Центральная Азия и место Казахстана в международных отношениях
Автор: Турмаганбетова Айнур Канышкызы
Рубрика: 5. Теория международных отношений. Внешняя политика и дипломатия
Опубликовано в
международная научная конференция «Вопросы политической науки» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 02.06.2015
Статья просмотрена: 6296 раз
Библиографическое описание:
Турмаганбетова, А. К. Центральная Азия и место Казахстана в международных отношениях / А. К. Турмаганбетова. — Текст : непосредственный // Вопросы политической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 35-42. — URL: https://moluch.ru/conf/polit/archive/160/8254/ (дата обращения: 07.01.2025).
По мнению российского политолога и доктора исторических наук Владимира Барановского, на рубеже двух столетий — XX и XXI — происходит грандиозная трансформация системы международных отношений [1, c. 36].
После окончания холодной войны преобладающей тенденцией мирового развития стала глобализация. Процесс глобализации обусловлен технологическими сдвигами, изменениями в области транспортных и информационных коммуникаций. Начавшись в экономической сфере, глобализация охватила практически все сферы общественной жизни. В современном мире, с одной стороны, возрастает взаимозависимость различных стран и регионов, исчезают разделявшие их барьеры, с другой — усиливается разрыв между богатыми и бедными государствами, обостряются социально-экономические, этнокультурные и политические противоречия внутри государств. Угрозы, с которыми сталкивалось человечество в годы «холодной войны», отошли на задний план, но не исчезли вовсе. В то же время появились новые проблемы, поэтому обеспечение всеобщей безопасности требует новых подходов и нового уровня межгосударственного взаимодействия [2, c. 10].
Распад СССР создал одно из необходимых условий для формирования в Центральной Азии автономной подсистемы международных отношений. Применение теории региональных комплексов безопасности позволяет выделить в истории ее становления два периода, соответствующие 1990-м и 2000-м гг.
В 1990-е гг. в рамках постсоветского комплекса безопасности стал складываться центральноазиатский субкомплекс, включающий четыре государства Средней Азии и Казахстан. Этот процесс явился следствием начавшегося формирования национальной государственности и внешнеполитической субъектности стран региона и постепенной дезинтеграции структур постсоветского комплекса. К концу 1990-х гг. в центральноазиатском субкомплексе в целом сложились оси социальной конструкции, и стал проявляться прообраз собственной двухполюсной структуры.
События осени 2001 г. — вступление США в войну с движением «Талибан» и развертывание американского военного присутствия в Центральной Азии — способствовали ускоренной и резкой реализации постепенно накапливавшихся предпосылок обособления центральноазиатского субкомплекса от постсоветского РКБ, «подтянув» их до необходимой критической массы. Таким образом, сдвиг в американской политике подтолкнул Центральную Азию к переходу на уровень отдельного регионального комплекса безопасности, или автономной региональной подсистемы международных отношений. При этом центральноазиатская подсистема оставалась структурно недозрелой и отличалась высокой проницаемостью для воздействий внешних акторов.
В течение 2000-х гг. динамика межгосударственного взаимодействия в рамках центральноазиатской подсистемы консолидировала ее социальную конструкцию. Вокруг Казахстана и Узбекистана продолжилось формирование двухполюсной структуры региональной подсистемы, однако преобразование экономического, демографического и венного потенциала Казахстана и Узбекистана в региональное политическое лидерство осталось далеко не завершенным.
Центральная Азия не являлась ключевым внешнеполитическим приоритетом ни для одного из участников межгосударственных взаимодействий, сложившихся в 2000-е гг. вокруг региональной подсистемы: если для России и Китая регион был одним из нескольких наиболее значимых полей внешнеполитической активности, то для других акторов Центральная Азия оставалась второстепенным или периферийным направлением. Это обстоятельство способствовало сохранению внутренней динамики региональной подсистемы и дальнейшему становлению ее структурных характеристик [3].
На наш взгляд вышесказанные научные положения, сформулированные доктором филологических наук Троицким Е.Ф на основании проведенных исследований, являются, как нельзя лучшим обзором событий прошедших десятилетий после распада СССР.
Сегодня Казахстан играет важную роль в качестве одного из ведущих участников международных политических и экономических отношений, а также инициатора различных межгосударственных и интеграционных проектов.
После обретения независимости Республика Казахстан ведет активную внешнюю политику. В свое время, верно, был определен многовекторный характер международной политики страны, которое полностью соответствует геополитическому положению Казахстана, его национально- государственным интересам.
Становление внешней политики Казахстана сопровождалось немалыми трудностями объективного и субъективного характера. С одной стороны, сложность состояла в том, что этот процесс начинался практически с нуля. У Казахстана не было традиций внешнеполитической деятельности в советский период, несмотря на то, что с 1944 года имел собственное министерство иностранных дел, который практически не был субъектом международного права и не имел необходимых институтов для внешнеполитической деятельности. Принципы же советской дипломатии не могли подходить нам по причине несовместимости с ее идеологией, целями и задачами [4]. С другой стороны, окончание холодной войны и наступившие после распада СССР состояние неопределенности и нестабильности поставили перед республикой сложную задачу адаптации к новой геополитической ситуации и выработки внешнеполитических приоритетов, которые соответствовали бы месту и роли Казахстана в мировом сообществе.
