Российская Федерация и Китайская Народная Республика являются партнерами во многих сферах: политической, экономической, социальной и культурной. Цель данной стати раскрыть специфику взаимодействия стран в образовательной сфере, указать ключевые механизмы и выявить тенденцию дальнейшего сотрудничества в рамках образовательных программ.
Ключевые слова: Россия, Китай, образование, университет.
Китай является ключевым игроком в Азиатско-Тихоокеанском регионе и продолжает расширять свое влияние в нем. Важным стратегическим партнером КНР видит Россию, страну с которой Китай имеет прочные политические и экономические связи. Помимо общих интересов, страны имеют и общие проблемы, например в сфере образования. Именно поэтому и Россия, и КНР стремятся укреплять сотрудничество в данной сфере путем перенимания опыта друг у друга, студенческих обменов, обменов научными кадрами и разработке исследовательских программ.
Правовые рамки сотрудничества
Договорно-правовая база современного российско-китайского сотрудничества в образовательной сфере включает в себя большое количество соглашений и договоров, в рамках которых и осуществляется взаимодействие РФ и КНР. Основными документами являются «Межправительственное соглашение о сотрудничестве от 18 декабря 1992 г»., соглашение «О взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях от 26 июня 1995 г»., «Об изучении русского языка в Китае и китайского языка в России от 3 ноября 2005 г»., а так же «Соглашение между Минобрнауки России и Минобразования Китая о сотрудничестве в области образования от 9 ноября 200 6 г».. Помимо действующих соглашений, Российская Федерация и Китайская Народная Республика создали Российско-Китайскую комиссию по сотрудничеству в гуманитарной сфере, которая действует с 2001 г. Так по итогам 21-го заседания комиссии, которое прошло в режиме видеоконференции, страны обсудили состояние отношений стран в научной, образовательной и культурных сферах и расценили их как образец равноправного и уважительного межгосударственного общения, ответственного учета интересов друг друга. Одним из самых значимых результатом работы стало открытие совместного университета МГУ — ППИ в Шэньчжэне, на базе которого функционирует семь факультетов и обучается около 900 студентов.
Все из вышеуказанных соглашений имеют несколько направлений и целей:
- Улучшение научно-технического аппарата стран
- Увеличение молодежных обменов
- Улучшение методики преподавания китайского языка в России и русского языка в Китае
- Повышение роли культурных и образовательных мероприятия и т. д.
Динамика развития двусторонних отношений
Российская Федерация и Китайская Народная Республика имеют большое количество образовательных программ в рамках сотрудничества в образовательной сфере. Первые совместные образовательные программы были осуществлены уже в конце 1990-х гг. и представляли собой модель 1+2+2, согласно которой студент КНР проходит год обучения в своем университете, позже уезжает на два года обучения в один из российских вузов, после возвращается и заканчивает обучение в Китае. Для студентов обеих страна так же была создана программа 2,5+2,5 (Китай-Россия или Россия-Китай, в зависимости от национальной принадлежности студента).
Ежегодно российское правительство выделяет Китаю бюджетные места и стипендии для поступления в университеты России китайских студентов. Так в 2017/2018 учебного году российской стороной было выделено около 1 тыс. стипендий. Однако китайские студенты поступают не только на бюджетный, но и коммерческий набор (т. е. с полной оплатой за обучение). По статистическим данным, в 2019 г. Китай направил в российские вузы около 24 226 тыс. студентов. Некоторые российские вузы получили преимущественное право набора иностранных студентов, а именно такие вузы как МГУ им. М. В. Ломоносова, МАДИ, МИСиС, РУДН, Дальневосточный федеральный университет, Томский политехнический университет и др., то есть они осуществляют набор иностранных студентов на полный курс обучения в магистратуре и аспирантуре граждан КНР.
К настоящему времени заключено более 950 соглашений между вузами и организациями РФ и КНР, в которых с российской стороны участвуют около 150 вузов, с китайской — около 600. В целях оказания поддержки учебным заведениям, установившим партнерские отношения, организованно-методический центр поддержки Минобрнауки РФ и Минобразования КНР заключили «Меморандум о сотрудничестве в реализации приоритетных направлений в области образования, направленного на развитие академической мобильности, увеличение количественных показателей двусторонних обменов в области образования и науки, расширение преподавания русского и китайского языков, изучение страноведения двух стран.
