Активное развитие экономики России неосуществимо без интенсивной внешнеэкономической деятельности, а также привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. В будущем, эффективное развитие экономики страны зависит от того, как Россия и ее субъекты хозяйствования осуществляют внешнеторговые операции и какие меры предпринимают по улучшению инвестиционного климата, к примеру, обмен опытом, международное инвестиционное сотрудничество, интеграция в международную систему производства и т. п.
В условиях мирового экономического кризиса и его последствий, равно как и под воздействием сезонных колебаний, нестабильности в политической, экономической конъюнктуре в различных регионах мира иностранные инвестиции в российскую экономику осуществляются краткосрочно и отраслевое их распределение крайне неравномерно. Рассмотрим соотношение поступивших в российскую экономику иностранные инвестиции в таблице 1.
Таблица 1
Поступление иностранных инвестиций по типам
2011 |
2012 |
2013 |
||||
млн. долларов США |
в % к итогу |
млн. долларов США |
в % к итогу |
млн. долларов США |
в % к итогу |
|
Инвестиции |
190 643 |
100 |
154 570 |
100 |
170 180 |
100 |
из них: прямые инвестиции |
18 415 |
9,7 |
18 666 |
12,1 |
26 118 |
15,4 |
в том числе: взносы в капитал |
9 080 |
4,8 |
9 248 |
6 |
9 976 |
5,9 |
лизинг |
163 |
0,1 |
3 |
0 |
4 |
0 |
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций |
7 495 |
3,9 |
7 671 |
5 |
14 581 |
8,6 |
прочие прямые инвестиции |
1 677 |
0,9 |
1 744 |
1,1 |
1 557 |
0,9 |
портфельные инвестиции |
805 |
0,4 |
1 816 |
1,2 |
1 092 |
0,6 |
в том числе: акции и паи |
577 |
0,3 |
1 533 |
1 |
895 |
0,5 |
долговые ценные бумаги |
219 |
0,1 |
282 |
0,2 |
186 |
0,1 |
прочие инвестиции |
171 423 |
89,9 |
134 088 |
86,7 |
142 970 |
84 |
в том числе: торговые кредиты |
27 775 |
14,6 |
28 049 |
18,1 |
27 345 |
16,1 |
прочие кредиты |
139 931 |
73,4 |
97 473 |
63,1 |
113 950 |
66,9 |
Анализ представленных данных показывает, что в структуре притока иностранных капиталовложений наблюдаются незначительные отклонения.
Стратегической целью развития экономики любого государства является привлечение иностранных инвестиций, существенное значение в которых представляют прямые иностранные инвестиции, которые характеризуют долгосрочную заинтересованность зарубежных инвесторов в развитии экономической деятельности в определенном государстве. Из представленных данных нужно отметить рост их фактического объема с 18 415 млн. долларов США в 2011 г. до 26 118 млн. долларов США в 2013 г. Так же необходимо сказать об увеличении доли прямых иностранных инвестиций в общем иностранных инвестиции с 9,7 % в 2011 г. до 15,4 % в 2013 г. Однако в составе прямых иностранных инвестиций наблюдается стремительный рост кредитной составляющей (кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций) с 7 495 млн. долларов США (3,9 %) в 2011 г. до 14 581 млн. долларов США (8,6 %) в 2013 г., а так же инвестиций в основной капитал (взносы в капитал) с 9 080 млн. долларов США (4,8 %) в 2011 г. до 9 976 млн. долларов США (5,9 %) в 2013 г.
Увеличение абсолютных и относительных статистических величин портфельных инвестиций с 805 млн. долларов США (0,4 %) в 2011 г. до 1 092 млн. долларов США (0,6 %) в 2013 г. связано с влиянием множества социально-политических и макроэкономических факторов, которые обусловили ослабление заинтересованности к развивающимся странам для международных инвесторов. Вследствие этого, последние переориентировались на активы развитых стран, в том числе и России, проявив наибольший интерес к спекулятивным фондам на рынке ценных бумаг.
