Россия на мировом рынке образовательных услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (40) май 2012 г.

Статья просмотрена: 7595 раз

Библиографическое описание:

Чеботарева, М. С. Россия на мировом рынке образовательных услуг / М. С. Чеботарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 249-252. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4854/ (дата обращения: 19.11.2024).

Мировой рынок образовательных услуг представляет собой совокупность образовательных услуг, потребляемых за рубежом гражданами разных стран, а также образовательных услуг, оказываемых иностранными учреждениями на внутренних рынках.

Мировой рынок образовательных услуг условно объединяет в себе несколько сегментов. Основными сегментами являются языковые курсы, школьное обучение, высшее образование, дополнительное профессиональное образование и др.

Следует отметить, что все сегменты мирового рынка образовательных услуг связаны между собой. При поступлении в иностранное учебное заведение необходимо владеть на должном уровне языком обучения. Для подтверждения знания иностранного языка иностранные студенты сдают специализированные языковые экзамены (например, TOEFL, IELTS, DALF, DELE, CELI и др.). Таким образом, наблюдается тесная взаимосвязь двух сегментов – высшего образования и языковой подготовки. К тому же, многие университеты осуществляют языковую подготовку на собственной базе.

Масштаб деятельности мирового рынка образовательных услуг, а также роль отдельных государств на данном рынке измеряется разными показателями. К ним относятся:

– численность иностранных студентов в мире и отдельных странах;

– темпы прироста численности иностранных студентов;

– доля страны в мировой численности иностранных студентов;

– доход от обучения иностранных граждан; государственные расходы на образование;

– расходы на одного студента; доля иностранных студентов в составе всех обучающихся;

– контингент иностранных студентов по странам обучения;

– распределение иностранных студентов по вузам и специальностям и др.

Объем мирового рынка образовательных услуг достигает 100 млрд. долл. США. Эта цифра включает услуги международного высшего образования, дополнительного профессионального образования, языковых курсов, школьного образования и др. На международное высшее образование приходится половина объема данного рынка, причем, к 2015 году он может возрасти до 200 млрд. долл. Число иностранных граждан, получающих образование за рубежом, достигнет порядка 5 млн. человек [2, с. 18].

Ведущими игроками на мировом рынке образовательных услуг являются США, Великобритания, Германия, Франция, Австралия, Китай, Япония, Россия и Канада.

Международная мобильность студентов (показатель выездной мобильности) является важным показателем, позволяющим оценить склонность студентов к обучению за рубежом. Показатель измеряется как соотношение студентов той или иной страны, получающих образование за рубежом, ко всей численности студентов-граждан данной страны. В Джибути, Кабо Верде и Гвинее-Бисау число студентов, обучающихся за границей, превышает число получающих образование на родине. Данный показатель наиболее высок в странах Африки южнее Сахары. В 2004 году мобильность студентов из Африки составляла 5,9 %. Один из 16 студентов стран Африки южнее Сахары учится за границей. Все государства региона, кроме ЮАР, Нигерии и Либерии превышают среднемировой уровень выездной мобильности.

За Африканским континентом следуют Центральная Азия (3,9 %) и арабские страны (2,9 %). Северная Америка характеризуется самым низким показателем выездной мобильности. Мобильность американских студентов составляет 0,2 %, что является самым низким в мире показателем. Мобильность студентов России составляет 0,5 %. Низок показатель мобильности у студентов Кубы, Мьянмы, Аргентины, Египта и Филиппин.

Образование является одним из важнейших конкурентных преимуществ России. Вместе с тем, на фоне постоянно растущего внутреннего рынка образовательных услуг и значительного опыта подготовки специалистов для зарубежных стран доля России на международном рынке образовательных услуг фактически снижается. По данным ОЭСР с 3% в 2004 г. до 2% в 2008г. (при этом доля США составляет 22%, Великобритании 12%, Германии 9%, Франции 8,8%, Австралии 8,2%, Китая 5%, Японии 4,2%).

