Влияние холодной войны на конфликт в Кашмире | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 04.05.2016

Статья просмотрена: 1821 раз

Библиографическое описание:

Халтакшинова, Д. В. Влияние холодной войны на конфликт в Кашмире / Д. В. Халтакшинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 951-954. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29498/ (дата обращения: 15.11.2024).



Этнополитический и религиозный конфликт в Кашмире берет начало в колониальном прошлом Индостана. Взаимные притязания и претензии, как Индии, так и Пакистана не сводят к возможности ведения мирного диалога.

Начало индо-пакистанского конфликта совпало со временем холодной войны. Этот фактор сыграл не последнюю роль в ходе обострения кашмирского вопроса. После окончания Второй мировой войны началось деление государств на два лагеря, возглавляемых СССР и США. Индийский субконтинент, в силу своего геостратегического положения, в течение многих лет являлся областью борьбы за власть и за влияние между коммунистическим и капиталистическим лагерем. Сверхдержавы могли поспособствовать укреплению не только экономического, но и политического положения одной и другой стороны в регионе.

Для США Пакистан был оплотом против советской экспансии, для Пакистана Штаты являлись перспективой победы в Кашмире. Главной линией внешней политики Пакистана во второй половине 50-х гг. было укрепление связей с США и активная деятельность в Багдадском пакте и СЕАТО. С середины 50-х гг. и на протяжении целого десятилетия Пакистан был, по определению президента государства М. Айюб-хана, «самым верным американским союзником в Азии», связанные с США «не одним, а четырьмя соглашениями о взаимном обеспечении безопасности [1;9]. Вступив в СЕАТО, а затем в Багдадский пакт, военно-политическое сотрудничество с США оказывало серьезное влияние на развитие социально-экономических и политических процессов в Пакистане.

19 мая 1954 г. США и Пакистан подписали соглашение о взаимопомощи в вопросах обороны [2]. По этому соглашению США обязывались поставить Пакистану оружие, военное снаряжение и материалы, а также направить в эту страну военных советников. Правительство Пакистана, в свою очередь, взяло на себя обязательство поставлять сырье в США. В октябре 1954 г., во время визита в Вашингтон премьер-министр Пакистана и главнокомандующий пакистанской армией были ознакомлены с американскими планами оказания военной помощи. В течение 3 лет предполагалось выделить для этого сумму в 171 млн.дол. На 1955 финансовый год было намечено предоставить военную помощь Пакистану в размере 50 млн. долларов. Документ, в котором фиксировались размеры американской помощи, сроки поставок и порядок использования Пакистаном американского оружия был подписан представителями двух стран 11.01.1955 г. США. Добившись вступления Пакистана в блоки СЕНТО и СЕАТО, а также проведение им политики, отстаивавшей интересы Запада и капиталистический путь развития, к началу 60-х гг. резко изменил характер помощи. Им уже не нужно было привлекать правящие круги Пакистана на свою сторону, на проведение недружественной политики в отношении Советского Союза и других социалистических стран [3;100]. Заинтересованные во внешней поддержке в споре с Индией Пакистан укрепил союз с США, подписав в марте (5.03).1959 г. американо-пакистанский договор о военно-политическом сотрудничестве.

В соответствии с этим соглашением, США согласились сотрудничать с Пакистаном в вопросах безопасности и потребностях в обороне [4].

Во время третьей индо-пакистанской войны Государственный департамент США заявил, что главная ответственность за войну несет Индия [5;162]. После неудачной войны для Пакистана, США переориентировались в связи с изменениями в южноазиатском регионе на фоне ослабления позиций Пакистана — укрепился международный престиж Индии. В результате сместились акценты в американской политике в Южной Азии: при сохранении прежнего уровня отношений с Пакистаном Вашингтон признал лидерство Индии в регионе.

В целом, в Пакистане было сильное недовольство позицией Вашингтона связи с кризисом на субконтиненте. В Исламабаде считали, что поддержка, которую США оказали Пакистану, была недостаточной и неэффективной.