Если рассматривать долю статьи «прочие инвестиции» в общем объеме зарубежного капитала, поступившего в экономику России, то она несущественно изменилась, а именно, в 2011 г. 89,9 % (171 423 млн. долларов США) и в 2013 г. составила 84 % (142 970 млн. долларов США). Тем не менее, за последние годы прочие инвестиции продолжают занимать наибольшую долю в иностранных инвестициях, заодно способствует стремительному росту их поступления в страну. По сути, прочие инвестиции — это внешние коммерческие и банковские кредиты или займы, выдаваемые российским заемщикам, согласно методологии платежного баланса Центрального Банка, а также открытие счетов в национальной валюте в национальных банках иностранными физическими и юридическими лицами, покупка национальной валюты нерезидентами.
Ввиду того, что с каждым годом возрастает долговая зависимость российских банков и компаний от зарубежного капитала, в
,зникают серьезные опасения от сформировавшейся обстановки с иностранными кредитами и займами в экономике. Вдобавок ко всему, неспособность российской банковской системы и финансового рынка к преобразованию временно свободных денежных средств и сбережений в производственные капиталовложения, инвестируемые в отечественные несырьевые отрасли промышленности. Такая ситуация сложилось вследствие следующих причин:
- слабой конкурентоспособности национальной банковской системы;
- отсутствия доступа у предприятий к долгосрочным инвестиционным ресурсам по оптимальной процентной ставке;
- острой необходимости фундаментальной индустриализации и модернизации экономики;
- замещение трудоемких производств на капиталоемкие производства;
- инвестирование воспроизводственного процесса реального капитала;
- введение ресурсосберегающих технологий.
Стоит отметить тот факт, что действительные масштабы иностранных кредитов и займов превышает данные статистического учета Росстата, так как статья «прямые инвестиции» содержит в своей структуре подстатью «кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций», соответственно статья «прочие инвестиции» не учитывает операции международного внутрефирменного кредитования компаниями-нерезидентами своих дочерних компаний, находящихся на территории России. Тем самым, объективно судить о масштабах зарубежных кредитов и займов, поступающих в нашу страну трудно, поскольку согласно официальным критериям Росстата статья «прямые инвестиции» содержит больше половины иностранных инвестиций, на практике являются кредитами и займами.
Перейдем же к рассмотрению распределения иностранных инвестиций по видам экономической деятельности.
Таблица 2
Структура иностранных инвестиций по видам экономической деятельности, млн. долларов США
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
|
Всего |
190 643 |
154 570 |
170 180 |
Обрабатывающие производства |
41 086 |
49 230 |
89 789 |
Оптовая и розничная торговля; Ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
24 456 |
25 379 |
31 030 |
Финансовая деятельность |
86 885 |
43 395 |
20 121 |
Добыча полезных ископаемых |
18 634 |
18 504 |
11 421 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
9 237 |
10 035 |
9 717 |
Транспорт и связь |
5 943 |
4 622 |
4 759 |
Строительство |
1 958 |
850 |
723 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
1 425 |
1 821 |
1 636 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
638 |
624 |
610 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
188 |
144 |
87 |
Гостиницы и рестораны |
99 |
76 |
59 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
42 |
177 |
194 |
Рыболовство, рыбоводство |
25 |
65 |
30 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
25 |
- |
- |
Образование |
2 |
2 |
1 |
За последние несколько лет, согласно данным Росстата (таблица 2), можно сказать определенно, что определенные виды экономической деятельности стали лидерами по привлечению иностранных инвестиций: обратывающее производство; добыча полезных ископаемых; оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; финансовая деятельность.
