Статья посвящена реализации в Российской Федерации одного из важнейших и наиболее эффективных, по мнению многих исследователей, инструментов «мягкой силы» Китая — образованию. Рассматриваются ключевые элементы китайской системы образования, используемые для повышения охвата и потенциала китайской «мягкой силы» в России, такие как входящая студенческая мобильность, созданные совместные кампусы, ассоциации и межвузовские объединения, языковые инструменты.
Ключевые слова: Китай, образование, мягкая сила, совместные кампусы, входящая студенческая мобильность, институт Конфуция.
Китай, совершивший стремительный рывок вперед за последние 40 лет и ставший вероятной угрозой для американского доминирования в мире, в настоящий момент стремится максимально расширить свое влияние во многих регионах планеты. Китайское правительство наращивает инвестиции и различные программы взаимодействия с Африкой, реализует проект «Один пояс — один путь», затрагивающий все страны от границ Китая и до Европейского Союза, создает Институты Конфуция для продвижения китайской культуры и языка и вкладывается в повышение качества и престижа собственной системы образования, чтобы привлекать иностранных студентов и воздействовать с помощью «мягкой силы». В настоящий момент сложившаяся геополитическая обстановка обуславливает сближение Китая и России. Мы видим разрыв политических, экономических и образовательных связей России с европейскими странами и все более тесное сотрудничество Российской Федерации с Поднебесной, экономический разворот на восток. В таких условиях не рассматривать существующие и укрепляющиеся отношения в сфере образования, одного из самых эффективных инструментов «мягкой силы», между Россией и Китаем было бы ошибкой.
Основной целью китайской стратегии в области образования по отношению к России, помимо увеличения собственного влияния, является переманивание перспективных специалистов и молодых ученых, особенно в таких сферах как атомная энергетика, космонавтика, IT, медицина. Также для китайской стороны важно взаимодействие с передовыми российскими университетами в области программ обучения и обмена опытом, чему служат создаваемые на территории Китая кампусы российских вузов и различные межвузовские ассоциации.
За последние десятилетия государства стали тесно сотрудничать в образовательной сфере, чему способствовало заключение ряда двусторонних соглашений между правительствами о признании дипломов и научных степеней (1995 год), об изучении русского и китайского языков (2005 год), о сотрудничестве в сфере образования (2006 год), меморандум взаимопонимания о сотрудничестве в реализации приоритетных направлений в области образования (2012 год), а также принятие плана развития российско-китайского взаимодействия в гуманитарной сфере. В рамках данных договоров ежегодно происходят заседания российско-китайской подкомиссии по сотрудничеству в сфере образования [4. C.125–126].
Совместные кампусы и межвузовские объединения. Создаются совместные учебные заведения как в рамках межправительственных и межвузовских соглашений, так и на базе международных организаций. В 2011 году началось сотрудничество между Хэйлунцзянским университетом и Новосибирским госуниверситетом в рамках подготовки по 6 направлениям, а обучение проходит частично в Китае, частично в России (в основном, по 2,5 года в каждой стране), в 2014 году был создан совместный Университет МГУ и Пекинского политехнического Института в Шэньчжэне. После выпуска из совместных университетов студенту выдаются китайский и российский дипломы. Также были созданы совместные учебные заведения на базе БРИКС и ШОС — Университет Шанхайской организации сотрудничества и Сетевой Университет БРИКС. Модель данных университетов предполагает взаимодействие университетов стран-участниц, которые считаются ведущими вузами государства в той или иной отрасли (например, МГИМО и РУДН в рамках университета ШОС являются ведущими по регионоведению в России, а китайский университет Цинхуа — по энергетике и нанотехнологиям). Такие сетевые университеты, по замыслу создателей, должны решать следующие задачи: 1) укрепление межгосударственных связей и взаимного доверия, 2) расширение взаимодействия в политической, экономической, научно-образовательной и культурной сферах, 3) развитие научных контактов и обмен опытом через совместные конференции, студенческие обмены, существующие образовательные программы [5,6]. Всего в рамках Университета ШОС принимают участие со стороны Китая — 20 университетов, со стороны России — 21. В рамках Сетевого университета БРИКС Китай представлен 11 учебными заведениями, а Россия — 12. Однако, из-за высокой бюрократизации и политических и юридических разногласий эти перспективные проекты не смогли осуществиться в полной мере [3].
Ассоциации. Еще одним способом взаимодействия российских и китайских университетов стали ассоциации вузов, в рамках которых проходят совместные научные конференции, стажировки, научно-исследовательская деятельность, разрабатываются учебные программы, обмен научными достижениями и педагогическим опытом. Инициатива создания исходила от китайской стороны. Всего было создано 10 ассоциаций: 2 региональные (вузы северо-восточных провинций Китая и российского Дальнего Востока и Сибири, вузы Поволжья и верхнего и среднего течения Янцзы) и 8 профильных (Ассоциация технических университетов России и Китая, Российско-китайская Ассоциация экономических вузов, Российско-китайский Союз высших педагогических учебных заведений, Российско-китайская Ассоциация медицинских университетов, Ассоциация ректоров транспортных вузов РФ и КНР, Российско-китайская ассоциация вузов культуры и искусств, Союз журналистских вузов Китая и России, Ассоциация классических университетов России и Китая — часть из них носит официальный юридический статус некоммерческой организации), с общим охватом в 250 университетов России. В такие ассоциации российские университеты могут вступать самостоятельно, без каких-либо консультаций с Министерством науки и высшего образования. Достаточно лишь межвузовского соглашения. В целом, Т. Л. Гурулева рассматривает ассоциации как относительно дешевый, неагрессивный инструмент китайской «мягкой силы» с широким охватом российских вузов [2.C. 4–9].
