Военное сотрудничество КНР с Россией на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Регионоведение

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 23.11.2021

Статья просмотрена: 2189 раз

Библиографическое описание:

Ли, Сюйян. Военное сотрудничество КНР с Россией на современном этапе / Сюйян Ли. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 67-77. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85794/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье авторы пытаются определить каналы связи стратегического сотрудничество между РФ и КНР.

Ключевые слова: Китай, Россия, Советский Союз, китайская армия, военно-техническое сотрудничество, военное сотрудничество, международная безопасность.

Влияние военно-технического сотрудничества на развитие российско-китайских межгосударственных взаимоотношений

Основные этапы становления военно-технического сотрудничества

Советский Союз был первой страной в мире, которая признала новый китайский режим. Помощь Советского Союза Китаю тесно связана со многими крупными теоретическими и практическими проблемами в Новом Китае [1]. Обсуждение происхождения помощи необходимо было исследовать как в Китае, так и в Советском Союзе в исторической обстановке в то время. Нельзя пренебрегать ни одной из сторон.

Для Китая курс современного национально-демократического движения, социальная реальность борьбы с бедностью и фактическое давление империалистов на сдерживание китайской блокады побудили новый Китай выбрать направление социализма, основанное на Советском Союзе, и выбрать «одностороннюю» дипломатическую стратегию, выбрав отрасли, в которых доминирует тяжелая промышленность.

Стратегия развития направлена на скорейшее достижение индустриализации и модернизации на основе освобождения людей и национальной независимости, а также на защиту и укрепление национального суверенитета и территориальной целостности [2]. В частности, Советский Союз, как первая социалистическая страна, своими собственными усилиями «перепрыгнул» из отсталой аграрной страны в мировую промышленную державу, обеспечив хорошую демонстрационную роль для нового Китая и его политического, экономического, культурного и иного социалистического опыта строительства. Он стал объектом обучения и изучения в Новом Китае. В Советском Союзе идентичность китайско-советских коммунистических верований и идеологии является важной основой для формирования намерений о помощи. В условиях все более ожесточенной конфронтации между Востоком и Западом и неизбежного конфликта между Соединенными Штатами и Советским Союзом необходимо помочь новому Китаю как с точки зрения интересов безопасности Советского Союза, так и с точки зрения поддержания и расширения социалистического лагеря.

С 1949 по 1969 год Китаю было предоставлено вооружение и военная техника на общую сумму около 4,1 миллиарда долларов. С 1951 по 1960 год Китаю была предоставлена техническая помощь в размере 439,3 млн. долл. США для создания и реконструкции военных объектов. Кроме того, в период с 1949 по 1962 год было передано 650 лицензий на производство оружия и военной техники [3].

Советские специалисты помогли китайским военным освоить эту технологию. За период сотрудничества в Китай было направлено 5250 военных советников и экспертов, а 1578 китайских военнослужащих прошли подготовку в университетах Министерства обороны СССР [4].

С 1969 по 1979 год Китай и Советский Союз находились в замороженном периоде отношений. Мао Цзэдун начал политическую суматоху во время культурной революции [5]. Международная холодная война между Советским Союзом и западным лагерем была в самом разгаре. У этих двух стран больше нет перекрестков, за исключением поддержки Коммунистической партии Северного Вьетнама в гражданской войне во Вьетнаме из-за той же идеологии.

В апреле 1979 года Министерство иностранных дел Китая приняло к сведению посольство СССР в Китае: Мао Цзэдун и Сталин подписали «Договор о взаимопомощи между альянсом Китая и Советской дружбой», который не был продлен после 30 лет. Завершение этого китайско-советского договора также ознаменовало начало тесного взаимодействия Китая с Западом для проведения экономических реформ и открытости в течение следующих 40 лет [6].

После вступления в 1990-е годы, с резкими изменениями в Восточной Европе и распадом Советского Союза, международная ситуация претерпела глубокие изменения. В начале 1990-х годов Соединенные Штаты возглавили обливать грязью дипломатические отношения с Китаем. Западные развитые страны заинтересованы в изоляции Китая [7].

После поражения СССР в «холодной войне» международные позиции России были резко ослаблены. В этот критический момент Россия и Китай имеют определенное намерение восстановить отношения между двумя странами.

Именно из-за геополитического наступления США Россия вскоре отказалась от своей первоначальной прозападной ориентации. Среди российской элиты маятник качается в противоположном направлении — есть даже призывы к военно-стратегическому альянсу с Китаем, чтобы иметь дело с США и НАТО. Однако эта радикальная точка зрения не возобладала, и Москва начала стремиться к балансу во внешней политике с особым упором на углубление сотрудничества с Пекином.

В свою очередь, Китай начал стратегическое сотрудничество с Россией. Когда дело доходит до многополярности на мировой арене, Пекин углубляет свои контакты с Москвой, очевидно, с одной стороны, чтобы создать благоприятные условия для своего развития, а с другой стороны, чтобы совместно сдерживать распространение американского влияния вокруг мир и сделать Вашингтон больше сосредоточиться на уступках в различных областях на благо Китая.

Отношения между Китаем и Россией постепенно показали дружественное развитие: Военное сотрудничество между двумя странами постепенно интегрируется. Он основан на положениях «Межправительственного соглашения о военно-техническом сотрудничестве», подписанного 24 ноября 1992 года, и договоренности между правительствами Китая и России 18 декабря 1992 года о меморандуме о военно-техническом сотрудничестве.

В соответствии с соглашением было образовано российско-китайское Соглашение о военном сотрудничестве между двумя странами, подписанное двумя странами в 1993 году, которое сделало важный шаг в развитии двусторонних военных отношений. В ноябре 1993 года вооруженные силы Китая и России создали механизм регулярных встреч министров обороны. В январе 1997 года был создан механизм консультаций по стратегической стабильности при Генеральном штабе.

Сотрудничество в 1990-е годы было обосновано геополитической ситуацией, сложившейся на мировой арене. Именно ее изменение в пользу США и не в пользу постсоветской России и Китая способствовало сближению этих двух стран, несмотря на различия между их политико-идеологическими системами.

В настоящее время обмен военными визитами на высоком уровне между двумя странами упорядочен и институционализирован. Китай и Россия также поддерживают тесное сотрудничество в области закупок оружия и обмена военными технологиями. Китай и Россия также поддерживают тесные связи в международных организациях, таких как Организация Объединенных Наций, и часто проводят консультации по таким актуальным вопросам, как важная международная безопасность.

В целом, с начала XXI века, с непрерывным углублением стратегического и практического сотрудничества между двумя странами, китайско-российские отношения постепенно превращаются в «всеобъемлющее стратегическое партнерское сотрудничество», и на этой основе было предложено «дальнейшее углубление китайско-российской всеобъемлющей стратегии». Стратегическая миссия «кооперативного партнерства». В июне 2019 г. президент Си Цзиньпин посетил Россию. Главы государств двух стран подписали «Совместное заявление о развитии всеобъемлющего стратегического партнерства в новой эпохе», в котором говорится, что отношения между двумя странами вступили в «новую эру» [8].

