В данной работе анализируются вопросы по улучшению социальной адаптации иностранных студентов. Рассмотрена значимость данного критерия для повышения уровня российского образования на международном уровне. Разработаны рекомендации по совершенствованию данного процесса.
Ключевые слова: иностранная молодёжь, социализация, адаптация
В настоящее время в современном мире интенсивно развиваются межгосударственные образовательные контакты. Одним из приоритетных направлений государственной политики становится создание условий дляполучения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства (ФЗ «Об образовании»). В связи с этимважным критерием выступает высокий уровень социальной мобильности последних. Согласно мировой статистике, всё больше людей пересекают государственные границы, меняют место жительства на другие страны с целью улучшения бытовых и социальных условий проживания, увеличивается количество молодых людей, желающих получить образование за пределами своей страны. Успешность обучения иностранных студентов, уровень их профессиональной подготовки в значительной степени зависят от социокультурной адаптации в стране пребывания. Каждый год в Российской Федерации увеличивается количество Высших учебных заведений, которые принимают иностранных студентов, а также всё большее количество иностранных студентов выбирают для получения высшего образования российские вузы.
Каждый студент-иностранец испытывает трудности адаптации после приезда в другую страну. Иностранным студентам, приходится адаптироваться не только к вузу, но и к особенностям проживания в общежитии, и в жизни в другой стране в целом: к её культуре, традициям, существующей общепринятой системе норм и ценностей. Поэтому помощь в адаптации к новой образовательной и культурной среде, создание социальных и бытовых условий и для иностранных студентов, которые требуют к себе большего внимания является основной задачей для каждого университета.
Протекание социокультурной адаптации зарубежных студентов в большей степени зависит от мотивации к учёбе. Среди учебных мотиваций преобладающие позиции занимает стремление к повышению социального статуса. Вторую позицию занимает мотив долга перед своей семьей, желающей создать ребенку начальный жизненный капитал. На третьем месте стоит мотив ответственности перед государством, которое оплатило обучение за границей. На четвертом месте находится мотив обучения желаемой профессии. Первые три группы факторов формируют отношение к учебе как к процессу, который невозможно прервать, уехать из страны, что вызывает психологические затруднения при освоении новой социокультурной среды. Успешному протеканию социокультурной адаптации способствует мотив получения желаемой профессии.
Несмотря на различия между психофизиологической, интеллектуальной, социокультурной и прочими видами адаптации, в реальности, переплетаясь, они оказываются отдельными аспектами единого процесса. Как правило, в естественных условиях на человека действует не отдельный фактор, а комплекс факторов среды.
Таким образом основной проблемой успешного вхождения иностранных студентов в учебный процесс является противоречие между уровнем готовности (коммуникативной компетенции) иностранных студентов к восприятию учебной информации и требованиями высшей школы.
Из вышесказанного очевидно, что процесс обучения иностранных студентов не проходит мимо социальной среды. Благодаря данной причине существенным фактором, влияющим на успешность обучения иностранных студентов, является удовлетворительная адаптация к новым условиям данной среды.
Таблица 1
Сравнительные характеристики факторов успешной адаптации студентов вусловиях российских вузах
№п/п |
Автор |
Факторы |
|
Моднов С. И., Ухова Л. В. |
социокультурный; социокоммуникативный; социобытовой [3]; |
|
Кормилицын А. П. |
культурный; социальный; физиологический; психологический [2]; |
|
Кривцова И. О. |
учебно-познавательные (связанные с языковой подготовкой); психофизиологические (связанные с переустройством личности); социокультурные [1]; |
|
Рахимов Т. Р. |
личностно–психологический; традиционный (особенности принимающего сообщества); социально-бытовой; учебно-педагогический (особенности организации системы обучения); коммуникативный; климатический; культурный (жизнь в интернациональном обществе) [4]; |
Описывая процессы адаптации иностранных студентов в вузе отечественные ученные выделяют трудности, с которыми приходиться сталкиваться иностранному студенту в первый год пребывания в новой стране:
– психофизиологические трудности, связанные с переустройством личности, «вхождением» в новую среду;
– учебно-познавательные трудности, связанные, с недостаточной языковой подготовкой, преодолением различий в системах образования;
– социокультурные трудности, связанные с освоением нового социального и культурного пространства вуза; преодолением языкового барьера в решении коммуникативных проблем как по вертикали. Не обустроенность жилищных условий и быта, отсутствие комфорта мешают студентам сосредоточиться на учебе. Они самостоятельно себя обслуживают. У студентов возникают проблемы при сопоставлении цен и расчета расходов. Часто расходы превышают прожиточный минимум, выделяемый родителями. Культурные традиции и региональные особенности играют немаловажную роль в формировании адаптационных навыков у иностранных студентов.
