В статье рассматривается важность международного сотрудничества в высшем образовании для обмена опытом и передовыми педагогическими практиками, а также участия российских образовательных учреждений в международных программах и проектах. Отмечается роль международного сотрудничества в повышении квалификации молодых педагогов и привлечении их к научной деятельности через участие в международных конференциях и проектах. Рассматриваются методы реализации международного сотрудничества в вузах для привлечения и сохранения молодых преподавателей: установление партнёрских связей между вузами разных стран, создание международных образовательных платформ и онлайн-курсов, поддержка и участие в международных программах обмена опытом, совместные исследовательские проекты.
Ключевые слова: Российская Федерация, международное сотрудничество, высшее образование, привлечение молодых преподавателей, сохранение молодых преподавателей, научные конференции.
В условиях современных геополитических изменений и укрепления международных связей, сотрудничество в сфере высшего образования приобретает особую актуальность. Оно способствует развитию науки и технологий, укреплению международных отношений и подготовке высококвалифицированных специалистов [7].
Вопросы о трасморфации высшего образования затрагиваются Президентом Российской Федерации (далее — РФ) в Указе о национальных целях развития России до 2030 года [2], а именно:
- Вхождение РФ в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования;
- Обеспечение присутствия РФ в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования;
- Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе образования.
Иной Указ Президента РФ № 343 от 12.05.2023 [3], который направлен на содействие совершенствованию системы высшего образования и подготовку квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей отраслей экономики и социальной сферы более полно описывает трансформацию системы высшего образования.
Анализ складывающейся ситуации и экспертных мнений позволяет сделать вывод, что Россия действительно сможет выйти в международные лидеры сферы образовательных услуг, но только при условии осмысленных последовательных преобразований высшей школы, в том числе благодаря развитию международных отношений с дружественными странами [4].
Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» — основополагающий нормативно-правовой акт, регулирующий образовательную деятельность в России, который в том числе, направлен на развитие образовательных связей с зарубежными странами, укрепление международного авторитета российской системы образования и повышение её конкурентоспособности на мировом образовательном рынке. Развитие международного сотрудничества способствует обмену опытом, знаниями и передовыми педагогическими практиками, а также созданию условий для участия российских образовательных учреждений в международных образовательных программах и проектах. Статья № 105 данного Федерального закона [1] закрепляет основные формы и направления международного сотрудничества:
- расширение возможностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства для получения доступа к образованию;
- координация взаимодействия Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями по развитию образования;
- совершенствование международных и внутригосударственных механизмов развития образования.
Доказательством развития отношений с дружественными странами посредством международного сотрудничества является проведение множества конференций и круглых столов с представителями власти иностранных государств. К таким мероприятиям привлекаются высшие учебные заведения (далее — вузы).
Так, например, 10 октября 2024 года прошёл круглый стол «Наука, образование, гуманитарные аспекты сотрудничества Таджикистана и России» в рамках VIII Межпарламентского форума «Россия — Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества», где Валентина Матвиенко отметила востребованность российского образования в Таджикистане и интерес к изучению русского языка в республике [11]. Стоит отметить, что в Таджикистане работают три филиала российских вузов, а почти 1300 граждан Таджикистана обучаются в России по программам аспирантуры. Участники круглого стола обсудили также вопросы межвузовского взаимодействия с целью повышения качества преподавания русского языка и литературы [13].
Привлечение высших учебных заведений к международным конференциям способствует созданию уникальной среды для профессионального роста и развития молодых педагогов. Это открывает перед ними широкие возможности для обмена опытом, обучения у ведущих специалистов и установления профессиональных контактов [5]. Участие в международных конференциях предоставляет молодым педагогам платформу для демонстрации своих научных исследований, инновационных методик и практических разработок [12]. Это способствует повышению их авторитета в профессиональном сообществе и открывает новые перспективы для карьерного роста.
Кроме того, международные конференции стимулируют развитие навыков научных исследований у молодых педагогов. Они учатся критически оценивать литературу, анализировать данные, формулировать гипотезы и делать выводы. Эти навыки необходимы для проведения качественных исследований и подготовки научных публикаций, что является важным аспектом профессиональной деятельности педагога.
В своей преподавательской деятельности педагог будет использовать широкий спектр международных знаний и опыта, чтобы обеспечить высокое качество образования. Международные знания включают в себя культурные, лингвистические, академические и профессиональные аспекты, которые обогащают учебный процесс и способствуют развитию у студентов межкультурной компетентности, критического мышления и навыков решения проблем.
