Стратегическое партнёрство как основа углубления арктического взаимодействия России и Китая | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №33 (532) август 2024 г.

Дата публикации: 19.08.2024

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Гаврилова, А. С. Стратегическое партнёрство как основа углубления арктического взаимодействия России и Китая / А. С. Гаврилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33 (532). — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/archive/532/117214/ (дата обращения: 18.09.2024).



В статье автор анализирует стратегическое партнёрство России и Китая, направленное на гармонизацию долгосрочных интересов и координацию действий в Арктической зоне.

Ключевые слова: стратегическое партнёрство, сотрудничество, Арктический регион, Российская Федерация, Китайская Народная Республика.

В XXI в. Арктика становится новой зоной [2] соприкосновения интересов на политической карте мира, за обладание которой развернулась масштабная геополитическая борьба ввиду особого положения региона в международной системе координат. В настоящий момент международно-правовой статус [4] данной территории не имеет строгой регламентации. Приоритетным способом демаркации границ остается деление акватории Северного Ледовитого океана на секторы, принадлежащие приграничным государствам.

В связи с особенностями географического положения арктический сектор Российской Федерации составляет около 28 % от общей площади нашей страны, что определяет стратегический характер данной зоны. В транснациональном устройстве Арктики существует иерархия интересов, в которой приоритет отдаётся государствам региона. Вместе с тем в настоящий момент число неарктических акторов, заинтересованных в продвижении собственных интересов в регионе, продолжает расти.

Внешнеполитические стремления Китая в Арктическом регионе напрямую связаны с изменением его позиции на мировой арене. Главным событием, свидетельствующим о новом векторе внешнеполитического курса КНР, является принятие Арктической стратегии в 2018 году [8]. С её помощью Китай чётко определяет свою позицию как «важная заинтересованная в делах Арктики сторона», чем обуславливает своё участие в делах её созидания. Самоидентификация в качестве около арктического государства связана в большей степени с причинами экономического характера. Сухопутные территории КНР и часть внутренних вод наиболее близко прилегают к Северному Полярному Кругу [3], что оказывает непосредственное влияние на климатическую и экологическую системы КНР, затрагивая общественно-экономические интересы государства.

Колоссальные темпы экономического развития Китая повлекли за собой увеличение импорта энергоресурсов. Несмотря целенаправленное снижение темпов эксплуатации традиционных источников, КНР не может сократить объёмы потребления энергии [9] ввиду структурных особенностей нынешней экономической модели, связанных с преобладанием промышленного производства. Быстрое истощение собственных ресурсов металлургического комплекса ставит под угрозу устойчивость экономической системы, вследствие чего поиск новых традиционных источников энергии становится одним из главных национальных интересов КНР. В связи с этим последние пять лет внимание Китая приковано к Арктической зоне [5], где сосредоточено до 13 % еще неоткрытых мировых запасов нефти и до 30 % газа, а также колоссальные запасы редкоземельных и драгоценных металлов.

Особое внимание КНР сосредоточено на транспортно-логистической магистрали Северный Морской путь — самому короткому маршруту в Европу. Данный маршрут позволит КНР повысить безопасность и бесперебойность торговых поставок. Основной задачей арктической политики КНР становится легитимизация своего присутствия в данном стратегически важном регионе, в связи с чем Пекин переходит к активной фазе политической, нормотворческой и научной деятельности. Амбициозные региональные инициативы Китайской Народной Республики вызывают опасения у Российской Федерации [6], которая исторически рассматривает Арктический регион в качестве зоны своего экономического и политического влияния. Державы все больше сталкиваются друг с другом по всему периметру бассейна Северного Ледовитого океана, а растущее военно-морское присутствие Китая в Арктике неизбежно бросает вызов планам России, затрагивая её суверенитет и национальные интересы.

Отношения России и КНР по вопросу Арктического региона на протяжении многих лет имели нелинейную структуру, пройдя стадии охлаждения и эскалации. В настоящий момент сотрудничество сторон в данном регионе развивается в условиях кризиса отношений России и Запада. Арктические государства занимают «глухую антироссийскую позицию по арктическому вопросу» во всех международных органах, воссоздавая ситуацию «железного занавеса» для России и сокращая сферы потенциального сотрудничества. Необходимость поиска новых союзников на внешнем контуре по вопросам эффективного освоения Арктики подтолкнула Россию к установлению тесных связей с Китаем, который рассматривает данную зону в качестве зоны обеспечения национальных интересов. Данная тенденция была отражена в новой российской концепции арктической политики «Основы государственной политики в Арктике на период до 2035 года» [1]. Россия определяет новым приоритетом «развитие отношений с иностранными государствами на двусторонней основе, в рамках соответствующих многосторонних структур и механизмов».

Сегодня на международной арене Китай занимает позицию арбитра, готового содействовать решению арктических вопросов и выстраивать дружественную линию отношений с государствами данного региона, в особенности с Российской Федерацией. В текущий момент Китай и Россия готовы взаимодействовать друг с другом в Арктике на прагматической основе совпадающих интересов и традициях конструктивного сотрудничества, стараясь не допустить дестабилизации системы партнёрских отношений, что помешало бы реализации масштабных экономических и культурно-политических проектов, направленных на укрепление позиций не только в регионе, но и на мировой арене. Стороны стараются не акцентировать внимание имеющихся противоречиях по ряду вопросов, стремясь найти пути сглаживания острых углов и извлечения максимальной выгоды от имеющегося партнёрства.