Позже, 14.12.1971 г., госдеп сделал специальное заявление, в котором было отмечено, что соглашение 1959 г. предусматривает оказание США помощи Пакистану лишь в случае коммунистической агрессии [6; 24].

В 70-е гг. Пакистан порвал с системой агрессивных военно-политических группировок — в 1972 году Исламабад принял решение о выходе из СЕАТО, а в марте 1979 года — из СЕНТО. Но это не помешало укреплению военно-политического сотрудничества с США, связанного с установлением военного режима в результате переворота 1977 г. Индия считала, что диктаторские режимы нестабильны, в свою очередь ведущие к росту внутренней напряженности, проникновению враждебных Индии внешних сил в регионе [7; 16].

Многоплановыми оказались последствия конца 70-х гг., когда расширилось американское военное присутствие в Индийском океане и Персидском заливе. Индия была обеспокоена открытием в 1978 году построенного совместно Пакистаном и Китаем на пакистанской части штата высокогорного Каракорумского шоссе, которое использовалось и для поставок китайского оружия в Пакистан.

В 80-х гг. огромное беспокойство в Индии вызывало военно-политическое сотрудничество США и Пакистана. В 1985 году Пакистан стал крупнейшим получателе американской помощи в Азии, при чем на военные цели было предназначено 575 млн.долларов США. Видимо Пакистан хорошо вписывался в глобальную политику США, направленную на сдерживание СССР [8;180].

США с самого начала американо-пакистанских отношений преследовали цель создания авиабазы на территории Пакистана, что вызвало резкую реакцию правительства СССР. Между тем, именно намерение получить базы вблизи границы СССР лежало в основе блоковой политики администрации Эйзенхауэра. Это еще раз подчеркнуто было в документе госдепартамента от 8 мая 1954 г. В нем говорилось, что стратегический замысел создания блока стран «северного яруса» состоит в том, чтобы получить в свое распоряжение выгодно расположенные базы. С баз предполагалось наносить удары по «центрам советской силы». В свою очередь, на Пакистан была возложена ответственность за защиту этих баз, а также за борьбу с «агрессией на коммунистической перефирии» следовало на местные войска [9;363]. Пакистан был марионеткой в руках США, которые оказывали военную и экономическую помощь. Все это проводилось лишь с целью противостояния социалистическому лагерю.

Точка зрения СССР по кашмирскому вопросу была изложена советским представителем в ООН Я. А. Маликом в СБ в январе 1952 г [10].В 1955 г. ходе визита в Индию в Н. С. Хрущева, Н. А. Булганина была подтверждена позиция СССР по проблеме Кашмира «Советский Союз поддерживает политику Индии в Кашмирском вопросе, ибо она полностью отвечает интересам управления мира в этом регионе Азии» [11; 450]. В апреле 1956 г. и в январе 1957 г. Кашмирская проблема обсуждалась в Совет Безопасности ООН, которое было созвано по инициативе Пакистана. СССР высказался за ее урегулирование путем прямых переговоров, в результате чего 24 января и 18 февраля 1957 г. при очередном обсуждении проведения плебисцита под контролем ООН заявил, что такое развитие событий может вызвать местные конфликты и обострить международную обстановку в регионе. В итоге, советский представитель воспользовался правом вето на предложенные резолюции [12; 451]. В ноябре и декабре 1957 г. советской стороной было заявлено, что она будет противодействовать попыткам «прикрыть и узаконить иностранное вмешательство в Кашмирскую проблему и во внутренние дела Индии с тем, чтобы нанести ущерб ее национальному суверенитету» [13].

В 1962 г. Пакистан вновь обратился в Совет Безопасности ООН, но советский представитель вновь отверг идею плебисцита «как открытое вмешательство в дела Индии». В апреле 1965 г. президент Пакистана Айюб Хан посетил Москву с целью нормализации советско-пакистанских отношений, с надеждой каким-то образом воздействовать на советско-индийские отношения. По-видимому, этот визит способствовал выработке в Москве более сдержанной, нейтральной позиции в индо-пакистанском споре. Когда в очередной раз вспыхнула индо-пакистанская война, для урегулирования конфликта, в 1965 г., СССР создал условия для переговоров в Ташкенте противоборствующих сторон. Переговоры закончились подписанием Ташкентской декларации [14;220].

