Анализ развития узбекско-китайской дипломатии в рамках политики «Одного пояса, одного пути» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (143) март 2017 г.

Дата публикации: 04.03.2017

Статья просмотрена: 2694 раза

Библиографическое описание:

Туляганов, О. Ш. Анализ развития узбекско-китайской дипломатии в рамках политики «Одного пояса, одного пути» / О. Ш. Туляганов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 267-276. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40092/ (дата обращения: 24.12.2024).



Узбекско-китайские отношения имеют давние исторические корни. По меньшей мере, контакты в сфере политики, экономики, истории, культуры имеют протяженность больше чем в 2000 лет. В новый период, вслед за проведением Китаем политики «Одного пояса, одного пути», Узбекистан, будучи страной-участницей данной политики, а также учитывая другие геополитические факторы, имеет большой потенциал для дальнейшего развития двусторонних отношений в торгово-экономической, энергетической, культурной сферах, а также в сфере безопасности и борьбы с терроризмом.

Ключевые слова: узбекско-китайская дипломатия; узбекская дипломатия по отношению к Китаю; Китайская дипломатия; один пояс один путь

Узбекистан и Китай относятся к развивающимся странам. Культурные отношения между двумя странами зародились более чем 2000 лет назад, в период Великого Шёлкового Пути. В современную эпоху, во внешней политике оба государства придерживаются политики невмешательства в суверенитет других государств, политике независимости, политике взаимной выгоды, что заложило основу развитию двусторонних дружеских отношений. Узбекистан придает важное значение Китаю во внешней политике. Как гласит древняя китайская мудрость «Богатые соседи — мирные границы». По сравнению с относительно перемечивыми (подъемы и спады) отношениями с Россией и США, отношения Узбекистана с Китаем со дня установления дипломатических отношений развиваются в стабильном направлении. Обе стороны обмениваются визитами на высоком уровне, кроме того сотрудничество в сфере экономики и безопасности в рамках ШОС придаёт ясность в динамике развития дипломатичеких отношений двух стран. В новый период, вслед за продвижением Китаем политики «Одного пояса, одного пути», Узбекистан, будучи страной-участницей данной политики, а также учитывая другие геополитические факторы, имеет большой потенциал для дальнейшего развития двусторонних отношений в торгово-экономической, энергетической, культурной сферах, а также в сфере безопасности и борьбы с терроризмом.

  1. Дипломатические отношения с Китаем до обретения независимости Узбекистаном.

До обретения независимости Узбекистаном, ещё 2000 лет назад, Великий Шёлковый путь открыл новую страницу в летописи дипломатических отношений народов двух стран. Чжан Цянь из династии западного Ханья выходил в поход с миссией в направлении западных земель, Сюаньцзан из династии Тан выходил с походами через территорию Узбекистана для того, чтобы перенимать новые духовные знания у Индии. Таким образом, в Центральной Азии постепенно появились следы китайской технологии изготовления бумаги, выплавки железа и др., а в Китае постепенно появились знания из Центральной Азии об астрономии, географии, математике и др. Можно сказать, что в культурных связях Китая и западных стран Узбекистан выступал в качестве связующего моста. Несмотря на то, что в период СССР узбекско-китайские отношения были в состоянии закрытости, это никак не повлияло на их давние исторические корни.

1.1. Дипломатические отношения с Китаем до периода СССР.

Уже 2000 лет назад в период бурного развития Великого Шёлкового Пути западные земли служили в качестве транзитных зон для китайских товаров, в частности для шёлка. Чжан Цянь из династии западного Ханья выходил в поход с миссией в направлении западных земель, переходя с места на место, попал в Давань (Фергана — нынешняя территория Узбекистана), таким образом он стал первым послом, положившим начало культурного обмену между Китаем и Узбекистаном. В Центральной Азии постепенно появились следы китайской технология изготовления бумаги, выплавки железа и др., а в Китае постепенно появились знания из Центральной Азии об астрономии, географии, математики, и др. знаний.

В период династии Тан отношения западных земель и Китая были самыми тесными. Так же, как и для Китая, периодом процветания на западных землях. Сюаньцзан из династии Тан, направляясь с походами через территорию Узбекистана для того, чтобы перенимать новые духовные знания у Индии, способствовал развитию культурного обмена.

В период династии Мин Великий узбекский полководец Эмир Тимур стремительно возвысил земли Центральной Азии, одновременно постоянно поддерживал тесные торгово- экономические отношения с Китаем.

В 13 веке н. э., первый наместник императоров монгольской династии Юань в провинции Юньнань Сеид Аджаль Шамсуддин Омар в срок своих полномочий энергично развивал экономику, строительство ирригационных сооружений, одновременно уделял особое внимание развитию образования, и поэтому пользовался любовью и уважением у местных жителей. Учения и произведения выдающихся узбекских деятелей культуры, таких как, Навои, Улугбек, Хорезми, и др., проникли на территорию Китая, культуры Китая и западных стран взаимно переплелись, в чем Узбекистан сыграл роль культурного моста.

Однако, начиная с 17 века, Царская Россия постепенно стала проникать на территорию Центральной Азии через казахские степи. Стоит отметить, что, начиная с этих времен, Китайские отношения с Центральной Азией постепенно превратились в отношения Китая и Царской России. Центральная Азия полностью утратила свою самостоятельность, и подпала под подчинение царского государства России, что говорило о том, что изначально налаженные политические, культурные и др. исторические отношения Китая и Центральной Азии полностью изменились и были отделены. Центральная Азия уже больше не могла вступать в политические, экономические, культурные, транспортно- коммуникационные отношения с Китаем. Иначе говоря, царская Россия полностью подавила Центральную Азию и проводила свою собственную политику и экономику [1].

