Введение. Современная государственная политика Российской Федерации в сфере высшего образования ориентирована на активную интернационализацию и увеличение доли иностранных студентов. Этот процесс рассматривается не только как фактор экономического развития, но и как ресурс «мягкой силы», способствующий укреплению международных позиций страны. Однако количественный рост числа иностранных обучающихся не всегда сопровождается соответствующим качеством их образовательного и социального опыта. В этой связи изучение общественного мнения данной группы становится важным инструментом для оценки эффективности образовательной политики и выявления зон потенциального улучшения. Несмотря на наличие ряда исследований, посвященных адаптации иностранных студентов в России, особо актуальной остается проблема выявления межрегиональной специфики. В статье представлены результаты авторского исследования «Общественное мнение иностранных студентов об учёбе в российских вузах», проведенного средистудентов, обучающихся в вузах Санкт-Петербурга и Белгорода. Эмпирическую базу составили результаты анкетного опроса 100 иностранных студентов, отобранных методом квотной выборки.
Основная часть. Общая картина восприятия российского образования иностранными студентами является позитивной. Так, 56 % респондентов оценили качество образовательных программ как «очень хорошее», еще 28 % — как «удовлетворительное», и 1 % считает их плохими. Минимальная доля негативных оценок свидетельствует о том, что в целом иностранные студенты воспринимают российские образовательные программы как конкурентоспособные.
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Как бы вы оценили качество образовательных программ в вашем вузе?»
Однако начало учебы для многих оказалось затруднено недостаточным владением русским языком. Диаграмма показывает, что более 80 % респондентов в той или иной степени испытывали сложности из-за языка. Это подтверждает, что языковой барьер является одной из главных проблем в начале обучения и требует усиления языковой поддержки.
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Сложно ли вам было начать учебу в России из-за языкового барьера?»
Иностранные студенты также сталкиваются с рядом трудностей адаптации. Диаграмма демонстрирует, что на первом месте стоят коммуникативные и культурные проблемы — язык, дефицит социальных контактов и различия в нормах и обычаях. Административные и бытовые трудности встречаются реже, но также оказывают влияние на общее ощущение комфорта.
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Какие трудности вы испытываете при адаптации в России? (можно выбрать несколько вариантов)»
Ключевой интегральный показатель — готовность иностранных студентов рекомендовать обучение в России своим знакомым: «да» — 55 %, «скорее да, чем нет» — 40 %, «скорее нет, чем да» — 3 %, «нет» — 2 %. Диаграмма показывает, что подавляющее большинство респондентов (95 %) в той или иной степени готовы рекомендовать российское высшее образование. Это говорит о сформированном позитивном образе учебы в России и подтверждает привлекательность российских вузов для иностранных студентов.
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Если бы у вас была возможность, вы бы порекомендовали учёбу в России своим друзьям и родственникам?»
Для проверки гипотез был проведен анализ сопряженности признаков. Подтвердилась гипотеза о влиянии культурной адаптации на общую удовлетворенность учебой. Студенты, чаще сталкивавшиеся с языковым барьером и недостатком социальных контактов, значимо чаще выражали лишь частичную удовлетворенность своим образовательным опытом в целом. Это указывает на то, что успешная социально-коммуникативная интеграция является критически важным условием формирования позитивного впечатления от учебы в России.
Таблица 1
Сопряженность общего удовлетворения учебой и проблем адаптации
|
Вопрос |
Варианты ответа |
Основные проблемы адаптации | ||||
|
Языковой барьер |
Культурные различия |
Проблемы с жильем |
Недостаток соц. контактов |
Проблемы с мед. обслуживанием | ||
|
В целом, как вы оцениваете свою учебу в России? |
Полностью удовлетворен |
5 |
2 |
0 |
1 |
0 |
|
В целом удовлетворен |
15 |
10 |
2 |
5 |
1 | |
|
Частично удовлетворен |
18 |
15 |
7 |
12 |
4 | |
Также была подтверждена гипотеза о региональных различиях. Сравнительный анализ данных из Санкт-Петербурга и Белгорода выявил устойчивую разницу в оценках объективных условий обучения. Студенты, обучающиеся в Санкт-Петербурге, выше оценивали качество инфраструктуры, техническое оснащение, доступность информации и организационную поддержку для иностранцев. Это позволяет сделать вывод о том, что ресурсное обеспечение и организационный опыт вузов в крупном столичном центре создают более благоприятную среду, что напрямую влияет на восприятие качества образования.
Таблица 2
Сопряженность города обучения и оценки аспектов образовательной среды
|
Вопрос |
Варианты ответа |
Основные аспекты университетской среды | |||
|
Качество инфраструктуры |
Техническое оснащение |
Поддержка для иностранцев |
Доступность информации | ||
|
В каком городе вы обучаетесь? |
Санкт-Петербург |
45 |
48 |
40 |
38 |
|
Белгород |
25 |
22 |
30 |
26 | |
Заключение. Проведенное исследование демонстрирует амбивалентность общественного мнения иностранных студентов о российском высшем образовании. С одной стороны, отмечается высокий уровень удовлетворенности ключевыми академическими аспектами: качеством программ, профессионализмом преподавателей и практической направленностью обучения. Это создает прочную основу для дальнейшего продвижения российского образования на международной арене. С другой стороны, выявлены структурные проблемы, в первую очередь, в сфере адаптации. Языковой барьер и дефицит социальных связей остаются серьезными вызовами, негативно влияющими на общий образовательный опыт. Кроме того, исследование выявило региональную диспропорцию в условиях обучения, что указывает на необходимость выравнивания ресурсного и организационного потенциала региональных вузов.
Литература:
- Выхованец, О. Д. Образовательная миграция как часть миграционной политики России / О. Д. Выхованец. — Текст: непосредственный // Заседание Научного Совета ФМС России, 2011. — С. 21–28.
- Гаврилов, П. С. Студенты-иностранцы в России в условиях современных реалий развития высшего образования: междисциплинарный опыт исследования / П. С. Гаврилов. — Текст: непосредственный // Гуманитарий юга России. — 2021. — № 1. — С. 65–66.
- Громова, Е. А. Проблемы и перспективы развития образовательной (учебной) миграции в современной России/ Е. А. Громова, Г. Н. Бояркин. — Текст: непосредственный // Креативная экономика. — 2011. — № 7 (55). — С. 105–113.
- Дрожжина, Д. С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии / Д. С. Дрожжина. — Текст: непосредственный // Universitas. Журнал о жизни университетов. — 2013. — № 3. — С. 33–47.
- Слепнева, Д. А. Иностранные студенты как часть новой образовательной системы в России // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 381. — Текст: непосредственный.

