Процесс региональной экономической интеграции протекает параллельно процессу глобализации, и если глобализация объясняется необходимостью создания гибкой системы, способной встретить глобальные вызовы, то региональная экономическая интеграция вызывается необходимостью сотрудничества и политической координации между географически близкими странами с целью обеспечения способности отвечать на вызовы, формирующиеся в пределах региона [2].
Рассмотрение ключевых характеристик региональной экономической интеграции имеет особую актуальность, поскольку позволяет увидеть, каким образом на практике различные страны решают задачу формирования эффективной формы координации деятельности, развития кооперационных связей, разработки моделей сотрудничества в различных сферах.
Модель экономической интеграции, выбираемая странами АТР (экономическая кооперация, или «экономический регионализм»), демонстрирует свою уникальность, поскольку имеет ярко выраженную специфику по следующим направлениям:
1) реализуемая стратегия (ускорение сотрудничества стран на двустороннем и многостороннем уровнях в целях развития экономики региона и способствования развитию торговли в отличие от объединения рынков исходя из политических решений или под давлением мощных корпораций на правительства стран);
2) инициаторы интеграции (местные правительства и бизнес, а не крупные корпорации и центральные правительства стран);
3) декларируемые задачи первостепенной важности (стимулирование процветания жителей сообщества, а не традиционно провозглашаемое многостороннее сотрудничество) [1].
4) формат «закрытый регионализм», который предполагает, что к сотрудничеству привлекаются только страны одного региона, наблюдается формирование нового вектора — «открытый регионализм», который направлен на становление и развитие формата субрегионального сотрудничества стран, выходящих за пределы одного географического региона. В первую очередь имеется в виду Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (Trans-Pacific Partnership, TPP), а также Соглашение о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (Transatlantic Trade and Investment Partnership, TTIP).
Настоящие тенденции обуславливают формирование нового тренда, заключающегося в том, что на фоне сформировавшейся решимости стран АТР создать в регионе единый рынок в соответствии с существующей системой международных торговых и инвестиционных правил, который должен помочь им коллективно интегрироваться в международную систему на равноправных условиях, в регионе появился активный игрок (США), намеревающийся с помощью ТТР, ТТIP и других процессов интеграции региональной экономики изменить направление экономической интеграции в АТР.
В АТР построение регионального финансового механизма было инициировано на рубеже ХХ–ХХI вв. в рамках такого экономического интеграционного объединения, как АСЕАН+3 (10 государств — членов АСЕАН плюс Япония, Республика Корея и Китай), которые после азиатского финансового кризиса 1997 г. выдвинули «Чиангмайскую инициативу» [4]. Хронология формирования финансовых мер, способствующих интеграционному процессу в АТР, представлена в табл. 1.
Таблица 1
Хронология региональных финансовых инициатив АСЕАН+3
Дата |
Инициатива |
Инициатор |
1997 г. |
Предложение о формировании Азиатского валютного фонда аналогично МВФ (не была поддержана из-за протеста со стороны США и МВФ) |
Япония |
2000 г. |
«Инициатива Чиангмай» — начало построения регионального механизма коллективной защиты от финансовых кризисов: 1) формирование системы предупредительных мер против возможных валютных кризисов (договор об обмене информацией о потоках капитала); 2) разработка плана объединения экономических пространств (инициирование построения сети обмена региональными валютами) |
АСЕАН+3 |
2003 г. |
Инициация процесса укрепления региональных рынков путем увеличения объемов региональных займов в региональных валютах — Азиатская инициатива в области рынков облигаций (Asian Bond Markets Initiative, ABMI) — с целью снижения степени рассогласованности валютной политики стран региона |
АСЕАН+3 |
2003 г. |
Создание совместного Азиатского фонда облигаций I (Asian Bond Fund I) для инициирования процесса инвестирования в облигации местных эмитентов (покупка номинированных в долларах США облигаций правительств азиатских стран) |
Руководители центральных банков 11 стран |
2005 г. |
Создание Азиатского фонда облигаций II (Asian Bond Fund II) с целью финансирования облигационных фондов, инвестирующих и торгующих облигациями, номинированными в местных валютах |
Руководители центральных банков 11 стран |
2009 г. (вступ. в действие с марта 2010 г.) |
Развитие региональной системы поддержки ликвидности: 1) объединение всех соглашений многосторонней «инициативы Чиангмай» в общий пул, действующий на основании соглашения о самоуправляемом резервном пуле; 2) инициация регионального надзорного процесса |
АСЕАН+3 |
2010 г. |
Создание Института кредитных гарантий и инвестиций (The Credit Guarantee and Investment Facility, CGIF) с целью предоставления гарантий по корпоративным облигациям азиатских стран для поддержания их выпуска и повышения надежности |
АСЕАН+3 |
2011 г. |
Создание региональной надзорной структуры за валютной политикой — Центра макроэкономических исследований стран АСЕАН+3 (ASEAN+3 Macroeconomic Research Office, AMRO) |
АСЕАН+3 |
Источник: [4]
Причина выдвижения этой инициативы заключается в том, что, не получив необходимой помощи и поддержки от МВФ и международного сообщества во время азиатского кризиса, страны приняли решение двигаться в направлении уменьшения зависимости от МВФ и повышения вовлеченности стран региона в решение проблем регионального развития и управления. Данная финансовая инициатива группы стран АТР дополнила уже существующий в рамках интеграционного объединения АСЕАН набор мер, направленных на углубление торгово-экономических и финансовых связей в регионе. Задача, на решение которой нацелен формируемый механизм, заключается в создании условий, с помощью которых страны региона получат возможность регулировать последствия проблем, возникающих за пределами региона, поскольку использование регионального финансового механизма позволит им справиться с дезорганизацией внутрирегиональных торговых и инвестиционных потоков и сохранить общую стабильность в регионе [3].
Несмотря на существующую критику представленных выше финансовых инициатив, сводимую к низкой эффективности азиатского финансового механизма, поскольку выдвигаются сомнения в отношении его способности предотвращать финансовые кризисы по причине малых объемов доступных финансовых ресурсов, невысокого уровня организации регионального надзора, низкой скорости принятия решений и недостаточного доверия к валютной политике стран-участниц, следует отметить и их положительные результаты. В этом качестве рассматриваются наметившаяся диверсификация структуры валютных и кредитных отношений в регионе, либерализация валютных отношений между странами, развитие региональных валютных и финансовых рынков и повышение координации стран в сфере обеспечения региональной финансовой стабильности.
Литература:
1. Аносова Л. А., Кабир Л. С. Экономическая интеграция в современном мире и экономический регионализм // Экономика и управление. 2014. № 3 (101). С. 4–11.
2. Кабир Л. С. Влияние регионализации на межгосударственный механизм регулирования экономических отношений // Безопасность Евразии. 2004. № 4. С. 495–499; Аносова Л. А., Кабир Л. С. Экономическая интеграция в современном мире и экономический регионализм // Экономика и управление. 2014. № 3 (101). С. 4–11.
3. Каваи М., Ломбарди Д. Финансовый регионализм. С. 24.
4. Executives Meeting of East Asia and Pacific Central Banks / EMEAP (http://www.emeap.org); Asian Bonds Online — An ASEAN+3 Initiative / Asian Development Bank (https://asianbondsonline.adb.org); ASEAN+3 Macroeconomic Research Office (AMRO) (http:// www.amro-asia.org).