К настоящему времени государства выстраивают линии партнёрства по ряду дисциплин, стараясь уделять особое внимание темам экологии и природопользованию, которые остаются ключевыми на повестке дня. Национальные исследовательские институты Китая активно участвуют в научно-исследовательской деятельности в российском секторе Арктики. Основной платформой научно-практического взаимодействия РФ и КНР по вопросам устойчивого развития Арктики стала международная арктическая станция «Снежинка», созданная по инициативе России в 2022 г.

Помимо разработки новых технологий требуется совместная подготовка высококвалифицированных кадров, что возможно осуществить при объединении научно-образовательного потенциала. Особое значение в рамках данного вектора имеет реализация совместных проектов на базе различных институтов, в первую очередь — Северного (Арктического) Федеральному университету имени М. В. Ломоносова, расположенному в Арктической зоне Российской Федерации.

Опираясь на регулярно обновляемые пятилетние планы развития, КПК ежегодно увеличивает объём капиталовложений в стратегические фонды российской части региона [7]. Приоритетными пунктами являются диверсификация инфраструктуры по береговой линии, необходимой для дальнейшего наращивания присутствия в данной зоне, в частности, затрагивающей области науки, образования, транспорта, связи, и т. д. Особое внимание уделяется масштабированию материально‐технической базы нефтегазового сектора и химической промышленности ввиду активной эксплуатации богатых месторождений Южно-Карского синеклиза, ресурсы которой представляют ценность для экономики государства. Тем не менее условия участия Пекина в разработке энергодобывающей отрасли Северного Полярного круга напрямую зависят от политической конъюнктуры региона, в особенности от состояния отношений с Россией. Продолжается диалог сторон в области строительства инфраструктурных объектов для совместной эксплуатации: в настоящий момент Россия и Китай уделяют особое внимание модернизации Архангельского морского порта и строительству меридиональной железнодорожной магистрали Белое море — Коми ― Урал (Белкомур), которая существенно разгрузит западный участок СМП.

Быстрое развитие данного региона обостряет вопрос об обеспеченности транспортно-логистической инфраструктурой. Приоритетной областью сотрудничества на протяжении многих лет останется транспортно-логистическая сфера, связанная с реализации проекта Ледового Шёлкового пути, являющейся частью глобальной инициативы «Один пояс, один путь», которая предполагает создание сети масштабных транспортных коридоров, опоясывающих Земной шар.

Таким образом, в условиях активного проявления дестабилизирующих процессов в Арктике Российская Федерация столкнулась с необходимостью поиска новых союзников для решения арктических вопросов. Сегодня Китайская Народная Республика имеет шанс стать новым партнёром России на данном направлении. В связи с этим одной из главных задач российской арктической политики становится выстраивание взвешенной политической линии с учётом своих интересов и интересов КНР, которая заинтересована в совместной деятельности в Арктике.

Литература:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2020 г. № 164 Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года. — Текст: электронный // Kremlin.ru: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45255 (дата обращения: 01.07.2024).
  2. Арктика — горячая точка XXI века. — Текст: электронный // Комсомольская правда: [сайт]. — URL: https://www.kp.ru/daily/23892/66464/ (дата обращения: 11.08.2024).
  3. Арктическая политика Китая. — Текст: электронный // Информационное бюро Государственного совета Китайской Народной Республики: [сайт]. — URL: https://www.northernforum.org/ru/news-ru/358- (дата обращения: 16.08.2024).
  4. Международный статус Арктики. — Текст: электронный // ТАСС: [сайт]. — URL: https://tass.ru/info/6312173 (дата обращения: 25.07.2024).
  5. Природные ресурсы Арктики. Справка. — Текст: электронный // РИА Новости: [сайт]. — URL: https://ria.ru/20100415/220120223.html (дата обращения: 16.07.2024).
  6. Россия и Китай в Арктике: сотрудничество, соперничество и последствия для евразийской безопасности. — Текст: электронный // РСМД: [сайт]. — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/rossiya-i-kitay-v-arktike-sotrudnichestvo-sopernichestvo-i-posledstviya-dlya-evraziyskoy-bezopasnost/?sphrase_id=35909425 (дата обращения: 11.06.2024).
  7. Шелковый путь во льдах. Как Китай проникает в Арктику. — Текст: электронный // Украина.ру: [сайт]. — URL: https://ukraina.ru/20230820/1048796597.html (дата обращения: 07.08.2024).
  8. China’s Arctic Policy. — Текст: электронный // The State Council Information Office of the People’s Republic of China: [сайт]. — URL: https://english.www.gov.cn/archive/white_paper/2018/01/26/content_281476026660336.htm (дата обращения: 10.08.2024).
  9. Times: энергетический кризис в Китае грозит дефицитом товаров в глобальном масштабе. — Текст: электронный // ТАСС: [сайт]. — URL: https://tass.ru/ekonomika/12876827?ysclid=lrkkhvvevv40285807 (дата обращения: 19.06.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): Китай, Арктика, Российская Федерация, Россия, КНР, Арктический регион, Арктическая зона, Китайская Народная Республика, Северный Ледовитый океан, Северный Полярный круг.


Похожие статьи

Задать вопрос