Понятие мягкой силы было введено американским ученым политических наук Джозефом Найем в своей книге Bound to Lead: «The Changing Nature of American Power», которая была опубликована в 1990 году. Джозеф Най определял «мягкую силу» как форму политической власти, которая позволяет добиваться от объекта мягкой силы желаемого, на основе добровольного желания, личной симпатии, иногда своеобразными манипуляциями. Понятие выступает как противоположность «жесткой силы», инструментом которой является принуждение, инструментами «мягкой силы» являются язык, культура, «публичная дипломатия».
Более простыми словами описать это определение можно словами самого Джозефа Ная «когда одна страна заставляет другие страны хотеть того, чего хочет она, это можно назвать совместной или мягкой силой, в отличие от жесткой или командной власти, приказывающей другим делать то, что она хочет» [1].
Мягкая сила Японии и Южной Кореи имеет не только региональное, но и глобальное измерение. Япония и Южная Корея после Второй мировой войны стали опорными точками нового, «капиталистического» мира в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Республика Корея, или Южная Корея, расположена южнее 38 параллели Корейского полуострова. Она попала в зону влияния США по итогу соглашения летом 1945 года между США и СССР, а затем — по итогам Корейской войны 1950–1953 годов.
«Экономическое чудо» Южной Кореи или, как его называют, «Чудо на реке Ханган» началось с объявлением первой пятилетки президентом Пак Чонхи, что в конченом итоге сделало Южную Корею десятой экономикой мира, формируя привлекательность ее экономической модели [2]. Южная Корея добилась экономического роста беспрецедентными темпами. Наблюдатели назвали это достижение «Чудом на реке Ханган», потому что большинство промышленных объектов были уничтожены в ходе трехлетней Корейской войны (1950–1953), и страна осталась без капитала и природных ресурсов. В начале 60-х годов Корея приняла стратегию экономического развития, ориентированную на экспорт. Сначала основными статьями экспорта была продукция легкой промышленности, произведенная на небольших фабриках, и сырье. В 70-е годы государство инвестировало средства в объекты тяжелой и химической промышленности и заложило основу для экспорта продукции тяжелой индустрии. В настоящее время в стране есть ряд отраслей промышленности, продукция которых обладает высокой международной конкурентоспособностью, таких как судостроение, металлургия и химическая индустрия. Основа такой сильной конкурентоспособности была заложена примерно в то время. Страна сейчас является лидером в производстве полупроводников и дисплеев.
Республика Корея провела в Сеуле Олимпийские игры 1988 г., которые дали ей возможность войти в число государств с развитой экономикой. Эксперты назвали страну одним из четырех азиатских тигров наряду с Тайванем, Сингапуром и Гонконгом [3]. В декабре 1996 г. страна стала 29-м членом ОЭСР, международной экономической организации развитых стран.
Культура этих двух азиатских стран на сегодняшний день является во многом олицетворением признанной в мире азиатской культуры. Эти страны сумели популяризировать свою культур и свой образ жизни.
В то же время стоит отметить, что в силу характерных черт «мягкой силы», которая рассчитана на долгосрочную перспективу и более нацелена на создание благоприятного фона, нежели на достижение конкретных целей, её практичность измерить достаточно трудно. Культура и публичная дипломатия Японии Южной Кореи во многом основаны на доверии, возникшем из-за географической удаленности и внешнеполитической стратегии этих стран, что в целом исключает возможность какой-либо агрессии с их стороны.
Например, экономическая экспансия этих стран в Центральной Азии воспринималась достаточно положительно и воспринимается так и по сей день. Как пример можно взять что на абсолютно новом рынке в Узбекистане первой компанией производства легковых автомобилей стала компания «UzDaewooAuto» на базе южнокорейской компании [4]. Привлекательной является экономическая модель развития, технологические достижения. Япония и Южная Корея сформировали образ технологически развитых стран, занимающих лидирующие позиции в этой сфере [5].
Неотъемлемой частью мягкой силы является культурное влияние. Культурному влиянию Южной Кореи в Центральной Азии, прежде всего, в Узбекистане, способствует наличие большого числа «Корё-сарам». «Корё сарам» буквально переводится как «корейский человек». Это означает, что здешний кореец родом не из Южной или Северной Кореи (не чосон сарам и не хангук сарам), а именно из того племени, которое появилось на Дальнем Востоке и потом перебралось в Среднюю Азию — корё сарам.
