В статье авторы пытаются дать характеристику молодёжи, увлекающейся современными видами азиатской культуры.
Ключевые слова : азиатская поп-культура, подросток, аниме, корейская поп-музыка, айдол.
Азиатская поп-культура быстро и уверенно распространяется по всему миру, о чём свидетельствуют упоминания в социальных сетях различных предметов и явлений, связанных с корейской поп-музыкой, растущая популярность аниме-клубов. Ни для кого не секрет, что подростки наиболее восприимчивы к разным видам информации как эмоционально, так и духовно. Как в своё время именно молодые способствовали усвоению передовых молодёжных течений западного общества, так и современная молодёжь является проводником актуальных направлений культуры восточных стран.
Направления азиатской поп-культуры включают в себя корейскую поп-музыку, получившую название «k-pop», и японскую анимацию, в широких кругах известную под названием «аниме». Проблема влияния азиатской культуры на поведение современных подростков становится актуальной социально-психологической темой.
Несмотря на широкое распространение аниме в мире, в том числе и в России, отношение к нему неоднозначно: наряду с ростом популярности аниме за пределами Японии, растёт и число противников этого жанра мультипликации. Наиболее серьёзную критику вызывает чрезмерное, по мнению многих экспертов, количество насилия в аниме. Многие обвиняют его в жестокости и пропаганде ложных ценностей. Действительно, подростки с ещё не сформированными взглядами на жизнь, с ослабленной из-за стресса психикой или эмоциональными переживаниями, могут неверно понять смысл, заложенный в определённое аниме, что влечёт за собой совершение преступлений под влиянием ложных убеждений, полученных вследствие просмотра.
Рассуждая о негативных последствиях просмотра японского аниме, следует упомянуть хикикомори. Хикикомори — это понятие, обозначающее категорию молодых людей, отказывающихся от социальной активности и стремящихся к крайней степени самоизоляции. Они полностью ограничивают свой круг общения, обрывая связи с семьей и близкими. Основной причиной выбора такого образа жизни становится неприязнь к окружающей действительности: сравнивая жестокую реальность с красочным и непорочным миром анимации, представители хикикомори отдают предпочтение последнему [1, с. 57].
Тем не менее, современные подростки приобретают важный жизненный опыт благодаря аниме. Этот опыт становится источником для развития межкультурной толерантности, а также для реализации своего культурного потенциала. Помимо этого, аниме настраивает молодых людей на преодоление препятствий, придаёт сил и уверенности. Многие «анимешники» вследствие просмотра обретают жизненную цель и мечту, которую стремятся воплотить в реальность.
Аниме в целом сближает, объединяет своих поклонников, даёт выход творческой энергии, служит приятным времяпрепровождением. Правильно подобранный жанр способствует эмоциональному и творческому развитию, формированию личности и жизненной позиции, закреплению системы моральных ценностей. В результате молодые люди извлекают интеллектуальную пользу для себя от просмотра аниме, равно как и от приобщения к другим видам искусства, не бездумно подражают героям, а берут за образец их лучшие черты и поступки [2, с. 124].
Увлечение аниме занимает досуг молодых людей и расширяет их общекультурный горизонт. Положительным моментом в субкультуре «анимешников» является стремление к творческой самореализации. Её участники находят возможность развить и реализовать свои как организационные и коммуникативные, так и художественно-эстетические способности. Широкий горизонт художественно-эстетической деятельности представителей данной субкультуры включает рисование, литературное творчество, театрализованные представления, музицирование.
Японская и корейская культуры тесно связаны друг с другом. Так, многие поклонники корейской культуры пришли из субкультуры «анимешников. Одним из положительных аспектов k-pop является формирование культурной и национальной толерантности. Подростки, увлекаясь корейской поп-музыкой, перестают обращать внимание на национальные различия, испытывают интерес в изучении культуры не только Южной Кореи, но и других стран. Всё более популярным в молодёжной среде становятся курсы корейского языка, возрастает спрос на учебные пособия.