Резюмируя, политические, исторические, культурные отношения между Узбекистаном и Китаем, существуют более чем 2000 лет. В это время торговля между Востоком и Западом, в основном, проходила через земли Центральной Азии. Европа через древний Великий Китайский Шелковый Путь получала чай, шелковые изделия и многое другое. Через западные земли распространилась по всему миру китайская медицина, технология производства бумаги, а в Китай из западных земель проникли астрономия, математика и другие знания. При помощи Великого Шелкового Пути, народы двух наших стран осуществили совместное развитие. Такие люди, как Чжан Цзянь, Сюаньцзан, Чэнь Чэнь, своими походами через территорию Узбекистана, так же, как вышеупомянутый Сеид Аджаль Шамсуддин Омар, родившийся в узбекском городе Бухаре, оставили след в истории развития отношений двух наших стран. В середине 14 века в Китай для строительства обсерватории был приглашен учёный астроном У Жу, родом из узбекского города Самарканда, которой прослужил там на протяжении полувека. Учения и произведения выдающихся деятелей культуры, таких как, Навои, Улугбек, Хорезми и др., проникли на территорию Китая. Культуры Китая и западных стран взаимно переплелись, в чем Узбекистан сыграл роль культурного моста. В следствии чего, Великий Шелковый Путь послужил основой крепкой дружбы, чему свидетельствуют отношения Китая и Узбекистана на протяжении многих веков.

1.2. Дипломатические отношения с Китаем во времена СССР.

С тех пор, как был создан Советский Союз, отношения Китая и Центральной Азии полностью перешли в состояние китайско-советских отношений. Народы Центральной Азии в глазах китайского народа ничем не отличались от советского народа. Поэтому важность Центральной Азии в китайской концепции понизилась. Кризис в китайско- советских отношениях сильно повлиял и по отношению к Центральной Азии. В 60–70 годах 20го века, хоть Китай и граничил с Центральной Азией, но уже более чем 100 лет границы воспринимались как границы с СССР и связи с Центральной Азией были оборваны. За этот период в Центральной Азии произошли глубокие изменения, в политике, культуре, в обществе и др. сферах, произошло отчуждение. Для Китая Центральная Азия превратилась в совсем не знакомую территорию.

Узбекистан вошел СССР как одна из её советских социалистических республик. В вопросах дипломатических отношений Узбекистан полностью подчинялся Московскому правительству, не имея право на самостоятельность. Хоть и в Узбекистане было министерство иностранных дел, но на самом деле его полномочия были сведены до минимума. В МИДе работало 7 сотрудников. Фактически, это был своего рода отдел по иностранным делам, в основном несущий ответственность за выполнением поручений из Москвы. В конце 80х годов и в начале 90х годов 20го века, советская власть постепенно начала расширять права МИДа, дав возможность Узбекистану осуществлять расширение внешних связей, но строго от имени союзной республики. В связи с этим, любые внешние действия имели явные ограничения. Поэтому встречающая сторона по привычке воспринимала Узбекистан как часть Советского Союза. В этот период Узбекистан развернул отношения и создал различные каналы торгово-экономического сотрудничества, основной удельный вес которых приходился на экономические соглашения, построенные на двусторонней основе с Турцией, Ираном, Пакистаном. В период Советского Союза отношения между Китаем и Узбекистаном практически были оборваны. Эта ситуация продолжалась вплоть до начала 20го века, пока не открылась шоссейная дорога, соединяющая Китай и Центральную Азию через контрольно-пропускной пункт Хоргос.

  1. Дипломатические отношения с Китаем после обретения независимости

Сразу после обретения независимости Узбекистаном, Китай был одним из первых стран, признавших его независимость. Это говорит о том, что Китай весьма проявил интерес к дружбе двух стран. Обе страны придерживаются политике невмешательства во внутрение дела других стран. Обе стороны обмениваются визитами на высоком уровне, что говорит о том, что обе страны сохраняют дружественные, построенные на взаимной выгоде, дипломатические отношения. Узбекистан нуждается в Китае как в стране для выхода в море. Экономическая взаимодополняемость и геополитическое преимущество способствует реформированию внутренней обстановки и продвижению вслед за сильными азиатскими государствами. Более того, китайско-узбекские отношения сохраняются в состоянии стабильности и гармонии, что не только придало надежность и гарантию стабильному развитию региона, но и стимулировало импорт энергетических ресурсов в Китай и выводит отношения двух стран на более высоких уровень.

2.1. Становление узбекско-китайских отношений после обретения независимости Узбекистана

В 1991 году после обретения независимости Узбекистаном, Китай стал второй по счету страной, признавшей независимость Узбекистана, подписав совместное коммюнике. Правительства двух стран согласились развивать отношения дружбы и сотрудничества между двумя странами на основе принципов взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, а также мирного сосуществования.

Правительство Республики Узбекистан признало позицию правительства Китайской Народной Республики о сохранении территориальной целостности Китая и установило и приняло решение поддерживать отношения только с правительством Китайской Народной Республики, являющимся единственным законным правительством Китая.