«Это такое сообщество, которое получило свое развитие в условиях изоляции и является новой субэтнической общностью корейского этноса, которая в течение большого исторического периода внесла свой, определенный вклад в развитие страны проживания — говорит политолог Сим Хон Ёнг из Кореи [6]. Южная Корея очень высоко оценивает отношения с Узбекистаном. Например, в приветственном письме посла Южной Кореи, Ким Хи-санг, говорится, что «...расположенная в самом сердце Центральной Азии, страна с многовековой историей и традициями Шелкового пути, где проживает около 180 000 представителей корейской диаспоры, Республика Узбекистан — традиционно дружественное для нас государство, имеющее историческое и культурное сходство с Республикой Корея» [7], Узбекистан также дорожит связями с Южной Кореей. Так, на сайте МИД Узбекистана отмечается, что «отношения подняты на уровень «особого стратегического партнерства» [8]. Исходя из этого, можно определить, что ключевую роль в положительных взаимоотношениях играют этнические корейцы, проживающие в Узбекистане и других странах Центральной Азии. Влияние корейцев на местную культуру также неоспоримо, что проявляется на примере популярности корейской кухни. Влияние «корейской волны» проявляется в виде популярных корейских телесериалов, которые называют «дорама», корейской поп-музыки или «K-pop», языка, литературы и так далее. Культурное влияние Южной Кореи проявляется также благодаря личным связям. Так, официально в Южной Кореи находятся 75 320 граждан Узбекистана, в корейских вузах обучается 10 499 узбекистанцев [9]. В Узбекистане же в настоящее время функционируют филиалы южнокорейских университетов ИНХА, Ёджу, Пучон.
В сфере высшего образования, например, филиал ИНХА был основан в 2014 году. Вуз создан в сотрудничестве с Университетом ИНХА в Республике Корея. В настоящее время в Университете обучается более 1500 студентов, имеется 2 факультета бакалавриата и 1 факультет магистратуры [10].
Узбекистанский филиал вуза Ёджу (Международный университет Кимё) в настоящее время готовит кадров по 28 специальностям бакалавриата и 20 специальностям магистратуры в составе 5 образовательных школ. В 2021/2022 учебном году налажена деятельность филиала университета в г. Намангане, а с 2022/2023 учебного года филиала в г. Самарканде. Всего в этом вузе обучается около 12000 студентов [11].
Университет Пучон вТашкенте является филиалом Университета Bucheon (Республика Корея), который был создан согласно Постановлению Президента РУз № 3821 «О создании Университета Bucheon в городе Ташкенте» от 2 июля 2018 года [12].
Всё вышеперечисленное показывает уровень влияния Южной Кореи на мир и, в частности, на Узбекистан. В то время, как во всех других постсоветских странах филиалов южнокорейских вузов абсолютно нет.[KA1]
Япония в 1947 году приняла новую конституцию, которая закрепляла принцип ведения пацифистской внешней политики. Бурные скачки роста экономики отмечались с середины 50-х годов, когда было подписан Сан-Францисский мирный договор, а сама Япония вступила в ООН. Японское «экономическое чудо», по разным оценкам, продолжалось вплоть до нефтяного кризиса 1973 года, становясь важным фактором ее привлекательности.
Мягкая сила Японии имеет свои отличительные особенности. В отличие от Южной Кореи культурно-гуманитарное сотрудничество Японии не имеет сильных основ или предпосылок. Более явно влияние «мягкой силы» Японии на Узбекистан выражается в экономических отношениях.
В Узбекистане создано 10 совместных предприятий, в т. ч. одно со 100 % японским капиталом, а также аккредитовано 13 представительств японских компаний. С 1999г. в Узбекистане осуществляют деятельность региональные офисы Японского Агентства по международному сотрудничеству (ДЖАЙКА) и Японской организации внешней торговли (ДЖЕТРО), а также Узбекско-японский центр. Примером успешного взаимодействия может служить сотрудничество между АК «Узавтосаноат» и японской компанией «Исудзу». На базе агрегатов «Исудзу» выпущено около 10 тысячи автобусов и более 11 тысяч грузовых автомобилей. Освоено производство новых моделей грузовых автомобилей, работающих на природном газе [13]. [KA2]
21 июля 2022 года прошел «Второй международный форум» по итогу, которого Узбекистан стал одиннадцатой страной, граждане которой могут привлекаться в качестве рабочей силы в Японию. В августе 2022 года 47 человек были направлены в Японию. Однако большинство потенциальной рабочей силы из Узбекистана не в совершенстве владеют японским языком. Пока основные вакансии в Японии исходят из сферы ухода за престарелыми и в сельском хозяйстве [14].
Япония обладает мощным глобальным потенциалом мягкой силы. Такой феномен, как «японофилия» (Японофилия — интерес или любовь к Японии, её культуре или в широком смысле любовь ко всему японскому. Люди, долгое время интересующиеся или увлекающиеся Японией, называются японофилы), является распространенным по всему миру. Мягкая сила Японии и ее культура очень самобытны, и это в разной степени привлекает большинство стран мира, в том числе в Центральной Азии.