Лидеры двух стран высоко оценили китайско-российские отношения в новом столетии как «лучший период в истории», названный «образцом нового типа отношений великой державы», и особенно следует отметить, что подписанный Китаем и Россией в июле 2001 года Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве с Российской Федерацией» фиксирует основополагающие руководящие принципы «дружелюбия и добрососедства» в форме межгосударственного договора и подтверждает, что взаимных территориальных претензий не существует. Он заложил важную правовую основу для дальнейшей стабильности и углубления отношений между двумя странами, и видно, что военные отношения и отношения в сфере безопасности всегда были очень важными мотивирующими факторами в постоянном углублении стратегического сотрудничества между двумя странами [9].

Развитие китайско-российского военного сотрудничества в период РФ сосредоточено на следующих направлениях [10]:

Первое — это область военных технологий. Широкомасштабное военно-техническое сотрудничество между Китаем и Россией в целом началось в 1993 году. Чтобы изменить отсталость вооружения и техники наших военных, Центральная военная комиссия решила представить большое количество российской военной техники и техники нового поколения из танков Т-72 и бронетехники БТР. бронетранспортер, многоразовая ракетная установка БМ-21, зенитные ракеты С-300 предназначались для современных эсминцев и подводных лодок класса «Кило», а затем для истребителей Су-27 и Су-30. Охват был широкий и масштабный. Это сотрудничество сыграло очень важную роль в обеспечении безопасности строительства основных Китайской армии и реагировании на кризис в Тайваньском проливе. В течение этих лет Центральная военная комиссия и руководители штаба часто посещали Россию. Военно-техническое сотрудничество всегда было основным моментом переговоров между двумя сторонами. Посольство Китая в России также создало специальное представительство военного и технического сотрудничества для этой цели.

Следует отметить, что в то время Китай подвергался военной технологической блокаде западных держав, возглавляемых Соединенными Штатами, и Россия стала едва ли не единственным источником передовых вооружений и техники для нашей армии.

Второе — это зона военной безопасности в приграничной зоне. В начале создания постсоветской России, на основе положительного прогресса в переговорах по пограничному вопросу между двумя странами, вооруженные силы двух стран немедленно начали «переговоры о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничных районах». В течение этого периода, хотя время от времени между двумя сторонами возникали ожесточенные споры, они обе демонстрировали разрешение границы. Сильная воля к региональной военной напряженности. В качестве раннего урожая этих переговоров «пять стран и две стороны» ведут переговоры с Китаем как одной стороной и Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном, когда другая сторона достигла в 1996 году «Соглашение об укреплении доверия в военной области в приграничной зоне». Первая Шанхайская встреча глав пяти государств была реализована, и был создан механизм «Шанхайской пятерки». В 1997 году «Шанхайская пятерка» провела второе совещание глав государств в Москве и подписала «Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил на приграничных территориях». Принято решение, что пять стран одновременно сокращают свои военные силы, развернутые на глубине 100 километров по обе стороны границы, значительно снижают интенсивность военных действий в приграничных районах и создают механизм регулярной проверки. С тех пор протяженная общая граница Китая с Россией и тремя центрально-азиатскими странами перешла от границы военной конфронтации к дружественному обмену. Формирование механизма «Шанхайская пятерка» заложило ключевой фундамент для создания Шанхайской организации сотрудничества в 2001 г.

В-третьих, область военного образования. В середине-конце 1990-х годов при поддержке глав двух государств китайская и российская армии достигли соглашения об укреплении сотрудничества в области военного образования. Китайская армия начала массово отправлять военных студентов в десятки военных вузов России. Для усиления управления и безопасности Центральная военная комиссия добавила «военную международную студенческую группу управления» в офис военного атташе в посольстве России.

В начале XXI века численность военнослужащих, обученных одновременно нашей армией в российских военных академиях, достигла более 200 человек. Это не включает в себя большое количество пилотов, экипажей и других военных техников, которые отправились в Россию, чтобы получить военную технику. Эти выдающиеся офицеры молодого и среднего возраста, от батальона до уровня дивизии, прошли обучение в российских военных академиях и проходят модернизацию нашей армии. Оба сыграли важную роль. В настоящее время среди командиров Китайской армии высшего и среднего звена значительную долю составляют те, кто учился за границей в России.

В-четвертых, область совместных военных учений. Китайско-российские совместные военные учения начались в 2005 г. До этого Россия неоднократно заявляла о своей готовности провести совместные военные учения. надеемся, что благодаря совместным военным учениям с российской армией Китай будет научиться и учился у русской армии и углублять дружбу и отношения между двумя армиями, однако по различным причинам совместные военные учения были отложены.

В 2005 г. мышление Китайской армии по этому вопросу претерпело серьезные изменения, и мы предложили провести совместные военные учения с российской армией. Это были также масштабные совместные военные учения. Когда делегация Центральной военной комиссии сделала это предложение Генеральному штабу российской армии, другая сторона почувствовала себя довольно стыдно и нерешительно. На следующий день, когда глава Китайской армии встретился с министром обороны России Ивановым, позиция российской стороны резко изменилась, и она четко заявила, что надеется провести крупномасштабные стратегические совместные военные учения, и даже заявила, что может отправить стратегические атомные подводные лодки и авианосцы для участия в учениях. По мнению российской стороны, это было согласовано в одночасье министром обороны Ивановым и президентом Путиным. Очевидно, что Россия приняла это стратегическое решение, исходя из общей ситуации углубления отношений между двумя странами и двумя вооруженными силами. Таким образом, летом 2005 года были проведены масштабные совместные военные учения между Китаем и Россией от Владивостока до Желтого моря и полуострова Цзяодун [11].

С тех пор совместные военные учения между вооруженными силами Китая и России постепенно институционализировались. Область учений также постепенно расширялась от «порога» двух стран до Японского моря, Южно-Китайского моря, Балтийского моря и Средиземного моря, от российской сибирской степи до Китайской внутренней учебной базы в Монголии, а область обучения расширилась от наземных и воздушных, наземных, морских и воздушных до информационной безопасности и совместных контрмер. Обучение, кибербезопасность и другие новые области, уровень учений был повышен с тактических учений кампании до стратегических учений.

Китайско-российские совместные военные учения сыграли важную роль в содействии взаимному обучению и извлечению уроков друг из друга, улучшении реальных боевых возможностей Китайских вооруженных сил и усилении стратегического сдерживания [12]. Во время стратегических учений российских военных «Восток-2018» Китайской армии было предложено направить более 3000 человек и более 100 военно-технического имущества для участия в учениях, что оказало стратегическое влияние на улучшение отношений между двумя вооруженными силами и даже на урегулирование международных отношений в сфере безопасности. Нормализация совместных российско-китайских военных учений также сыграла важную ведущую роль в совместных военных учениях ШОС, направленных на борьбу с «тремя силами».