Проанализируем отраслевую структуру, поступивших иностранных инвестиции в экономику Россию. Как видно из таблицы 1, за период 2011–2013 гг. произошли значительные изменения:
- возросли вложения в обрабатывающие производства с 41 086 млн. долларов США в 2011 г. до 89 789 млн. долларов США в 2013 г., а также в здравоохранение и предоставление социальных услуг с 42 млн. долларов США в 2011 г. до 194 млн. долларов США в 2013 г., в оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования с 24 456 млн. долларов США в 2011 г. до 31 030 млн. долларов США в 2013 г.;
- довольно резкое снижение притока инвестиций наблюдается в финансовой деятельности с 86 855 млн. долларов США в 2011 г. до 20 121 млн. долларов США в 2013 г. и в государственном управлении и обеспечении военной безопасности; обязательном социальном обеспечении с 25 млн. долларов США в 2011 г. до 0 долларов США в 2013 г., подобная тенденция наблюдается в добыче полезных ископаемых с 18 634 млн. долларов США в 2011 г. до 11 421 млн. долларов США в 2013 г., транспорте и связи с 5 943 млн. долларов США в 2011 г. до 4 759 млн. долларов США в 2013 г., строительстве с 1 958 млн. долларов США в 2011 г. до 723 млн. долларов США в 2013 г., предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг с 188 млн. долларов США в 2011 г. до 87 млн. долларов США в 2013 г., гостиницы рестораны с 99 млн. долларов США в 2011 г. до 59 млн. долларов США в 2013 г.
- остальные виды деятельности несущественно изменились, так операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг в 2011 г. привлекло 9 237 млн. долларов США, а в 2013 г. 9 717 млн. долларов США; производство и распределение электроэнергии, газа и воды в 2011 г. привлекло 1 425 млн. долларов США, а в 2013 г. 1 636 млн. долларов США; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство в 2011 г. привлекло 638 млн. долларов США, а в 2013 г. 610 млн. долларов США; рыболовство, рыбоводство в 2011 г. привлекло 25 млн. долларов США, а в 2013 г. 30 млн. долларов США; образование в 2011 г. привлекло 2 млн. долларов США, а в 2013 г. 1 млн. долларов США.
Вызванное столь сильное увеличение притока иностранного капитала в обрабатывающие производства можно объяснить тем, что обрабатывающие производства особо перспективные и развивающееся виды деятельности в современных условиях российской экономики. Именно в этих отраслях реализуются наибольшее число инвестиционных проектов, которые и привлекают иностранных инвесторов, что, соответственно, повлекло отток инвестирования из других сфер экономической деятельности.
Для наглядности, проиллюстрируем данные таблицы 1 в виде диаграмм в процентном соотношении от общей суммы за год за 2011–2013 гг. (рис. 1).
Вполне очевидно из диаграмм, что страновая структура иностранных инвестиций по отраслям за последние три года нерациональна и значительно изменилась.
Диаграммы демонстрируют динамику увеличения доли обрабатывающих производств с 22 % в 2011 г. до 54 % в 2013 г. в структуре иностранных инвестиций, как уже говорилось выше, это вызвано реализующимися инвестиционными проектами в этой отрасли, а также уменьшением доли в общей структуре финансовой деятельности. По причине активной деятельности международных агентов розничных сетей заметно возрастание доли оптовой и розничной торговли с 13 % в 2011 г. до 18 % в 2013 г.
Рис. 1. Структура иностранных инвестиции по видам экономической деятельности, %
Сокращение доли добычи полезных ископаемых в общей структуре иностранных инвестиций по видам экономической деятельности с 10 % в 2011 г. до 7 % в 2013 г. довольно предсказуемо, ввиду принятия Федерального закона № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 г. «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», который жестко ограничивает участие иностранного капитала в сырьевых отраслях страны.
Ввиду закрытия нескольких крупных операций с недвижимостью, при участии иностранного капитала, в начале 2013 г. позволило увеличить долю операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг в составе иностранных инвестиций по видам экономической деятельности с 5 % в 2011 г. до 6 % в 2013 г.
Сектор транспорта и связи остался неизменным на протяжении всех трех лет и составляет 3 %, тем самым демонстрируя стабильный интерес зарубежных инвесторов к российскому рынку связи и транспортных средств.