Внешнюю политику Узбекистана по отношению к Китаю можно обобщить как:

Во-первых, отношений двух стран основана на пяти принципах мирного сосуществования, а это, взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета, ненападение, невмешательство во внутренние дела, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование. Руководство Узбекистана много раз заявляло о сохранении с Китаем активных контактов и тесного сотрудничество, не только внося свою лепту в развитие общества, но и в активировании импульса развития в различных сферах деятельности. Во внешнеполитическом курсе Узбекистана, развитие отношения с Китаем является одним из самых важных стратегических принципов для Узбекистана в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Во-вторых, активно способствовать развитию торгово-экономического сотрудничества, имея намерение получить у Китая поддержку и помощь в осваивании новых ресурсов, а также в создании «транспортного коридора». Правительство Узбекистана постоянно акцентирует внимание на развитии Узбекско-Китайских отношений в сфере не только торговли и экономики, но в других сферах стратегического партнерства.

В-третьих, Узбекистан занимает твердую и однозначную позицию в отношении территориальной целостности Китая и признает, что Правительство КНР является единственным законным правительством Китая, а Тайвань — его неотъемлемой частью.

В-четвертых, стремление максимально относиться с пониманием и поддерживать Китай в важных международных проблемах.

Резюмируя, после установления дипломатических отношений, Узбекистан имеет дружеские и добрососедские отношения с Китаем, расширяет экономическое сотрудничество, обеспечивая мирное и стабильное развитие отношение двух государств.

В свою очередь Китай считает, что пять государства Центральной Азии являются соседями Китая, а «близкий сосед лучше дальнего родственника». Китай уважает независимость, суверенитет, территориальную целостность каждого из пяти государств Центральной Азии, а также придерживается древней китайской мудрости «Богатые соседи — мирные границы». Китай во внешней политике к центрально- азиатским странам проявляет прозрачность, в основе которой лежит дружба и процветание. Также, Китай выбрал путь невмешательства в политику Центральной Азии, уважения демократических свобод, взаимного дополнения. Касательно вопросов водных ресурсов, Китай также придерживается политики невмешательства в дела государств Центральной Азии.

2.2. История и роль межгосударственных визитов руководителей двух стран.

Дружеский взаимные визиты между двумя странами начались после обретения независимости Узбекистана. Китай протянул Узбекистану оливковую ветвь. На протяжении всех лет сотрудничества, с начала и до настоящего времени, страны поддерживают дружеские отношения, углубляются отношения в различных сферах сотрудничества, после установления дипломатических отношений руководители двух стран часто обмениваются визитами. В особенности, первый президент Узбекистана И. Каримов 7 раз наносил визиты в КНР. Кроме того, в 2001 и 2006 гг. Президент Узбекистана посетил г. Шанхай и в 2012 г. — г. Пекин для участия в саммитах ШОС, а в августе 2008 г. — г. Пекин на открытие 29-х летних Олимпийских игр. В мае 2014 г. Президент Узбекистана И. А. Каримов провел двустороннюю встречу с председателем КНР Си Цзиньпинем в рамках участия в Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии в г. Шанхае. В ответ, председатели КНР нанесли 4 визита в Узбекистан. Узбекистан посетили председатели КНР Цзян Цзэминь (1996 г.), Ху Цзиньтао (2004 г., 2010 г.) и Си Цзиньпин (2013 г.) [2].

12–14 марта 1992 года, по приглашений председателя КНР Ян Шанкунь, Президент Республики Узбекистан нанес государственный визит в КНР. В этом визите, стороны совместно подписали соглашение о создании межправительственного комитета по торгово-экономическому сотрудничеству, которое заложило основу для осуществления экономических связей. В данном соглашении, в основном, были затронуты меморандум о взаимопонимании Министерств иностранных дел двух стран, соглашение о сотрудничестве в телекоммуникационной сфере, опубликовали совместное коммюнике, договорились об оказании более целенарпавленной поддержики.

В апреле 1994 года, по приглашению узбекской стороны, прибыл с официальным визитом в Узбекистан госсветник КНР Ли Пэн. Между двумя государствами было подписано соглашение о предоставлении правительством КНР кредита, обеспеченного товаром. В октябре месяце того же года президент Узбекистана Ислам Каримов нанес свой очередной государственных визит в КНР. В ходе визита была подписана совместная декларация о дальнейшем укреплении двусторонних отношений в различных сферах сотрудничества.

В июле 1997 года, председатель КНР Цзян Цзэминь нанес государственный визит в Узбекистан. В время визита, стороны подписали совместную декларацию о железнодорожных перевозках, обсудили важные пункты сотрудничества для дальнейшего укреплении двусторонних отношений.

В сентябре 1998 года, заместитель премьер министра Республики Узбекистан Юсупов посетил Китай с рабочим визитом. В ходе визита был подписан договор с министром транспорта КНР об автомобильных перевозках, а также сделаны подготовительные работы для сотрудничества в других сферах.

В 1999 году, один из важных периодов в узбекско-китайских отношениях, для продолжения начатого, президент Республики Узбекистан осуществил государственный визит по приглашению председателя КНР Цзян Цзэминь. В ходе визита стороны подписали совместное коммюнике о дружественном сотрудничестве, соглашение об экстрадиции, соглашение о защите интеллектуальной собственности, а также многие другие соглашения, которые заложили прочный фундамент в дружеских отношениях двух стран.

