В представленной статье автор актуализирует анализ геополитической ситуации, складывающейся вокруг Арктики.
Ключевые слова: Арктика, географическая зона, геополитический регион.
Северный Ледовитый океан привлекает политический интерес со стороны все большего числа государств, как европейских, так и азиатских, больших и малых, полярных и тропических. Этот интерес в той или иной степени связан с шестью геополитическими особенностями Арктики:
— географическое расположение между тремя континентами — Америкой, Европой и Азией, что предлагает короткие торговые расстояния как для назначения, так и для транзита [1];
— предполагаемое изобилие стратегически важных промышленных ресурсов и месторождений полезных ископаемых, в частности нефти и газа, что обеспечивает определенную степень повышения экономической и энергетической безопасности сторонам, участвующим в добыче региональных ресурсов;
— морские пути — внутри и за пределами региона — и их техногенные условия эксплуатации;
— сокращающаяся площадь морского льда из-за глобального потепления и изменения климата обеспечивает более легкий доступ к ресурсам и лучшие условия эксплуатации в регионе;
— уникальная экологическая хрупкость, уязвимость и экосистемные взаимосвязи с экосистемами в южных широтах;
— нормативная близость к существующим конвенциям о мировом океане, в частности к третьей Конвенции по морскому праву 1982 года [2].
Эти шесть особенностей связаны с национальными интересами крупных держав в регионе, направленными на то, чтобы дать представление о том, как может выглядеть геополитическое будущее Арктики. Предполагается, что общий знаменатель интересов крупных держав создаст «неформальный оперативный режим» для региона, который другие государства должны будут принять и/или соблюдать — вольно или невольно.
Можно выделить четыре категории государств: 1) Большие арктические инсайдеры: США и Россия; 2) Малые арктические инсайдеры: Норвегия, Дания, Финляндия, Швеция, Исландия и Канада; 3) Арктические инсайдеры и аутсайдеры: ЕС; и 3) Арктические аутсайдеры: Япония, Китай, Южная Корея и Индия. Эти государства по-разному участвуют в принятии коллективных решений в Арктике, но все они обладают — прямо и/или косвенно — способностью влиять на долгосрочное направление «неформального режима», не в последнюю очередь, если их интересы совпадают.
Арктический регион в настоящее время претерпевают фундаментальный сдвиг в своем значении. С развитием климатических изменений и растущим совершенством технологий, лежащих в основе кораблей, самолетов, зданий, информационных каналов и методов связи, люди становятся все более успешными в расширении сферы своей деятельности в Арктике. В регионе сейчас активно работает значительно больше государств и заинтересованных сторон, чем это было всего пару десятилетий назад, и каждое преследует свои собственные интересы. Изменение климата привело в движение нечто сродни геополитической цепной реакции, которая ставит перед новыми вызовами страны, окружающие Арктику.
Чем больше площади воды и суши обнажаются в результате сокращения ледяных массивов Арктики, тем с большим рвением целый ряд коммерчески ориентированных заинтересованных сторон и заинтересованных групп — туристические компании, рыболовные флоты, компании по разведке полезных ископаемых, судоходные компании и тому подобное — готовы воспользоваться новыми возникающими возможностями.
В то же время масштабы изменения климата в Арктике привлекают внимание ученых и экологов. Благодаря постоянному потоку новых результатов исследований ученые все больше информируют общественность о состоянии региона, в то время как защитники окружающей среды по всему миру проводят кампании за его защиту. Их основная идея заключается в том, что именно в Арктике решается будущее нашей планеты.
Все эти события указывают на то, что Арктика становится геополитической ареной, на которой у растущего числа заинтересованных сторон есть амбиции и опасения. В то же время сверхдержавы возобновили свое соперничество за власть и влияние в этом регионе: это иногда мешает тому, что раньше было чрезвычайно хорошо функционирующим международным сотрудничеством.
Российские исследователи обращают внимание, что определенные факторы влияют на происходящее в Арктике, а также на политику и экономику арктических государств. К таким факторам можно отнести:
— рост зависимости от ресурсов, в частности углеводородные энергоносители, трудности, связанные с добычей ресурсов, а также интерес к природным богатствам Арктики со стороны множества региональных и глобальных акторов;
— споры за арктические территории и нарастание напряженности в пространстве;
— изменение климата, которое особенно затронуло Арктику, в связи с чем отрылись новые возможности по освоению полезных ископаемых.
