В данной статье методом контент-анализа анализируется более 40 сообщений о китайской стратегии «Один пояс — один путь» в российских СМИ, а затем анализируется государственный образ Китая, создаваемый российскими СМИ. В международной ситуации все более тесных отношений между Китаем и Россией образ Китая, создаваемый российскими СМИ, не вполне соответствует самовосприятию Китая как ответственной великой державы, выступающей с глобальными инициативами.
Ключевые слова: национальный образ, Россия, Китай.
This article analyses more than 40 reports on China's One Belt, One Road strategy in the Russian media by content analysis, and then analyses the state image of China created by the Russian media. In the international situation of increasingly close relations between China and Russia, the image of China created by the Russian media does not fully correspond to China's self-perception as a responsible great power with global initiatives.
Keywords: national image, Russia, China.
I. Теоретические основы национального имиджа
Современный китайский словарь определяет имидж как «конкретную форму или жест, вызывающий человеческую мысль и эмоциональную активность», а также тройное объяснение в Энциклопедическом неабридированном словаре Уэсбстерса (1994). Во-первых, это фотографии, картины, скульптуры или другие средства создания видимого подобия человека, животного или вещи; во-вторых, изображение предмета, полученное путем отражения в зеркале или преломления света; в-третьих, реакция, идея или концепция мозга.
В литературе и искусстве под образом понимаются конкретные, яркие и художественно привлекательные картины с определенным идейным содержанием и эстетической значимостью, создаваемые художниками-литераторами из реальной жизни путем отбора, уточнения, преобразования и обработки материалов. В психологических исследованиях образ, также известный как репрезентация, обозначает восприятие людьми процесса воспроизведения внешних стимулов в сознании. Поскольку люди являются восприемниками образов, любой объективный образ отражается через человеческое восприятие, поэтому образ становится конкретным впечатлением людей от определенного объекта» (Qin Qiwen et al., 2004:3). Большинство исследований, посвященных проблеме имиджа, сосредоточено в таких областях, как коммуникация, менеджмент, связи с общественностью и т. д. С углублением процесса глобализации область международных отношений начала изучать концепцию имиджа, что привело к появлению междисциплинарной концепции «национального имиджа».
(I) Конструирование национального имиджа в сфере международных отношений
Зарубежные ученые в области международных отношений уже давно начали изучать применение национального имиджа, но теория не была систематически интерпретирована, и соответствующие результаты разбросаны по соответствующим главам различных дискурсов, а с имиджем «репутация», «престиж» и другие слова похожи на замену. Соответствующие результаты разбросаны по соответствующим главам различных дискурсов и заменены такими терминами, как «репутация» и «престиж», которые похожи на образ. Например, описание Моргентау демонстрации власти в его объяснении трех стратегий борьбы за государственную власть. Правительства заботятся о своем национальном имидже из-за внутренней ценности благоприятного национального имиджа; государства стремятся к национальной репутации и престижу в международных отношениях, потому что это достойные цели. Характер стремления государства к власти определяет значение, которое оно придает своему международному имиджу, поскольку имидж «поддерживает власть». Для государств, установивших властные позиции и удовлетворенных статус-кво, имидж может «демонстрировать власть»; для государств, только что установивших властные позиции, но нуждающихся в признании статус-кво, имидж может «укреплять власть»; для государств, еще не установивших властные позиции и намеренных бросить вызов статус-кво, имидж может «укреплять власть»; и для государств, еще не установивших властные позиции и намеренных бросить вызов статус-кво, имидж может «укреплять власть». Для государств, которые еще не заняли позицию власти и намерены бросить вызов статус-кво, имидж может «усилить власть».