В августе 2000 года по приглашению генерального секретаря КНР Ху Цзиньтао прибыл со своим визитом министр обороны Республики Узбекистан Агзамов для проведения переговоров. В ходе визита были достигнуты и подписаны соглашения о сотрудничестве министерств обороны. В апреле 2001 года заместитель премьера Государственного совета КНР посетил со своим визитом Узбекистан. Входе визита, стороны совместно обменялись нотами о предоставления безвозмездной помощи Узбекистану Китаем, а также подписали межгосударственное соглашение о предоставлении беспроцентного кредита, для оказания экономической помощи узбекской стороне. Таким образом, эти визиты послужили для того, чтобы ослабить экономические затруднения и способствовать быстрому экономическому развитию Узбекистана, для формирования эффективного взаимодействия между двумя странами

В мае 2003 года, председатель КНР Ху Цзиньтао на встрече глав государств в рамках ШОС, проводимой в Москве, лично встретился с президентом Узбекистана, и сказал, что Узбекистан является важным партнером Китая в Центральной Азии, отношения двух стран очень крепкие, стабильные, дружеские, совпадают с интересами народов двух стран. В свою очередь, президент Узбекистана похвалил модель развития Китая, отметил полученные результаты, и выразил мнение, что есть чему поучиться у Китая.

Наряду с этим, в 2004 и 2010 годах президент Узбекистана нанес еще два государственных визита, в ходе которых были подписаны договоры о партнерстве, еще более укрепившие двухсторонние отношения.

19–20 апреля 2011 года президент Каримов нанес государственный визит в КНР. Главы государств достигли соглашений о создании межправительственного комитета по сотрудничеству. Основной целью создания межправительственного комитета было согласовать и укрепить всесторонние узбекско-китайские отношения. Обе стороны положили начало развитию шести основных направлений, таких, как: тороговля и экономика, сельское хозяйство, астронавтика, техника, образование, культура. Расширение и углубление отношений в торгово-экономической сфере, в энергетической сфере, в сфере безопасности, гуманитарной и др. Развитие различных сфер сотрудничества вывело отношения двух стран на новый уровень.

9 сентября 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин нанес государственный визит в Узбекистан. Обе стороны обменялись мнениями по углублению развития отношений двух стран, подписали совместную декларацию, договор о сотрудничестве, намериваясь увеличить товарооборот до 5 млрд. долл. США, поскорее запустить зону свободной торговли, и искоренить преграды в общении между двумя странами. Таким образом, повысить товарооборот, укрепить двухстороннее взаимодействие, в частности, в сфере энергетики Узбекистана.

19 агвуста 2014 года, главы двух государств подписали совместную декларацию, а также участвовали в церемонии подписания документов в торгово-экономической, энергетической сферах, что четко определило план сотрудничества на ближайшие 4 года. В подписанных документах было уделено особое внимание укреплению сотрудничества в сфере энергетики, сельского хозяйства и финансов. Совместное строительство экономического пояса «Великий шелковый путь», ускорить строительство Центральноазиатского газопровода, по мере возможности, ускорить проект железной дороги Китай-Киргистан-Узбекистан. Китайская сторона, в свою очередь, поддержала китайские компании в инвестировании в экономику Узбекистана, выразила готовность участвовать в строительстве индустриального парка в Узбекистане, способствовать скорейшему вхождению Узбекистана в ВТО.

21–22 июня 2016 года председатель КНР Си Цзиньпин нанес государственный визит в Узбекистан. Главы государств а совместно приняли решение о повышении уровня двухсторонних отношений до всестороннего стратегического партнёрства, для дальнейшего стимулирования сотрудничества, и дальнейшего продвижения развития в различных сферах сотрудничества. Стороны договорились рассматривать совместное строительство «Одного Пояса и пути» как главную линию делового сотрудничества, укреплять сопряжение стратегий развития, полностью раскрывать потенциал торгово-экономического сотрудничества, активно продвигая взаимодействие в сфере производственных мощностей и создавая промышленный парк Джизак, важную платформу сотрудничества в данной сфере. Также, лидеры двух стран договорились расширять развитие в сфере науки и техники при помощи тесного сотрудничества научно-исследовательских учреждений двух стран, способствовать культурному обмену между народами двух стран, о необходимости вести непреклонную борьбу с «тремя силами зла», наладить взаимодействие в сфере кибербезопасности, борьбы с наркотиками и транснациональной организованной преступностью.

Таблица 1

Межгосударственный обмен визитами глав государств [3]

Дата

Рук-во

РУз

Рук-во

КНР

Цель поездки

Подписанные документы

12–14 марта 1992 года

Каримов И. А.

Ян Шанкунь

Гоc. визит

Договор о сотрудничестве в сфере торговли, дипломатии, авиации, банков, сельского хозяйства, образования, туризма и др. сферах. Такие как: межгосударственные договоры о сотрудничестве в торговле и экономике, защита и стимулирование инвестиций.

18–20 апреля 1994 года

Каримов И. А.

Ли Пэн

Официальный визит

Обсудили возможность предоставления ссуды, обеспеченной товаром, авиаперевозки, обменялись мнениями касательно экономического сотрудничества

24–26 октября 1994 года

Каримов И. А.

Цзян Цзэминь

государственный визит

Подписали декларацию о взаимовыгодном сотрудничестве, определили основные принципы сотрудничества двух стран, подписали китайско-узбекские консульские договоры.

2–3 июля 1996 года

Каримов И. А.

Цзян Цзэминь

Гоc. визит

Подписали совместное коммюнике, о железнодорожных перевозках, налогообложении, обменялись документами об оказании безвозмездной помощи.

