Для поступательного развития инвестиционной сферы в регионе необходимо не только проведение эффективной инвестиционной политики, направленной на привлечение национальных инвесторов, но и, несомненно, необходим пул иностранных инвесторов, т. к. исключительно внутригосударственными инвестиционными ресурсами невозможно удовлетворить все инвестиционные потребности хозяйствующих субъектов, особенно на уровне отдельного региона, не являющегося центральным с позиции интересов государства в целом. Так, например, регионы Сибири и Дальнего Востока, без сомнения, имеют значительный потенциал своего социально-экономического развития, особенно в плане реализации промышленного, научно-технического и транспортно-логистического потенциала и также в плане интенсификации внешнеэкономических связей с бурно развивающимся азиатским регионом. Однако экономические интересы макрорегиона не могут быть полностью учтены при реализации государством внутренней экономической политики. Ровно, как и отдельные экономические субъекты (госкорпорации), обладающие значительным объемом инвестиционных ресурсов, по большому счету, не заинтересованы в развитии региональных экономик, которые являются, по сути, для корпораций (особенно сырьевых) — территорией «присутствия». При данной схеме ведения бизнеса с использованием таких инструментов как офшоры, трансфертное ценообразование, толлинговые и субвенционные схемы и др., теряется положительный экономический эффект для региона. При таком положении дел возможно усиление диспропорций в региональной экономике и нарушение воспроизводственных процессов региональной индустрии. В виду вышесказанного, рассмотрение динамики и структуры иностранных инвестиций в экономику Красноярского края, как региона-лидера среди территорий Большой Сибири по большинству показателей социально-экономического развития, необходимо для определения приоритетов регионального развития и скорейшей реализации имеющегося комплексного потенциала территории. Имея достаточно развитую для среднестатистического региона России нормативно-правовую базу применительно к инвестиционной сфере, а также систему институтов, главной целью которых, является активизация инвестиционной деятельности и, соответственно, обеспечение притока инвестиционных ресурсов, Красноярский край имеет право рассчитывать на то, что именно иностранные инвестиции, могут стать «драйвером» развития краевой индустрии в долгосрочной перспективе, при том ни в коем случае не умаляется роль внутренних инвесторов, которым априори должна принадлежать львиная доля инвестиций. Последнее утверждение может быть рассмотрено с позиции обеспечения экономической безопасности как государства в целом, так и региона в частности. В современных условиях экономика края не ощущает на себе тех потенциальных положительных экономических эффектов, которые могли быть обеспечены притоком иностранного капитала в регион. В прочем, данная ситуация характерна для большинства регионов РФ. Опыт предыдущего десятилетия показывает, что край занимает незначительную долю в общем объеме поступающего иностранного капитала в РФ. При этом потоки иностранных инвестиций в регион носят нестабильный, скачкообразный характер (таблица 1) [4]. Стоит отметить, что в годы, когда объем иностранных инвестицийпревышал 1 млрд. долл. США, структура инвестиций была однообразной — более 95 % инвестиций относились к разряду «прочих» (в большинстве своем, как правило, это разнообразные кредиты), в то время как доля ПИИ составляла до 3,3 %, что доказывает, предположение о том, что Красноярский край не привлекателен для иностранного инвестора, и даже ресурсный мегапотенциал нивелируется трудностями и рисками, при начале непосредственной деятельности иностранных инвесторов в регионе.
