Введение
Исследование включает в себя изучение тенденций российско-китайских отношений в следующих сферах:
военно-политической;
экономической;
культурно-образовательной.
В статье обращается внимание на значимость стратегического партнерства между Россией и Китаем, которое является основой для укрепления взаимного доверия и реализации совместных проектов, а также подчеркивается важность развития всестороннего сотрудничества между странами для выстраивания долгосрочных и прочных дружеских отношений.
Обзор литературы
При написании этой статьи авторы ссылались на правительственные документы и самые актуальные исследования за 2024–2025 годы, посвященные российско-китайским отношениям.
Цель
Целью данной статьи является определение наиболее уязвимых направлений двустороннего взаимодействия, нуждающихся в пересмотре действующих подходов.
Анализ военно-политической сферы
В военно-политической сфере между Россией и Китаем можно выделить следующие тенденции: активное взаимодействие в рамках ШОС и БРИКС, рост количества совместных военных учений и разработка совместных проектов. В последнее время Россия и Китай начали реализовывать общие проекты для разработки военных технологий [1], что свидетельствует о растущем доверии между странами, но главным получателем выгоды является Китай, так как в основе большинства этих проектов лежит российская научно-техническая база. Одновременно увеличиваются совместные военные учения, что, с одной стороны, создает почву для обмена опытом и укрепления сотрудничества [2], но, с другой стороны, дестабилизирует напряженные ситуации с другими государствами. Россия и Китай проводят регулярные встречи глав правительств [3], контакты имеются также на уровне министерств и ведомств. Эти встречи говорят о высоком уровне политической интеграции между странами. Особо стоит отметить встречи между представителями стран в рамках ШОС и БРИКС, что имеет особое значение, так как эти площадки представляют собой новые институты международного развития, которые формируют и определяют современные глобальные процессы. Недавно прошедшие саммит ШОС в Тяньцзине и XVII саммит БРИКС указывают на согласованность внешнеполитических позиций, расширение экономического сотрудничества, укрепление всестороннего партнерства между Россией и Китаем.
Несмотря на явную тенденцию к сближению, имеются серьезные угрозы и риски: технологическое неравенство в определенных отраслях делает Китай главным бенефициаром совместных проектов, что создает предпосылки для утраты части научно-технического потенциала России. Политическая интеграция остается управляемой, но рост взаимозависимости требует от России выработки защитных механизмов для сохранения экономической свободы и автономии в ключевых отраслях.
Анализ экономической сферы
Конструктивное развитие сотрудничества видно и в экономической сфере, главными тенденциями в которой является рост товарооборота, взаимных расчетов в национальных валютах и двусторонних инвестиций. Китай экспортирует в Россию в первую очередь технологии, а Россия в Китай — энергоносители [4]. Китайские технологии заменили западные, которые ушли с российского рынка. Их удельный вес в российской промышленности растет, так как российское производство на данный момент не может полностью обеспечивать себя всеми необходимыми компонентами. Это приводит к возникновению для России угрозы: стать зависимым от китайских производителей. Под давлением Запада Китай уже постепенно начал сокращать товарооборот с Россией [5], китайские банки все чаще отказываются вести работу с ней, и на этом фоне обещанные китайские инвестиции не поступают на российский рынок. Однако быстрорастущая экономика Китая всё больше нуждается в энергоносителях, что делает ее взаимозависимой с Россией; это еще некритично для Поднебесной [6], но вскоре может стать проблемой. Китай может начать использовать экспорт технологий как рычаг давления, чтобы получить легкий доступ к российским энергоносителям, тем самым создав угрозу для российской промышленности и производства.
России стоит сосредоточиться на поддержке местных производителей и развитии собственного производства, чтобы не оказаться в уязвимой позиции в случае возникновения противоречий с Китаем.
Анализ культурно-образовательной сферы
В связи с развитием теплых, доверительных отношений между Россией и Китаем усиливается их взаимное влияние на культурные и образовательные сферы друг друга. На данный момент более 30 % научных публикаций написаны на китайском языке, что является ключевым фактором для развития программ по изучению китайского языка в российских вузах [7]. Появление сотрудничества в сфере образования обусловлено тем, что 3 ноября 2005 года КНР и Российская Федерация подписали в Пекине соглашение, содержащее основные положения изучения китайского языка в России и русского языка в Китае [8]. На данный момент в Китае насчитывается более 100 университетов, специализирующихся на изучении русского языка, и более 300, где русский изучается в качестве второго иностранного языка.
