Инвестиционный потенциал Российской Арктики в федеральном и местном ракурсе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №40 (226) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 05.10.2018

Статья просмотрена: 481 раз

Библиографическое описание:

Милославский, В. Г. Инвестиционный потенциал Российской Арктики в федеральном и местном ракурсе / В. Г. Милославский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). — С. 144-149. — URL: https://moluch.ru/archive/226/52902/ (дата обращения: 17.12.2024).



Актуальности Арктики как центра стратегических интересов России и других государств возрастает. Активное участие начинают принимать и страны, традиционно не относящиеся к Арктическому региону. В то же время освоение Арктики ставит множество проблем и требует значительных инвестиций. Кроме этого, потребуются новые технологические решения и технологии добычи и транспортировки ресурсов, гарантирующие сохранение окружающей среды Заполярья. Разрушение плановой экономики сильно повлияло на индустриальный потенциал арктических регионов. Арктической зоне необходима реиндустриализация на основе новейших технологий, в противном случае из-за растущей изношенности производственной базы и инфраструктуры, а также системных макроэкономических проблем экономика макрорегиона может полностью деградировать [1]. В то же время одних бюджетных источников финансирования проектов недостаточно для динамичного развития территорий. Бюджетное финансирование не покроет всю потребность при реализации проектов и в формировании инфраструктуры в Арктике. Возрастает уровень межгосударственного сотрудничества, нарастает конкуренции, в военной отрасли. Неоднократно указывается на возрастание конфликтных факторов, в плоть до крупномасштабных региональных конфликтов за обладание ресурсами. «Защита национальных интересов в Арктике является приоритетной для Вооруженных Сил России», заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу на заседании коллегии военного ведомства. По словам министра «Арктика является объектом территориальных, ресурсных и военно-стратегических интересов сразу нескольких государств, что может привести к нарастанию конфликтного потенциала в данном регионе в связи с активизацией его освоения со стороны всех государств, в т. ч. не арктических». В северных широтах находятся ледоколы не только России, но также и Южной Кореи, Швеции, Германии, США и Китая [2].

Не смотря на перспективность и заинтересованность в регионе среди многих государств, существует и ряд сложностей с точки зрения освоения: Наличие больших расстояний, логистические затраты; Слабость развития инфраструктуры; Сложные климатические условия освоения; Необходимость использования передовых дорогостоящих технологий; Низкая плотность населения; Слабость развития потенциально опорных точек для дальнейшего освоения. Особый интерес в регионе Арктики у России. Это обосновано в историческом [3], экономическом [4], военном [5], географическом плане [6]. Учитывая вышеизложенное, освоение и использование Арктики для России, с учетом роста геополитической конкуренции в области обладания и использования ресурсов, военного и научного присутствие, с наложением потенциальных изменений климата, является не только важным шагом для развития российского Севера, и одним из способов обновления и развития экономики в целом, но и жизненно необходимым элементом политики, для защиты собственных интересов, и безопасности как своих территорий, так и безопасности всего региона в целом.

Федеральная повестка на данном этапе развития сводиться к масштабным опорным (якорным) проектам, в основном в рамках исследования и освоения минерально-сырьевой базы, формирование логистических морских центров, совершенствованию нормативно-правовой базы. Разрабатываются новые и совершенствуются действующие механизмы повышение привлекательности территорий для инвесторов и предпринимателей. Предпринимателям нужна уверенность и законодательная стабильность, которая минимизирует риски. Прямые контакты с ближайшими партнерами в ходе этих процессов могут способствовать формированию подобной уверенности. Самым главным стратегическим механизмом стимуляции как краткосрочных, так и долгосрочных инвестиций в Арктическом регионе является работа с такими партнерами, которые готовы разделять результаты, риски и ответственность. Это обладает ресурсами для многих групп инвесторов — открытость многих коммерческих ниш, имиджевая составляющая проектов в Арктике, уникальный климат, который заставляет вырабатывать уникальные решения и инновационные продукты. Реализация инвестиционных проектов, привлечение дополнительных внебюджетных источников, увеличение базы налогообложения через привлечение новых субъектов деятельности позволит более эффективно оказывать услуги в области здравоохранения и образования, ускорит развитие экономики, поддержит местных предпринимателей, скажется на развитие комфортной социальной среды, что является важнейшим компонентом для привлечения и сохранения кадров для развития Арктики. На сегодняшний день во многих регионах Арктики отсутствие высокоскоростного интернета замедляет прогресс, что ощущается во многих областях, начиная с защиты окружающей среды и заканчивая подготовленностью к чрезвычайным ситуациям [7]. В современном мире сложно представить развитие и стабильную работу организаций без интернета.

