Соревнование национальных систем образования стало одним из ключевых элементов глобальной конкуренции. Обучение иностранных студентов – важная составляющая образовательной системы любой страны. Присутствие этой группы студентов в вузах России способствует включению России в международную образовательную систему. Помимо этого, данный фактор способствует дальнейшему международному сотрудничеству.
Ключевые слова: инновации, иностранные студенты, РФ
Международное сотрудничество является одним из главных аспектов деятельности высшего профессионального образования. По статистике исследования, по численности обучающихся иностранных граждан Россия занимает 8 место после США, Великобритании, Германии, Франции, Австралии, Испании и Канады. Поэтому вопрос по привлечению иностранных студентов имеет актуальное значение. (см. табл.1.) Поэтому инновации в сфере привлечения иностранных студентов высшего профессионального образования РФ имеют акиуальное значение для России и университета.
Таблица 1
Численности обучающихся иностранных граждан
Страна |
Количество иностранных студентов (тысяч) |
Великобритании |
233 |
Германии |
200 |
Франции |
160 |
Австралии |
157 |
Испании |
124 |
Канады |
100 |
Российская Федерация |
90 |
В настоящее время в вузах России и обучается около 90 тысяч иностранных граждан, в том числе около 70 тысяч на контрактной основе и свыше 30 тысяч за счет федерального бюджета. Насчёт специальностей, по которым иностранные граждане получают образование в России, преобладают: медицина, экономика, финансы и менеджмент, гуманитарно-социальные и инженерно-технические специальности, право и естественные и точные науки. Меньше иностранных студентов привлекают информатика и вычислительная техника, культура и искусство, сельское хозяйство, педагогика и другие специальности. (рисунок 1).
Рис.1. Специальности, по которым иностранные граждане получают образование в России
По статистике опроса о том, что наличие у иностранных граждан, обучающихся в российских вузах, проблем в обеспечении бытовых условий обучения и проживания, включает следующие проблемы как:
- Ванная комната в плохом состоянии, плохая сантехника;
- Антисанитария (клопы, тараканы);
- Туалет не работает;
- Плохая мебель, не хватает мебели;
- Много человек в комнате (рис. 2).
Чтобы осуществить инновации в сфере привлечения иностранных студентов высшего профессионального образования РФ, надо решить эти вопросы. Эти вопросы именно один аспект из мотивов выбора стран обучения.
По статистике опроса, решения обучаться в России имеют основные мотивы:
-Высокое качество обучения в России;
-Возможность получить образование бесплатно;
-В вузах страны выхода нет обучения по интересующей профессии (специальности);
-В стране выхода более высокий конкурс при поступлении в вузы;
-Хотели учиться за границей;
-Хотели учиться именно в России;
-Учиться в России предложило национальное Министерствообразования.
Рис. 2. Наличие у иностранных граждан, обучающихся в российских вузах, проблем в обеспечении бытовых условий обучения, проживани
Чтобы определить цель поступления иностранных граждан в наш университет, мы провели анкетирование среди иностранных обучающихся СВФУ. Анкетирование включило такие вопросы как:
- Как Вы стали студентами СВФУ ?
- Почему Вы решили учиться в России? Какую пользу Вам это принесет?
- Как следует организовать привлечение иностранных студентов в СВФУ ?
В анкетировании участвовали 83 иностранных студента. Данный инструмент исследования показал, что все иностранные обучающиеся удовлетворены своим выбором университета и деятельностью международного отдела СВФУ. Большинство из них приезжают в наш университет, чтобы улучшить свое знание русского языка, за языковым окружением. Также иностранные студенты предложили методы привлечения иностранных студентов такие как, улучшение имиджа университета, стипендии гранты, практические внеклассные занятия, благоприятные условия для учебы (рис. 3).
Для инновации в сфере привлечения иностранных студентов необходимо усилить маркетинговую работу. В России или за рубежом может проводить олимпиаду школьников по разным профессиям, это один из инструментов набора талантливых иностранных студентов. Иностранные студенты, которые уже обучаются в университете, готовы помочь в наборе новых студентов из своих стран. Этот механизм можно охарактеризовать как систему личных рекомендаций для поступления в университет. Поэтому обязательно решить проблемы, которые появились у иностранных граждан, обучающихся в российских вузах, в обеспечении бытовых условий обучения и проживания. Кроме того, основной задачей интернационализации является приглашение иностранных специалистов для работы в университете. При разработке Стратегии развития страны необходимо тщательно изучить вопросы будущих международных связей, различных форм сотрудничества с другими странами. Обучение иностранных студентов из других стран является источником доходов университета. Надо больше внимания уделять мотивам и интересам зарубежных студентов. Очень важно хорошо изучать иностранные языки. В этом отношении иностранные студенты могут способствовать развитию обменных программ и формированию новой языковой среды. Расширение экспорта ресурсов образования является одним из важных факторов политики развития экономики страны. Следует больше рекламировать ресурсы образования России, сотрудничать с другими странами организациями по обучению за границей, организовать разные конкурсы, чтобы выбрать сильнейших иностранных студентов на обучение в России.
Рис. 3. Способы поступления иностранных студентов в СВФУ им.М.К. Аммосова
Эффективные инновации по привлечеию иностранных студентов университета является фактором повышения его престижа в международной среде, дополнительным источником финансирования, ресурсом повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, способствованием развитию в разном регионе. Включение университета в процесс интернационализации образования становится необходимостью и даже фактором его выживания в глобализирующемся мире. Практически любой университет может найти даже сегодня свободную нишу международного сотрудничества и тем самым повысить свой социальный и финансовый статус, а также расширить влияние на культурную, экономическую и социально- политическую жизнь стран.
Литература:
- Н.Н. Суртаев, Е.И. Бражник, Ж.Б. Суртаева. Трансформация социального взаимодействия в вузовской системе образования // Мир Науки, Культуры, Образования. — 2011. — №6. — С. 62-64.
- Сравнительный анализ причин учебной миграции иностранных студентов в вузы России // Научная электронная библиотека «КИБЕРЛЕНИНКА». URL: http://iwep.ru (дата обращения: 5.04.2016).
- Россия все еще на восьмом месте в мире по численности иностранных студентов // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://www.russia.edu.ru/information/analit/960/ (дата обращения: 5.04.2016)
- Спатарь А.В. Исследование рынка высшего образования в РФ // Экономика и современный менеджмент: теория и практика / Сб. ст. по материалам XXXIII междунар. науч.-практ. конф. №1 (33) Часть II. Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. - 74 – 81 с.