В-пятых, область международной военной безопасности. Защищая международный режим ядерного нераспространения, выступая против применения силы и конфронтации, реагируя на «бурную войну» США и Японии в общей обстановке в Китае и России, а также содействуя денуклеаризации Корейского полуострова, а также противодействию терроризму, поддержанию кибербезопасности, прекращению милитаризации космоса, китайское и российское военное руководство провели обширное стратегическое сотрудничество по таким вопросам, как подталкивание стран по всему миру отказаться от менталитета времен холодной войны и создание новых концепций и моделей безопасности. Это сотрудничество оказало широкое и глубокое влияние на содействие оборонному строительству двух стран, стабилизации ситуации в области региональной безопасности и ведению глобального управления безопасностью в новом столетии. Из-за этого китайско-российские отношения были названы «балластными камнями для глобальной стратегической стабильности» [13]. Развитие сотрудничества ШОС в области военной безопасности также неотделимо от продолжающегося углубления китайско-российских военных отношений.

Шестое — область военно-теоретических исследований. В 1980-х годах Китайская армия претерпела качественное улучшение от «оперативной теории континентальной армии» к «интегрированной механизированной оперативной теории воздушного базирования», которая в значительной степени заимствована из «большой трехмерной теории боя» советской армии. Позже военная теория Китайских военных превратилась в «теорию боевых действий на основе информации в условиях высоких технологий». Хотя американские военные многому научились, российская армия по-прежнему является важным эталонным объектом. Важную роль в этом сыграло большое количество военных студентов, обучающихся в России.

По нашему мнению, модернизация Китайской армии, военная реформа и построение военной теории в условиях высоких технологий должны быть направлены на то, чтобы опираться на славные традиции Китайской армии и опираться на русскую армию, а не на подражание армии США повсюду. Это в основном определяется следующими факторами [14].

Одним из них является материальная основа. Большая часть современного оружия и техники Китайской армии поступает из России. Оружие и оборудование, независимо разработанные Китайской армией, в основном принадлежат к той же системе, что и вооружение и техника российской армии. Оружие и оборудование являются материальной основой военных действий и во многом определяют тактику ведения армии.

Второе — цель боевых действий. Основными целями Китайской армии и российской армии являются как военные США, так и их система военных альянсов. Российские военные сделали НАТО во главе с США главной целью боевых действий на протяжении десятилетий. Китайская армия учится.

Третье — геополитические условия: Китай и Россия в основном принадлежат к континентальным странам, а армии двух стран также в основном принадлежат к континентальным войскам, базирующимся на суше, что очень похоже на американские вооруженные силы как морскую и экспансионистскую страну. Большая разница. Это определяет то, что основой для построения военной теории наших военных должна быть в основном русская армия, а не армия США.

Четвертое — боевой характер. Китайская армия и российская армия находятся в стратегически оборонительной позиции, и военные операции носят оборонительный характер. Хотя некоторые тактические действия могут быть предприняты в боевой тактике, это также сильно отличается от военных операций США, в основном за рубежом.

Пятое — это военно-теоретическая основа. Как уже упоминалось выше, построение современной военной военно-теоретической системы Китайских военных в значительной степени заимствовано у советских и российских войск. Особенно в первые дни основания Китайской Народной Республики военные академии Китая были созданы при содействии Советского Союза. Было принято не только большое количество советских консультантов и инструкторов, но даже учебники и военный язык были переведены из советской армии. Позже «теория бесконтактной войны» и «теория гибридной войны», введенные российской армией, также оказали важное влияние на формирование теории боя в Китайских современных условиях. Кроме того, военно-стратегическое мышление двух армий, такое как избегание двухстороннего боя, сосредоточение внимания на субъективной инициативе командиров и т. д., также имело большое сходство.

Конечно, поскольку национальные и военные условия двух стран сильно различаются, российская военная теория может быть использована только в качестве справочной, а не скопированной. В то же время военные теории других крупных держав, в том числе Соединенных Штатов, также должны быть тщательно изучены, чтобы извлечь уроки из их полезного опыта.

Из приведенного выше обзора развития военных отношений между Китаем и Россией можно сделать следующие важные выводы:

Во-первых, независимо от того, являются ли китайско-российские военные отношения конфронтацией или сотрудничеством, это оказывает значительное влияние на стратегическую обстановку двух стран, особенно на обстановку безопасности. Китай и Россия являются крупнейшими соседями друг друга [15]. Военное сотрудничество может сделать обе стороны взаимно стратегической глубиной и стратегической поддержкой, и наоборот, они могут быть стратегическими границами, стратегическими угрозами и стратегическим давлением. В истории китайско-советских и китайско-российских отношений есть не только ценный опыт, который выигрывает от взаимного добрососедства и дружбы, но и глубокие уроки из-за взаимного поражения.

В армии есть основной закон, который должен избегать «двухстрочных операций». И Китай, и Россия согласны с этим законом. В истории Китая велись ожесточенные споры о «важности защиты дорожного движения и береговой обороны», и в течение долгого времени они сталкивались со стратегической дилеммой, с которой трудно сбалансировать обе стороны. История китайско-российских военных отношений от конфронтации до сотрудничества может полностью доказать крайнюю важность соблюдения этого закона.

В новый исторический период, чтобы управлять океаном и справляться со стратегической угрозой, в основном со стороны океана, Китай должен еще больше расширить геостратегическую стратегию сухопутных земель, в том числе крайне важно построить китайско-российские военные отношения, основанные на наземной стратегии. Для России также существует стратегическая необходимость избегать противника с обеих сторон и выстраивать надежную стратегическую стратегию за военным давлением НАТО.

Мир вступил в «квазиполиполярную эру», переходящую от однополярной гегемонии к многополярному контролю и равновесию, а структурные противоречия между Китаем, Соединенными Штатами и Россией вступили в период концентрированной вспышки. Соединенные Штаты четко определили Китай и Россию как «главных стратегических конкурентов» и «главных стратегических задач» [16]. Чтобы справиться со все более серьезной стратегической угрозой гегемонистских сил, Китай и Россия должны стремиться к созданию широкого антигегемонического единого фронта с Китаем и Россией в центре, чтобы собрать все антигегемонические силы. Учитывая, что военная мощь Китая быстро увеличивается, и она хороша в стратегических операциях, военная мощь России сильна, и она достаточно смела. Укрепление сотрудничества в области военной безопасности между двумя странами, несомненно, создаст мощный стратегический потенциал сдерживания против гегемонии США. Стратегическая ценность провокационной гонки вооружений и военной конфронтации особенно важна.

Во-вторых, то, являются ли китайско-российские военные отношения конфронтацией или сотрудничеством, напрямую влияет на устойчивость всеобъемлющего стратегического сотрудничества между двумя странами. Можно сказать, что без хороших отношений в области военной безопасности между двумя странами не будет стратегического сотрудничества по важнейшим международным вопросам и взаимного поддержания основных интересов. Российско-китайские отношения не могут перерасти в «всеобъемлющее стратегическое партнерское сотрудничество», и еще менее вероятно, что он станет «моделью отношений великих держав нового типа» и «балластным камнем глобальной стратегической стабильности». Если две страны столкнутся в вопросах военной безопасности, прагматичное сотрудничество в экономической, гуманистической и других областях также потеряет свою стратегическую основу. С этой точки зрения, резкое улучшение китайско-российских военных отношений еще более необходимо для «развития всеобъемлющего стратегического сотрудничества в новой эпохе».