Культурное обогащение помогает студентам понять и уважать разнообразие мировоззрений, традиций и обычаев различных стран. Это способствует формированию толерантного и инклюзивного общества, где каждый человек чувствует себя ценным и уважаемым [10]. Преподаватели, обладающие такими знаниями, могут использовать примеры из различных культур в своих уроках, что делает обучение более интересным и мотивирующим.
Лингвистические знания позволяют педагогам эффективно взаимодействовать с учащимися, для которых родной язык не является основным. Они могут адаптировать учебные материалы и методы преподавания под потребности таких студентов, обеспечивая им равные возможности для обучения. Кроме того, знание иностранных языков открывает доступ к международным образовательным ресурсам, исследованиям и профессиональным сетям, что обогащает учебный процесс и позволяет студентам участвовать в международных проектах и обменах.
Академические знания включают в себя современные теории и исследования в различных областях науки и техники. Преподаватели, владеющие такими знаниями, могут предлагать своим студентам актуальные и инновационные подходы к обучению, что способствует развитию их критического мышления и исследовательских навыков. Они могут также организовывать совместные проекты с международными университетами и исследовательскими центрами, что расширяет горизонты и открывает перед ними новые карьерные возможности.
Профессиональные знания включают в себя актуальные тренды и стандарты в различных профессиональных областях. Преподаватели, обладающие такими знаниями, могут готовить своих студентов к реальной профессиональной деятельности, обучая их современным методам и инструментам, необходимым для успешной карьеры [6].
Использование знаний, полученных при международном сотрудничестве в преподавательской деятельности, требует от педагогов постоянного обновления своих знаний и навыков, а также готовности к сотрудничеству с коллегами из других стран. Это способствует созданию международной образовательной среды, где студенты могут получить качественное образование [9].
Участие в международных конференциях, семинарах и стажировках предоставляет молодым педагогам уникальную возможность ознакомиться с современными тенденциями и достижениями в образовательной сфере, что может способствовать наращиванию опыта и повышения их персональной преподавательской квалификации. Они могут получить доступ к уникальным материалам, обменяться опытом с коллегами из других стран и наладить профессиональные контакты, что способствует их профессиональному росту и развитию.
Международное сотрудничество способствует развитию профессиональной идентичности и самосознания педагогов. Участие в международных проектах и программах позволяет им осознать свою роль в глобальном образовательном сообществе и понять, как их работа влияет на международное образовательное пространство. Это способствует формированию более глубокого и комплексного подхода к педагогической деятельности.
Участие в международных конференциях, семинарах и стажировках предоставляет молодым специалистам уникальную возможность погрузиться в современные тенденции и достижения в области образования. Они получают доступ к уникальным материалам, обмениваются опытом с коллегами из разных стран и устанавливают профессиональные контакты, что способствует их профессиональному росту и развитию.
Кроме того, международное сотрудничество способствует формированию профессиональной идентичности и самосознания педагогов. Участие в международных проектах и программах позволяет им осознать свою роль в глобальном образовательном сообществе и понять, как их работа влияет на международное образовательное пространство. Это способствует формированию более глубокого и комплексного подхода к педагогической деятельности.
Рассмотрим методы, посредством которых может быть реализовано международное сотрудничество в вузах с целью привлечения и сохранения молодых преподавателей.
Создание международных образовательных платформ и онлайн-курсов — это актуальная и перспективная инициатива, направленная на развитие профессиональных навыков. В условиях глобализации и цифровизации образования, такие платформы и курсы становятся важными инструментами для обмена знаниями, опытом и лучшими практиками между преподавателями из разных стран [8].
Выделим такой механизм, как распространение международных программ обмена опытом, реализуемых дружественными странами. В результате развития механизма обмена происходит распространение передовых практик, способствующих внедрению лучших образовательных практик, доказавших свою эффективность в других странах. Такие программы укрепляют международные связи между университетами, научными организациями и государственными структурами, что способствует развитию совместных исследовательских проектов, академической мобильности и обмену студентами и преподавателями. Происходит также повышение конкурентоспособности: университеты, активно участвующие в международных программах обмена, становятся более привлекательными для студентов и преподавателей из других стран, что способствует увеличению числа иностранных студентов и повышению уровня научных исследований.
Международные программы обмена опытом способствуют не только повышению качества образования, но и укреплению международного сотрудничества, развитию культурного обмена и повышению конкурентоспособности образовательных систем. Однако для достижения максимальной эффективности таких программ необходимо учитывать культурные и институциональные различия между странами, а также обеспечивать адекватную поддержку и финансирование.
Международное сотрудничество может активно реализоваться через совместные исследовательские проекты. Это позволяет объединять усилия ученых из разных стран для решения глобальных проблем и проведения масштабных исследований. Такие проекты способствуют не только развитию науки, но и укреплению международных связей.