Много проектов и предложений рассматривается на крупных профильных мероприятиях, посвященные взаимодействию в Арктике. Растет уровень прямого взаимодействия Китая с регионами внутри государств, количество проектов и объем их финансирования увеличиваются [8]. Вопрос сотрудничества в Арктическом регионе затрагивается в «Совместном заявлении Российской Федерации и Китайской Народной Республики о дальнейшем углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия», которое было подписано по результатам д визита в Россию Председателя КНР Си Цзиньпина в июле 2017 г. В документе отдельно подчеркивается большое значение сотрудничества государств в развитии и использовании Северного морского пути, о чем также упоминал и Президент РФ В. Путин: «Большой потенциал видим в совместном использовании северного морского пути — Транссибирской и Байкало-Амурской магистрали. Это во многом созвучно и с инициативой китайских партнеров, обсуждавшийся недавно на форуме в Китае по теме «Один пояс, один путь». Ряд СМИ — как западных, так и китайских — приводя слова Председателя Си, называют проект «ледяным Шелковым путем» (“Ice Silk Road”), и отмечают значительный потенциал его реализации [18].

Заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева также уверена, что визит главы России в Китай был в первую очередь посвящен инвестициям. «Арктический шельф — это огромные запасы. С учетом того, что у нас западносибирские месторождения постепенно истощаются, для России развитие Арктики очень важно. Кроме того, идет борьба за Арктику и со стороны США, Канады, а также других стран. Все хотят там что-то делать. И если мы не будем заниматься арктическими проектами, за нас это сделают другие страны. Но добыча и разведка в Арктике требуют огромных инвестиций. На данный момент у нас, кроме Китая, реальных инвесторов, кто может осуществлять серьезные инвестиции, нет», — резюмировала эксперт [10].

В Москве прошла III Международная конференция «Арктика-2018". Обсуждение перспектив изучения и освоения региона организовали компания «Системный Консалтинг», журнал «Региональная энергетика и энергосбережение» и РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина. В работе конференции участвовали представители профильных федеральных министерств и комитетов Государственной Думы РФ. За два дня на круглых столах и дискуссиях выступили более 600 экспертов из России и Европы, федеральных и региональных чиновников и депутатов. Участники конференции согласились, что Арктика — перспективный район для шельфовых проектов. Устойчивое развитие регионов могут гарантировать инвестиции и инновации в добыче полезных ископаемых. Эксперты проектного офиса развития Арктики «ПОРА» — Александр Воротников, Сергей Майоров и координатор программ Александр Стоцкий сделали доклады о перспективах Арктики как полигон для инновационных технологий. Для комплексного подхода «ПОРА» разрабатывает Полярный индекс — рейтинг устойчивого развития регионов и промышленных компаний. На сегодняшний день Арктика дает около 20 процентов ВВП, 40 процентов национального дохода и почти 90 процентов общероссийского экспорта. Несомненно, значения этого региона буде только расти, и недаром к нему приковано внимание руководства России [11].

На саммите «Арктика и шельфовые проекты: перспективы, развитие и инновации» отмечено, что создание благоприятного инвестиционного климата в регионе является „Условием успешного развития Севера и Дальнего Востока должен стать комплексный характер освоения этих территорий, при активном решении производственных, ресурсных, транспортного, инфраструктурных проектов на основе современных высокоэффективных технологий и разработок“, — заявили организаторы мероприятия [12]

В рамках Международной выставки «ВТТА2015» в г. Омске состоялось выездное заседание президиума Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания РФ под председательством В. А. Штырова. Участники обсуждали государственные задачи в сфере реализации приоритетных проектов развития Арктической зоны РФ, постарались обобщить предложения по совершенствованию процесса освоения данной территории и обеспечению её необходимыми ресурсами. ревизия инвестиционных проектов показала, что на территории Арктической зоны реализуется более 160 мероприятий и инвестиционных проектов. Их объём составляет порядка 1 триллиона рублей. Из них за счёт средств федерального бюджета — около 400 млрд. рублей. За счёт средств субъектов — около 21 млрд. рублей. И за счёт внебюджетных источников — немногим более 580 млрд. рублей.