В более подробной характеристике выделяют следующие 10 ключевых факторов:
1)формирование понимания потенциала Арктики, заключающегося прежде всего в богатстве природных ресурсов, возможностях транспортной инфраструктуры и экономического развития в будущем;
2)изменение климата, причиной которого называют глобальное потепление, и прогнозируемое открытие в 2023–2024 гг. круглогодичной навигации по Северному морскому пути, дающее России значительное преимущество в регионe [3];
3)глобальный и региональный рост нестабильности в мире, который связан с борьбой за ресурсы. Арктика «имеет все шансы» стать нестабильным регионом, т. к. является бесспорно перспективным регионом с большим запасом источников углеводородов на шельфе и наличием транспортных артерий (СМП, Северо-западный проход, Сибирский воздушный коридор). Отсутствие универсальных форумов, на которых рассматривались бы сложные вопросы безопасности в Арктике, сделало регион уязвимым для побочных эффектов геополитической напряженности;
4)военно-стратегическая значимость и межгосударственные противоречия в арктическом пространстве стали не менее насущными факторами в том числе из-за вопросов по разграничению морских пространств и так называемого раздела континентального шельфа в Арктике;
5)растущая динамика притязаний по экономическим и политическим вопросам арктических и неарктических государств на части акватории Северного Ледовитого океана, в том числе на которые выдвигаются претензии России;
6)милитаризация региона посредством проведения практически ставших регулярными учений Североатлантического альянса и Российской Федерации;
7)выход на «арктическую арену» неарктических игроков (КНР, Индия, Бразилия, Южная Корея и др.), имеющих интерес в освоении арктических энергоресурсов и создании инфраструктуры региона;
8)научно-исследовательская деятельность в арктическом регионе по проблемам разведки природных ресурсов, экологии, изменения климата и создания и применения арктических технологий;
9)экологические проблемы глобального уровня (загрязнение арктических акваторий, глобальное потепление, природные бедствия);
10)инновационная деятельность по совершенствованию арктических технологий, включающих в себя эффективную и безопасную для экологии добычу нефти и газа, строительство судов способных преодолевать льды Арктики и передовые автоматические роботизированные системы [4].
Нарастание международной конкуренции за освоение ресурсного потенциала и транспортных коридоров этого макрорегиона стало одним из доказательств важного геополитического положения Арктики на мировой арене. Вместе с тем, соперничеству в регионе свойственна борьба за контроль над пространством, финансовым и технологическим положением. Существующее противоборство за ресурсы и доминирующее положение в Арктике связано со значительными запасами минерального и биологического сырья глобального значения [4].
Арктика все больше становится зоной геополитического, геоэкономического и геоэкологического интереса. Таким образом, следует выделить общую особенность в понимании пространства арктического макрорегиона, сводящуюся к тому, что в текущее время эта территория является неким резервом «свободного» пространства без конкретного закрепленного геоэкономического статуса, однако носящее ключевое геостратегическое значение, прежде всего, жизненно важное для арктических государств [5].
Литература:
- Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву // ООН. — 1982 г.
- Мартынов, В.Л., Кузин, В. Ю. Границы Арктики и границы в Арктике / В. Л. Мартынов, В. Ю. Кузин // Арктика XXI век. — Гуманитарные науки. — 2018. — № 2. — с. 4–17. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/granitsy-arktiki-i-granitsy-v-arktike (дата обращения 18.04.2022).
- Круглогодичная навигация по Севморпути начнется в 2023–2024 гг. / РЖД Партнёр. Ру: [офиц. сайт] / Информационное агентство РЖД-Партнер.РУ. — URL: https://www.rzd-partner.ru/wate-transport/news/kruglogodichnaya-navigatsiya-po-sevmorputi-nachnetsya-v-2023–2024-godakh/ (дата обращения 18.04.2022).
- Никулина, И. В. Методология развития бюджетно-налоговых и таможенных механизмов реализации государственной финансовой политики в арктической зоне Российской Федерации: дис. на соиск. учен. степ. док. эк. наук: 08.00.10 / И. В. Никулкина; [Место защиты: фин. Ун-т. при Правительстве Р. Ф.]. — Москва. — 2017. — 398 с. — URL: http://www.fa.ru/_layouts/15/AdvSearchResults.aspx?k=Никулкина (дата обращения 18.04.2022).
- Бочарова, Л. К. Развитие морского хозяйства России в Арктике: уточнение стратегических приоритетов: автореферат. дис. … канд. эк. наук: 08.00.14 / Бочарова Лина Константиновна; [Совет по изучению произв. сил (СОПС)]. — Москва. — 2010. — 17 с. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004618473, доступ из РГБ (дата обращения 18.04.2022).