Стоит также отметить, что подобные методы международного сотрудничества в вузах должны быть закреплены соответствующими локальными актами образовательного учреждения.
В заключении стоит отметить, что международное сотрудничество в сфере образования представляет собой многогранный процесс, охватывающий различные аспекты академической и культурной деятельности. Оно включает в себя разнообразные формы взаимодействия между учебными заведениями, организациями и отдельными лицами из разных стран.
Одними из ключевых форм международного сотрудничества являются: проведение научных конференций, установление партнёрских связей между вузами разных стран, создание международных образовательных платформ и онлайн-курсов, поддержка и участие в международных программах обмена опытом, совместные исследовательские проекты.
Министерство образования и науки должно стимулировать молодых педагогов, обладающих опытом международного взаимодействия. Это важно по нескольким причинам. Молодые педагоги, участвующие в международных программах обмена или стажировках, получают уникальный опыт, который может значительно повысить их профессиональный уровень. Международное взаимодействие способствует обмену передовыми педагогическими практиками, методиками и технологиями. Это позволяет молодым педагогам внедрять инновационные подходы в учебный процесс, делая его более эффективным и интересным для учащихся.
Опыт работы с учащимися из разных стран развивает межкультурную компетенцию, что важно в современном глобализированном мире. Это помогает педагогам лучше понимать и уважать культурные различия, что способствует созданию более инклюзивной и толерантной образовательной среды.
Стимулирование международного взаимодействия помогает укреплять международные связи и сотрудничество в сфере образования. Это может привести к совместным проектам, обмену студентами и преподавателями, а также к участию в международных конференциях и семинарах. В условиях глобализации и международной конкуренции важно, чтобы молодые педагоги были готовы к работе в международной среде.
Литература:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. — с изм. и допол. в ред. от 08.08.2024.
- Указ Президента Российской Федерации «Указ о национальных целях развития России до 2030 года» от 21.07.2020 № 474 // Российская газета.
- Указ Президента Российской Федерации «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» от 12.05.2023 № 343 // Российская газета.
- Березовская Елена Александровна, Крюков Сергей Владимирович Привлечение и сохранение молодых преподавателей в системе высшего образования // Высшее образование в России. 2014. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/privlechenie-i-sohranenie-molodyh-prepodavateley-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 14.10.2024).
- Акимова Ольга Борисовна, Франц Аза Степановна Участие в научно-практических конференциях как фактор профессионального роста преподавателя // Научный диалог. 2014. № 3 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-v-nauchno-prakticheskih-konferentsiyah-kak-faktor-professionalnogo-rosta-prepodavatelya (дата обращения: 13.10.2024).
- Демченкова, Н. А. Понятие и роль профессиональных компетенций в процессе обучения студентов среднего профессионального образования / Н. А. Демченкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 241–244. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104673/ (дата обращения: 13.10.2024).
- Константинова Лариса Владимировна, Титова Екатерина Сергеевна, Петров Антон Маркович, Троска Зульфия Алимжановна, Никонова Ольга Дмитриевна Смена векторов международного сотрудничества российских вузов в условиях новой геополитической ситуации // ИТС. 2023. № 4 (113). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smena-vektorov-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-rossiyskih-vuzov-v-usloviyah-novoy-geopoliticheskoy-situatsii (дата обращения: 13.10.2024).
- Курицын Владимир Михайлович Международное сотрудничество и академическая мобильность преподавателей и студентов // Высшее образование в России. 2012. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-i-akademicheskaya-mobilnost-prepodavateley-i-studentov (дата обращения: 13.10.2024).
- Международное сотрудничество: образование // Институт социально-экономического развития проектов и инициатив URL: https://irsepi.ru/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-obrazovanie/ (дата обращения: 11.10.2024).
- Сучков М. А., Морозова И. Г. Развитие инклюзивного образования в условиях культурно разнообразной среды // XII международная научно-практическая конференция по педагогике, психологии. — Казань: Научно-исследовательский центр «Социосфера», 2022
- Константин Могилевский обсудил развитие сотрудничества с Таджикистаном в сфере науки и образования // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/90015/ (дата обращения: 11.10.2024).
- Международные конференции для педагогов // ФГОС онлайн URL: https://fgosonline.ru/raznoe/mezhdunarodnye-konferenczii-dlya-pedagogov/ (дата обращения: 11.10.2024).
- Опыт международного сотрудничества АлтГПУ в сфере образования представлен на Межпарламентском форуме в Душанбе // Алтайский государственный педагогический университет URL: https://www.altspu.ru/about_the_university/news/39053/ (дата обращения: 11.10.2024).