Студенческая мобильность. Число привлекаемых из России в Китай студентов на 2018 год составляло 19239 человек (6 место) [10], однако, согласно данным, приводимым в исследовании И. Д. Фрумина, после роста количества российских студентов в период с 2003 по 2012 год началась стагнация и за прошедшие 6 лет доля россиян практически не изменилась, несмотря на государственные инициативы и китайскую стратегию «Нового шелкового пути» [8]. Китайцы активнее едут получать образование в Россию — 32600 человек в 2022 году [7], но это связано не с деятельностью правительства по привлечению студентов, а с низкими ценами на обучение в России по сравнению с вузами США и Европы и представлениями китайцев о высоком качестве образования [8]. Возможно, большое число китайцев в России — это следствие трудной системы китайских вступительных экзаменов и полученных ими невысоких баллов, не позволяющих поступить в хороший китайский университет.
Языковые инструменты. Важную роль в распространении «мягкой силы» играет китайский язык. По мнению И. Д. Фрумина, в России за прошедшее десятилетие произошел настоящий бум популярности китайского языка и интереса к Китаю в целом: число российских университетов, на базе которых проводятся курсы по изучению китайского языка, достигло 179, а количество бакалаврских и магистерских программ по изучению Азии с 2013 года выросло вдвое [8].
Еще одним из проводников китайской «мягкой силы» выступают Институты Конфуция. Главными функциями Институтов Конфуция являются проведение языковых курсов, конкурсов, предоставление необходимых материалов для обучения китайскому языку, проведение квалификационных испытаний на знание китайского языка (HSK), предоставление информации об образовании и культуре Китая, проведение мероприятий, нацеленных на языковой и культурный обмен между другими странами и КНР [1.C.7]. Всего в России на данный момент насчитывается 23, из которых 4 находятся на Дальнем Востоке (1 во Владивостоке, 2 в Благовещенске и 1 в Улан-Удэ) [9]. На базе Институтов Конфуция создаются ассоциации учителей и преподавателей китайского языка, в рамках которых российские педагоги улучшают свои навыки владения китайским и обмениваются опытом непосредственно с носителями языка, проходят курсы повышения квалификации, что также является воздействием китайской «мягкой силы» через образование [2. C.4–9].
Как мы видим, китайская сторона активно воздействует своей образовательной «мягкой силой» на Россию. Основными инструментами для ее реализации являются совместные кампусы и межвузовские объединения, различные ассоциации в сфере образования, входящая студенческая мобильность и языковые инструменты, ведущим из которых является Институт Конфуция. Что же касается самой России, то китайское влияние как в сфере образования, так и в целом, будет нарастать. Уже сейчас между Россией и Китаем довольно тесные образовательные отношения. Пока что они относительно равные, благодаря развитой в прошлом системе образования в РФ, доставшейся еще от Советского Союза, и оставшихся передовых отраслей (атомная энергетика, IT). Однако, по мере дальнейшей деградации российского образования и науки (отличным примером служит выступление член-корреспондента РАН о сокращении продолжительности жизни из-за первородного греха), недостаточного финансирования, попытки усиления контроля над образовательным процессом и его идеологизации, причем на крайне невнятном базисе, утечки мозгов и все большего отрыва от передовой науки наша зависимость от китайских товарищей будет возрастать и, со временем, Россия вполне может занять место, которое Китай занимал по отношению к СССР в середине прошлого века, то есть положение подчиненное, зависимое в плане технологий, методик, кадров.
Литература:
- Бастрыкина Е. А. Использование инструментов «мягкой силы» во внешней политике КНР // Амурский научный вестник. 2021. № 1.
- Гурулева Т. Л. «Мягкая сила» китайского образования в России // Азия и Африка сегодня: ежемесячный научный журнал. — 2020. — № 1.
- Гурулева Т. Л., Бедарева Н. И. Сотрудничество России и Китая в области создания сетевых университетов и совместных образовательных учреждений // Высшее образование в России. 2019. № 4.
- Трифонова Д. Д. Взаимодействие России и Китая в области образования // Китай: история и современность: материалы XI международной научно-практической конференции — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018.
- У Юйяо. Роль университета ШОС в гуманитарном сотрудничестве Китая и России // Genesis: исторические исследования. 2020. № 5.
- Филиппов В.М, Сунь Юйхуа. Роль Университета Шанхайской организации сотрудничества в сопряжении образовательных пространств Евразии // Государственная служба. 2015. № 6 (98).
- Число иностранных студентов в России за три года выросло на 26 тысяч {электронный ресурс} URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/46158/ Дата обращения: 02.05.2024
- Isak Froumin and Ruoqi Cao. Russia, China and Central Asia in higher education. China and Europe on the New Silk Road: Connecting Universities Across Eurasia. Oxford University Press (2020).
- The CI Worldwide {электронный ресурс} URL: http://ci.cn/#/site/GlobalConfucius/?key=3 Дата обращения: 02.05.2024
- Statistical report on international students in China for 2018 {электронный ресурс} URL:http://en.moe.gov.cn/documents/reports/201904/t20190418_378692.html Дата обращения: 02.05.2024