«Некоторые отмечают, что национальный имидж как вид «мягкой силы», реализуемой суверенными государствами, уже является частью всеобъемлющей национальной мощи; некоторые считают, что имидж — это субъективное отражение конкретных вещей, а размер, красота, уродство, доброта и злость вещей являются основными условиями для создания субъективного отражения, а основой национального имиджа является всеобъемлющая национальная мощь суверенного государства; некоторые рассматривают национальный имидж как проявление всеобъемлющей национальной мощи и считают, что он включает в себя как мягкую, так и жесткую мощь. Считается, что он включает в себя как мягкую, так и жесткую силу. Под «жесткой силой» понимается материальная мощь, а также научная, образовательная и кадровая мощь. Мягкая сила» — это политическая мобилизация, культурное проникновение, дипломатическое влияние и национальный дух страны».
«Хантингтон, ученый в области международных отношений из Гарвардского университета США, считает, что в период после окончания холодной войны столкновение цивилизаций или культур станет главной разрушительной силой в международных отношениях. Стремительное развитие западных стран привело западную цивилизацию к пику, но оно также стимулировало культурное самосознание и поиск корней у других народов, и чувство самоидентичности всех народов, очевидно, начало расти. Чтобы не быть уничтоженными глобализацией, суверенные страны должны сохранять качество индивидуальности и укреплять свою национальную идентичность. Национальный имидж как отражение всеобъемлющей силы страны, как толчок к национальному духовному единению и как культурная достопримечательность, которую исследователь международных отношений Джозеф Най назвал одной из «мягких сил», может «активизировать» и скоординировать объективно существующие национальные потенциалы, такие как география, природные ресурсы, промышленный потенциал, военные резервы и т. д., чтобы они могли породить реалистичную национальную идентичность. Он может «активировать» и координировать объективно существующие национальные потенциалы, такие как географические факторы, природные ресурсы, промышленный потенциал, военные резервы и т. д., для производства реальных прав (влияния и контроля), поэтому он естественным образом возвышается до высоты культурной стратегии и поощряется как вид национальной власти....... Даже утверждается, что образ страны — это паспорт национального государства для выхода на международную арену в эпоху глобализации».
Национальный имидж — одно из самых заметных понятий в сфере глобализации. Взаимосвязь между национальным имиджем страны и публичной дипломатией представляет собой область растущего интереса среди ученых и публичных дипломатов. Имидж страны может влиять на ее международное влияние, экономические интересы, права на международной арене и так далее.
(2) Конструирование имиджа государства в области коммуникативных исследований
Изучение имиджа государства в области коммуникационных исследований обусловлено тем, что СМИ не только являются носителями информации, но и могут воздействовать на нее. «Управление чувствами масс может направлять или опосредовать конструирование национального имиджа. Современный мир построен из информации, мы воспринимаем мир глазами журналистов, а если быть точным, мы видим не сами события, а репортажи журналистов, которые используют способность манипулировать чувствами масс». (Калинин, 2015: 98) Использование СМИ для формирования международного имиджа имеет практическое значение, а внутренний и внешний имидж страны важен для реализации ее геополитических и экономических стратегий.
Согласно исследованиям в области коммуникативистики, «национальный имидж — это образ страны, сформированный в международном новостном потоке, или образ страны, представленный в новостях и речевых сообщениях СМИ других стран». Конечно, СМИ и речевые сообщения не могут охватить весь имидж страны, публичная дипломатия, политическая реклама и так далее также являются его частью, но СМИ играют очень важную роль в формировании имиджа страны. Другие ученые определяют национальный имидж как «относительно стабильную общую оценку страны общественностью в международном сообществе».
В то время как страны активно создают свой национальный имидж, они стремятся к национальной идентичности в мире, чтобы их политические системы, культуры, национальные особенности и так далее были признаны и уважаемы. «Выход сообщения, посылаемого в процессе движения суверенной государственной системы, формирует у общественности образ после определенных условий через определенный носитель (Medium)».
Литература:
- https://mp.weixin.qq.com/s/lEshWmy8Y-r7RQnX0vq9Tg
- http://112.126.70.247/wyyj/CN/abstract/abstract6929.shtml
- https://www.hanspub.org/journal/PaperInformation.aspx?paperID=73192