По этому поводу К. К. Токаев отмечает, что «авторами концепции внешней политики Казахстана стояли сложные задачи осмысления и обобщения процессов, происходящих за пределами страны. Это было необходимо, прежде всего, для того, чтобы точно определить место и роль Казахстана в современных международных отношениях, выявить приоритеты во внешней политике государства» [5, c. 85].
Важное значение на этапе становления казахстанской внешней политики имело утверждение позиций Казахстана в Организации объединенных наций. Казахстан заявил о своем стремлении оказывать всемерное содействие укреплению роли и повышению эффективности всемирной организации в таких вопросах, как поддержание мира и безопасности (отказ от ядерного наследства СССР), обеспечение устойчивого социально-экономического развития, утверждения демократии и верховенства закона [6, c. 158].
Место Республики Казахстан в системе международных отношений определили геополитическое расположение его на стыке Европы и Азии, экономические и военно-политичекие интересы, а также существующий потенциал.
Перед казахстанской внешней политикой ставилась задача обеспечения полного включения Республики Казахстан в региональные и субрегиональные структуры экономического и политического взаимодействия на основе общепризнанных принципов международного права как главного средства регулирования споров и противоречий.
Придерживаясь принципа многовекторности внешних связей, Казахстан стремился к созданию прочной договорно-правовой основы на всех направлениях внешней политики. Отношения с государствами Азии, Европы и Америки изначально строились на основе объективных потребностей в обеспечении долгосрочных национальных интересов нашего государства. Основная цель состояла в том, чтобы добиться утверждения политической независимости и безопасности страны, признания необратимости превращения Казахстана в субъект международных отношений. При этом большое значение отводилось подписанию двусторонних и многосторонних международных договоров. Можно с уверенностью сказать, что эти документы сыграли важную роль в укреплении государственности Казахстана. Вступая в отношения с другими государствами и международными организациями, Казахстан проявил стремление к активному применению общепринятых в современном мировом сообществе норм поведения. Тем самым Республика Казахстан определяло рамки сотрудничества с другими странами на условиях консенсуса, взаимного уважения и взаимной выгоды.
По мнению Президента Н. Назарбаева, многовекторность означает «развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для нашей страны практический интерес. Казахстан в силу своего геополитического положения и экономического потенциала не вправе замыкаться на узкорегиональных проблемах. Это было бы непонятно не только нашему многонациональному населению, но и всему мировому сообществу. Будущее Казахстана — и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе. Проводя именно такую политику, мы сможем исключить какие- либо проявления угрозы безопасности Казахстана. Мы сможем укрепить благоприятные внешние условия экономическим и политическим преобразованиям в нашей стране» [7].
С первых дней независимости и по сей день внешнеполитические приоритеты нашей страны остаются неизменными. Это активная, разносторонняя и сбалансированная внешняя политика, способная противостоять вызовам XXI века и нацеленная на обеспечение долгосрочных национальных интересов. Приоритетными направлениями были и остаются развитие сотрудничества с Россией, государствами Центрально-азиатского региона, Китаем, США, Европейским союзом. Большое значение придается взаимодействию с основными странами Ближнего и Среднего Востока, а также Юго-восточной Азии.
Отношения с Россией у Казахстана развивались довольно успешно. 25 мая 1992 г. был подписан российско-казахстанский Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который зафиксировал союзнический характер отношений между этими двумя государствами. В марте 1994 г. было подписано соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур». Президенты России и Казахстана 6 июля 1998 г. подписали также Декларацию о вечной дружбе, партнерстве и союзничестве, ориентированную в XXI столетие. Поскольку топливно-энергетический комплекс (ТЭК) играет важную роль, как в экономике России, так и в экономике Казахстана, а интересы ТЭК двух стран во многом совпадают, развивается российско-казахстанское сотрудничество в данной сфере.
Россия и Казахстан первыми из прикаспийских государств урегулировали все свои проблемы, связанные с разграничением шельфа Каспийского моря. 6 июля 1998 г. президенты этих стран подписали соглашение о разграничении северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на природопользование. В конце 2001 г. начал действовать трубопровод из Северного Казахстана в Новороссийск, построенный в рамках каспийского трубопроводного консорциума (КТК). В этом консорциуме, наряду с западными компаниями, принимают участие правительства России и Казахстана. Благодаря реализации проекта КТК у Казахстана появился еще один путь транспортировки своей нефти на Запад через территорию России, что отвечает интересам обоих государств.