Основными компонентами мягкой силы Японии, являются спорт, музыка, мультипликация, кухня. Японские боевые искусства являются неотъемлемой частью массовой культуры. Такие виды боевых искусств, как дзюдо, айкидо, карате, популярны во всем мире, в том числе, в Центральной Азии. Японская поп-музыка (J-pop) и японская мультипликация (аниме) относительно менее популярны, но также известны в Центрально-Азиатском регионе. Блюда японской кухни также пользуются определенной популярностью в Центральной Азии. Например, в Узбекистане имеется большое количество ресторанов японской кухни. Популярны в престижных заведениях общественного питания Узбекистана японские суши.
В целом, японская мягкая сила является самобытной и очень привлекательной для стран Центральной Азии, но проявляется в большей части как бренд, поддерживающий имидж высокоразвитой страны.
Характерными для Южной Кореи и Японии является минимальная угроза формирования зависимости стран Центральной Азии от мягкой силы этих стран. Политика Южной Кореи и Японии практически исключает возможность какой-либо агрессии. Хотя Япония и Южная Корея за все время ведения своего курса внешней политики применяли вооруженные силы за рубежом под эгидой международных миротворческих операций, но, прежде всего, Япония и Южная Корея являются технологическими и экономическими гигантами, и при положительной динамике рост влияния их мягкой силы может носить устойчивый характер.
Строгая миграционная политика с их стороны также создают преграду для массового оттока населения в эти страны. Тем не менее, это направление представляется достаточно перспективным и безопасным. Такие факторы, как старение Японии и демографический кризис в Южной Корее, в будущем могут создать еще больший интерес к узбекской рабочей силе в этих странах[KA3]. Сегодня многие развитые страны в связи с демографическими кризисами сталкиваются с большим потоком иммиграции населения из менее развитых стран, и конечно чрезмерная иммиграция является негативным фактором, но ситуация не позволяет игнорировать это явление. Миграция в Японию наблюдается уже из стран Азиатско-тихоокеанского региона, в Южную Корею, с обретения независимости, выходцы из Центральной Азии мигрируют внушительными масштабами, и учитывая доброкачественность отношений Южной Кореи с странами ЦА, эти масштабы естественно будут увеличиваться, так как уровень благосостояния является очень высоким. Также страны ЦА имеют намерения уменьшить поток трудовой миграции населения в российском направлении и если на Южную Корею и Японию будет перепадать доля мигрантов из ЦА, правительства этих стран весьма вероятно поддержат данный процесс. Помимо этого, Центральная Азия, являясь регионом с крупным влиянием КНР побуждает Японию, как регионального соперника Китая проявлять повышенное внимание к региону.
После январских беспорядков в Казахстане президенты пяти республик Центральной Азии провели онлайн-саммит со своим китайским коллегой Си Цзиньпином [15]. Участники активно обсудили экономическое сотрудничество и достижения двусторонних отношений за период независимости государств Центральной Азии. Президентов стран Центральной Азии беспокоила ситуация в Афганистане, увеличение поставок природного газа в Китай, строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан и беспорядки в Казахстане. Лидер Китая, в свою очередь, пообещал открыть внутренний рынок для производителей из Центральной Азии. Си Цзиньпин поставил цель увеличить двусторонний товарооборот с регионом до $70 миллиардов к 2030 году и отметил, что за последние 20 лет показатель вырос в 25 раз, с $1.5 миллиардов до $38.6 миллиардов в 2020 году. Инвестиции Китая в регион составили $40 миллиардов в конце 2020 года, в то время как число китайских фирм, работающих в Центральной Азии, составило 7700 в конце 2021 года. Кроме того, Китай предоставит $500 миллионов в виде грантов странам Центральной Азии в течение следующих трех лет и 50 миллионов доз китайской вакцины в этом году [16]. Тем временем Япония в 2000 году имело показатель товарооборота с Узбекистаном 68.5 млн долларов США, а к 2019 году эта цифра достигла 418 млн долларов США. С Южной Кореей сотрудничество еще более масштабнее. Показатели торгового оборота в 2000 году составляли 393 млн долларов, и в 2019 возросли до 2.8 млрд долларов, у Китая же этот показатель на 2019 год составляет 6 млрд долларов [17]. Учитывая экономику Китая и Южной Кореи, можно понять, что Южная Корея в своей внешней политике делает упор на страны ЦА.
Подытожив, скажем, что мягкая сила Японии и Южной Кореи является устойчивым фактором региональных процессов в Центральной Азии. Отношения с данными странами остаются очень теплыми и взаимовыгодными, имеют положительную динамику в развитии и еще большие перспективы.