В-третьих, независимо от того, являются ли китайско-российские военные отношения конфронтацией или сотрудничеством, это существенно влияет на модернизацию двух армий. Как уже упоминалось выше, российская армия обладает уникальными преимуществами в разработке вооружений и техники нового поколения и построении военной теории в новых условиях, что должно стать ключевой целью модернизации нашей армии. Учитывая, что западные державы по-прежнему придерживаются военного технологического эмбарго против Китая, российская армия добилась значительных успехов в исследованиях и разработках передового вооружения и техники, углубила военно-техническое сотрудничество с Россией, реализовала совместные исследования и разработки и дополнительные преимущества, поэтому Китайским военным важно реализовать вооруженные силы нового поколения Значительные прорывы в технологии и реакция на гонку вооружений, которую могут спровоцировать Соединенные Штаты, имеют особое значение.

Для российских военных укрепление военного сотрудничества с Китаем и полное использование высокотехнологичных военных технологий, производственных мощностей и капитальных преимуществ, которые Китай развил в последние годы, также является удобным способом ускорить модернизацию национальной обороны.

В-четвертых, вопрос о том, являются ли китайско-российские военные отношения конфронтацией или сотрудничеством, влияет на решение тайваньской проблемы и реализацию великого дела национального воссоединения. Будучи вынужденным освободить Тайвань силой [17], американо-японский военный альянс неизбежно отреагирует жестко: хотя его шансы на непосредственное привлечение невелики, трудно избежать военного сдерживания, военной провокации и военной блокады. В этом случае, пока вооруженные силы российского Тихоокеанского флота и Дальневосточного флота действовали незначительно или даже остановились, войска США и Японии не смели двигаться на юг. С точки зрения дополнения передовых военных технологий и оборудования, Россия, скорее всего, станет единственным внешним источником Китая. С точки зрения поставок нефти, учитывая огромную блокаду Малаккского пролива и огромную опасность нефтяного эмбарго против Китай, роль России нельзя недооценивать. Если Соединенные Штаты примут экономические санкции против Китая в Организации Объединенных Наций, важную роль, как ожидается, сыграет и Россия, обладающая правом вето в Совете Безопасности и имеющая значительное влияние в большинстве развивающихся стран. Развитие военной мощи Китая также может помочь России в поддержании национальной безопасности. В частности, это помогает России сконцентрировать свои силы на военных угрозах, в основном со стратегического направления Запада.

В-пятых, независимо от того, являются ли китайско-российские военные отношения конфронтацией или сотрудничеством, значение управления глобальной безопасностью в новую эру также очень важно. Китай и Россия сотрудничают в области военной безопасности, поддерживают друг друга, формируют ракурсы и защищают друг друга. Поддерживать безопасность и стабильность двух стран, общего окружающего пространства и мира, а также помогать сдерживать иррациональность и крайность борьбы США за гегемонию.Содействовать новой эре управления глобальной безопасностью в направлении многостороннего совместного управления, стабильного и упорядоченного, особенно для поддержания Совета Безопасности ООН Механизм международной безопасности как центр и нормы международной безопасности с невмешательством во внутренние дела суверенных стран в качестве ядра. Мне, как «второму в мире», кажется, что он растет день ото дня. Его нужно развивать на историческом этапе, чтобы не быть втянутыми в гонку вооружений и новые Холодная война и обеспечение устойчивого подъема окажут большую помощь России в реагировании на военную угрозу со стороны НАТО под руководством США и даже в поддержании безопасности и стабильности государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности. Ожидается, что укрепление китайско-российского военного сотрудничества также сыграет важную роль в качестве «движущей силы» ШОС для углубления сотрудничества в области безопасности и совместного поддержания безопасности и стабильности в общих прилегающих районах.

Перспективы российско-китайского военного сотрудничества

Аргументы становления российско-китайского военно-технического сотрудничества в настоящее время и устойчивого развития в будущем

Успех нынешнего китайско-российского партнерства обусловлен решением обоих лидеров выделить области, представляющие общий интерес, и опираться на них. Обе стороны в значительной степени урегулировали, избежали или отказались от потенциального трения. Этот подход привел к несколько однобоким отношениям, когда отношения в области обороны затмили другие формы экономического взаимодействия, а взаимодействие между руководством двух стран было гораздо более устойчивым, чем контакты между двумя обществами в целом. Тем не менее, это помогло установить и расширить партнерство. Источники трений будут легче выявить в результате действующей стратегии и последующего укрепления двусторонних связей [18].

Существует 4 основных связующих звена между Россией и Китаем [19]. Первое и самое основное звено — это глубокие изменения в стратегической обстановке, а именно распад Советского Союза. Наследие советско-китайского соперничества могло легко испортить китайско-российские отношения. Обе стороны оспаривали участки самой длинной в мире сухопутной границы на российском Дальнем Востоке и в Центральной Азии. Перестрелки между ними по поводу спорных мест на реках Усури и Амур в конце 1960-х годов привели к устойчивому крупномасштабному наращиванию советской военной мощи в Сибири, на Дальнем Востоке России и в Монголии. Обе стороны поссорились из-за советской поддержки Вьетнама и вторжения в Афганистан. Они часто были в ссоре из-за проблем коммунистической идеологии. Попытки Горбачева изменить стратегическую обстановку, сопровождаемые распадом самого Советского Союза, просто ставят отношения в более привлекательный контекст, особенно с точки зрения Китая.

Китайско-российские отношения ознаменовали несколько вех в пограничных переговорах, демаркации и демилитаризации. Обе стороны вовремя решили воспользоваться моментом и урегулировать всю границу, кроме нескольких километров демаркации границы. Любые остаточные споры не приведут к военному противостоянию и будут решаться на условиях, выгодных для обеих сторон.

Кроме того, Россия и Китай зафиксировали текущие военные тенденции благодаря соглашениям об ограничении развертываний и проведении военных действий вблизи границ для наблюдения и диалога [20]. В 1994 г. обе стороны договорились о мерах, которые позволили бы снизить риск опасных военных инцидентов. Они расширили военные контакты, особенно на высшем уровне.

Продажи оружия и военно-техническое сотрудничество процветали. В апреле 1996 года лидеры России, Китая и трех стран Центральной Азии — Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана — договорились о мерах укрепления доверия на своих общих границах, включая регулярный обмен информацией о военных учениях и ограничениях. На состоявшемся в апреле 1997 г. саммите Россия согласилась сократить численность своих войск в 100-метровой пограничной зоне на 15 % и установить ограничения для широкого спектра наземного, противовоздушного и фронтального авиационного оборудования и личного состава. Эти более низкие уровни, вероятно, отражают фактические ограничения, а не будущие сокращения, с российской стороны, учитывая односторонние сокращения структуры сил, которые происходят с начала 1990-х годов.