Безусловно, интересы России и Казахстана совпадают не во всем, определенные различия в подходах к тем или иным проблемам возможны. Но высокая степень взаимозависимости остается прочным фундаментом российско-казахстанских отношений [2, c. 356–357].
Внешняя политика Казахстана направлена не только на развитие взаимоотношений с государствами, но и на развитие отношений с различными международными организациями. Кроме вышеназванного ООН, наша республика сотрудничает с НАТО в рамках программы «Партнерство во имя мира», а также является страной-участницей ОБСЕ. Во время вступления в ОБСЕ Казахстан преследовал две главные цели — достижение большей вовлеченности Казахстан и Центральной Азии в решение проблем европейской безопасности и, через это наведение мостов между евроатлантизмом и евразийством, а также повышение роли ОБСЕ в предотвращении конфликтов и в решении экономических и экологических задач [8, с. 14]. На данном этапе повышение авторитета нашей страны в рамках данной организации является решение совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ о председательстве Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2010 году, доказывает, что сегодня внешняя политика Республики Казахстан вышла на качественно новый уровень международного признания. Также РК сотрудничает с МВФ, ЕБРР, Азиатским банком развития, ПРООН, ВОЗ, ЮНЕСКО, организацией экономического сотрудничества.
Казахстан сегодня является полноправным членом международного сообщества и по праву пользуется заслуженным авторитетом его участников. Республика Казахстан воспринимается как региональная держава, обладающая сильной экономикой и прочными позициями в мире.
За период независимости Казахстан смог решить все территориальные проблемы с приграничными странами, подписав со всеми соседями договоры о делимитации и демаркации государственных границ протяженностью в 14 тысяч километров, в том числе с Россией, Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменистаном [9, с. 431].
За прошедшие 23 года независимости, можно сказать, что внешняя политика Казахстана обрела свое лицо и специфические характеристики, присущие именно нашей республике. Иными словами, становление внешней политики Казахстана состоялось.
Таким образом, становление основ внешней политики Республики Казахстан, вытекает из внутренних интересов и нужд нашей страны.
Становление международных экономических связей Казахстана началось после распада СССР в 90-е годы прошлого века и шло одновременно с переходом от централизованной плановой системы хозяйствования к рыночной экономике. В этот период республика столкнулась также со множеством экономических проблем, связанных с разрывом прежних хозяйственных связей в рамках СССР. Важнейшими задачами страны были включение в систему международного разделения труда, поддержка рыночных преобразований, создание валютных фондов, насыщение потребительского рынка, преодоление кризиса переходного периода.
Формирование международных экономических отношений РК началось с отмены монополии государства на внешнеэкономические операции. Реформы во внешнеэкономической сфере охватили три области — регулирование внешней торговли, валютных отношений, деятельности иностранного капитала. Во всех этих областях были введены соответствующие законодательные акты и нормы, созданы общие и специальные государственные исполнительные органы, выполняющие соответствующие функции по их регулированию. Основными принципами интеграции Казахстана в мировую экономику стали либерализация внешнеэкономической деятельности и открытость национальной экономики.
Интеграция Казахстана в мировую экономику вызывает активное участие страны в международных валютных и кредитно-финансовых операциях. Республика с 1992 года является членом МВФ и Всемирного банка, активно сотрудничает с Европейским баком реконструкции и развития, Азиатским банком развития и другими международными и региональными финансовыми организациями.
Таким образом, мы видим, что Казахстан на сегодня в достаточно высокой степени интегрирован в систему международных экономических отношений. Вместе с тем перед страной стоит ряд сложных задач по решению проблемы повышения эффективности своих внешнеэкономических связей. Среди них первостепенное значение имеют диверсификация экспорта в сторону повышения доли продукции с добавленной стоимостью, привлечение иностранных инвестиций в обрабатывающий сектор экономики, снижение масштабов нелегальной трудовой миграции и размеров внешней задолженности страны.
Литература:
1. Барановский В. Г. Основные параметры современной системы международных отношений (Часть I) // Полис. Политические исследования. 2012. № 3.
2. Мировая политика и международные отношения: учебное пособие/под редакцией С. А. Ланцова и В. А. Ачкасова. — СПб., 2006.
3. Троицкий Е. Ф. Центральная Азия в системе международных отношений (1992–2009 гг.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://famous-scientists.ru/list/8922
4. Мухамедов М. Б. Формирование основных приоритетов внешней политики Казахстана. — А., 1997.
5. Токаев К. К. Под стягом независимости. — Алматы, 1997.
6. Султанов Б. К. Становление внешней политики Казахстана. — Алматы, 2005.
7. Назарбаев Н. А. Укреплять международные позиции Казахстана [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.akorda.kz
8. Турсунов С. Т. Диалог Казахстана с ОБСЕ//Приоритеты казахстанской дипломатии на рубеже веков. — М., 2000.
9. Джуламанов Н. А. Охрана границы — приоритет национальной безопасности. — Астана, 2013.