При этом более 90 % финансирования приходится на следующие 4 направления:

  1. Развитие транспортной инфраструктуры. Реализуется 36 мероприятий с общим объёмом финансирования 511,7 млрд. рублей, или около 50 % от общего объёма всех мероприятий.
  2. Развитие энергетики — это 37 мероприятий с общим объёмом финансирования 198,3 млрд. рублей (порядка 20 %).
  3. Развитие добывающей и перерабатывающей промышленности — 12 мероприятий с общим объёмом финансирования 145,3 млрд. рублей (более 13 %).
  4. В рамках государственной поддержки развития судостроения реализуются мероприятия на сумму более чем 120 млрд. рублей (11 %) [13].

Среди большинства профильных мероприятий выделяется несколько опорных направлений обсуждения:

– развитие единой арктической транспортной системы РФ в качестве национальной морской магистрали, ориентированной на круглогодичное функционирование, включающей в себя Северный морской путь и тяготеющие к нему меридиональные речные и железнодорожные коммуникации, а также аэропортовую сеть;

– оптимизация экономических механизмов «северного завоза» за счёт использования возобновляемых и альтернативных источников энергии, реконструкции и модернизации, выработавших ресурс энергетических установок, внедрения энергосберегающих материалов и технологий;

– разработка и внедрение новых видов техники и технологий в области рационального природопользования, освоения морских месторождений полезных ископаемых и водных биологических ресурсов и т. д.

Детальная проработка указанных направлений осуществляется в профильных подгруппах:

– развития нефтегазового сектора в Арктической зоне;

– развития угольной и торфяной промышленности в Арктической зоне;

– развития энергетики в Арктической зоне;

– обеспечения энергетической безопасности и антитеррористической защищённости объектов в Арктической зоне [14].

На данном этапе прослеживается основной вектор развития в следующих направлениях повестки:

  1. Установление прочных экономических связей между арктическими государствами;
  2. Развитие партнерства между государственным и частным сектором для инвестиций в инфраструктуру;
  3. Создание стабильных и предсказуемых законодательных основ;
  4. Поддержание процесса обмена знаниями и данными между промышленными и академическими сферами;
  5. Поддержание традиционных знаний, обычаев и культуры коренных народов;
  6. Деятельность по освоению недр;
  7. Модернизация и создание элементов СМП;
  8. Усиление военного присутствия и модернизация военной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасности в регионе.

Большинство инвестиционных проектов, которые могут быть рассмотрены в Арктике, и не связанные с добычей недр и сельским хозяйством можно охарактеризовать как:

  1. Дорогостоящие (за счет сложной логистики, высокой стоимости, климатического фактора);
  2. Долго окупаемые (так как количество населения в качестве потребителей потенциальных услуг в большинстве — малочисленно и рассеяно на большие расстояния)
  3. Высоко рискованные;
  4. Отсутствие или плохое качество интернета (сказывается на всех стадиях бизнес-процессов) отпугивает потенциальных инвесторов

В связи со сложностью освоения и наличием рисков, одним из возможных эффективных выходов из сложившейся ситуации может быть привлечение большего количества партнеров, и распределение между ними рисков по инвестиционному проекту. Сферами совместного международного освоения территорий могут быть различны: совместные инвестиционные проекты, совместная разработка новых технологий, тестирование новейшей техники в арктическом регионе, тестирования робототехники, в том числе для космической отрасли в условиях критических погодных воздействий; совместное изучение, мониторинг, добыча морских биологических ресурсов; совместное освоение и разработка полезных ископаемых, нефтегазовых ресурсов, изучение и строительство восполняемых источников энергии; экологические программы, программы мониторинга изменения климата и др. Совместное освоение региона возможно только при соблюдении взаимных интересов традиционно арктических государств, взаимное уважение, объективное распределение рисков и доходов.

Необходимо учитывать, что кроме конкуренции на геополитической арене среди государств, существует конкуренция международных корпораций за освоение региона и лоббирование ими интересов на уровне своих государства, а также конкуренция между субъектами РФ за размещение инфраструктурных проектов на их территории. Так как вопрос использования арктического региона с каждым годом поднимается все чаще, многие регионы готовят и внедряют соответствующую нормативно правовую базу, техническую, технологическую, научную, кадровую базу, для участия в распределении ресурсов от федерального центра на освоение арктических территорий. Освоение Арктики по всему маршруту и протяженности, с использованием всех имеющихся современных технологий, согласованностью действий между всеми участниками процесса, позволит обновить и вывести экономику РФ на новый уровень, в том числе на международной арене [16].

Не смотря на перспективность и заинтересованность в регионе среди многих государств и партнеров, существует и ряд ограничивающих инвестиции факторов. В рамках регионального аспекта арктических территорий прослеживаются в целом общие проблемы:

  1. Большие расстояния, логистические затраты;
  2. Слабость развития инфраструктуры;
  3. Сложные климатические условия освоения;
  4. Необходимость использования передовых дорогостоящих технологий;
  5. Низкая плотность населения;
  6. Слабость развития потенциально опорных точек для дальнейшего освоения.