Россия занимает 9 место по числу обучающихся иностранных студентов, да и то за счет студентов из стран СНГ, которые составляют более 1/3 от всех иностранных студентов, обучающихся в России. Это свидетельствует не только об упущенной экономической выгоде, но и об упускаемых политические возможностях влияния России на международной арене через распространение русского языка, достижений российской науки и культуры.

Основная часть доходов мирового рынка высшего образования приходятся на развитые страны. Половина доходов приходится на США и Великобританию (около 24 млрд. долл.). Около 20 млрд. долл. привлекают Австралия, Новая Зеландия, Канада, Франция, Германия и Швейцария и другие страны Европы. Приблизительно 5 млрд. долл. составляют доходы развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока. Япония получает 1,5 млрд. долл., Китай – 0,9 млрд. долл., Содружество независимых государств – 0,9 млрд. долл. Ежегодные доходы России составляют примерно 0,5 млрд. долл. Возникают закономерные вопросы: почему же так медленно растет число иностранных студентов в России? Может ли Россия увеличить экспорт образовательных услуг? Что для этого необходимо?

Основными факторами, сдерживающими экспорт российских образовательных услуг, являются несовершенство нормативно-правовой базы, слабое развитие социально-бытовых условий, медицинского обслуживания иностранных студентов, их безопасности, недостаточный уровень владения этими студентами русским языком и слабая отдача от информационно-рекламной работы. Но главная причина подобного положения в области экспорта образовательных услуг – отсутствие осознания на всех уровнях (и, прежде всего, на уровне государства) огромной экономической и геополитической значимости экспорта образовательных услуг в целом для всей страны, отсутствие целевой государственной программы экспорта образовательных услуг, четкой скоординированности действий всех основных субъектов на федеральном и региональном уровнях. Сложилось мнение, что это нужно только вузам, и соответственно вузы сами должны решать эту проблему.

Тем не менее, за последние годы были сделаны важные шаги в области экспорта российского образования, который реализуется путем разработки и внедрения трансграничных форматов и программ, обучения иностранных студентов в российских вузах, коммерческого присутствия в странах-партнерах (совместные университеты, филиалы и представительства за рубежом), работы российских преподавателей в зарубежных университетах.

Присоединение в сентябре 2003 г. России к Болонской конвенции по высшему образованию, перспектива взаимного признания российских и европейских дипломов, общие подходы к качеству образования будут также способствовать расширению экспортных возможностей российских вузов.

Необходимо отметить важность такого направления экспорта российского образования, как обучение иностранцев в открываемых в странах ближнего и дальнего зарубежья филиалов вузов РФ. В настоящее время только в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане и Украине действуют 37 филиалов, созданных 29 российскими вузами. В этих филиалах обучается 25 тысяч человек.

В российских вузах в 2007 году обучалось 93742 тыс. иностранных студентов, как на коммерческой основе, так и за счет средств федерального бюджета. По происхождению иностранных студентов в России основная доля приходится на Азиатский регион (38,8 %), СНГ (36,5 %), затем с серьезным отрывом следуют страны Северной Африки и Ближнего Востока (6,6 %), Африки (6,1 %), Западной Европы (4,1 %) и др.

В силу различия потенциала разных стран более удобным для сравнения является доля национальных университетов, в которых обучаются иностранные граждане. Самая высокая доля у Бельгии, где иностранные студенты обучается во всех вузах страны, т. е. доля их составляет 100 %. В США доля вузов превышает 95 %. В таких странах Европы, как Великобритания, Франция и Германия показатель составляет от 90 до 95 %. В России иностранные граждане обучаются более чем в половине высших образовательных учреждений (более 650 вузов страны).