Второе связующее звено — это сильный импульс, исходящий сверху. Лидерство в обеих странах является движущей силой для улучшения китайско-российских отношений. Дипломатический саммит в настоящее время является ежегодной особенностью отношений и обеспечивает решающую раннюю динамику. Регулярные встречи министров иностранных дел, обороны и атомной энергетики также являются частью этих отношений. Действительно, сотрудничество между двумя сторонами включает в себя специальные комитеты по оборонному сотрудничеству, атомной энергии, экономическим вопросам, границам и другим вопросам, которые регулярно встречаются и продвигают повестку дня. Эта структура обеспечивает развитие прочных двусторонних отношений между правительственными министерствами и структурами от высшего до среднего и рабочего уровней. Во многих отношениях руководство вложило гораздо больше средств в отношения, чем их население. Действительно, антикитайские настроения остаются фактором на российском Дальнем Востоке, но сначала Ельцин, а теперь и Путин приложили немало усилий, чтобы выразить официальную единодушную признательность Китаю, чтобы убедить тех военных, которые беспокоятся о могущественном Китае.

Руководство увидело в новой стратегической обстановке набор общих интересов, которые не только преодолеют проблемы, но и создадут новые и постоянные связи между двумя государствами. Для россиян, поскольку ранние заигрывания с «атлантизмом» натолкнулись на препятствия, создание идеального стратегического партнерства с крупной и развивающейся державой с ее собственными опасениями по поводу мощи и влияния США имело смысл. Укрепление китайско-российских связей предполагает, что у Москвы есть другие варианты, чем то, что Вашингтон или Брюссель могут поставить на стол. Когда угроза советской военной мощи на севере уменьшилась, Китай также стал искать преимущества, которые могли бы обеспечить более тесные связи. Россия, которая больше не является потенциальным конкурентом в Азии, вполне может стать сторонником основных китайских инициатив. Москва, безусловно, могла бы предоставить важные ноу-хау в военной технике и обороне, которые требуются для модернизации Народно-освободительной армии. Китай разделял озабоченность России по поводу растущего влияния Соединенных Штатов. Обе стороны также боялись источников нестабильности, таких как этнический сепаратизм и радикальный ислам. Первоначальные шаги в партнерстве должны были быть организованы с верхов обеих стран и должны быть подкреплены широким видением того, какими могут стать отношения после нормализации. Одним из первых достижений в отношениях, особенно с середины 1990-х годов, было то, что обе стороны нашли ряд общих интересов.

Следующим звеном для стратегического партнерства являлась продажа оружия и оборонное сотрудничество. В 1995–1999 годах объем торговли России с Китаем составил более 3,3 млрд. долл. США. Китай был намерен модернизировать свои вооруженные силы, особенно в тех районах, которые, скорее всего, улучшат свои возможности по проецированию энергии по сравнению с Тайванем и Южно-Китайским морем. Россия оказала помощь путем предоставления Су-27 — самого передового российского истребителя с превосходством в воздухе — в трех отдельных сделках (26 в 1992 году, 24 в 1995 году и 72 в 1997 году, а также соглашение о лицензировании и совместном производстве). Обе стороны договорились о покупке Китаем до 45 истребителей Су-30К. Расширялись дальнейшие китайские закупки МиГ-29, МиГ-31 и бомбардировщика Ту-22М с обратным огнем. Китай, отдавая приоритет улучшениям военно-морских сил своего флота, приобрел у России эсминцы и дизельные подводные лодки класса «Кило». В 1992 году Китай приобрел танки Т-72 и новейшие боевые машины; был сделан заказ танков Т-80 и обсуждалось приобретение новейшего российского основного боевого танка Т-90. Другие приобретения включали противолодочные боевые вертолеты, транспортные самолеты, зенитные ракеты (SAM) и мобильные системы SAM, а также широкий спектр радаров для оснащения эсминцев. Китай также ищет двигатели SS-18 и технологию наведения для продолжения модернизации своих стратегических сил. Также обсуждалось совместные научно-технические обмены. Обе стороны разработали около 100 совместных проектов, около 30 из которых были направлены на адаптацию российских оборонных технологий к китайским стандартам [21].

Эти договоренности о продаже вооружений и защите границ отвечали потребностям обеих сторон. Предпринимались крупные китайские усилия по совершенствованию ядерных и передовых обычных вооруженных сил, особенно баллистических и крылатых ракет, подводных и надводных средств, а также воздушных сил. Россия рассчитывала, что прибыль от продажи оружия может способствовать ее собственной военной модернизации и усилиям по реформированию.

Однако Россия наложила некоторые ограничения на то, что она предложила Китаю. Российские официальные лица утверждали, что у самолетов, которые Москва продает китайцам, меньше бортовой радиоэлектроники и радиолокационных пакетов, чем в версиях, предоставленных ВВС России. Время от времени российские критики в армии и за ее пределами ставят под сомнение вопрос о том, способствует ли Россия укреплению Китая. В декабре 1996 г. тогдашний министр обороны Игорь Родионов включил Китай в список потенциальных угроз российского правительства, хотя позднее он отверг эту точку зрения под давлением тех правительственных чиновников, которые несут ответственность за отношения с Пекином[22]. Хотя Россия и Китай договорились в середине 1990-х годов о соблюдении двустороннего обязательства «не использовать ракеты первыми» и устранении цели своих ракет, растущая зависимость России от ядерного оружия в своей доктрине и стратегическая модернизация Китая поддерживают ядерную карту в действии. Несмотря на сложившуюся ситуацию, позитивные события в области безопасности являются существенными, чему способствуют дефицит советского и российского военного потенциала, а также собственные односторонние сокращения Китаем обычных вооружений и растущее военное внимание к его прибрежным районам.

Сам успех оборонных связей подчеркивает недостающие элементы экономического партнерства. Например, в заявлении на саммите в апреле 1996 года была объявлена общая цель торговли между двумя сторонами к концу столетия в размере 20 млрд. Долл. США, и в качестве приоритетных направлений согласования были определены ведущие проекты в области энергетики, крупномасштабного строительства и ядерной энергетики для увеличения масштаба оборонительных усилий. В результате визита Путина в Китай в июле 2000 года были достигнуты договоренности о технико-экономических обоснованиях газопровода и нефтепровода из Сибири в Китай. Россия также согласилась помочь Китаю в строительстве реактора на быстрых нейтронах в Пекинском ядерно-энергетическом институте. Саммит в июне 2001 года не освещал экономические вопросы, хотя последующие встречи должны вернуться к этим вопросам. Эти шаги предполагают возможность экономического партнерства, основанного на обороне, энергетике и ядерной энергетике, хотя и не то, что предполагалось в 1996 году. Концепция внешней политики России 2000 года признает, что для китайско-российского партнерства, главная задача состоит в том, чтобы «как и прежде, привести масштаб экономического взаимодействия в соответствие с уровнем политических отношений» [23]. Масштаб двусторонней торговли — даже в лучшем случае, учитывающий возможные улучшения в этом масштабе — представляет собой лишь небольшую долю китайско-американской или китайско-азиатской торговли. Таким образом, экономические связи, скорее всего, останутся в основном государственными и будут направлены на оборону.