Если рассматривать кашмирский вопрос в контексте отношений между Индией и Китаем в 1962 г., то СССР занял позицию нейтралитета. Это было связано непростыми отношениями с КНР, а с другой стороны Союз не хотел осложнять отношения с Индией. Индийская сторона была удовлетворена таким подходом. Выступая в парламенте 16 ноября 1962 г. по вопросу об индийско-китайском пограничном конфликте, Неру сказал: «Мы не ожидаем, что Советский Союз сделает нечто такое, что может определенно означать разрыв с китайцами. Но он всегда, как и сегодня, выражал свою добрую волю по отношению к нам. В этом мы находим утешение. И конечно, надеемся на это и в будущем» [15;321].

Перед очередной индо-пакистанской войной между Индией и СССР был подписан «Договор о мире дружбе и сотрудничестве» от 9.08.1971 г.[16]. Договор закреплял расширение существующих дружественных отношений, который должен был способствовать упрочению мира и безопасности в Азии, а также был направлен на ослабление международной напряженности, оказав мощное давление, сдерживающие воздействие на империалистические и гегемонистские силы, ограничив возможности вмешательства их в развитие событий в регионе.

Вскоре после подписания этого документа Индира Ганди заявила: «Мы убеждены, что настоящий договор между Индией и СССР охладит авантюризм тех стран, которые проявляют по отношению к нам патологическую враждебность» [17;160].

Позиция СССР во время вооруженного конфликта 1971 г. в Южной Азии основывалась на ленинских принципах социальной внешней политики и определялась целями укрепления мира и безопасности в Азии: «Как все сторонники мира и свободы народов, мы с большим огорчением восприняли военный конфликт, возникший на днях между двумя соседними государствами Азии… Советский союз решительно выступает за прекращение кровопролития, за мирное урегулирование возникших проблем с учетом законных прав народов, без какого-либо вмешательства внешних сил, за создание условий прочного и справедливого мира в этом районе» [18].

В разгар войны, в декабре 1971 г., Советская делегация предложила генеральной ассамблее ООН «призвать все заинтересованные страны в качестве первого шага немедленно прекратить все враждебные действия, а также призвать правительство Пакистана одновременно принять действенные меры к политическому урегулированию в Восточном Пакистане, немедленно признав волеизъявление восточно-пакистанского населения, как оно было выражено на выборах в декабре 1971 г». [19].

Позиция СССР была частью советской внешней политики, определялась целями укрепления мира и безопасности в Азии. Об этом было сказано в ТАСС: «Последовательно выступая за сохранение мира на Индостанском полуострове, Советское правительство считает необходимым со всей определенностью заявить руководителям Пакистана о той тяжелой ответственности, которую они берут на себя, следуя этим опасным курсом». Советское правительство считало также, что правительства всех стран должны воздерживаться от шагов, которые так или иначе означали бы их вовлечение в конфликт, что могло привести к дальнейшему осложнению обстановке на Индостанском полуострове» [20].

В переговорах 1971–1972 гг. Советский Союз непосредственно участия не принимал, но роль Союза не следует недооценивать: именно в момент резкого обострения индо-пакистанских отношений, был подписан советско-индийский договор, 9 августа 1971 г., укрепивший международные позиции Индии, а также подтвердивший военно-политическую, моральную, дипломатическую и экономическую поддержку Москвой ее позиций. «Никто уже не может строить свою политику будь то в отношении СССР или Индии- без учета этого договора заявил МИД СССР А. А. Громыко, а премьер-министр Индии Индира Ганди была убеждена в том, что этот договор «охладит авантюризм тех стран», которые проявляют по отношению к Индии «патологическую опасность» [21;24].

