести либерализацию торговли, с другой стороны, это позволит увеличить объемы международной торговли. Первое соглашение о начальных шагах для формирования транстихоокеанского партнерства было подписано еще в 2002 году. За годы своего существования данный союз позволил увеличить международный торговый оборот между странами-участницами до 28 трлн. долларов США. Как отчитался МВФ в 2014 году, ВВП 12 стран-участниц тихоокеанского партнерства составил 36 % от общемирового ВВП. На рынок тихоокеанского партнерства пришлось 26 % от объема международной торговли в целом. Эти показатели значительно больше, чем у того же ЕС. Подписанное соглашение между 12 странами ориентировано на постепенную отмену таможенных пошлин.
Также соглашением устанавливается отмена квот на ряд товаров и услуг. Стран-подписанты соглашения в своей работе делают акцент на заботу об окружающей среде, эффективную защиту интеллектуальной собственности и рабочей силы.
По сути, договор устанавливает шаги по формированию единой зоны торговли, которая исключает какие-либо ограничения. Постепенно планируется вовсе отказаться от таможенных пошлин. Этим соглашением охватывается больше направлением, чем договором о свободной торговле. К тому же соглашение о формировании транстихоокеанского партнерства затрагивает другие сферы сотрудничества стран. Так, соглашение предусматривает обеспечение свободы движения финансовых потоков, свободу передвижения людей, эффективную защиту всех типов бизнеса со стороны государства. [3]
Основная проблема транстихоокеанского партнерства заключается в том, что стран-подписанты принимают на себя риски, связанные с низкой защитой так называемых национальных производителей.
По сути, с отменой пошлин и квот слабая экономика может рухнуть за счет того, что все местные предприятия закроются, не выдержав конкуренции с иностранными товарами и услугами, которые будут предлагаться без пошлин по той же цене. Соглашением предусматривается, что страны-участницы могут устанавливать временные запреты, исходя из экономико-политической ситуации и с целью обеспечения защиты своего производителя. К настоящему времени 4 страны-участницы ТТП отменили 80 % пошлин на большинство товаров.
Необходимо выделить несколько особенностей транстихоокеанского партнерства по сравнению с другими видами международного сотрудничества. Во-первых, данное соглашение не учитывает большой разницы между странами-подписантами, начиная от разного законодательства и завершая сложностями в политическом сотрудничестве. Во-вторых, данное соглашение превосходит по своим объемам все ранее подписанные соглашения о международном сотрудничестве. В-третьих, сама идея транстихоокеанского партнерства больше ориентирована на внешние задачи США. [4]
Таким образом, цели и задачи функционирования транстихоокеанского партнерства больше соответствуют стратегическим целям США. Рынок ТТП больше похож на рынок с натуральным обменом. Здесь каждый участник стремиться продать свой товар в обмен на получение какого-то другого товара. К примеру, Вьетнам заинтересован в том, чтобы продать одежду, а Аргентина заинтересована в том, чтобы сбыть свою свинину. Чтобы сделки между партнерами прошли успешно, необходимо, чтобы все участник договорились, каждый из них пошел на какие-то уступки.
К преимуществам ТТП современные экономисты относят несколько моментов. Во-первых, открытие рынков между странами-участницами транстихоокеанского партнерства. Во-вторых, унификация торговых правил для всех стран-участниц. В частности, уже унифицированы правила в сфере карантинного надзора и проведения таможенных процедур. За годы развития ТТП сократился почти вдвое срок прохождения таможенных процедур при пересечении таможенных пунктов. [5]
К настоящему времени делаются шаги по унификации системы налогообложения. В-третьих, с запуском ТТП устраняются препятствия для установления финансового сотрудничества, улучшается инвестиционный климат для привлечения иностранных инвестиций. В-четвертых, новые гарантии защиты получает бизнес, расширяются перспективы для трудоустройства. Малые и средние предприятия получают возможность выйти на международный рынок в упрощенном порядке. Кроме того, соглашение о формировании ТТП ориентировано на эффективную защиту об окружающей среде. Соглашением не допускается применение инвестиций и развитие торговли в ущерб окружающей среде.
Новые отрасли промышленности тоже получают свое преимущество от участия в ТТП. Так, предприятиям проще привлекать иностранные инвестиции, выходить на международный рынок торговли. У транстихоокеанского партнерства есть несколько существенных минусов.
Первый из них — риск спада объемов внутренней розничной торговли, что приводит к закрытиям малых предприятий и торговых точек. Второй риск связан с отсутствием защиты для передовых отраслей стран-участниц. Третий риск связан с формированием монокультурного хозяйства, постепенным отходом от диверсифицированной рыночной экономики.
Формирование зоны свободной торговли и устранение барьеров для вхождения иностранных инвестиций может привести к тому, что в экономике отдельных стран будут преобладать иностранные инвестиции. По многим вопросам в сфере ТТП страны-участницы так и не пришли к единому мнению. Поэтому принято считать, что транстихоокеанское партнерство в современном формате вскоре перестанет существовать.
Литература:
- China-U. S. Trade Issues. Wayne M. Morrison. Specialist in Asian Trade and Finance. March 17, 2015. Congressional Research Service. www.crs.gov.
- Robert A. Rogowsky and Gary Horlick. TPP and the political economy of u. s.-japan trade negotiations. Wilsons Center. ASIA PROGRAM Woodrow Wilson International Center for Scholars. One Woodrow Wilson Plaza, 1300 Pennsylvania Avenue NW, Washington, DC 20004–3027, 2014.
- Офис торгового представителя США. URL: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/press-releases/2015/october/summary-trans-pacific-partnership.
- Ensuring Fair Competition with State-Owned Enterprises, ТТР. 2015
- Overall U. S. Benefits. tpp eliminates over 18,000 different taxes on 'made-in-america'exports. 2016.