Один из самых популярных университетов среди китайских студентов и ориентированный на страны АТР — Дальневосточный федеральный университет. По данным ТАСС на 2020 г. в нем обучается около 1,5 тыс. граждан Китая по направлению бакалавриата и магистратуры, а также дополнительного образования. В настоящее время университет реализует 5 совместных образовательных программ и планирует увеличить их количество до 25 в ближайшие несколько лет.
Так же стоит упомянуть российско-китайский университет в г. Шэнчжене, провинция Гуандун, созданный на базе МГУ им. М. В. Ломоносова и Пекинского политехнического университета согласно меморандуму о взаимопонимании и сотрудничестве между Министерством образования и науки России и Министерством образования Китая, подписанный 20 мая 2014 г. В этом учебном заведении предполагается обучение на трех языках: русском, китайском и английском, а выпускники получат сразу два диплома после его окончания: диплом МГУ им. М. В. Ломоносова и Пекинского политехнического университета.
Основные механизмы взаимодействия
Многие эксперты отмечают тот факт, что образовательная политика Китая по отношению к России является одним из проявления «мягкой силы» Поднебесной. Такая политика является частью глобальной политики гуманитарного продвижения КНР и формирования позитивного имиджа КНР. Массивное образовательное воздействие на Россию началось с 2010 г., когда по всей стране начали появляться Институты и классы Конфуция, основной целью которых стало распространение китайской культуры и традиций и обучение русскоязычных студентов китайскому языку. На данный момент на территории Российской Федерации действует 21 институт Конфуция: в Иркутске (на базе Иркутского государственного университета), в Екатеринбурге (на базе Уральского федерального университета им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина), в Новосибирске (на базе Новосибирского государственного технического университета) и др.
Кроме обучения в институтах и классах Конфуция, действенным механизмом взаимодействия является система двойного дипломирования. На данный момент большое количество российских университетов (в т. ч. Сибири и Дальнего Востока), создали совместно с вузами КНР программы двойного дипломирования студентов. Таким образом, это способствует повышению заинтересованности студентов при поступлении на учебное направление, а также способствует повышению престижа выпускников программ.
Тенденции развития отношений
В 2010 г. один из университетов Владивостока провел исследование и опрос, согласно которому удалось выяснить, что только 0,9 % опрошенных учеников 10–12 классов (КНР) желают учиться в России. Они связывают это с тем, что Россия территориально близка с Китаем и обучение в вузах РФ значительно ниже, чем в странах Европы, США или Канады. Из этого исследования можно сделать вывод, что в Россию едут учиться только студенты, чьи семьи имеют невысокий заработок или те, кто не смог сдать вступительные испытания в один из престижных вузов Китая. Точно такую же тенденцию можно проследить среди российских студентов.
Именно такие опросы и данные влияют на дальнейшее развитие взаимоотношений в образовательной сфере Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Российские специалисты осознают важность развития сотрудничества с КНР и нацелены предпринимать шаги в сторону улучшения качества российского образования и привлечение китайских студентов на обучение в университеты страны. Как российским, так и китайским вузам необходимо определить точный вектор развития не только межгосударственных отношений в гуманитарной сфере, а также уделить внимание развитию университетов и высших учебных заведений в своей стане для повышения ее конкурентоспособности.
В заключении необходимо отметить тот факт, что Россия и Китай обладают достаточно большим потенциалом, который позволяет им занимать достойное место в мировом образовательном сообществе. Накопленный образовательный потенциал и эффективное взаимодействие благоприятно скажутся на развитии образовательной сферы двух стран.
Литература:
- Ганьшина Е. И. Российско-китайское гуманитарное сотрудничество в 90-е гг. XX в. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. № 1. С. 8–97.
- Ефремова Л. И. О российско-китайском сотрудничестве в области образования // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2017. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-rossiysko-kitayskom-sotrudnichestve-v-oblasti-obrazovaniya (дата обращения: 20.12.2020).
- Интернационализация российских вузов: китайский вектор / [Н. Е. Боревская (рук.) и др.]; [гл. ред. И. С. Иванов]; Российский совет по междунар. делам (РСМД). М., 2013.
- Никитенко Е. В. Мотивация выбора вуза иностранными студентами: Дисс. … канд. соц. наук. Хабаровск, 2016.
- Цзея Л. Развитие российско-китайских отношений в области образования. Образование и наука. 2013;1(10):91–104. https://doi.org/10.17853/1994–5639–2013–10–91–104