Позиция Москвы по кашмирскому вопросу до конца 80- х гг.- нач.90-х гг. не претерпевала сильных изменений. Однако 90-гг. ознаменовались не только крупными изменениями в самой России, но и появлением новых факторов, влияющих на ситуацию внутри Кашмира. Незначительное охлаждение российско — индийских отношений в начале 90- х гг., вызванное тем, что внешнеполитические приоритеты сместились в сторону Запада, сказались на позиции Москвы по Кашмиру [22;220].

Холодная война внесла дисбаланс в отношения многих государств, включая Индию и Пакистан. Действуя с точки зрения своих геостратегических интересов, были исключены из внимания жизнь простого человека и наций в целом. Последствия борьбы двух сверхдержав имеют отголоски и в современном мире.

Литература:

  1. Мукимджанова Р. М. Пакистан и империалистические державы, 70–80-е гг/Р. М. Мукимджанова.-М.: Наука, 1984.- 170 с.
  2. The Pakistan-American Alliance. 19.05.1954 г. URL: http://www.foreignaffairs.com/articles/23567/mohammed-ayub-khan/the-pakistan-american-alliance
  3. Жмуйда И. В. Внешнеполитические связи Пакистана/ И. В. Жмуйда.-М.: Наука, 1981.C.100
  4. Muhammad Iqbal and Samia Khalid. Pakistan’s Relations with the United States During Ayub Khan’s Period// Pakistaniaat: A Journal of Pakistan Studies Vol. 3, No. 1 (2011) http://pakistaniaat.org/index.php/pak/article/viewFile/99/99
  5. Мукимджанова Р. М. Пакистан, Южная Азия и политика США (60–70 –е гг.)/Р. М. Мукимджанова.-М.: Наука, 1974.-183
  6. Мукимджанова Р. М. Пакистан и империалистические державы, 70–80-е гг/Р. М. Мукимджанова.-М.: Наука, 1984.- 170 с.
  7. Лунев С. И. Дипломатия в Южной Азии/С. И. Лунев.- М.:Наука, 1993.-194 с.
  8. Лунев С. И. Взаимоотношение Индии с соседними государствами Южной Азии// Индия 80-хгг. Тенденции социально-политического развитие.-М.: ИНИОН АНСССР, 1990.-175 с.
  9. Пелипась М. Я. Скованные одной цепью: США и Великобритания на Ближнем и Среднем Востоке в 1945–1956 гг. М. Я. Пелипась.-Томск: Изд-во томского университета, 2003.- 363 с
  10. Правда, 18.01. 1952 г.
  11. В Индию духа. Сборник статей, посвященных 70-летию Р. Б. Рыбакова/ составитель И. В. Зайцев, Г. М. Кузнецова, Т. Л. Шаумян.М.: Наука, 2008. -450
  12. Там же, 451 с.
  13. 808-е заседание СБ ОО по индо-пакистанскому вопросу S/PV.808, 2.12.1957.: URL:www.un.org
  14. .Белокреницкий, В. Я. Россия и исламский мир: историческая ретроспектива и современные тенденции В. Я. Белокреницкий, И. В. Зайцев, Н. Ю. Улюченко. -М.: Институт Востоковедения, 2010.- 480 с.
  15. Юрлов Ф. История Индии 20 век/ Ф.Юрлов.-М.: Институт востоковедения РАН,2010.- 321 с.
  16. Договор о мире, дружбе и сотрудничестве между СССР и Республикой Индией, 09.08.1971, Нью-Дели.URL: http://www.zonazakona.ru/law/abro/451/
  17. СССР и Индия.М., 1987.C.160
  18. Правда, 8.12. 1971 г.
  19. Правда, 9.12. 1971 г
  20. Правда 6.12.1971
  21. Индия СССР [Текст]/ под.ред. Г. Г. Котовского.- М.: Изд-во «Наука», 1987.- 385 с.
  22. Мелехина Н. В. Россия и кашмирский вопрос. М., 2003. C. 220
Основные термины (генерируются автоматически): Пакистан, США, СССР, Индия, Азия, Индий, Кашмир, отношение, советский Союз, военно-политическое сотрудничество.


Задать вопрос