22–27 сентября 1998 года

Юсупов

Ху Сицзе

Рабочий визит

Достигли соглашения об автомобильных перевозках и развитии автомобилестроения.

8–10 ноября 1999 года

Каримов И. А.

Цзян Цзэминь

Гоc. визит

Для укрепления отношений двух стран, стороны совместно подписали ряд договоров, такие документы, как: совместное коммюнике о дружеском сотрудничестве, соглашение об экстрадиции, соглашение о почтовом сообщении, договор о защите интеллектуальной собственности, соглашение о предоставлении ссуду, обеспеченной товарами из Китая, об экономическом сотрудничестве, о сотрудничестве в сфере образования и туризма.

23–27 августа 2000 года

Агзамов

Ху Цзиньтао

Рабочий визит

Договор о сотрудничестве в сфере обороны.

Май 2003 года

Каримов И. А.

Ху Цзиньтао

Третья по счету встреча глав государств в рамках ШОС

Стороны обговорили расширение сотрудничества

Май 2005 года

Каримов И. А.

Ху Цзиньтао

Гос визит

Стороны подписали Договор о партнерских отношениях дружбы и сотрудничестве между КНР и Узбекистаном

19–20 апреля 2011 года

Каримов И. А.

Ху Цзиньтао

Гоc. визит

В октябре 2011 года между Узбекистаном и Китаем был создан межправительственный комитет по сотрудничеству. Стороны договорились укреплять двухсторонние отношения в сфере экономики, сельского хозяйства, авиации, науки и техники, образования и других 6 направлениях. Расширять и углублять отношения двух стран в сфере экономики, энергетики, безопасности, гуманитарной и в др. сферах.

9 сентября 2013 года

Каримов И. А.

Си Цзиньпин

Гоc. визит

Для укрепления двухсторонних партнерских отношений, стороны подписали совместную декларацию, а также договоры о сотрудничестве. Среди договоров были договоры о увеличении товарооборота между двумя странами до 5 млрд долларов США к 2017 году, в ближайшее время начать китайско-узбекские переговоры по созданию зоны свободной торговли и расширить взаимные инвестиции, углублять сотрудничество в энергетической области, обеспечивать долгосрочное безопасное и стабильное функционирование китайско-узбекского газопровода, расширять сотрудничество в обработке газа, освоении горючего сланца и поиске возобновляемых источников энергии. способствовать расширению транспортно-коммуникационных связей между инфраструктурами двух стран и как можно скорее осуществить всестороннее открытие железной дороги и автотрассы Китай -- Кыргызстан — Узбекистан.

19 августа 2014 года

Каримов И. А.

Си Цзиньпин

Гоc. визит

Главы двух государств подписали Совместное заявление, а также присутствовали при подписании документов по сотрудничеству в сфере торговли, экономики, энергетики, финансов. сторонам необходимо непрерывно; расширять масштаб торговли и инвестиций, усиливать сотрудничество в сфере энергетики, финансов, сельского хозяйства и строительства транспортной инфраструктуры, совместно строить экономический пояс Шелкового пути, сделать упор на строительстве и эксплуатации ветки D газопровода Китай -- Центральная Азия, активно продвигать проект железной дороги Китай -- Кыргызстан -- Узбекистан. Китайская сторона поощряет расширение инвестиций своих предприятий в Узбекистане, их участие в строительстве узбекских индустриальных парков, поддерживает вступление Узбекистана в ВТО

22 июля 2016 года

Каримов И. А.

Си Цзиньпин

Гоc. визит

Стороны подписали Совместное заявление по дальнейшему подъему взаимоотношений двух стран до уровня всестороннего стратегического партнерства. Стороны договорились рассматривать совместное строительство «Одного Пояса и пути» как главную линию делового сотрудничества, укреплять сопряжение стратегий развития, полностью раскрывать потенциал торгово-экономического сотрудничества, активно продвигая взаимодействие в сфере производственных мощностей и создавая промышленный парк Джизак важной платформой сотрудничества в данной сфере. Также, лидеры двух стран договорились расширять развитие в сфере науки и техники при помощи тесного сотрудничества научно-исследовательских учреждений двух стран, способствовать культурному обмену между народами двух стран, о необходимости провести непреклонную борьбу с «тремя силами зла», наладить взаимодействие в сфере кибербезопасности, борьбы с наркотиками и транснациональной организованной преступностью.

Обмен визитами между высшими чиновниками двух стран, обмен мнениями по международным вопросам, подписание важных соглашений, укрепили двусторонние межгосударственные отношения, создали доверительную атмосферу, заложили прочный фундамент для развития дипломатических отношений двух стран.

2.3. Основания для развития всесторонних отношений между Узбекистаном и Китаем.

Всесторонние взаимовыгодные отношения. Узбекистан по своему географическому положению является сердцем Центральной Азии. Население страны составляет примерно 50 % всего населения Центральной Азии. На северо- западе Узбекистан близок к Аральскому морю, граничит с Казахстаном, Афганистаном, Туркменистаном. Узбекистан является перекрестком, выводящим на запад. В древности Узбекистан являлся перекрестком культуры и торговли, главным коридором между Европой и Азией. По данным археологов, Великий Шелковый Путь сначала был дорогой для установления дипломатический отношений, а затем дорогой для развития торговли.