Таблица 1
Иностранные инвестиции вэкономике Красноярского края*
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Иностранные инвестиции, тыс. долл. США |
3707441 |
218085 |
743031 |
1276725 |
177015 |
3940604 |
н/д |
В том числе: |
|||||||
Прямые |
108279 |
99110 |
142290 |
42191 |
84430 |
110826 |
н/д |
в % от общего объема |
2,92 |
45,45 |
19,15 |
3,30 |
47,70 |
2,81 |
н/д |
Портфельные |
59437 |
14680 |
471670 |
15863 |
11349 |
1038 |
н/д |
в % от общего объема |
1,60 |
6,73 |
63,48 |
1,24 |
6,41 |
0,03 |
н/д |
Прочие |
3539725 |
104295 |
129072 |
1218670 |
81236 |
3828741 |
н/д |
в % от общего объема |
95,48 |
47,82 |
17,37 |
95,45 |
45,89 |
97,16 |
н/д |
*составлено по материалам [1]
В виду всего вышеперечисленного стоит проанализировать показатели рейтинга инвестиционной привлекательности регионов «Эксперт РА»(таблица 2,3), которые дают оценку современному состоянию инвестиционной сферы Красноярского края. В 2015 году край входит в класс 2В (средний потенциал — умеренный риск). В течение рассматриваемого периода, отсутствует кардинальное улучшение (ухудшение) ситуации в разрезе отдельных составляющих инвестиционного потенциала (за исключением выделения природно-ресурсного потенциала в качестве определяющего).
Таблица 2
Инвестиционный потенциал Красноярского края*
Составляющие инвестиционного потенциала |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Трудовой |
13 |
13 |
14 |
14 |
14 |
14 |
14 |
Потребительский |
14 |
13 |
14 |
14 |
13 |
14 |
14 |
Производственный |
15 |
14 |
12 |
15 |
15 |
15 |
15 |
Финансовый |
11 |
9 |
5 |
8 |
10 |
10 |
11 |
Институциональный |
16 |
16 |
15 |
14 |
13 |
13 |
13 |
Инновационный |
15 |
10 |
19 |
18 |
13 |
18 |
16 |
Инфраструктурный |
76 |
75 |
79 |
74 |
73 |
74 |
78 |
Природно-ресурсный |
6 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Туристический |
8 |
8 |
8 |
9 |
9 |
7 |
9 |
Ранг потенциала, итоговый |
10 |
8 |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
*составлено по материалам [2]
Все это может говорить о постоянной структуре инвестиционного потенциала. В итоговом ранге край в 2015 г. занимает высокое 7-ое место, сохраняя свои позиции на протяжении 4 лет. В разрезе составляющих потенциала край по 8 из 9 показателей входит в двадцатку лучших регионов РФ, в десятку — только по двум. Природно-ресурсный потенциал (1-ое место по РФ) — это фактор, определяющий инвестиционную привлекательность региона, однако, ни как всесторонне развитого, а как «сырьевого придатка». По трудовому, потребительскому, производственному, финансовому, институциональному и инновационному потенциалу регион занимает места в пределах второй десятки, не показывая значительных успехов в развитии данных, куда более значимых, для экономики, направлениях инвестиционного развития. Инфраструктурная составляющая потенциала, судя по рейтингу, находится в упадке, что, во многом предопределяет исключительно «сырьевую парадигму» развития региона и его отставание от ведущих регионов по значению инвестиционного потенциала. В итоге, можно предположить, что определяющее значение ресурсного фактора в инвестиционной привлекательности вызывает наличие глубоких диспропорций в промышленном секторе и экономике региона в целом. Иностранным инвесторам сложно «проникнуть» в добывающую отрасль, поэтому возможно, что одна из причин низкого уровня присутствия иностранных инвесторов в региональной экономике — это сырьевая ее парадигма.
В аспекте инвестиционного риска (таблица 3), можно проследить, что в рассматриваемом периоде итоговый ранг риска, особенно после кризисных 2008–2009 гг. снижался, достигнув в 2014 г. показателя 39 места (лучший результат продемонстрирован в 2011 г. — 36-ый итоговый ранг). Однако в 2015 г. рисковый ранг края вновь был повышен, что говорит об ухудшении представлений инвесторов о потенциальных вложениях в экономику края, преимущественно в «недобывающие» отрасли.