Основным каналом распространения корейской поп-культуры в России являются молодёжные объединения поклонников музыкальных групп, фильмов, сериалов и других культурных продуктов Южной Кореи. Каждая знаменитость имеет собственный официальный фан-клуб. Фан-клубы ведут активную деятельность в распространении, увеличении популярности и поддержке любимых артистов, часто они занимаются благотворительностью от имени своих кумиров — «айдолов».
Следует отметить, насколько важной является фигура «айдола» для молодёжи, увлечённой k-pop. Потребность в поиске объекта для подражания является характерной психологической особенностью подростков. Сценический образ, созданный корейской поп-индустрией, становится для них эталоном поведения в обществе. Они перенимают любимые занятия «айдола», прочитывают его любимые книги, изучают его родной язык. Исключительно положительный образ кумира помогает раскрыть в подростке талант к тому или иному делу, прививает позитивные качества, манеры поведения.
Однако, несмотря на кажущуюся яркость, беззаботность и исключительную положительность образов, используемых в корейской поп-культуре, влияние, оказываемое ею на подростков, имеет не только позитивные последствия.
«Фанатоцентричность» — далеко не новое явление в музыкальной индустрии, но в k-pop оно возведено в абсолют. Эффективно выстроенная система коммуникации корейских звёзд с поклонниками через медиаресурсы создаёт ощущение прямого общения, близости с кумиром, взаимной поддержки между «айдолами» и фанатами. Медийная персона становится для подростка чем-то большим, чем просто певцом или актёром, а интерес к её жизни рассматривается им как должное, что обычно приходит в ситуации с людьми, связанными семейными узами. В результате они концентрирует всё своё внимание на чужой жизни, буквально проживая её за другого человека [3, с. 283].
Кроме того, увлечение корейской поп-музыкой может привести к излишней концентрации внимания подростков на своей внешности. Тенденция внешне походить на любимого «айдола» зачастую переходит в одержимость иметь такие же, на их взгляд, идеальные черты лица. Молодёжь, принадлежащая к субкультуре k-pop, менее эмоциональна устойчива, более впечатлительна. Поскольку подростков, составляющих целевую аудиторию корейской поп-культуры, в первую очередь привлекает визуальная составляющая, у них появляется желание копировать стиль одежды, жесты.
Увлечение азиатской поп-культурой оказывает на подростков по большей части положительное воздействие. Оно способствует расширению интересов, всестороннему развитию подростков, мотивирует к творческой деятельности, побуждает к изучению и созданию нового, позволяет развить и реализовать художественно-эстетические, коммуникативные и организационные способности.
В ходе знакомства молодых людей с азиатской поп-культурой происходит повышение и обогащение духовного, нравственного и морально-ценностного уровня, формирование личности и жизненной позиции, закрепление системы моральных ценностей, изменяется восприятие мира, отношение к окружающим, происходит увеличение терпимости к людям и культуре других стран. Последнее становится источником для развития межкультурной толерантности.
Таким образом, Азиатская поп-культура вносит своеобразный, но очень заметный вклад в развитие молодёжной культуры всего мира. Сведём результаты нашего исследования в таблице 1.
Таблица 1
Последствия увлечения молодёжи азиатской поп-культурой
Аниме |
K-pop |
|
Положительные последствия |
Способствует творческому развитию |
– |
Способствует интеллектуальному развитию |
Способствует интеллектуальному развитию |
|
Формирует культурную толерантность |
Формирует культурную толерантность |
|
Задаёт правильные ценностные ориентиры |
Формирует позитивную мировоззренческую позицию |
|
Негативные последствия |
Может способствовать развитию социальной отрешённости |
Может способствовать развитию инфантильности |
Проиллюстрируем это на рис. 1.
Рис. 1. Изучение японского языка в рамках увлечения аниме [2, с. 120]
Литература:
- Молодяков В. Э. Растерянное поколение: старые и новые проблемы японской молодёжи. — М.: Восточная литература, 2012.
- Катасонова Е. Л. Аниме: вчера, сегодня, завтра. — М.: АИРО-XXI, 2007.
- Ким С. Живые выступления, фанаты, айдолы и мультимедиа. — М.: АСТ, 2019.