Китай является древним государством, по размерам территории стоит на третьем месте после Канады и России. Для Узбекистана Китай является важным партнером в Азиатско-Тихоокеанский регионе. Население Китая составляет 25 % от всего населения земного шара. По заключению ООН, к середине 21 века Китай станет одной из стран мира с лидирующей экономикой. Политика реформ и открытости, которой скоро, в 2018 году, исполнится 30 лет, вывела экономику Китая на особое место в мире, сделав ее второй по величине в мире. В 2015 году торговой оборот между Узбекистаном и Китаем составил 3,5 млрд. долл. США, Китай 3 года подряд был самым большим инвестором для Узбекистана и вторым торговым партнером.

Развитие узбекско-китайских отношений может положительно повлиять на внутренние реформы Узбекистан, что можно обусловить следующими реальными объективными выводами:

Во-первых, исходя из расположения, Узбекистан является страной, не имеющей выхода к морю. Самый близкий путь к морю лежит через Китай.

Во-вторых, Китай является большим государством в пределах Азии не только по численности населения, но и по скорости развития экономики. Китай является членом Генеральной Ассамблеи и члена Совета Безопасности ООН. Постепенно повышается положение Китая на мировой арене. Укрепление отношений с Китаем позволит способствовать Узбекистану, который является сравнительно молодой независимой страной, занимающей своё особое место в политической и экономической сфере, в положительной динамике своего международного статуса и авторитета.

В-третьих, исходя из экономических аспектов, у Узбекистана и Китая есть особое геополитическое преимущество. Китай является соседней страной для Узбекистана. Расстояние между их границами составляют всего 150 км. Экономическое и геополитической преимущество обеих стран придет их отношениям взаимодополняемость.

В-четвертых, Китай — это огромная страна, которая принимает активное участие в сохранении безопасности и мира во всем мире. После обретения независимости, Узбекистан тоже в свою очередь должен обеспечивать собственную безопасность, стабильное развитие политики и экономики в своем регионе, и необходимо сотрудничество и взаимодействие с Китаем.

Кроме того, на территориях обеих стран проживают узбекская нация, в западной части Китая проживают и другие национальности, которые имеют общее проихождение с народами Узбекистана, со схожей культурой и религией.

Поэтому, поддерживание дружественных добрососедских отношений не только повлияло бы на развитие западной части Китая, но и повлияло бы и на неуклонное развитие Центральной Азии в целом. К тому же, Центральная Азия является альтернативным путем для импорта в Китай энергетических ресурсов. Китай рассматривает Узбекистан как стремительно развивающееся государство, и на равноправных основах готов развивать долгосрочное сотрудничество. Особенно, в последнее время, Китай уделяет внимание развитию отношений со странами Центральной Азии, для сохранения безопасности западной части Китая, что и стимулировало Китай развивать всесторонние отношения с Узбекистаном.

  1. Развитие двухсторонних отношений в рамках международных организации.

Кроме развития межгосударственных отношений и официальных обменов визитами, узбекско-китайские дипломатические отношения развиваются в рамках международных организаций, таких как ШОС, которая предоставила многостороннюю платформу для сохранения долговременных связей, для тесного развития двухстороннего сотрудничества. Это организация предоставляющая возможность для двух стран обеспечить безопасность. Узбекистан является партнером Китая в вопросе обеспечения безопасности и в борьбе против терроризма

3.1. Сотрудничества Узбекистана и Китая в рамках ШОС.

В апреле 1998 года, была создана ШОС. Ее первоначальное название было Шанхайская пятерка. В число стран-членов входили бывшие социалистические республики, такие как Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Китай. В июле 2000 года Узбекистан в качестве страны- наблюдательницы участвовал в саммите Шанхайской Пятерки, проходившем в столице Таджикистана, Душанбе. В 2001 году встреча была проведена в Шанхае. Тогда пять стран-участниц приняли в состав организации Узбекистан, что повлекло переименование организации в Шанхайскую организацию сотрудничества или «Шанхайскую шестёрку». Первыми документами, принятыми ШОС, стали «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества», «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и «Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму Шанхайской пятёрки». [4]

Основная причиной вхождения в состав ШОС заключалась в том, что в 2000 году в стране появилась угроза терроризма, экстремизма, сепаратизма. Первый президент Узбекистана И. Каримов выразил свою заинтересованность в этой организации, в первую очередь, из-за соображений безопасности, для того, чтобы в первую очередь обеспечит безопасность региона и бороться с тремя силами зла. В рамках ШОС в 2002 году была учреждена Региональная антитеррористическая структура, а её штаб- квартира, решением стран-участниц ШОС, была расположена в Ташкенте.

В рамках сотрудничества ШОС, узбекско-китайские отношения занимают особое место. Поскольку на территории Центральной Азии, из-за географической близости с Афганистаном, существует сильная опасность наркопотока, а также имеются определённые проблемы, связанные с бедностью и безработицей, это порождает ситуацию для развития «трех сил зла», которое может сильно повлиять на развитие Центральной Азии. В этих вопросах Узбекистан и Китай часто обмениваются мнениями, ищут общие пути решения проблем, поэтому в рамках ШОС две страны играют важную роль в борьбе против «трех сил зла».

Более того, в рамках ШОС, Узбекистан и Китай придают особое внимание экономическому сотрудничеству. В настоящее время, в рамках организации постепенно повышается роль экономического сотрудничества. Таким образом, путь развития ШОС продолжается в здоровом духе. В последние годы увеличивается сотрудничество в сфере энергетики и транспорта.