В рамках инвестиционной привлекательности территорий, обозначенные минусы, необходимы брендировать и использовать как плюсы. Так климат может быть использован для апробации новой техники и технологий. Низкая плотность населения позволяет локально на местах набирать, готовить, переподготавливать специалистов для необходимых проектов. Слабость инфраструктуры позволяет занять потенциально прибыльные ниши практически без конкуренции, и долгое время быть «монополистом» на территории.

Для реализации инвестиционного потенциала необходимо снимать законодательные барьеры, создавать специальные условия для инвесторов. Регулирование деятельности в Арктике требует практически по всем вопросам отдельной нормативно-правовой базы, в том числе в вопросах государственных закупок, межбюджетных отношениях, особых экономических стимулах для территорий и населения — для привлечения инвесторов и высококвалифицированных кадров

необходимо учитывать текущую демографическую динамику, и уровень кадровой подготовки. С большинства арктических территорий продолжается отток населения. Для обеспечения раскрытия инвестиционного потенциала территорий требуется качественная кадровая подготовка, создание комфортных условия для привлечения специалистов и их удержания на местах. Чтобы уровень жизни в арктических регионах продолжал расти, на северные территории должны приходить все новые инвестиции. Для инвесторов также требуется качественная инфраструктура, наличие высокоскоростного интернета, и понятная, доступная логистика. В связи с этим решение вопросов с интернетом, транспортной доступностью и специальным нормативным регулированием являются основными и первоочередными [15].

Важность местного компонента, на районных уровнях зачастую недооценивается. Проблемы всей Арктической зоны, схожи, и обобщает все проблемы муниципалитетов входящих в АЗ РФ в своих субъектах. Необходимы в первую очередь проекты, которые способны преодолеть сдерживающие факторы дальнейшего развития, возможные для тиражирования после апробации, на территориях схожих по климату, рельефу, транспортной логистики и т. д. В связи с этим проекты, реализуемые в одной точке, после апробации, адаптации и «упаковки» можно переносить на территории с идентичными сдерживающим факторами, и схожие по параметрам. В такие случаи можно получить достаточно быстрый рывок развития территорий, за счет снятия барьеров в ряде арктических городов и поселений. В рамках преодоления сдерживающих факторов на местном уровне, в частности в Булунском районе предполагается реализации взаимоувязанных проектов (кластерная модель). Так на данный момент реализуются и рассматриваться следующие проекты, которые способны произвести перемены на районном уровне:

  1. Реализация программ по внедрению интернета с большой скоростью (Интернет);
  2. Реализация программы по межрайонной перевозке грузов и людей с помощью современных машин вездеходов (Транспорт)
  3. Формирования комфортной предпринимательской среды (Предпринимательство)
  4. Формирование активной гражданской среды: НКО, общественные объединения, общественные группы активистов (Гражданское общество)
  5. Формирование экспертного контура и контура партнеров на федеральном, региональном и местном уровне, установление тесных межведомственных отношений (Проектное управление)
  6. Формирование пула форвардных и сопровождающих проектов, влияющих на социально-экономическую сферу (Проектное управление)
  7. Внедрение ИТ технологий как прорывной стратегии Якутии с мультипликативными эффектами в образовании, культуре, науке (IT- инфраструктура)
  8. Изменение логики отношений: с закрытости и «нахождения» в текущей ситуации к «инициативному» переходу: инициативность, активность, инициация проектов и поиск коммерческих партнеров, выход на стратегическое планирование и формирование новых неординарных положительных ситуаций (Внешние связи)
  9. Подготовка научно-исследовательской и доказательной базы для дальнейшего оформления в крупные проекты развития территории (Наука и проектное управление)
  10. Подготовка и согласование разработки полигона по тестированию, апробации и патентованию техники, устройств (прототипов) и разработок для дальнейшего внедрения (Технологическое тестирование технологий)
  11. Развитие элементов цифровой экономики: безналичные платежи, платежи по бесконтактным технологиям, формирование Wi-Fi точек, внедрение систем электронного документооборота и обмена данными (Цифровая экономика)
  12. Разработка предложения по выработки Хара-Улахского хребта и Таймылырских месторождений угля для использования в котельных с помощью пыленадувных технологий, и возможности поставки в соседние районы (ТЭК)
  13. Разработка предложения по альтернативным источникам снабжения малых отдаленных потребителей с использование водородных технологий (ТЭК, альтернативная энергетика)
  14. Разработка предложения по тестированию и дальнейшему использованию газогидратных отложений для пилотного проекта газоснабжения за счет местных ресурсов (ТЭК)