Таблица 3
Инвестиционный риск Красноярского края*
Составляющие инвестиционного риска |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Социальный |
76 |
36 |
36 |
48 |
56 |
49 |
57 |
Экономический |
32 |
25 |
21 |
17 |
19 |
23 |
21 |
Финансовый |
15 |
23 |
10 |
22 |
18 |
21 |
28 |
Криминальный |
65 |
66 |
50 |
30 |
39 |
57 |
44 |
Экологический |
60 |
80 |
78 |
77 |
78 |
76 |
78 |
Управленческий |
72 |
31 |
50 |
64 |
48 |
32 |
43 |
Ранг риска, итоговый |
68 |
45 |
36 |
46 |
46 |
39 |
43 |
Инвестиционная привлекательность |
Средний потенциал, высокий риск |
Средний потенциал, умеренный риск |
Высокий потенциал, умеренный риск |
Средний потенциал, умеренный риск |
|||
*составлено по материалам [2]
В структуре риска четко просматривается уменьшение экономического риска с одновременным с увеличением финансового. Это во многом связано с централизацией всей финансовой системы и нарушением принципов бюджетного федерализма. По остальным показателям инвестиционного риска сложно выразить мнение об его уменьшении или увеличении в силу скачкообразной динамики рейтинга, однако, без сомнения можно утверждать, что риски в данных аспектах значительны. Сегодня инвестиционная привлекательность края оценивается как «средний потенциал, умеренный риск», что в совокупности с определяющим ресурсным фактором инвестиционного потенциала и большими рисками в т. ч. в финансовой, экономической, экологической сферах исключает в перспективе интенсивное развитие экономики региона.
На приток иностранных инвестиций при этом, трудно рассчитывать еще в силу того, что по сути моноотраслевое развитие экономики (опора на добывающую промышленность и на отрасль «первичной обработки сырья») не может быть основанием для серьезных намерений иностранных инвесторов остаться в регионе «всерьез и надолго», что в конечном итоге предопределяет низкий объем ПИИ. Заявленный государством режим наибольшего благоприятствования (РНБ) носит, скорее «декоративный» характер в виду того, что в российском законодательстве имеется ряд ограничений на долгосрочные ПИИ. Данный факт подтверждается использованием индексом ограничительности ПИИ, разработанный ОЭСР. С помощью индекса оцениваются как страны в целом, так и сектора и отрасли экономики. Согласно методологии, выделяют 3 категории ограничений: разрешенный уровень иностранного участия в акционерном капитале (0–100 %); контроль и дискриминационные требования и уведомления; ограничения, применимые только к иностранным компаниям (в т. ч. ограничения на участие в советах директоров, передвижение людских и других ресурсов, обязательность использования определенной доли отечественных комплектующих) [7].
Ограничения оцениваются по шкале от 0 до 1, где «0» — абсолютно открытый сектор и «1» — абсолютно закрытый. Согласно данным 2013 г. по РФ в целом величина индекса составляла 0,18 при среднем значении в странах ОЭСР 0,07 (таблица 4) [3].
Таблица 4
Индекс ограничительности ПИИ
Отрасль |
РФ |
ОЭСР |
Страхование |
0,695 |
0,023 |
Банковский сектор |
0,500 |
0,040 |
Воздушный транспорт |
0,650 |
0,353 |
Добывающая отрасль |
0,327 |
0,037 |
Сельское хозяйство |
0,150 |
0,067 |
Обрабатывающая отрасль |
0,095 |
0,020 |
*составлено по материалам [3]
В итоге есть основания утверждать, что исключительно сырьевая парадигма развития региона и ограничительные меры на прямые иностранные инвестиции — это главное препятствие для признания иностранных инвестиций в качестве «драйвера» развития экономики Красноярского края.
Литература:
- Официальный портал Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gks.ru
- Рейтинговое агентство «Эксперт-РА» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://raexpert.ru/ratings/regions/
- Квашнина И. А. Иностранные инвестиции в Россию: возможности и ограничения. — Российский внешнеэкономический вестник № 12, 2014. С 78–91.
- Руйга И. Р. Особенности функционирования механизмов активизации инвестиционной деятельности в Красноярском крае. — Фундаментальные исследования № 10, 2015, С. 404–410.