Австралийская образовательная стратегия «Партнерство во имя будущего» в Индии и «мягкая сила» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 24.05.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Кравченко, А. В. Австралийская образовательная стратегия «Партнерство во имя будущего» в Индии и «мягкая сила» / А. В. Кравченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 646-649. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114699/ (дата обращения: 28.06.2024).



Статья посвящена реализации в Индии австралийской образовательной стратегии «Партнерство во имя будущего» в контексте «мягкой силы», наиболее эффективным инструментом которой, как считают многие исследователи, и является образование. Рассматриваются ключевые элементы австралийской стратегии, используемые для повышения охвата и потенциала австралийской «мягкой силы» в Индии, такие как входящая студенческая мобильность, совместные образовательные заведения и программы, стипендиальный компонент.

Ключевые слова: Австралия, Индия,Партнерство во имя будущего, образование, мягкая сила, совместные кампусы, входящая студенческая мобильность.

Перед началом, собственно, изложения австралийско-индийских отношений, необходимо сказать пару слов о окружающей действительности. В настоящий момент разворачивается противостояние Соединенных Штатов Америки с Китаем, продемонстрировавшим за последние 40 лет колоссальный экономический рост и, как считается, ставшим потенциальной угрозой для американской гегемонии в мире. США в Индо-Тихоокеанском регионе опирается на несколько значимых союзников, которые поддерживают «западное» влияние в регионе. Это Австралия, Япония, Южная Корея и Тайвань. Кроме того, отношения поддерживаются с помощью различных договоров, комиссий, диалогов. В один из них, Quad, входит Индия вместе с США, Японией и Австралией. С Китаем у Индии отношения более противоречивые. С одной стороны, обе страны входят в Шанхайскую организацию сотрудничества и БРИКС, две экономики тесно связаны. С другой стороны, Индия имеет давние противоречия с Китаем — занятый китайскими войсками Аксайчин, который индийская сторона считает частью своего региона Ладакх, китайские притязания на территорию штата Аруначал-Прадеш. Мирного решения этих проблем пока нет и в ближайшее время не предвидится [1]. Тем более, стороны время от времени устраивают пограничные стычки (последняя была в 2020 году), не добавляющие переговорного энтузиазма. Добавим к этому и находящееся в Индии вместе с Далай-ламой тибетское правительство в изгнании и тесные связи Китая с Пакистаном, в том числе и военные. Все это толкает одного из основателей Движения Неприсоединения к активному сотрудничеству с противниками Китая в регионе, одним из которых и выступает Австралия, один из важнейших игроков Индо-Тихоокеанского региона, способный на равных соперничать с Китаем в сфере образования.

Отношения в сфере образования между Австралией и Индией признаются наиболее перспективными. Действительно, Индия с ее гигантским населением и небольшим кластером высококачественных университетов, совершенно не покрывающих запросы населения, — отличный экспортный рынок для австралийского образования и, что самое главное, прекрасная возможность распространить свою «мягкую силу» и увеличить потенциальное влияние в стране.

Основой новой волны расширения взаимодействия в сфере образования стал подписанный в марте 2022 года Меморандум о взаимопонимании и рамочный договор о взаимном признании квалификаций [10], а в конце 2023 года была запущена совместная австрало-индийская образовательная стратегия «Партнерство во имя будущего», нацеленная на укрепление институциональных и исследовательских возможностей, расширение связей между людьми, глобальной мобильности и возможностей для трудоустройства [2]. Теперь рассмотрим взаимодействие двух сторон по следующим компонентам образовательной «мягкой силы»: входящая студенческая мобильность, совместные образовательные заведения и программы, стипендиальный компонент.

Студенческая мобильность . Индия последние 20 лет стабильно занимала 2 место по числу иностранных студентов в Австралии. Однако, непосредственное количество переживало взлеты и падения: рост с 2005 по 2010 год, потом падение до 2015 года, рост до пандемии и новая волна роста с 2022 года. Сейчас же в Австралии находятся 97 152 индийских студента (17 % от всех иностранных студентов) — максимум за всю историю [8]. Побуждают выбирать именно Австралию несколько причин: это невысокая цена обучения по сравнению с США или Европой, австралийский мультикультурализм, хорошие условия жизни, нечуждый для жителей Индии английский язык, высокое качество образования и широкий выбор образовательных программ.

Совместные образовательные заведения и программы. Поскольку австралийское руководство не заинтересовано в дальнейшем росте числа приезжих (в том числе и иностранных студентов), опасаясь нестабильности и межэтнических конфликтов между приезжающими на континент, то это направление в работе с Индией становится одним из наиболее приоритетных. И действительно, к грядущему учебному году по плану должны быть открыты первые австралийские (и вообще первые зарубежные) кампусы в рамках реализуемого Индией инновационного проекта по названием GIFT-City (Gujarat International and Finance Tec) — филиалы университета Дикина и Вуллонгонгского университета [2]. К уже существующим Центрам австралийских исследований при Мадрасском университете и Глобальном университете О. П. Джиндала добавились Университет Чандигарха в 2020 году [7] и Университет Ачарья Нагарджуна в 2021 году [6].