В общем, в развитии оношений двух стран ШОС сыграла незаменимую роль. Благодаря правильной работе организации, были стимулированы развитие в сфере экономики, безопасности, повысилось взаимодоверие и т. д. Правильно построенная структурная схема организации, рабочий механизм, постоянные встречи глав государств способствовали установлению более тесного диалога между двумя странами [5].

Развитие узбекско-китайских отношений, в том числе, зависит и от развития ШОС. Китай желает развивать Центральной Азией. В этом деле Китай полагается на ШОС. Говоря об обеспечении своей безопасности, Узбекистану нельзя пренебрегать отношениями с Китаем, потому что Китай играет большую роль в обеспечении региональной безопасности в Центральной Азии. Китай является большим инвестором в экономику Узбекистана, Китай обладает политическими, дипломатическими ресурсами, что привлекает Узбекистан.

3.2. Сотрудничество Узбекистана и Китая в рамках ООН [6]

2 марта 1992 года Узбекистан был принят в ряды стран участниц ООН. 24 октября 2010 года, было учреждено представительство ООН в Ташкенте. Учитывая то, что Узбекистан, по сравнению с другими государствами, считался молодым независимым государством, для которого ООН являлся очень важным для обеспечения мирного развития центрально азиатского региона. Каримов дважды выступал перед секретариатом ООН. Первый раз в сентябре 1992 года, во второй раз — в марте 1993 года. Главная мысль выступления заключалась в решении горячих проблем Центральной Азии, обратить внимание международного общества для обеспечения стабильности, безопасности. В начале и конце 90х годов 20 века, при помощи ООН Узбекистан рассказал миру о религиозном экстремизме, о просачивании международного терроризма, распространявшегося в сторону Центральной Азии, таким образом призвал мировое сообщество обратить внимание на Центральную Азию, создать международную организацию по борьбе с терроризмом. Полагаясь на силу ООН, Узбекистан обеспечил решение существующей проблемы угрозы международного терроризма.

Узбекистан придаёт важное значение ООН. Причина очень проста. ООН по своей характеру является международной, глобальной организацией. После того как Узбекистан стал членом ООН, он принимает участие во всех основных мероприятиях, что стремительно вливает его в международное сообщество, даёт возможность завоевывать признание, поддержку, влияние на международной арене, гарантировать сохранение независимости. Узбекистан и Китай относятся к развивающимся странам. Активные контакты двух стран способствовали укреплению взаимной поддержки по актуальным вопросам, в том числе, в рамках ООН. Китай является страной-членом Совета Безопасности ООН. В рамках ООН страны оказывают взаимную политическую поддержку друг другу на международной арене по вопросам продвижения жизненно важных интересов двух стран, расширяя сотрудничество в рамках ООН.

3.3. Сотрудничество Узбекистана и Китая в рамках ВТО.

Государственный визит в августе 2014 года президента Каримова стал важным этапным событием в узбекско-китайских отношениях, по итогам которого лидерами двух стран принята Программа развития отношений стратегического партнерства между Республикой Узбекистан и КНР. Программа развития включает себя призыв и поддержку Китая во вступлении Узбекистана во Всемирную торговую организацию. Причиной призыва и поддержки является существующие проблемы и несовместимости в законодательстве, встречающиеся во время осуществления торгово-экономического сотрудничества двух стран. Стандартизация таможенных процедур могла бы стимулировать и повысить объем экспорта двух стран.

Подводя итоги, можно ввыявить, что развитие дипломатических отношений с Китаем имеет особое значение во внешней политике Узбекистана. Отношения двух стран зародились более чем 2000 лет назад, в период Великого Шёлкового Пути. В современную эпоху, во внешней политике оба государства придерживаются политики невмешательства в суверенитет других государств, политике независимости, политике взаимной выгоды, что заложило основу развитию двусторонних дружеских отношений. Вслед за продвижением Китаем политики «Одного пояса, одного пути», отношения двух стран постоянно улучшаются и имеют большое пространство для их расширения в ближайшем будущем.

Литература:

  1. S. Frederick Starr, “Lost Enlightenment: Central Asia's Golden Age from the Arab Conquest to Tamerlane” Princeton University Press, 2015, P.493
  2. Сотрудничество Республики Узбекистан со странами АТР [Электронный ресурс] // МИД РУз — Министерство иностранных дел Республики Узбекистан: [сайт]. URL: http://mfa.uz/ru/cooperation/countries/61/ (дата обращения: 12.21.2016)
  3. Департамент Министерства иностранных дел КНР. Cборник важных документов о двусторонних отношениях Китайской Народная Республики и Республики Узбекистан на период 1992–2012 гг., Издательство Мировые знания, Пекин, 2012.
  4. Линь Мяньцзинь, Лю Цзян. Причина формирования Шанхайской Организации Сотрудничества. Журнал «Международная политика и наука», № 17 от 2009 год, С.52
  5. Дуань Сюфан, Хуань Си. Роль экономического сотрудничества Китая в пространстве ШОС. Журнал «Форум общественных наук Синьцзяня» № 4,, 2013 год, С.24
  6. Bob Reinalda «Routledge History of International Organizations: From 1815 to the Present Day», Routledge, Volume No.1, London, 2013
Основные термины (генерируются автоматически): Китай, Узбекистан, Центральная Азия, отношение, государственный визит, КНР, президент Узбекистана, визит, развитие, торгово-экономическое сотрудничество.