Кластерный подход предполагает формирование взаимосвязанных, взаимоопыляемых, но не зависимых проектов. Данный подход позволяет с одной стороны укреплять проекты, которые готовятся на стадии запуска (через взаимодополнение и взаимосвязи), с другой стороны снижает риски в случаи «ухода» одно из инвесторов, что бы это не сказалось на общую систему кластера. В рамках связок необходимостью является использования передового опыта ведущих научных школ, высших учебных заведений, средне-специальных (прикладных) учебных заведений, фондов, государственных и муниципальных органов, средств массовой информации вокруг форвардных (прорывных) проектов, которые становятся «локомотивами» для реализации последующих проектов и диверсифицирует экономику территории. Полученные результаты и пилотные модели на уровне района, возможно тиражировать на уровне Республики Саха (Якутия) и на схожих территориях субъектов РФ, что способно привести к увеличению динамики развития арктической зоны РФ.

Развитие российской части Арктики будет зависеть от развития всей протяженности северной границы входят географически и климатически в Арктику принадлежащей России. Общий уровень развития российских арктических территорий будет зависеть от развития каждого отдельно взятого субъекта РФ, где такая территория присутствует [17].

Учитывая вышеизложенное, освоение и использование Арктики для России, с учетом роста геополитической конкуренции в области обладания и использования ресурсов, военного и научного присутствие, с наложением потенциальных изменений климата, является не только важным шагом для развития российского Севера, и одним из способов обновления и развития экономики в целом, но и жизненно необходимым элементом политики, для защиты собственных интересов, и безопасности как своих территорий, так и безопасности всего региона в целом.

Литература:

  1. Официальный сайт: Сетевое издание центра исследований и аналитики Фонда историческое перспективы «Перспективы» http://www.perspektivy.info [Электронный ресурс]
  2. Официальный сайт «Телерадиокомпания Вооруженных Сил Российской Федерации «ЗВЕЗДА» (ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА») https://tvzvezda.ru/ [Электронный ресурс]
  3. Официальный сайт: Международный экспертный Совет по сотрудничеству в Арктике (АНО «Центр стратегических оценок и прогнозов» http://www.iecca.ru [Электронный ресурс]
  4. Официальный сайт информационного интернет издания «Эксперт Онлайн» группы «Эксперт» http://expert.ru [Электронный ресурс].
  5. Официальный сайт: информационное издание интернет журнал «Моя Россия» https://moiarussia.ru [Электронный ресурс]
  6. Официальный сайт: информационно-аналитическое издание интернет журнал «ПолитАрктика» http://politarktika.ru [Электронный ресурс]
  7. Официальный сайт: Международный информационный агрегатор информации https://www.uarctic.org/ [Электронный ресурс]
  8. Официальный сайт: Российский Совет по международным делам http://russiancouncil.ru/ [Электронный ресурс]
  9. Официальный сайт: «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»). Россиясегодня.рф, ria.ru [Электронный ресурс]
  10. Официальный сайт: Электронное периодическое издание «Нефть и Капитал» https://oilcapital.ru/ [Электронный ресурс]
  11. Официальный сайт: «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК) https://www.vesti.ru/ [Электронный ресурс]
  12. Официальный сайт: Информационный портал [Электронный ресурс] https://news.rambler.ru/other/39148802-investitsii-v-arktiku/
  13. По материалам выступления Р. М. АБРАМЯНА, директора Департамента развития межрегионального и приграничного сотрудничества Минэкономразвития России 7 октября 2015 года, форум в г. Омск)
  14. По материалам Специальный корреспондент журнала «Нефть и Газ Сибири» на ВТТА2015 — А. Либерова
  15. Официальный сайт: «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) https://tass.ru/v-strane/4732590 [Электронный ресурс]
  16. Официальный сайт: интернет издание «Газета.ру» https://www.gazeta.ru [Электронный ресурс].
  17. Милославский В. Г. Освоение российской Арктики и арктических территорий: потенциал, конкуренция и проблематика // Молодой ученый. — 2017. — № 18. — С. 157–161. — URL https://moluch.ru/archive/152/43047/
  18. https://ria.ru/economy/20170704/1497821166.html
Основные термины (генерируются автоматически): Арктика, проект, Арктическая зона, Россия, развитие, территория, арктический регион, Китай, регион, Северный морской путь.


Задать вопрос