Российский рынок страхования жизни: динамика и тенденции | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Отраслевая экономика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 26.12.2017

Статья просмотрена: 1762 раза

Библиографическое описание:

Барамия, Н. Э. Российский рынок страхования жизни: динамика и тенденции / Н. Э. Барамия. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13544/ (дата обращения: 16.12.2024).



Страхование жизни — один из важнейших инструментов реализации социально-экономических потребностей общества. В настоящее время рынок страхования жизни России имеет тенденцию к росту. В статье рассмотрены понятия страхования, его виды. Проведен анализ структуры и динамики основных показателей рынка страхования жизни. Обозначены основные драйверы развития отрасли. Изучены коэффициенты концентрации, обозначены лидеры рынка. Также выявлены возможные причины роста рынка страхования жизни.

Ключевые слова: страхование; рынок страхования жизни; развитие рынка страхования жизни.

Life insurance is one of the most important instruments for implementation of socio-economic needs of society. Nowadays the life insurance market of Russia grows. The article discusses the concept of insurance, its types. The analysis of the structure and dynamics of the main indicators of the market of life insurance was made. The main drivers of industry development were described. The author analyzed the concentration factors, indicated the market leaders. Also it was revealed the possible reasons for growth of the life insurance market.

Key words: insurance; market of life insurance; development of life insurance market.

Страхование в современных условиях — одна из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики. Страхование — «это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, РФ, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков». [1] В современных условиях популярность страховых услуг возрастает. Именно страховой рынок является гарантией финансовой и социальной защиты населения. Одним из важнейших факторов повышения инвестиционного потенциала рынка является рост доли страхования жизни, что обеспечивает возможность долгосрочных вложений.

Целесообразно рассмотреть общую структуру рынка страхования и место в ней страхования жизни. Структура рынка страхования по страховым премиям представлена на рисунке 1. Страхование бывает добровольное (78,2 %) и обязательное (21,8 %). На страхование жизни приходится около 18 % всех страховых премий. Данный вид страхования за последние годы показывает стабильный рост. [4]

Рис. 1. Структура взносов по видам страхования в 2016 г. в % к итогу [4]

Рассмотрим уровень концентрации на рынке страхования жизни РФ. В целом, рынок страхования является достаточно концентрированным. На долю 20 лидеров рынка по состоянию на конец 2016 года приходится около 80 % (рис.2), причем данный показатель увеличивается. По состоянию на 2007 год доля топ-20 составляла около 65 %. Индекс Херфиндаля — Хиршмана по рынку страхования равен 1340, что говорит о высоком уровне монополизации рынка.

Рис. 2. Уровень концентрации российского страхового рынка 2016 год [4]

Среди лидеров рынка находятся Страховая группа «СОГАЗ», Страховая группа «Альфастрахование», Росгосстрах и Капитал, Группа «ИНГО», СПАО «РЕСО-Гарантия», однако среди лидеров рынка по страхованию жизни находятся ООО СК «Сбербанк страхование жизни», ООО «СК «РГС-Жизнь», Страховая группа «Альфастрахование», Группа Ренессанс Страхование, АО ВТБ Страхование жизни (табл.1). Как и на начало исследуемого периода, так и на его конец особых изменений в составе лидеров рынка не произошло. Рыночная доля топ-5 компаний растет, за последний 10 лет данный рост составил примерно 9 %, что говорит о повышающемся уровне концентрации в данной отрасли.

Таблица 1

Топ-5 лидеров рынка страхования [3]

Рассмотрим динамику основных показателей рынка страхования жизни и структуру рынка. Страхование жизни представлено 4 элементами: страхование ренты, страхование заемщиков, смешанное страхование, инвестиционное страхование жизни. За весь исследуемый период наибольшее развитие получило инвестиционное страхование. Если его доля в первом полугодии 2012 года составляла только 7,3 %, то данный показатель на конец периода составил уже 62,6 % (рис.3). В то время, как доли остальных сегментов рынка страхования жизни сократился. [2]

Рис. 3. Динамика структуры страхования жизни [2]

В 1 полугодии 2017 года по сравнению с 1 полугодием 2016 года по страховым взносам темп прироста замедлился, если в 2016 году темп прироста составлял 66,3 %, то в 1 полугодии 2016 данный показатель снизился примерно на 7 % (рис.4). в абсолютном же выражении за исследуемый период рост уровня взносов составил 126,3 млрд рублей.

Рис. 4. Динамика взносов и выплат по страхованию жизни [3]

Среди всех видов страхования страхование жизни по состоянию на 1 полугодие 2017 года занимает лидирующие позиции, как по уровню страховых взносов, так и по абсолютному приросту. Данный вид страхования обеспечил рост рынка страхования. [3]

Увеличение кредиторской задолженности населения является главным драйвером роста рынка страхования жизни, так как основным продавцом полисов страхования жизни являются банки. Банки продают данный продукт, как приложение к кредиту, гарантирующее погашение задолженности страховой компанией при наступлении страхового события у страхователя.

Проведенный анализ состояния рынка страхования жизни показывает, что в целом наблюдается рост показателей данного сегмента рынка страхования. Такая тенденция может быть связана с несколькими факторами. Во-первых, страховщики стали продавать свои продукты через банки. Банки же в свою очередь заинтересованы в сотрудничестве, так как получат дополнительный доход. И наконец, сами клиенты рассматривают страхование жизни как способ сбережения, сочетающий гарантию возврата капитала и доступ к инвестиционным продуктам.

Рост популярности страхования жизни в будущем может повысить финансовую культуру населения РФ, развития рынка страхования жизни, появлением новых предложений на рынке.

Литература:

  1. Федеральный закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 г. с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.06.2004 г. № 57-ФЗ
  2. Скуратова О. А. Исследование «Страхование жизни в России: локальный рост» [Электронный ресурс] // Рейтинговое агентство «Эксперт РА». — Режим доступа– URL:https://raexpert.ru/ (дата обращения 10.12.2017)
  3. Скуратова О. А. Обзор «Страхование жизни в России: элементы неопределенности» [Электронный ресурс] // Рейтинговое агентство «Эксперт РА». — Режим доступа — URL: https://raexpert.ru/ (дата обращения 10.12.2017)
  4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL:http://www.gks.ru (дата обращения 10.12.2017)
Основные термины (генерируются автоматически): страхование жизни, вид страхования, лидер рынка, исследуемый период, Страховая группа, основной показатель рынка страхования жизни, развитие рынка страхования жизни, рынок страхования, темп прироста, уровень концентрации.