Четвертый и последний источник стратегического сотрудничества лучше всего описать как системный стимул. И у России, и у Китая есть амбиции крупных держав. Китай вновь стремится стать главной державой в Азии. Он проводит всесторонние реформы и модернизацию своей экономики, технологической базы и вооруженных сил. Он хочет и нуждается в хороших отношениях с Соединенными Штатами, но также считает, что эти отношения должны уважать и учитывать рост китайской власти и региональных амбиций. Он подозревает, что Вашингтон, возможно, пожелает использовать вариант сдерживания китайской власти. Он с подозрением смотрит на вмешательство США в Тайвань. Поэтому Китай хочет расширить свои возможности, чтобы реагировать на то, что он считает давлением со стороны США. Россия просто не преуспела в последнее десятилетие. Она впала во внутренний упадок, независимо от того, какая измерительная палочка применяется, будь то социальные и экономические показатели или военная мощь. Расширение Организации Североатлантического договора (НАТО) и напористость альянса на Балканах расстроили Москву. И Москва, и Пекин видят, что цели США — это кульминация доминирования США в однополярной мировой системе. Оба государства представляют многополярный мир, где Россия и Китай являются основными столпами международной системы.

Обе державы теоретически склонны работать совместно в ООН для решения системных проблем. Оба практически склонны сотрудничать по конкретным проблемам, будь то национальная противоракетная оборона США, расширение НАТО, Тайвань или целый ряд вопросов. В некоторых случаях это сотрудничество носит в основном риторический характер: одна держава имеет большую часть фишек на столе, а другая добавляет моральную поддержку, но по некоторым вопросам очевидны как достоинства дела, так и различие между Вашингтоном и их стороной, сотрудничество предпочтительный вариант.

Возможности и ограничения российско-китайского военного сотрудничества в будущем

Определение перспектив военно-стратегического сотрудничества между Россией и Китаем, двумя крупнейшими игроками на мировой арене, представляется важным, поскольку страны начинают объединять определенные группы и альянсы, поскольку геополитические процессы становятся все более нестабильными. Вопрос о возможном примирении между Россией и Китаем вызывает особую обеспокоенность у многих участников международной политической сцены.

Целесобразно начать исследование этого вопроса с определения военного потенциала двух мировых держав. Военный потенциал страны зависит не только от количества и видов оружия. Параметр также включает общее количество вооруженных сил, то есть численность населения, находящегося в режиме ожидания. Этот показатель не является ключевым показателем, но он играет важную роль в оценке военного потенциала страны, поскольку он служит техническим средством для людских ресурсов.

Таким образом, согласно данным [24], представленным на специальном вебсайте об оценке военного потенциала различных стран в связи с большим приростом населения страны, Китай также обладает большим количеством людских ресурсов.

Общая численность населения стран

Рис.1 Общая численность населения стран

Однако, согласно процентному соотношению (общее количество вооруженных сил Китая составляет 0,17 % от общей численности населения, общее количество вооруженных сил России составляет 0,98 % от общей численности населения), общее количество вооруженных сил России превышает большинство от общего числа вооруженных сил Китая.

Общая численность вооруженных сил

Рис. 2 Общая численность вооруженных сил

Из этого сравнения можно сделать вывод, что Россия уделяет гораздо больше внимания подготовке военнослужащих армии, что указывает на возможную перспективу увеличения численности вооруженных сил и достижения этого уровня с Китаем. Следовательно, человеческие ресурсы российской армии не нуждаются в пополнении извне.

Но, как уже отмечалось, общая численность вооруженных сил не является ключевым параметром при определении боевой эффективности и оценке военного потенциала армии. Если мы обратимся к рейтингу, опубликованному на вышеупомянутом веб-сайте, посвященному оценке военного потенциала мировых армий, то можно отметить, что Россия занимает второе место после США. И только после России идёт Китай.

Рейтинг стран мира по военному потенциалу

Рис.3 Рейтинг стран мира по военному потенциалу

Этот уровень рассчитывается путем определения индекса военного потенциала страны, который включает в себя 50 факторов, некоторые из которых включают военно-технические, экономические, географические и социальные показатели, связанные с военной областью.

Из более детального изучения технического оснащения двух проанализированных мировых держав становится ясно, что у России есть преимущества в военно-техническом оснащении наземных и воздушных сил. В то же время российская армия оснащена современным оборудованием с выдающимися техническими характеристиками. Китайская армия характеризуется лучшей техникой флота, что связано, в первую очередь, с ее геополитическим статусом и экономическим статусом на мировой арене. Таким образом, мы можем сделать вывод, что, хотя Россия занимает второе место по общему военному и стратегическому потенциалу, а Китай — только третье, военно-стратегическое сотрудничество между двумя странами все еще очень разумно.

Когда речь идет о военно-стратегическом сотрудничестве между Китаем и Россией, можно представить различные модели этих отношений, от любого очевидного соглашения до заключения официального соглашения о создании альянса. В этом исследовании мы сосредоточились на оценке перспективы одного из способов сотрудничества между этими двумя мировыми державами — создания военного союза. Анализ военной техники показывает, что присутствует необходимость и перспективы сотрудничества России и Китая на военно-техническом уровне. Принимая во внимание этот параметр, мы можем сделать вывод, что национальное сотрудничество будет очень эффективным и действенным. Обе стороны имеют на вооружении оружие, и взаимные обмены помогут укрепить боевую мощь обеих сторон. Однако этот показатель не является решающим при оценке возможности создания военного союза. Чтобы более точно проанализировать перспективы этих двух основных политических сил в мире, образующих военный альянс, представляется необходимым провести всестороннее изучение других факторов, чтобы доказать преимущества и недостатки китайско-российского союза, а также возможности и угрозы обеих стран.

Такое всестороннее исследование может провести SWOT-анализ для определения сильных и слабых сторон страны, а также внутренних и внешних угроз посредством определенных решений [25]. Поэтому для Китая можно определить следующие показатели:

Преимущества: Военная техника и материалы из России, технически укрепить Китайскую Народно-Освободительную Армию, улучшить качество подготовки войск с помощью совместных учений с Россией, улучшить общее экономическое положение страны путем продажи лицензионных копий российского оружия, организовать совместное производство с Россией. Недостатки: военно-промышленный комплекс Китая опирается на российские технологии, противоречит основной военной стратегии Китая — не участвует в военных альянсах и альянсах, из-за высокой значимости российской модели военной подготовки ослабляет национальную идентичность китайских солдат, открывает секретные предприятия для (России Потенциальный спрос), обязательство прекратить поставку несанкционированного российского оборудования в третьи страны.

