Россия и Китай — два крупнейших, соседствующих друг с другом государства, чье торгово-экономическое сотрудничество традиционно складывается достаточно успешно. Значимый экономический и политический вес двух стран, их географическая близость, в целом позитивная история современных взаимоотношений, наличие длительного опыта экономических связей и заметное политическое сближение в последние годы способствуют росту интенсивности и качеству экономического сотрудничества [1].
В настоящее время сотрудничество изучаемых стран складывается благополучно: на официальном уровне Россией и Китаем уже согласован ряд стратегически важных крупномасштабных совместных инвестиционных проектов, реализация которых определяет дальнейшие перспективы развития как российской, так и китайской экономики. Однако на практике экономические отношения двух стран могут развиваться как в лучшую, так и в худшую сторону: существует ряд факторов, которые способствуют и препятствуют дальнейшему углублению экономических связей. Их изучение позволит определить перспективы, существующие в обозначенной сфере. В значительной степени возможности взаимодействия поставлены в зависимость от темпов и направления реформирования экономики России.
Как представляется, сегодня система экономических связей РФ и КНР активно видоизменяется под воздействием процессов глобализации и интернационализации хозяйственной жизни.
Как отмечает Чрезвычайный и Полномочный посол КНР в РФ господин Ли Хуэй [2], наши страны являются добрыми соседями, которые соединены (а не разделены) общей границей. Друг для друга они выступают как важнейшие партнеры отношений всестороннего стратегического сотрудничества. В развитии партнерских отношений всестороннего стратегического взаимодействия и сотрудничества Китая и России сохраняется благоприятная тенденция развития на высоком уровне.
Действительно, две страны продолжают поддерживать традиционно тесные контакты на высоком уровне, руководители стран совершают взаимные визиты, что стратегически способствует благоприятному развитию двусторонних отношений. Китай и Россия активно сотрудничают в сфере поддержании тесной координации по международным делам, активно защищают мир во всем мире. Страны совместно участвуют в международных организациях и форумах, что способствует углублению делового сотрудничества, ускоренно продвигается сопряжение национальных стратегий развития.
Яркими примерами экономического сотрудничества последних лет является строительство восточной ветки Российско-Китайского газопровода «Сила Сибири» (совместный проект российской компании ПАО «Газпром» и китайской корпорации CNPC); реализация проекта Нового шелкового пути и строительство трансграничного железнодорожного моста; имеется продвижение по ряду крупных стратегических совместных проектов в финансовой сфере и др.
Оценка как традиционных прямых торговых и производственных связей, так и новых масштабных инвестиционных проектов позволит сформировать понимание возможных перспектив развития двустороннего сотрудничества на основе реализации взаимовыгодных интересов двух стран в различных экономических сферах.
Историческая миссия России — стать мостом между Востоком и Западом, объединяя в единое целое огромный Евроазиатский материк, что и обуславливает стремление нашей страны выстроить добрососедские отношения со всеми граничащими странами. Россия и Китай — две соседствующие страны, которые имеют четырехвековую историю взаимных контактов, политических и экономических связей государств-правопредшественников.
Исходя из проведенного анализа современного состояния экономики Российской Федерации и отмечая все недостатки и достоинства действующей экономики страны, нужно обозначить, что в целом в предложенных исторических условиях она со своими задачами справляется достойно.
Анализ результатов экономической реформы в Китае позволяет сделать вывод, что эта страна добилась впечатляющих результатов производства и товарооборота, у нее стремительно и стабильно в последние десятилетия растет ВВП.
В то же время показатель ВВП на душу населения в Китае недостаточно высок, он не позволяет отнести страну к категории экономически развитых. Сопоставление уровня жизни в двух изучаемых странах позволил сделать вывод, что при множестве различий уровень жизни в обеих странах можно считать сравнимым — причем в обеих странах уровень доходов и в целом уровень жизни недостаточно высок и требует принятия мер по улучшению жизни населения.
Как представляется, необходимо раскрытие внутренних стимулов для повышения ее эффективности, снижение прямого участия государства в экономике и использование косвенных мер, нужно в большей степени поощрять и поддерживать частную инициативу.
В результате развития двусторонних отношений сегодня Россия и Китай пришли к пониманию приоритета стратегического партнерства. По мере развития межгосударственного сотрудничества России и Китая формируются все новые механизмы углубления такого сотрудничества. Несмотря на определенную критику созданных структур в недостаточной эффективности, нельзя отрицать, что ныне существующие инструменты отношений в сфере экономики двух стран следует рассматривать как серьезную основу для успешной совместной работы в перспективе.
В настоящее время российско-китайское сотрудничество представляет собой сложную динамическую систему, которая строится на основе двусторонних договоров и соглашений. Сегодня фундамент отношений двух стран составляет Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР 2001 года и более 300 договоров и соглашений, принятых на различных уровнях — от корпоративного до уровня глав государств.
Сотрудничество двух стран реализуется в различных формах — наиболее активно ведется торговый обмен, реализуются крупные совместные проекты. В сфере инвестиций выявлены значительные проблемы, которые обусловлены в основном сложной внешнеполитической обстановкой и ориентированностью частных предпринимателей обеих стран на инвестирование через оффшоры.
Все взаимные мероприятия могут поспособствовать успеху проводимых в Российской Федерации и Китайской Народной Республике заметных экономических преобразований, росту благосостояния народов двух стран, усилению позиций и влияний на международной арене в интересах установления более справедливого и рационального мирового порядка.
Китайско-российские отношения имеют как позитивные стороны, так и очевидные проблемы. В ближайшей перспективе они будут планомерно развиваться, и нет данных, что на них может отразиться неблагоприятное внешнеэкономическое и внешнеполитическое воздействие. Обе страны высказывают намерение поддерживать взаимодействие, развивать торговлю, финансировать перспективные проекты сотрудничества, предоставлять помощь в укреплении взаимодействия между национальными институтами гарантирования и страхования инвестиций, поддерживать инвестиционное взаимодействие малого и среднего бизнеса.
Потенциал российско-китайского всеобъемлющего сотрудничества поистине неисчерпаем в силу масштабов стран и возможностей экономического развития. Обе страны заинтересованы и инновационном пути развития и планируют совместными усилиями интенсивно реализовывать имеющийся экономический потенциал.
В рамках проведенного исследования выделены приоритетные направления создания условий для взаимодействия двух стран, которые должны быть реализованы прежде всего Россией. Так, целесообразно совершенствование правового обеспечения привлечения инвестиций на территорию страны, активизация борьбы с проявлениями коррупции, активное развитие собственных научных разработок.
Китай в долгосрочной перспективе признает привлекательность российского рынка, рассматривая нашу страну как потенциально возможное место размещения крупных долгосрочных вложений. Располагая колоссальными средствами от внешней торговли, КНР способна активно стимулировать инвестиционное сотрудничество, однако от России требуется создание более прозрачного законодательного регулирования бизнеса и снятия излишних административных барьеров.
Литература:
- Подольский С. В., Стукова В. С., Куцый Н. В. Проблемы и перспективы развития российско-китайского экономического сотрудничества// Дискуссия, 2016. — № 8 (71). — С. 42–54.
- Официальный сайт Посольства КНР в Российской федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.china-embassy.org/rus/jmhz/jmhz1/t1474675.htm (дата обращения 01.12.2020)
- Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 18.07.2001 / Справочно-правовая система «Гарант». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/2561174 (дата обращения 18.11.2020).
- Быкова, А. В. Инвестиционное сотрудничество России и Китая в период внешнеэкономических ограничений / А. В. Быкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 22 (126). — С. 157–160.