Как уже отмечалось ранее, страновая структура иностранных инвестиций по отраслям нерациональна, что крайне невыгодно сказывается для российской экономики. Концентрация зарубежного капитала только в определенных видах экономической деятельности не дает возможности для развития других сфер экономики страны. Соответственно, возникает необходимость в разработке новых механизмов или моделей с целью привлечения иностранных инвестиций в определенные виды экономической деятельности для того, чтобы скорректировать поток инвестирования в благоприятном направлении для развития бизнеса в России и позволить российским предприятиям выйти за пределы внутреннего рынка.
Таблица 3
Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам, млн. долларов США
2011 |
2012 |
2013 |
|
Всего инвестиций, включая объем иностранных инвестиции из государств-участников СНГ |
190 643 |
154 570 |
170 180 |
из них по основным странам-инвесторам |
76 735 |
84 036 |
115 850 |
в том числе: Кипр |
20 268 |
16 455 |
22 683 |
Нидерланды |
16 817 |
21 126 |
14 779 |
Люксембург |
4 682 |
11 523 |
16 996 |
Китай |
1 888 |
740 |
5 027 |
Великобритания |
13 104 |
13 490 |
18 862 |
Германия |
10 264 |
7 202 |
9 157 |
Ирландия |
2 033 |
4 671 |
6 757 |
Франция |
4 353 |
4 193 |
10 309 |
Япония |
1 243 |
1 135 |
2 624 |
Согласно представленным сведения Росстата за последние годы, ведущими странами-инвесторами в экономику Россию, доля которых в общем объеме накопленных иностранных инвестиций составляет 80 %, являются Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания и Франция.
Представим показатели таблицы 2 в виде диаграммы для демонстрации динамики накопленных иностранных инвестиций за в экономике России по основным странам-инвесторам за 2011–2013 гг.
Рис. 1. Динамика накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам за 2011–2013 гг.
По данным таблицы 2 и рисунку 1, можно проследить динамику иностранных инвестиций в экономику России по отдельным странам-инвесторам. Как видно из отображенных сведений, ведущей страной-инвестором в 2013 г. был Кипр, от которого поступило 22 683 млн. долларов США. Сложившаяся ситуация не является благоприятной, ввиду того, что Кипр входит в список оффшорных зон, сочетая великобританское законодательство и местные нормы гражданского права. Однако о подобном иностранном инвестировании нельзя говорить как о надежном показателе инвестиционной привлекательности России. Вследствие того, что инвестирование происходит не в итоге формирования благоприятного инвестиционного климата, а в результате неудовлетворительных условий ведения коммерческой деятельности, предприниматели регистрируют свои организации в оффшорных зонах и оттуда инвестируют обратно, в российскую экономику. Из чего можно заключить, что такой показатель, как привлеченные иностранные инвестиции, нельзя использовать в качестве оценки эффективности функционирования экономики.
На втором месте среди стран-инвесторов иностранных инвестиций в экономику Россию в 2013 г. была Великобритания, объем инвестирования, которой составил 18 862 млн. долларов США по сравнению с 2011 г. 13 104 млн. долларов США. Аналогичная ситуация отмечается в Китай, Германия, Ирландия, Франция, Япония и объясняется тем, что на российском рынке существуют более 5 000 иностранных компаний, которые основательно зафиксировались, такие как «Би-Пи», «Шелл» и т. п. Кроме того, существует несколько перспективных проектов, направленных на привлечение иностранных капиталовложений, например, Олимпийских игр в Сочи 2014, ФИФА 2018, Программа модернизации российских железных дорог и Сколково.
