Тенденции развития сегмента малого предпринимательства в экономике РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коваленко, С. В. Тенденции развития сегмента малого предпринимательства в экономике РФ / С. В. Коваленко, М. С. Александрова, Е. Г. Чеснокова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 463-464. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24412/ (дата обращения: 16.12.2024).

 

Актуальность темы для исследования объясняется важностью малого бизнеса, как для государства, так и для населения, а также наличием проблем и нерешенных вопросов. Малые предприятия формируют благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор [8, с. 103].

Согласно данных федеральной службы государственной статистики было определено, что «по состоянию на 1 октября 2014 года в России было зарегистрировано 234,5 тыс. малых предприятий, что на 1,5 % меньше, чем по состоянию на 1 октября 2013 года.

Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей снизилось на 2,8 ед. и составило 163,6 ед. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 2,8 ед. и составило 163,6 ед. Рост числа малых предприятий, как в абсолютном значении, так и в расчете на 100 тыс. жителей, зафиксирован только в Центральном федеральном округе (на 5,0 % или 8,5 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей). Во всех прочих федеральных округах отмечается снижение показателей [7, с. 41].

Для предпринимательства по малым организационно-правовым формам характерна высокая степень зависимости от внешней среды, в том числе и из-за недостаточности собственного капитала и потребности привлечения финансовых ресурсов, а глобализационные процессы в экономике, сопровождаемые проникновением капитала за пределы национальных границ, актуализируют исследования в области динамики изменений внешней среды (макроуровень) в стратегическом анализе [5, с. 17].

Идентификация экономического положения (состояния) отдельного субъекта малого предпринимательства определяется особенностями его бизнеса. Так, для капиталоемких малых предприятий, занятых в таких отраслевых сегментах, как строительство, транспорт, добыча и переработка рыбы и морепродуктов и др., характерно преобладание удельного веса основных средств в общей стоимости совокупных активах. Техническое состояние основных производственных средств находится в прямых и обратных причинно-следственных взаимосвязях и зависимостях с уровнем доходности и экономической устойчивости (положением) малого предприятия. Технологически процесс стратегического анализа позволяет воспользоваться модифицированным методическим подходом, основанным на расчете, измерении и комбинации дополнительных факторов — доля основных производственных фондов в стоимости совокупных активов и степень их физического износа.

Если учесть, что независимо от масштабов деятельности, для коммерческих организаций оптимальным признается соотношение 50/50 между собственным и заемным капиталом, а на долю оборотных средств малых предприятий приходится от 75 до 90 % совокупных активов, то собственный капитал, направляемый на финансирование средств в обороте, должен составлять от 37,5 % до 45 %. Оптимальный уровень коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами у малых предприятий должен составлять 0,50, при этом это предельный уровень оптимальности.

Представляется, что в современных условиях конкурентоспособность малого предпринимательства полностью обеспечивается экстенсивными факторами роста и развития его инновационного потенциала. Переход от использования экстенсивных к преимущественно экстенсивным, а затем к преимущественно интенсивным факторам, обеспечивающим повышение уровня конкурентоспособности малого предпринимательства, региональной и национальной экономики — стратегический вектор, в направлении которого необходимы теоретико-методологические и прикладные изыскания инструментарием стратегического анализа [3, с. 82].

На основании вышеизложенного, видится возможным охарактеризовать современный этап развития российского предпринимательства как приоритет внимания и активных действий со стороны государства к бизнесу, а именно увеличение популярности предпринимательской деятельности, переработка стратегии по государственной поддержке предпринимательства за счет привлечения инвестиций в предпринимательский сектор [8, с. 110].

Развитая непротиворечивая система источников предпринимательского права также формирует существенные условия для выделения совокупности норм, которые регулируют вопросы осуществления малой предпринимательской деятельности, в качестве самостоятельной отрасли права в системе российского законодательства. Нестабильная экономическая ситуация также неблагоприятным образом сказывается на показателях эффективности работы малых предприятий, они являются самыми уязвимыми и зависимыми от роста цен на сырье до логистических издержек и закупки оборудования.

 

Таким образом, в России в последнее время проводится много программ по поддержке и развитию малого сектора экономики. В настоящее время существуют различные формы финансирования поддержки малого бизнеса: финансовая, имущественная, поддержка внешнеэкономической деятельности предприятия, информационное обеспечение, подготовкам кадров. Малый бизнес является источником развития, от которого Россия не может и не должна отказываться, даже при наличии проблем, которые можно свести к минимуму при разумном подходе к управлению малым предпринимательством.

    

Литература:

 

  1.                Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.// Российская газета.-1993.- 25 декабря.
  2.                О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в ред. от 29.06.2015 // СЗ РФ. — 2007. — № 31. — Ст. 4006.
  3.                Медведев А. П. Малый бизнес: с чего начать, как преуспеть / А. П. Медведев. — СПб.: Питер, 2013. — 224 c.
  4.                Морковина C. C., Ванятинский Ф. В. Факторы, определяющие развитие малого предпринимательства // Инновационные механизмы экономики и педагогики в современной России. — 2015. — № 3. — С. 109–114.
  5.                Морковина С. С., Сибиряткина И. В. Влияние законодательных нововведений на развитие малого бизнеса // Бухгалтер и закон. — 2013. — № 1. — С. 13–17.
  6.                Остервальдер, А., Пинье, И. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора / А. Остервальдер, И. Пинье; пер. М. Кульнева. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 288 с.
  7.                Поспелов, И. Модель современной экономики России: методы, технология, результаты / И. Поспелов // Экономические стратегии. — 2014. — № 9. — С. 38–41.
  8.                Семьянинов П. В., Кондраков, И. В. Об актуализации некоторых факторов детерминации российской модели управления / П. В. Семьянинов, И. В. Кондраков // Социально-экономические явления и процессы. — 2014. — № 3 (061). — С. 103- 110.
  9.                Программы поддержки малого и среднего предпринимательства — Режим доступа http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallBusiness/support/ (дата обращения: 07.12.2015).
Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, малый, малый бизнес, Россия, стратегический анализ, внешняя среда, наличие проблем, предприятие, собственный капитал.


Задать вопрос