Регион Центральной Азии, как правило, представляется как обширный, не имеющий выхода к океану регион, находящийся на периферии Европы и Азии и включающий в себя пять стран постсоветского пространства: Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан.
В первые годы обретения независимости ряд факторов препятствовал странам данного региона стать полноценными составляющими системы международных отношений:
– глубокий политический и экономический кризис;
– отсутствие либо недостаточная эффективность экономических и политических институтов;
– разрыв финансово-эконмических связей между бывшими союзными республиками;
– дефицит кадров, способных построить независимую финансово-экономическую структуру государства;
– неопределенность лидеров центрально-азиатских республик в проведении внутренней и внешней политики;
– политические и территориальные конфликты.
Страны Центральной Азии не были готовы выступать в качестве самостоятельных субъектов мировой политики. Политические проблемы осложнялись незрелостью экономики данных стран, неспособных полностью обеспечить внутренние потребности государства. Возникла необходимость поиска поддержки, в том числе финансовой, извне [1].
Китай— новый покровитель Центральной Азии. В начале 2000-х годов КНР стал важным игроком в центральноазиатском регионе. С тех пор доля Китая неуклонно росла и в настоящее время занимает сильные позиции в экономиках Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана. Несмотря на то, что до начала 2000-х годов Китай заметно уступал политико-экономической мощи США, многократный рост ВВП позволил Китаю стать главным конкурентом Соединенным Штатам.
Китай стремится занять особое положение в Центральной Азии. Прежде всего, это касается каспийского нефтегазового региона. С учетом высокого потребления энергоресурсов в Китае, объемы импорта каспийской нефти в будущем будут увеличиваться. Этому способствуют истощающиеся запасы энергоресурсов на северо-востоке страны, а также политическая нестабильность на западе Китая, где развитие нефтедобывающей отрасли сопровождается рисками. Интенсивное проникновение Китая в экономику Центральной Азии главным образом связано с активным вливанием китайского капитала в нефтяной сектор. Кроме того, Центральная Азия является для Китая форпостом против антикитайских настроений и нарастающего американского военно-технического влияния. С этой целью в 2001 году была образована Шанхайская организация сотрудничества [2].
Основные цели деятельности Китая в ШОС:
– установление «ядра» организации в Китае с его быстрорастущим влиянием. Китайские аналитики часто называют пространство Центральной Азии и членов ШОС «Китайским СНГ» [3, с.37];
– создание пояса безопасности, задача которого — превентивные меры против терроризма, экстремизма и сепаратизма [3, с.37]. В этом контексте особое внимание уделяется положению на Ближнем Востоке, в частности, дальнейшему распространению экстремизма в страны Центральной Азии и далее в Синьцзян-Уйгурский автономный район. Афганистан в 2012 году приобрел статус наблюдателя в ШОС, что свидетельствует о том, что стабильное положение как на Ближнем Востоке, так и в Центральной Азии представляет собой огромную важность для Китая;
– ограничение влияния США в регионе [3, с.38].
Российская стратегия вЦентральной Азии.Интересы России в Центральной Азии обусловлены стремлением:
– сохранить влияние в регионе, удержать под своей эгидой часть постсоветского пространства и, тем самым, подтвердить свою роль если не мировой, то евразийской державы;
– поддерживать лояльные режимы, готовые развивать партнерские отношения с Россией, что осложняется многовекторной внешней политикой стран Центральной Азии, в соответствии с которой российское направление перестало быть единственным;
– сдерживать укрепление на территории Центральной Азии США и Китая, найдя баланс между конкуренцией и партнерством с этими державами;
– сократить трафик афганских наркотиков через территорию Центральной Азии;
– нивелировать проблемы центрально-азиатской миграции, влияние которой носит противоречивый характер, с одной стороны, миграция способствует укреплению контактов между российским и центрально-азиатским сообществом, с другой стороны, является фактором взаимного раздражения и отторжения;
– решить проблему транзита энергоносителей;
– реализовать экономические интересы: доступ к богатым полезным ископаемым, емкому рынку труда, обширным кооперационным связям;
– поддерживать русское население в странах региона, а также сохранить позиции русского языка как второго после государственного [4].
Россия стремится реализовать свои национальные интересы в ЦА через региональные организации, такие как: Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Отношения с каждой из стран ЦА имеют свои особенности и, исходя из этого, их можно подразделить на три группы: безусловные партнеры-союзники — Казахстан; условные партнеры-союзники — Кыргызстан, Таджикистан; условно независимые партнеры — Узбекистан и Туркменистан.