Ключевые слова

, узбекско-китайская дипломатия, узбекская дипломатия по отношению к Китаю, Китайская дипломатия, один пояс один путь

Похожие статьи

Развитие торгово-экономических отношений между российскими и китайскими предприятиями

В условиях экономической агрессии в отношении Российской Федерации развитие двустороннего доверительного взаимодействия с Китайской народной республикой является приоритетом внешнеэкономической политики России. Китай зарекомендовал себя как надежный ...

Динамика политического взаимодействия Китая и Кыргызстана в 2019–2022 годах: анализ и актуальные показатели

Современное политическое взаимодействие между Китаем и Кыргызстаном в период с 2019 по 2022 годы оказалось ключевым фактором в формировании и развитии отношений между двумя суверенными государствами. Важным аспектом взаимодействия остается региональн...

Китайско-японское гуманитарное сотрудничество

Китай и Япония — две влиятельные державы в Восточной Азии, и отношения между двумя странами также влияют на направление безопасности в регионе. После нормализации дипломатических отношений между Китаем и Японией отношения между двумя странами были кл...

Российско-китайское региональное и финансовое сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс – один путь»

Инициатива «Один пояс—один путь» по сути является платформой для содействия международному экономическому сотрудничеству, которое является процессом содействия экономической глобализации и либерализации торговли посредством укрепления регионального э...

Отношения между Южной Кореей и Россией на современном этапе международных отношений

Актуальность темы исследования заключается необходимости дальнейшего исследования миграционных процессов в условиях увеличения интереса государств Корейского полуострова к развитию отношений с Россией на сегодняшний день. Оценка миграционной политики...

Основные противоречия России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества

В статье анализируются расхождения стратегических интересов России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Несмотря на членство в ШОС, способы реализация внешней политики, видение главной цели ШОС, модель отношений с другими странами, ...

Русско-китайское высшее образование в контексте «Один пояс и одна дорога»

В статье кратко анализируется текущая ситуация и особенности сотрудничества в области высшего образования между двумя странами, а также непрерывное развитие китайско-российских отношений в контексте инициативы «Один пояс и одна дорога». Также анализи...

Стратегическое партнерство России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества

В статье автор исследует стратегическое партнерство России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) через призму их политического, военного, культурного и гуманитарного сотрудничества, а также рассматривает вызовы и перспективы да...

Взаимодействие России и Китая в образовательной сфере

Российская Федерация и Китайская Народная Республика являются партнерами во многих сферах: политической, экономической, социальной и культурной. Цель данной стати раскрыть специфику взаимодействия стран в образовательной сфере, указать ключевые механ...

Исследование китайско-русского образовательного обмена в системе высшего профессионального образования

С древних времен Китай и Россия поддерживают контакты и обмениваются информацией в политической, экономической и культурной сферах, которые всегда были интерактивным процессом взаимодействия. Среди них современный китайско-российский обмен высшим обр...

Похожие статьи

Развитие торгово-экономических отношений между российскими и китайскими предприятиями

В условиях экономической агрессии в отношении Российской Федерации развитие двустороннего доверительного взаимодействия с Китайской народной республикой является приоритетом внешнеэкономической политики России. Китай зарекомендовал себя как надежный ...

Динамика политического взаимодействия Китая и Кыргызстана в 2019–2022 годах: анализ и актуальные показатели

Современное политическое взаимодействие между Китаем и Кыргызстаном в период с 2019 по 2022 годы оказалось ключевым фактором в формировании и развитии отношений между двумя суверенными государствами. Важным аспектом взаимодействия остается региональн...

Китайско-японское гуманитарное сотрудничество

Китай и Япония — две влиятельные державы в Восточной Азии, и отношения между двумя странами также влияют на направление безопасности в регионе. После нормализации дипломатических отношений между Китаем и Японией отношения между двумя странами были кл...

Российско-китайское региональное и финансовое сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс – один путь»

Инициатива «Один пояс—один путь» по сути является платформой для содействия международному экономическому сотрудничеству, которое является процессом содействия экономической глобализации и либерализации торговли посредством укрепления регионального э...

Отношения между Южной Кореей и Россией на современном этапе международных отношений

Актуальность темы исследования заключается необходимости дальнейшего исследования миграционных процессов в условиях увеличения интереса государств Корейского полуострова к развитию отношений с Россией на сегодняшний день. Оценка миграционной политики...

Основные противоречия России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества

В статье анализируются расхождения стратегических интересов России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Несмотря на членство в ШОС, способы реализация внешней политики, видение главной цели ШОС, модель отношений с другими странами, ...

Русско-китайское высшее образование в контексте «Один пояс и одна дорога»

В статье кратко анализируется текущая ситуация и особенности сотрудничества в области высшего образования между двумя странами, а также непрерывное развитие китайско-российских отношений в контексте инициативы «Один пояс и одна дорога». Также анализи...

Стратегическое партнерство России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества

В статье автор исследует стратегическое партнерство России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) через призму их политического, военного, культурного и гуманитарного сотрудничества, а также рассматривает вызовы и перспективы да...

Взаимодействие России и Китая в образовательной сфере

Российская Федерация и Китайская Народная Республика являются партнерами во многих сферах: политической, экономической, социальной и культурной. Цель данной стати раскрыть специфику взаимодействия стран в образовательной сфере, указать ключевые механ...

Исследование китайско-русского образовательного обмена в системе высшего профессионального образования

С древних времен Китай и Россия поддерживают контакты и обмениваются информацией в политической, экономической и культурной сферах, которые всегда были интерактивным процессом взаимодействия. Среди них современный китайско-российский обмен высшим обр...

Задать вопрос