В двух странах реализуются совместные образовательные программы, открываются совместные учебные заведения и центры, активируется работа ассоциаций университетов (на сегодняшний день — 14 профильных ассоциаций). Также в Пекине осуществляется работа Российского культурного центра («Русский дом в Пекине»), основной целью которого является укрепление позиций русского языка в Китае. Невозможно не упомянуть совместный российско-китайский университет в Шеньчжэне, основанный совместными усилиями МГУ имени Ломоносова и Пекинского политехнического института и играющий значительную роль в упрочении совместных образовательных программ. Сеть уникальных школ МГИМО Russian Schools Abroad является примером проводника русского языка и культуры за рубежом. Саньшуйская школа иностранных языков Бэйбо Дэхань, открытая в рамках проекта «Русская международная школа» под руководством МГИМО в городе Фошань, в Китае имеет первостепенное значение в формировании единого русскоязычного культурно-образовательного пространства.
Аналогичные организации, отвечающие за развитие китайской культуры и китайского языка, существуют и в Российской Федерации. Китайский Культурный Центр функционирует в Москве и Санкт-Петербурге и выполняет функцию ознакомления общественности России с культурой Китая, китайским духовным наследием, богатым научным и культурным потенциалом. Институт Конфуция вносит существенный вклад в продвижение китайского языка в России. На данный момент существуют 19 Институтов Конфуция, работающих на базах российских вузов. В Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке и других крупных городах существуют частные культурные центры и школы китайского языка, организующие мероприятия и преподающие китайский язык, каллиграфию, живопись и традиционные танцы.
Кроме позитивных сторон подобного развития взаимоотношений, существуют потенциальные угрозы и риски для Российской Федерации. По последним данным на 2025 год, в России обучается более 56 тысяч китайских студентов, в то время как в Китае обучается около 21 тысяч россиян, что значительно меньше. И хотя разновидностей грантов и квот для иностранных граждан в Китае больше, чем в России, соотношение количества китайских и российских студентов в двух странах сильно разнится. Различие может коррелировать с разницей в численности населения этих стран, однако это не отменяет более сложного положения России с увеличением потока абитуриентов из Поднебесья. Кроме того, вузов в РФ значительно меньше, чем в КНР, что является еще одним фактором компликации для России. По сравнению с 2023/2024 учебным годом, число китайских абитуриентов в России выросло на 10 тысяч. Такое количество студентов Поднебесья может в дальнейшем сказаться на уменьшении количества мест для российских поступающих. В результате множество российских абитуриентов могут лишиться возможности получить образование в желанном вузе родной страны.
Решение данной проблемы возможно путем создания фиксированного количества квот для абитуриентов из Китая. Таким образом осуществимо как усиление способности России справиться с потоком поступающих из Китая, так и расширение числа мест для студентов — граждан Российской Федерации.
Заключение
Исходя из анализа исследований, можно проследить, что Китай и Россия находятся на довольно высоком уровне взаимопонимания и стратегического партнерства. При этом РФ стоит осознавать, что КНР — это страна со своими амбициями и целями, которые могут не совпадать с российскими. Чтобы минимизировать количество рисков, России стоит меньше полагаться на Китай и поддерживать баланс во всех сферах.
Литература:
- Ли В. Н. Взаимодействие России и Китая в военно-технической области: особенности и тенденции // Конфликтология / nota bene. — 2025. — № 1. — DOI : 10.7256/2454-0617.2025.1.73872. — EDN : SYXBOG. — URL : https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=73872
- Чжао Д. Роль военного сотрудничества России и Китая в формировании многополярного мирового порядка // Genesis: исторические исследования. — 2025. — № 10. — С. 56–68. — DOI : 10.25136/2409-868X.2025.10.76561. — EDN : KPDRTM. — URL : https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=76561
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая // Министерство иностранных дел Российской Федерации : [сайт]. — URL : https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/47515/
- Минаков А. В. Развитие внешнеэкономического сотрудничества России и КНР / А. В. Минаков, Е. В. Егорова // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2025. — № 2-1 (120). — С. 101–108. — DOI : 10.24412/2411-0450-2025-2-1-101-108.
- Товарооборот России с Китаем за январь — октябрь сократился на 9,5% // ТАСС : [сайт]. — URL: https://tass.ru/ekonomika/25558849
- Котов А. В. Российско-китайские внешнеэкономические отношения: межотраслевой анализ // Экономика региона. — 2025. — Т. 21. — № 3. — С. 643–654. — URL : https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2025-3-5
- Сотникова В. М. Перспективы культурного взаимодействия России и Китая в области высшего образования в ХХІ веке // Вестник Майкопского государственного технологического университета. — 2024. — Т. 16. — № 2. — С. 40–50. — URL : https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-2-40-50
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об изучении русского языка в Китайской Народной Республике и китайского языка в Российской Федерации (Пекин, 3 ноября 2005 г.) // ГАРАНТ : [сайт]. — URL : https://base.garant.ru/2563612