Общее историческое прошлое, экономическая взаимозависимость, социальные условия, культурные ценности позволяют России оставаться важным стратегическим партнером, гарантом и участником региональной безопасности и стабильности в регионе Центральной Азии.
Стратегия США вЦА. Значимость центрально-азиатского региона для внешней политики США определяется географической близостью стран ЦАР с КНР, Россией, Ираном, Афганистаном, а также Индией и Пакистаном. События 11 сентября 2001 года и последовавшая антитеррористическая операция позволили США укрепиться в ранее закрытой Центральной Азии и разместить там военные базы. С момента краха СССР Вашингтон всегда придерживался стратегии полного доминирования на постсоветском пространстве, опираясь на лозунги поддержки демократии, построения эффективной рыночной экономики, содействия региональному сотрудничеству и интеграции стран Центральной Азии в мировое сообщество. При этом политика США в регионе направлена на продвижение и обеспечение:
– экономических интересов транснациональных нефтегазовых компаний;
– стратегии безопасности в целях сдерживания России и Китая;
– тесных отношений с элитами всех стран региона, которые будут доносить позицию США до политиков, принимающих основные решения в ЦА;
– присоединения нестабильных Афганистана и Пакистана к политически устойчивой Центральной Азии;
– соединения Центральной и Южной Азии, с целью предоставления странам, не имеющим выхода к морю, возможности получить новые маршруты транспортировки своих грузов;
– последовательной работы в области прав человека [5].
В 2015 США пересмотрели стратегию в отношении стран Большой Центральной Азии, куда помимо стран постсоветского пространства, входят Пакистан, Афганистан, Индия, а также страны Кавказа — Грузия и Азербайджан. С недавних пор в «Большую Центральную Азию» Соединенными Штатами включены Иран и Турция. Одновременно стратегия нацелена на ослабление позиции России и умиротворение амбиций Китая [6].
Основные ориентиры стратегии США в ЦА направлены на построение американоцентричного миропорядка, основанного на балансе сил и интересов ведущих держав мира. Интерес США к ЦА обусловлен как геоэкономическими, так и геополитическими причинами. Америка заинтересована в богатствах региона, а точнее в энергоресурсах, а также для США важно реализовать один из своих проектов «ТАПИ» — проект газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия. Несмотря на обновление стратегии, США не удается укрепить влияние в Центральной Азии, это связано с деятельностью региональных объединений, таких как ШОС, ТС, ЕАЭС, ОДКБ, СВМДА. Эти организации препятствуют расширению военно-политического присутствия США в Центральной Азии. Доказательствами этого могут служить такие примеры, как закрытие авиабазы «МАНАС» в Кыргызстане и вывод американских войск из Узбекистана.
Центральная Азия всегда была объектом влияния и борьбы за это влияние мировых и региональных держав. Осознавая свою геополитическую привлекательность, страны ЦА имеют ряд преимуществ, позволяющих им играть на противоречиях конкурирующих субъектов, а также отдавать предпочтение разным странам с целью получения большей выгоды. Центрально-азиатские республики, используя многовекторный характер внешней политики, периодически меняют ориентир (Россия, США, Китай) в зависимости от сложившейся внутренней и внешней обстановки. Мы полагаем, в будущем, несмотря на то, что США продолжат реализацию собственной политики в регионе, укрепление интеграции внутри ЕАЭС, развитие сотрудничества в рамках ОДКБ и ШОС определят Россию и Китай в качестве лидеров и надежных партнеров для стран Центральной Азии.
Литература:
- Видрицкая Н. И. Азиатский вектор внешней политики Республики Казахстан (Япония, Индия, КНР). // Молодой ученый» № 11 (115), июнь, 2016 г., С.630–633
- Мухамеджанова Дария. Влияние Китая на экономику Центральной Азии. // «Analytic» № 2, 2012 г. http://www.articlekz.com/article/4676
- Досанов Д., Курманов О. Треугольник США — КНР — РФ: новая глобальная и центральноазиатская геополитика. // Саясат, № 3, 2004, С. 35–39
- Лаумуллин М. Т. Куда движется Центральная Азия. // Московский центр Карнеги 30.09.2013. http://www.carnegieendowment.org/2013/09/23/ru-pub-53064
- Корсаков И. Б. Политика США в постсоветской Центральной Азии. // www.centrasia.ru/newsA.php?st=1163195160
- Панфилова В.: Американская стратегия для Центральной Азии: кнут или пряник. http://www.ru.journal-neo.org/2015/04/27/amerikanskaya-strategiya-dlya-tsentral-noj-azii-knut-i-pryanik/