В статье автор пытается определить влияние внешнего культурного фактора на принятие решения об изучении иностранного языка (корейского).
Ключевые слова: корейская волна, поколение Z, корейский язык, влияние.
Обращение к теме «корейской волны» в контексте развития сотрудничества Российской Федерации и Республики Корея в период взаимных культурных обменов (2020–2021 гг.) видится весьма актуальным и своевременным. Тем более, что в прогнозе будущего «корейской волны» Россия отмечена исследователями как одна из стран потенциального роста спроса на «корейскую волну» [5].
«Корейская волна», или «Халлю» (Hallyu, 韓流, 한류) — представляет собой корейскую креативную индустрию, которая отличается широтой и разнообразием направлений: от K-рop и Кино- (K-movies / K-films) и теле- (K-drama) индустрии до привлекательности образа (얼짱 (ольджан)).
Исходя из принципа детерминизма, «корейскую волну» можно рассматривать как внешнее культурное воздействие, которое порождает интерес (эмоциональный отклик на влияние) и стимулирует человека к практической деятельности (например, к принятию и реализации решения выучить корейский язык).
Привлекательность «корейской волны» заложена в ее структурном отличии от других культурных течений: это симбиоз исконно корейской, конфуцианско-китайской, японской и современной американо-европейской культурных традиций. Представители поколения Z оказались восприимчивы к корейскому культурному проникновению (по материалам 14th international conference — 2018 в Сеуле именно в этой среде развиваются новые волны Халлю) [4].
Принципами влияния «корейской волны» являются:
1) принцип детерминизма (механизмы — эмоциональное заражение и эмпатия);
2) принцип благорасположения (механизм отклика на воздействие — схожесть с интересом референтной фигуры социального окружения);
3) принцип социального доказательства (механизм следования убеждениям и поведенческим моделям, разделяемым другими людьми);
4) принцип благорасположения (механизм «психологического соприкосновения» душевных миров). Реализованное (или действенное) влияние определено как воспринятый факт воздействия, порождающий интерес и стимулирующий принятие решения (механизмы — эмоциональное заражение и стимуляция).
Значимыми с точки зрения проблематики культурного влияния, отличительными особенностями именно поколения, а не возраста зетов, называются:
1) адаптированность к IT и коммуникационным технологиям,
2) условность границ между онлайн и офлайн,
3) признание равноправия всех человеческих культур,
4) увлечения не являются маркером «свой-чужой»,
5) для внешних коммуникаций выбираются люди и бренды, вызывающие интерес, созвучные ценностям, дающие эмоции, впечатления и быструю обратную связь,
6) полезность миру,
7) принятие чужих идей для генерирования собственных,
8) «звездность» кажется достижимой,
9) интерес, как стимулятор практической деятельности,
10) высокая обучаемость и скорость обработки информации [по: 1, 2, 3 и др. исследованиям].
Нами был проведен экспресс-опрос в интернете представителей поколения Z, участников специализированных сообществ в Discord: TEUIDA — Korean Learning & Speaking и ВКонтакте: 너의 한국 아줌마 81+ [korean], беседа: Аджумим. Объем выборки составил: 69 респондентов. Выборочная совокупность квотировалась по возрастному признаку (условие периода рождения 1995–2010). Участники опроса имеют гражданство 19 стан и говорят на 24 языках, что доказывает масштабность и глобальность распространения «корейской волны».
Данные опроса показали, что большинство респондентов не имело планов выучить корейский язык до встречи с «корейской волной» (71 %), а знакомство с «корейской волной» породило интерес к корейской культуре у 73,9 % респондентов. Влияние «корейской волны» на принятие решения выучить корейский язык подтвердили 40,6 % респондентов, еще 39,1 % респондентов признали частичное влияние. В результате оказанного влияния (полного или частичного) о принятом решении выучить корейский язык заявили 96,4 % и 77,8 % респондентов, соответственно. Указанные данные говорят о высоком потенциале распространения корейского языка (как языка изучения) на территории влияния «корейской волны».
Известно, что проявленный интерес и декларируемые намерения не обязательно воплощаются в жизнь. Именно поэтому особенно важными являются данные о реализации принятого решения выучить корейский язык.
Из полностью подтвердивших влияние «корейской волны» респондентов приступили к изучению языка 96,4 %, из частично подтвердивших влияние — 77,8 %. Доля тех, кто не подтвердил влияния «корейской волны» на решение выучить корейский язык, составила 23,1 %.
В исследовательскую модель принятия решения были заложены различные варианты фиксации конечного процессного результата, который принимался за результат исследования. В качестве результативного критерия влияния был определен, в том числе, суммарный результат принятия решения вследствие полного и частичного влияния «корейской волны».
Поскольку суммарный результат принятия решения оказался равным 79,7 %, а результат реализации решения — 72,5 %, что больше 50 % (ограничительного критерия результативности), можно говорить о том, что «корейская волна» оказывает влияние на большинство представителей поколения Z в принятии и реализации ими решения выучить корейский язык.
Литература:
1. Исследование Сбербанка 30 фактов о современной молодежи [Электронный ресурс] // — URL: https://www.hse.ru/data/2017/03/28/1169798293/Исследование %20Сбербанка %2030 %20фактов %20о %20совре.. %20молодежи %20- %20ПАО %20Сбербанк %20(2017).pdf, вход свободный (дата обращения: 04.11.2021).
2. Мифы о «поколении Z». [Электронный ресурс] // Современная аналитика образования. — 2019. — № 1 (22). — URL: https://ioe.hse.ru/data/2019/05/25/1494557373/САО %20(1)22 %20электронный.pdf, вход свободный (дата обращения: 04.11.2021).
3. Обзор поколений. [Электронный ресурс] // Агентство Initiative. — Март, 2021. – URL: Initiative_Generations from Baby-Boomers to Alpha_12.04.2021.pdf, вход свободный (дата обращения: 04.11.2021).
4. Nguyen Xuan Truong. The Impact of Hallyu 4.0 and Social Media on Korean Products Purchase Decision of Generation C in Vietnam / 14th international conference: International Conference on Business and Economics (ICBE2018) Seoul, South Korea, June 25–27, 2018 — Р.141–144.
5. Report on the effect of Hallyu 2018, выпущен Korea Foundation for International Cultural Exchange. / Hallyu export earned $9.5 billion in 2018. [Электронный ресурс] // «TheKoreaTimes» — URL: https://www.koreatimes.co.kr/www/art/2020/02/732_268277.html, вход свободный (дата обращения: 04.11.2021).