Россия, находясь в военном конфликте и попав в экономическую изоляцию, начинает терять свои позиции в Центральной Азии, из опасности попасть под санкции страны региона также стремятся уменьшить влияние России, что можно проследить с принимаемыми мерами по поводу трудовой миграции. Например:
Проведение информационной работы. Правительство Узбекистана проводит информационную работу среди населения, чтобы повысить осведомленность о рисках, связанных с трудовой миграцией, и о возможностях трудоустройства внутри страны. Усиление контроля. Узбекские власти усиливают контроль за выездом граждан за границу и за их условиями работы за рубежом. Кроме того, правительство Узбекистана сотрудничает с российскими властями в рамках борьбы с нелегальной трудовой миграцией. Эти меры помогают снизить поток трудовой миграции в Россию и уменьшить зависимость Узбекистана от трудовой миграции
В случае с Китаем с 2020 года ситуация с коронавирусом становится критичной сначала в самом Китае, а потом и во всем мире, что снизило показатели международной торговли, а значит лишило Китая его основного инструмента внешней политики. Китай, будучи партнером России, не теряет возможности укрепить свои позиции в ЦА. Япония выступает главным противовесом Китая в АТР, и понимая, что Китай изменяет вектор своей внешней политики на Запад, чему свидетельствует проект «Один пояс — один путь», не оставляет Центральную Азию на произвол судьбы и старается не только поддерживать, но и укреплять свои позиции. Хотя Япония и Южная Корея не смогут тягаться с такими крупными акторами в регионе, как Россия и Китай, но некоторое перераспределение влияния в области мягкой силы сыграет положительную роль в развитии Центрально-Азиатского региона.
Литература:
- Джозеф Най. Bound to Lead: “The Changing Nature of American Power. - 1990 https://archive-org.translate.goog/details/boundtolead00jose?_x_tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc#maincontent
- Research FDI - World GDP largest economy https://researchfdi.com/resources/articles/world-gdp-largest-economy/
- «The Four Little Dragons. The Spread of Industrialization in East Asia» Ezra F. Vogel
- О компании Uz Daewoo https://www.uzdaewoo.ru/about/
- Global innovation index 2022 https://www.globalinnovationindex.org/gii-2022-report
- «Корё сарам». Как живет корейская община в Таджикистане https://cabar.asia/ru/koryo-saram-kak-zhivet-korejskaya-obshhina-v-tadzhikistane
- Приветственное слово посла Республики Корея в Узбекистане - Ким Хи-санг. Официальный сайт посольство Республики Корея в Узбекистане https://overseas.mofa.go.kr/uz-ru/wpge/m_8549/contents.do
- Сотрудничество Республики Узбекистан со странами АТР. Узбекско-южнокорейские отношения. Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Узбекистан https://mfa.uz/ru/pages/with-asia-pacific
- Количество граждан Узбекистана в Южной Корее превысило 75 тысяч. Новости Узбекистана: газета nuz.uz 18 февраля 2020 года https://nuz.uz/o-migracii/46874-kolichestvo-grazhdan-uzbekistana-v-yuzhnoy-koree-prevysilo-75-tysyach.html
- Об университете. Сайт университета ИНХА в Ташкенте https://inha.uz/ru/ob-universtt/ob-universitete/
- О нас. Сайт Международного университета Кимё в Ташкенте https://kiut.uz/ru/institute/o-nas/
- О нас. Сайт университета Пучон в Ташкенте https://bucheon.uz/ru/p/about-us
- Информация об инвесторах. Япония.Сайт Агентства по привлечению иностранных инвестиций при министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан https://invest.gov.uz/ru/investor_for/yaponiya/
- Узбекистан стал 11-й страной, которая может отправлять рабочую силу в Японию. сайт Kun.uz 23 июля 2022 год https://kun.uz/ru/news/2022/07/23/uzbekistan-stal-11-y-stranoy-kotoraya-mojyet-otpravlyat-rabochuyu-silu-v-yaponiyu
- Экономическое сотрудничество между Центральной Азией и Китаем https://www.eurasian-research.org/publication/economic-cooperation-between-central-asia-and-china/?lang=ru
- Куменов, Алмаз (2022). Китай обещает больше инвестиций на Центрально-Азиатском саммите. https://eurasianet.org/china-promises-more-investment-at-central-asia-summit. 27.01.2022 .
- Госкомстат Республики Узбекистан. Внешнеэкономическая деятельность. Внешняя торговля – импорт (по странам) и Внешняя торговля – импорт (по странам) https://stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika/merchandise-trade
[KA1]Отличное замечание!!! То что нужно!!!
Всегда старайтесь сравнивать с другими странами в категориях А) Соседи Б) Постсовет С) Мир.
[KA2]Отлично!!!
Статистика – наше всё!
[KA3]Только осознал. Если подобных работ ещё нет (хотя, наверняка это анализировали если не в публичном пространстве, то в ведомствах) то это является отличной почвой для новой работы. Тема (опять же, по моему мнению) очень перспективная и нуждается в раскрытии.
Там, где возможность заработать – политический интерес. Тот, кто покажет путь к этому заработку – востребован