Для решения данной проблемы был разработан проект Совета иностранных студентов при Моложёной общественной палате. Данный проект призван реализовать улучшение условий адаптации иностранных студентов в вузах региона и помощи университетам в организации и проведении мероприятий, связанных с обучением иностранных студентов. Совет иностранных студентов способен решать вопросы, связанные с жизнью иностранной молодёжи, расширения их социальной активности и защиту, представление прав и интересов иностранных студентов в городе. А также члены Совета разрабатывают ряд мероприятий на ознакомления студентов с городом, вузами, их уставами, правилами, организацией учебного процесса и информированием о проведении и участии в культурно-массовых мероприятиях, в студенческих конференциях и научно-исследовательских проектах, а также спортивных мероприятиях. Планируется, что Совет будет осуществлять содействие в реализации общественно значимых инициатив иностранных студентов.
Совет будет действовать на основании государственных нормативных документов в сфере воспитания, образования и молодёжной политики, локальных актов университета и настоящего положения, принимаемого на общем собрании Совета и утверждённого приказом ректора.
Для успешной реализации проекта необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям: организационному; нормативному; финансово-экономическому; информационному; методическому; кадровому; материально-техническому. Нами была разработана программа по реализации данного проекта.
Содержание подготовительного этапа работы
Цель: подготовить материалы к деятельности по реализации проекта
Задачи:
– составление программы проекта;
– организация изучения основополагающих документов;
– поиск социальных партнёров;
– формирование методического фонда и реквизита для проведения коллективно-творческих дел.
Содержание основного этапа работы:
Цель:реализация программы
Задачи:
– знакомство и сплочение иностранных студентов;
– проведение начальной диагностики(анкетирование);
– включение иностранных студентов в коллективно-творческую деятельность города;
– организация мероприятий, направленных на адаптацию иностранных студентов.
Содержание заключительного этапа работы
Цель:назначение ответственных за совет в каждом университете города;
Задачи:
– организация запланированных мероприятий;
– дальнейшая работа над проектом.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика построения адаптационной программы «Совет иностранных студентов» для подготовки иностранных студентов к обучению в российских вузах может быть широко использована в практике вузовской подготовки иностранных студентов. В университетах заметно улучшится адаптация иностранных студентов. Все иностранные студенты сплотятся в единую команду и своими силами помогут городу повысить качество работы. Увеличится количество иностранных абитуриентов, уменьшится количество проблем, связанных с проживанием иностранцев в общежитии.
В целом обучение иностранных граждан в российском вузе является достаточно эффективным и по-прежнему привлекательным для студентов из ряда стран. В процессе учебной работы с иностранцами происходит стимуляция преподавателей и мобилизация их педагогического потенциала, что способствует развитию мультикультурных связей и повышению академической мобильности всех участников образовательного процесса.
Литература:
- Кривцова, И. О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере воронежской государственной медицинской академии им. Н. Н. Бурденко) [Текст] / И. О. Кривцова. — М: Фундаментальные исследования, — 2011. — № 8–2. — с. 284–288;
- Кормилицын, А. П. Управление процессом адаптации иностранных студентов в новых экономических условиях [Текст] / А. П. Кормилицын // Современные научно-технические проблемы гражданской авиации: тезисы докладов Международной научно-технической конференции. — М., 1996. — С. 258.
- Моднов, С. И., Ухова, Л. В. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете [Текст] / С. И. Моднов, Л. В. Ухова / Ярославский педагогический вестник, № 2. — Ярославль: ЯГПУ им К. Д. Ушинского, 2013. — С. 111–115.
- Рахимов, Т. Р. Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития [Текст] / Т. Р. Рахимов // Сборник трудов участников Всероссийского семинара молодых ученых. — Томск: Издательство Томского государственного университета, 2011.
- Столбова Е. А. Компоненты полисубъектной среды социально-педагогической поддержки ценностных ориентаций детей группы риска в условиях детского лагеря [Текст] //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2014. -№ 8. -С. 134–140.
- Потапова М. В. Индивидуальная траектория тьюторского сопровождения образовательного процесса как социальная проблема [Текст] / М. В. Потапова, В. С. Цилицкий. — Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2016. № 11 (141). С. 158–162.
- Цилицкий В. С. Закономерности формирования рефлексивных умений и навыков на разных этапах возрастного развития человека [Текст] /В. С. Цилицкий//Молодой ученый. -2015. -№ 22 (102). -С. 913–917.
- Цилицкий В. С. Место тьютора в системе психолого -медико -педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] /В. С. Цилицкий/ В сборнике: Образование: традиции и инновации Материалы X международной научно -практической конференции. 2016. С. 243 -245.