Эффективной конкурентная борьба за ресурсы иностранных учащихся может быть только при целенаправленной политике государства. Поэтому неотъемлемыми игроками мирового рынка образовательных услуг являются специализированные организации, которые функционируют во многих странах и занимаются привлечением в страну иностранных граждан на обучение. К ним относятся национальные агентства, академические службы, образовательные фонды, центры международных обменов, информационные центры, ассоциации, советы, центры научного и культурного развития и т.д. Учреждения по стимулированию притока иностранных студентов могут быть как государственными, так и частными. К ним также можно отнести специальные подразделения отдельных вузов, занимающиеся привлечением иностранных граждан на обучение.

В РФ продвижением страны на мировой рынок образовательных услуг занимаются Министерство образования и науки РФ, Центр международного научного и культурного сотрудничества (или Росзарубежцентр) и Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина [1, с. 21-32].

При выявлении конкурентных преимуществ российских образовательных учреждений в зависимости от структуры реализуемых специальностей отмечается, что наибольшим спросом у иностранных студентов пользуются инженерные специальности и специальности программирования (17% и 14% соответственно). В меньшей степени, но стабильно постоянным остается спрос на специальности сферы культуры (журналистика, дизайн, библиотечное дело) и гуманитарные специальности (по 10%), а также специальности точных наук (физика, химия, математика) и медицины (по 9%).

О предпочтениях же Российских студентов можно сказать следующее: российские студенты предпочитают учиться по академическим программам в основном в таких странах, как Германия (около 12 тыс. чел.), США (5,6 тыс. чел.), Франция (2,6 тыс. чел.), Великобритания (1,7 тыс. чел.). Еще свыше 15 тыс. россиян обучаются в вузах и колледжах других европейских стран, а также в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, ряде азиатских стран, и прежде всего – в Китае. Кроме того, несколько тысяч российских граждан (в основном из местных русских семей, имеющих российское гражданство) являются студентами вузов стран СНГ (Казахстана, Украины, Белоруссии и др.).

Абсолютное большинство российских студентов, обучающихся за границей, оплачивают свою учебу сами (либо за них это делают родители). По государственной линии за счет средств федерального бюджета обучаются всего 600 чел., в их числе 100 – по стипендиям Президента Российской Федерации (40 студентов и 60 аспирантов). В 2006-2007 учебном году Рособразование в рамках международных договоров направило в зарубежные страны до 370 российских студентов, аспирантов и научных работников для прохождения включенного и полного курсов обучения, языковой, научной или педагогической стажировок и ведения научной работы, а также преподавания русского языка.

Таким образом, для занятия Россией достойного места на мировом рынке образовательных услуг (МРОУ) необходимо активное участие государства, в том числе создание общенациональной программы экспорта образовательных услуг (ОУ). В данной программе необходимо отразить основные этапы и направления по продвижению российских ОУ на МРОУ, указать приоритеты и последовательность принимаемых мер, а также механизмы их реализации.

В результате обострения международной конкуренции ориентация России на интеллектуализацию производимых и экспортируемых услуг может стать ключевым фактором в изменении структуры экспорта РФ и переходе на качественно новый уровень на международном рынке услуг, а развитие и активизация экспорта ОУ позволит российской высшей школе занять достойное место на МРОУ.

В условиях старения населения России действующая система высшего образования в 2009-2010 гг. испытывает недостаток абитуриентов. В этой ситуации рациональнее не сокращать имеющиеся возможности научно-образовательного комплекса, который формировался на протяжении многих лет, а ориентироваться на привлечение абитуриентов, студентов, магистрантов и аспирантов из-за рубежа на платной (контрактной) основе.


Литература:

  1. Айдрус И.А. Мировой рынок образовательных услуг: Учебное пособие / И.А. Айдрус, В.М. Филиппов. – М.: РУДН, 2008. – 194 с.

  2. Арефьев А. Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг / А.Л. Арефьев. – М.: Центр социального прогнозирования, 2007. – 115 с.

Основные термины (генерируются автоматически): мировой рынок, Россия, услуга, студент, Великобритания, высшее образование, США, Австралия, Китай, русский язык.


Задать вопрос