Слабые стороны: он может незаконно копировать российское оборудование и создавать нелицензионное аналогичное оборудование, раскрывать секретное производство для Китая, координировать внешнюю политику с другой стороной, национальная принадлежность российских солдат снижается.

Возможности: установление отношений с некоторыми членами БРИКС и ШОС при посредничестве России; возможность укрепить авторитет на международной арене; перспективы взять на себя роль модератора нового мирового порядка; урегулирование и установление отношений с Индией; возможность отстаивать свои интересы, не опасаясь взглядов Вашингтона. Угрозы: ухудшающиеся отношения с Вашингтоном; потеря возможности для территориальных претензий к России; ограничение свободы действий на международной политической арене; растущая зависимость обороноспособности Китая от России; начало санкционной политики в отношении Китая со стороны других государств. Из всех вышеперечисленных факторов ключевым является противоречие возможного альянса с базовой военно-политической стратегией Китая, которая заключается в невмешательстве в военные альянсы и альянсы. Чтобы решить наиболее важные экономические проблемы, стоящие перед государством в ближайшем будущем, Китаю необходимо проводить мирную политику и не вмешиваться в какие-либо внешнеполитические игры [26].

В отношении России путем проведения SWOT-анализа можно выделить следующие показатели:

Сильные стороны: улучшение общего экономического положения в стране за счет средств, полученных от поставок российского оружия в Китай; привлечение персонала для работы с военной техникой; заимствование некоторых из ведущих знаний Китая в области разработки вооружений; получение стратегически важных видов военно-морской техники. Слабые стороны: возможность нелегального копирования российского оборудования и создания его нелицензионного аналога; необходимость открытия секретного производства для Китая; необходимость координации внешней политики с другой стороной; снижение уровня национальной идентичности русских солдат. Возможности: более тесное сотрудничество с Китаем в формате ШОС и БРИКС; решение территориальных вопросов; разработка совместных стратегических планов международной политики; укрепление дружественных отношений с Китаем как важным партнером в области военно-технического сотрудничества; способность преодолевать зависимость российской экономики от запада за счет ее переориентации на восток. Угрозы: попадание под влияние китайской модели международной политики; недоверие со стороны мирового сообщества; возможное ухудшение отношений с другими партнерами; ориентация на одну линию партнерства — военно-техническое сотрудничество с Китаем; более жесткая политика санкций со стороны других государств.

Оценив все вышеперечисленные факторы, можно сделать вывод, что для России военный союз с Китаем, скорее всего, приведет к принятию позиции последнего. Неблагоприятными последствиями альянса для России может стать полный переход к сотрудничеству с Китаем. В связи с этим существует опасность ослабления партнерских отношений с другими странами, имеющими стратегическое значение.

Поэтому, исходя из всех вышеперечисленных факторов, можно проанализировать перспективы военно-технического союза двух стран. Таким образом, следует отметить, что, хотя положительные аспекты единого дизайна России и Китая имеют визуальное цифровое преимущество, отрицательные черты сыграли большую роль в значительной степени. Ключевым фактором, который говорит о невозможности альянса между двумя мировыми державами, является военно-политическая стратегия Китая, которая предусматривает политику неприсоединения и невмешательства в случае конфликта. Поэтому военно-технологический альянс между Россией и Китаем напрямую противоречит этому процессу. Кроме того, у России нет реальных видимых перспектив в этом альянсе.

Исходя из всех вышеперечисленных факторов, мы можем сделать вывод, что в целом уровень военного сотрудничества между Россией и Китаем, похоже, полон надежд и выгод для обеих стран. Однако не стоит говорить о более тесном взаимодействии и возможности заключения какого-либо альянса. Эта область сотрудничества имеет много негативных последствий для обеих стран. Кроме того, у него нет особых перспектив, потому что нет очевидной ситуации, которая свидетельствует о срочной необходимости китайско-российского альянса. У двух стран сегодня очень хорошие дружеские отношения, и их тесное сотрудничество только расширяется. В настоящее время этого достаточно, чтобы удовлетворить мировой порядок и поддерживать партнерские отношения.

Литература:

  1. Чжоу Хун: статус-кво и размышления об исследовании помощи Советского Союза Китаю после основания нового Китая/Национальная историческая сайт КНР//http://hprc.cssn.cn/gsyj/wjs/gjyz/201805/t20180509_4567866.html// (дата обращения 28.03.2020)
  2. Белая книга «вооруженных сил КНР» 1-го сентября 2011 г. (на кит.яз)
  3. Российско-китайские отношения: историческое наследие//Автор: В.Парамонов, А.Строков //https://mashinavremeni1.ru/blog/43164301258/Rossiysko-kitayskie-otnosheniya:-istoricheskoe-nasledie
  4. Зазерская Т. Г. Советские специалисты и формирование военно-промышленного комплекса Китая (1949~1960).Дисс. канд. ист. наук,1998г.
  5. Постановление Центрального Комитета Коммунистической партии Китая о великой пролетарской культурной революции. — URL: http://library.maoism.ru/kpk8aug.htm
  6. Рябченко, Н. П. КНР-СССР: годы конфронтации (1969–1982) / Н. П. Рябченко. — В., 2006.
  7. Внешняя политика и международные отношения Китайской Народной Республики / Б. Н. Занегин, А. Г. Кручинин, Г. А. Боголюбов [и др.].– М., 1974. — Т. 2.
  8. Написано в 55-ю годовщину установления дипломатических отношений между Китаем и Россией. Обзор и перспективы дружественной истории. 写在中俄建交55周年——友好历程回顾与展望. http://www.people.com.cn/GB/guoji/8212/39122/39123/2926571.html
  9. «Отношения между Китаем и Россией» на сайте Министерства иностранных дел Китая, https://www.fmprc.gov.cn/web/gjhdq_676201/gj_676203/oz_678770 / 1206_679110 / sbgx_679114 /(дата обращения 26.02.2020)
  10. Ци Ч. Основные тенденции военно-технического сотрудничества между Россией и Китаем на современном этапе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 70. — С. 379–381.
  11. Тимошенко М. В. Полтора миллиарда союзников: как альянс России и Китая бросит вызов Западу // Еженедельник «Красная Звезда». — 2015. — № 38. — С. 4–6.
  12. Цан Ин. Отношения между Китаем и Россией в новом веке. Изд-во Глобального знания. Пекин.2007.-367 с. (на кит. язк.)
  13. Лон бао (электронная версия газеты, 06.07.2017) Китай и Россия работают вместе, чтобы стать «балластным камнем» мира во всем мире, воплощая роль великих держав http://www.dragonnewsru.com/dragons/56010.jhtml
  14. Перспективы китайско-российского военно-технического сотрудничества(на кит. яз) //中俄军事技术合作前景http://ru.china-embassy.org/chn/sgxw/t688001.htm/(дата обращения 01.03.2020)
  15. Лозаннский Э. Л. Россия между Америкой и Китаем. -М.: международные отношения, 2007.-288с.
  16. Dillon, Dana R. The China Challenge: Standing Strong against the Military, Economic, and Political Threats That Imperil America. Lanham, MD: Row-man and Littlefield, 2007.- 213 p.
  17. Протокол переговоров о чартерных рейсах между двумя берегами Тайваньского пролива. Совет по делам материкового Китая- Китайская Республика. 22.12.2008 (на кит.язык)
  18. Лю Фэнхуа, КИТАЙСКО-РОССИЙСКОЕ ПАРТНЕРСТВО И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. COMPARATIVE POLITICS RUSSIA.2019 Vol.10.123// https://cyberleninka.ru/article/n/kitai-sko-rossii-skoe-partnerstvo-i-strategicheskoe-sotrudnichestvo//(Дата обращения 12.03.2020).
  19. Рыбкин Р.Ю Основные направления Российско-Китайского сотрудничества: истроия и современность// https://cyberleninka.ru/article/n/kitai-sko-rossii-skoe-partnerstvo-i-strategicheskoe-sotrudnichestvo/viewer//
  20. А. С. СКВОРЦОВ, Д. А. КРУГЛИКОВ. Тенденции изменения содержания военных угроз военной безопасности Российской Федерации на среднесрочную перспективу //https://flot.com/publications/books/shelf/safety/2.htm//
  21. Bjorn Hagelin, Pieter D. Wezeman, and Siemon T. Wezeman, “Appendix 7C: Register for the Transfers and Licensed Production of Major Conventional Weapons,1999,” in SIPRI Yearbook 2000: Armaments, Disarmament, and International Security,ed. Adam Daniel Rotfeld (New York: Oxford University Press, 2000), pp. 387–388.
  22. Rodionov’s list of potential threats is variously reported in the leading newspapers.China is among those countries listed in the report printed in Kommersant-Daily,December 26, 1996, p. 1.
  23. Kontseptsiya vneshney politiki possiyskoy federatsii [The Russian Federation’s Foreign Policy Concept], approved by President Vladimir Putin, June 28, 2000,www.1n.mid.ru/ns-osndoc.nsf, accessed June 2000.
  24. http://www.globalfirepower.com [Дата обращения: 11.11.2019].
  25. Майсак О. С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей между факторами // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. — 2013. — № 1 (21). — С. 151–157.
  26. Карелина Е. А. Социально-экономическое развитие Китая: прогнозы и перспективы // Экономические науки. М: Роспечать. — 2015. — № 2 (123). — С. 99–101.
Основные термины (генерируются автоматически): Китай, Россия, военный, китайская армия, отношение, Советский Союз, российская армия, сторона, военно-техническое сотрудничество, США.