Люксембург занял третье место среди иностранных инвесторов в экономику Россию в 2013 г. и составил 16 996 млн. долларов США по сравнению с 2011 г. 4 682 млн. долларов США. Такому резкому увеличению инвестирования в 3,6 раза может быть причина тесного экономического сотрудничества Люксембурга и России, а именно, совместные проекты в различных видах экономической деятельности: медицина и здравоохранения, металлургии, новых технологий, финансовой сферы, энергетики, связи и информатизации, автомобильной промышленности. Также необходимо отметить, что Люксембург, Ирландия и Нидерланды активно применяются в бизнес-схемах российских предприятий, хотя они и не входят в перечень оффшорных зон. Данные страны постоянно используются для регистрации компаний специального назначения и основания материнских компаний в целях осуществления проектного финансирования. Этот выбор продиктован прозрачностью законодательства и удобством правовой системы перечисленных стран. Кроме того, Нидерланды используют как переходный элемент между российской компанией и компанией, находящейся в оффшорной зоне — Антильские острова, которые входят в состав Нидерландов. К тому же, Нидерланды занимают четвертое место по количеству денежных средств, вложенных в экономику России 14 779 млн. долларов США в 2013 г., что немного меньше, чем было в 2011 г. 16 817 млн. долларов США.
В итоге анализирования данного вопроса необходимо отметить, что около 50–60 % всех инвестиций, поступающих из-за рубежа, по происхождению являются российскими, хотя официально считаются иностранными. А вот почти 90 % всех иностранных инвестиций, при более тщательном рассмотрении, оказались зарубежными кредитами и займами и не направляются на модернизацию отечественной экономики и основные фонды России. Помимо этого, меньшая часть зарубежных инвестиционных ресурсов направляется в основной капитал, при этом основная часть распределяется на следующее: реализацию финансовых спекуляций, реинвестирование предыдущих кредитов и займов, расширение оборотного капитала, увеличение материально-технических запасов.
На протяжении уже нескольких лет существуют ощутимые структурные диспропорции в экономике России, нефтегазовая зависимость бюджета и промышленности, несовершенство законодательства, дисбаланс в развитии финансовых институтов и надзора. Все это усиливает процессы дезинтеграции и деиндустриализации отечественной экономики, в свою очередь, провоцируя последующую дезорганизацию воспроизводственного и научно-технического потенциала страны. Казалось бы, с помощью иностранных капиталовложений можно справиться с отраслевой диверсификацией экономики и ее сырьевой ориентированности, в сторону высокотехнологичных и наукоемких секторов. Однако, судя по данным Росстата, представленных в таблицах 1 и 2, внешних инвесторов привлекают лишь те виды экономической деятельности и индустрии, которые обеспечат доход в короткий срок.
Если положение дел не изменится кардинально в ближайшее время, то вероятнее всего, наступят нижеперечисленные события: усилится долговая зависимость от внешнего капитала; рост убытков, вследствие участия в системе неравноценного внешнеэкономического обмена; интенсивное развитие офшоризации российской экономики; зависимость отечественной экономики от транснационального капитала; десуверенизация государства; радикальное расхождение интересов международных инвесторов с приоритетными задачами развития государства.
При всем этом, Россия все еще не лишена потенциала в привлечении внимания участников инвестиционного процесса к увеличению инвестирования в основные фонды государства, по средствам: усиления финансового надзора; ужесточения валютного законодательства; принятие мер по прекращению незаконного вывоза капитала; увеличение собираемости налогов, но ни в коем случае не увеличение размера налогов; ограничения величины нецелевого использования бюджетных средств; ликвидации незаконной предпринимательской деятельности и теневой экономики; повысить прозрачность режима ведения бизнеса, т. е. декриминализация экономики; демонополизации экономики; более четкой согласованности денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики; ликвидации такого явления как коррупция; устранение административных барьеров для ведения бизнеса; внедрения новых механизмов направления иностранного инвестирования в актуальные для экономики отрасли.
Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов. [1, с. 16] Предположить сколько для этого потребуется России достаточно сложная задача, так что остается надеяться,,,,, на то, что у российской экономики их будет достаточно.
Литература:
1. Конструирование и реализация инновационных финансовых продуктов / А. А. Аюпов. — М.: NOTA BENE, 2007. — 220 с.
2. Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 18.07.2014 г.).