Расширяются и межуниверситетские связи: между австралийскими и индийскими высшими учебными заведениями было заключено свыше 450 соглашений о партнерстве, за последние 5 лет сделано около 20 000 совместных публикаций, а основными областями исследования стали биомедицина (29,3 % публикаций), инженерное дело (27 %), физика (12,5 %), биология (12 %) и наука о здоровье (11,7 %) [2].

Благодаря принятой австралийской стратегии, создаются совместные исследовательские центры, ассоциации и фонды: Австралийско-индийский водный центр, созданный для сотрудничества в области исследований водных ресурсов [4], Симбиотический центр индийско-австралийских исследований в Мумбаи, занимающийся студенческими обменами, стажировками и исследованиями управления и бизнеса [11], Центр австралийско-индийских отношений, укрепляющий взаимодействие с Индией во внешней политике, торговле и инвестициях, сфере культуры и образования [5], Австралийский центр сотрудничества исследователей в Индии, нацеленный на расширение двустороннего исследовательского сотрудничества и поддержку взаимодействия австралийских и индийских ученых [12].

Стипендиальный компонент . Проводимая Австралией стратегия подразумевает и создание нескольких специальных стипендий и грантов для Индии. Одной из них является «Australia-India Research Student Fellowship» — стипендия, позволяющая австралийским и индийским начинающим студентам-исследователям создавать межличностные связи и поддерживать двустороннюю студенческую и академическую мобильность между Австралией и Индией в рамках краткосрочных исследований [2]. Другая стипендия называется Maitri (в переводе с санскрита — дружба). Она оказывает поддержку лучшим студентам Индии в обучении в аспирантуре по дисциплинам, связанным со STEM (естественные науки, технология, инженерное дело и математика), в передовых университетах Австралии [9]. Третьей и последней созданной благодаря стратегии «Партнерство во имя будущего» стала грантовая программа Unnati (в переводе с санскрита — подъем, возвышение). Гранты выдаются на исследования в области продовольственной и водной безопасности, здравоохранения, изменения окружающей среды и энергетики. Австралийский департамент в 2023 году выдал 12 грантов на сумму до 30 000 долларов [3].

Таким образом, Индия в последние годы стала одним из ведущих направлений австралийской образовательной экспансии, о чем свидетельствует принятая стратегия «Партнерство во имя будущего», активно реализовывающаяся на наших глазах. Специальные стипендии, строительство первых в Индии иностранных кампусов, второе место по численности иностранных студентов на протяжении 20 лет способствуют усилению австралийского в частности и западного в целом влияния, что очень важно в контексте идущего противостояния Китая с Соединенными Штатами, традиционно опирающимися в Индо-Тихоокеанском регионе на своих союзников — Австралию, Японию, Южную Корею.

Литература:

  1. Уянаев С. В. Индийско-китайский пограничный спор: возможен ли свет в конце тоннеля? // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2021. № 26.
  2. A Partnership for the Future: Australia’s Education Strategy for India {электронный ресурс} URL: https://www.education.gov.au/international-education-engagement/resources/partnership-future-australias-education-strategy-india Дата обращения: 22.05.2024
  3. Australia India Research Collaboration Grants [электронный ресурс] URL: https://arch-india.org/unnati-research-collaboration-grants Дата обращения: 22.05.2024
  4. Australia India Water Centre (AIWC) [электронный ресурс] URL: https://iitg.ac.in/aiwc/ Дата обращения: 22.05.2024
  5. Centre for Australia-India Relations [электронный ресурс] URL: https://www.australiaindiacentre.org.au/ Дата обращения: 22.05.2024
  6. Centre for Australian Studies opened at Nagarjuna university [электронный ресурс] URL: https://www.thehindu.com/news/national/andhra-pradesh/centre-for-australian-studies-opened-at-nagarjuna-university/article36237387.ece Дата обращения: 22.05.2024
  7. ‘Indo-Australian Study Center ‘opened at CU Campus [электронный ресурс] URL: https://theedtalk.in/indo-australian-study-center-opened-at-cu-campus/ Дата обращения: 22.05.2024
  8. International student numbers by country, by state and territory. [электронный ресурс] URL: https://www.education.gov.au/international-education-data-and-research/international-student-numbers-country-state-and-territory Дата обращения: 22.05.2024
  9. Maitri Scholars Program [электронный ресурс] URL: https://www.australiaindiacentre.org.au/our-programs/maitri-scholars-program Дата обращения: 22.05.2024
  10. Ministry of Education. India and Australia sign a Framework Mechanism for Mutual Recognition of Qualifications [электронный ресурс] URL: https://pib.gov.in/PressReleaseIframePage.aspx?PRID=1903710 Дата обращения: 22.05.2024
  11. Symbiosis Centre for India-Australia Studies (SCIAS) [электронный ресурс] URL: https://www.scie.ac.in/scias Дата обращения: 22.05.2024
  12. The Australian Researcher Cooperation Hub India (ARCH-India) [электронный ресурс] URL: https://arch-india.org/ Дата обращения: 22.05.202
Основные термины (генерируются автоматически): Австралия, Индий, Индия, Китай, входящая студенческая мобильность, Индо-Тихоокеанский регион, стипендиальный компонент, сфера образования, США, Япония.


Похожие статьи

Задать вопрос