Похожие статьи

Торгово-экономическое сотрудничество России и Китая в рамках стратегического партнерства

В статье автор исследует торговые отношения России и Китая.

Сотрудничество России и Китая в международных организациях

Стратегическое партнёрство как основа углубления арктического взаимодействия России и Китая

В статье автор анализирует стратегическое партнёрство России и Китая, направленное на гармонизацию долгосрочных интересов и координацию действий в Арктической зоне.

Международная безопасность как важное направление взаимодействия России и США

В статье представлены наиболее приоритетные направления сотрудничества России и США в сфере международной безопасности. Рассматривается российско-американское взаимодействие по вопросам обеспечения стратегической стабильности. Отмечается важность осу...

Развитие экономических отношений России и Китая: исторический аспект

Рассматриваются исторические предпосылки развития российско-китайских отношений на современном этапе. Акцентируется внимание на участии двух государств в судьбе держав, оказание взаимной помощи в самые трудные исторические периоды.

Анализ развития узбекско-китайской дипломатии в рамках политики «Одного пояса, одного пути»

Узбекско-китайские отношения имеют давние исторические корни. По меньшей мере, контакты в сфере политики, экономики, истории, культуры имеют протяженность больше чем в 2000 лет. В новый период, вслед за проведением Китаем политики «Одного пояса, одно...

Военно-политический альянс Республики Корея и США

Данное исследование посвящено анализу военно-политического альянса между Республикой Корея и Соединенными Штатами Америки. В рамках работы рассматриваются ключевые аспекты формирования союза.

Российско-китайское экономическое сотрудничество: совместные особые экономические зоны и новая реальность

В статье автор анализирует текущее положение российско-китайских экономических отношений, в части функционирования совместных особых экономических зон.

Китайский опыт глобализма: маоизм в качестве альтернативы доктринам США и СССР

В статье выявляется, описывается и анализируется попытка КНР в периоды руководства Мао Цзэдуна занять равное положение с СССР в глобальном коммунистическом движении, причины и последствия этой попытки для КНР и мира.

Основные противоречия России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества

В статье анализируются расхождения стратегических интересов России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Несмотря на членство в ШОС, способы реализация внешней политики, видение главной цели ШОС, модель отношений с другими странами, ...

Похожие статьи

Торгово-экономическое сотрудничество России и Китая в рамках стратегического партнерства

В статье автор исследует торговые отношения России и Китая.

Сотрудничество России и Китая в международных организациях

Стратегическое партнёрство как основа углубления арктического взаимодействия России и Китая

В статье автор анализирует стратегическое партнёрство России и Китая, направленное на гармонизацию долгосрочных интересов и координацию действий в Арктической зоне.

Международная безопасность как важное направление взаимодействия России и США

В статье представлены наиболее приоритетные направления сотрудничества России и США в сфере международной безопасности. Рассматривается российско-американское взаимодействие по вопросам обеспечения стратегической стабильности. Отмечается важность осу...

Развитие экономических отношений России и Китая: исторический аспект

Рассматриваются исторические предпосылки развития российско-китайских отношений на современном этапе. Акцентируется внимание на участии двух государств в судьбе держав, оказание взаимной помощи в самые трудные исторические периоды.

Анализ развития узбекско-китайской дипломатии в рамках политики «Одного пояса, одного пути»

Узбекско-китайские отношения имеют давние исторические корни. По меньшей мере, контакты в сфере политики, экономики, истории, культуры имеют протяженность больше чем в 2000 лет. В новый период, вслед за проведением Китаем политики «Одного пояса, одно...

Военно-политический альянс Республики Корея и США

Данное исследование посвящено анализу военно-политического альянса между Республикой Корея и Соединенными Штатами Америки. В рамках работы рассматриваются ключевые аспекты формирования союза.

Российско-китайское экономическое сотрудничество: совместные особые экономические зоны и новая реальность

В статье автор анализирует текущее положение российско-китайских экономических отношений, в части функционирования совместных особых экономических зон.

Китайский опыт глобализма: маоизм в качестве альтернативы доктринам США и СССР

В статье выявляется, описывается и анализируется попытка КНР в периоды руководства Мао Цзэдуна занять равное положение с СССР в глобальном коммунистическом движении, причины и последствия этой попытки для КНР и мира.

Основные противоречия России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества

В статье анализируются расхождения стратегических интересов России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Несмотря на членство в ШОС, способы реализация внешней политики, видение главной цели ШОС, модель отношений с другими странами, ...

Задать вопрос