Понятие человеческого капитала (humancapital) и его теории возникло во второй половине ХХ века, как ответ экономической науки на вызовы времени, на ускоренное формирование инновационной экономики, постиндустриального и информационного обществ.
Роль специалистов и работников интеллектуального труда в современной экономике и обществе колоссально выросла, а роль и доля неквалифицированного труда, напротив, снизилась и продолжает снижаться с начавшимся процессом формирования экономики знаний, в которой доля человеческого капитала в национальном богатстве в наиболее передовых и развитых странах мира составляет 80–90 % национального богатства.
По Гэри Беккеру, человеческий капитал — это совокупность врожденных способностей и приобретенных знаний, навыков и мотиваций, эффективное использование которых способствует увеличению дохода и иных благ их обладателей.
Г. Беккер оценил экономическую эффективность образования, прежде всего, для самого работника. Дополнительный доход от высшего образования он определил следующим образом. Из доходов тех, кто окончил колледж, он вычитал доходы работников со средним общим образованием. Издержками образования считались как прямые затраты, так и альтернативные издержки – упущенный доход за время обучения. Отдачу от инвестиций в образование Г. Беккер оценил как отношение доходов к издержкам, получив 12–14 % годовой прибавки доходов для работников с высшим образованием. Гэри Беккер одним из первых перенес понятие HC на уровень организации. Он ввел различие между специальными и общими инвестициями в человека. И выделил особое значение специального обучения, в том числе, получение в организациях и фирмах специальных знаний и навыков [1].
Человеческий капитал является многогранным понятием, компоненты которого меняются с развитием общества. Человеческий капитал включает в себя уровень образования людей, качество высшего образование и уровень развития [2].
Хотя экономика Узбекистана быстро растет с 2000 года, для того, чтобы быть конкурентоспособными на международных рынках, она отчаянно нуждается в инвестировании в человеческий капитал [2].
Огромные инвестиции должны быть направлены в социальный сектор, в основном в систему образования. Понимая это, правительство страны регулярно выделяет 50 % своего государственного бюджета на образование. Таким образом, уровень расходов на образование ставит его в один ряд c ведущими странами.
Однако расходы на научные исследования и разработки подводят его близко к менее развитым экономикам. Появляется необходимость увеличения инвестиций в научные исследования и разработки в Узбекистане и довести их до уровня других развитых стран.
В целом, если международная тенденция приводит к увеличению числа людей, которые получили высшее образование, то в Узбекистане наоборот: за последние 20 лет заявки на получение высшего образования начали снижаться [2].
Рис. 1. Пропорции населения с высшим образованием
Необходимость наращивания человеческого капитала в Узбекистане определяется следующими процессами:
Рост наукоемких отраслей. В период с 2000 по 2011 год среднегодовой темп экономического роста составил 6,7 %, в то время как инвестиции ежегодно увеличиваются в среднем на 11 %. Отличительной чертой этого периода является тот факт, что быстрый рост ВВП в настоящее время осуществляется в основном за счет увеличения доли промышленности, а не с помощью традиционных сырьевых отраслей экономики, таких как сельское хозяйство.
Например, в 2011 году доля сельскохозяйственной продукции ВВП составила 17,6 %, снизившись на 12,5 % по сравнению с 2000. Доля отрасли за тот же период увеличилась с 14,2 до 24,0 %, в то время как услуги выросли с 42,5 до 45,1 %.
Изменение в требованиях к качеству жизни. Быстрый рост экономики и инвестиций привело к росту реальных доходов населения (на 21,4 % в год). В результате, доля сбережений в совокупных доходах домохозяйств выросла с 2 % в 2000 году до 20,2 % в 2010. Улучшение финансового положения людей приводит к увеличению требований к системам, которые определяют качество жизни.
Мобильность трудовых ресурсов. Одной из главных тенденций в развитии современного мира является высокая мобильность. Это включает в себя людей с хорошим образованием и возвышенных устремлений, которые составляют творческий класс — часть общества, что, благодаря их достижениям, тянет страну на новый уровень развития. «Утечка мозгов» является серьезной проблемой, так как отток знаний из страны создает препятствия для развития научных исследований и разработок (R & D). Один из немногих надежных способов поддержания творческого класса в стране является способность обеспечить его высококачественными учреждениями, которые формируют и создают человеческий капитал (образование, здравоохранение и система науки) [3].
Для того, чтобы человеческий капитал стал фактором экономического роста и инноваций, важно применять целостный подход, при котором каждый элемент принимает во внимание другие части системы. Только тогда инвестиции в человеческий капитал начинают давать отдачу в виде повышения производительности, основанной на инновациях. С этой целью основное внимание должно уделяться в следующих сферах:
1. Более радикальные реформы в системе высшего образования Узбекистана.
Изменение социальных задач высших учебных заведений — способствовать быстрому экономическому развитию и развиваться в очень быстром темпе, чтобы помочь модернизировать общество.
Увеличение автономии высших учебных заведений — в целях повышения качества их обучения, расширить свое сотрудничество с частным сектором и повышение эффективности их управления финансами.
Адаптировать высшее образование к изменяющимся потребностям путем увеличения исследовательского компонента и интеграции международных норм в профессиональном образовании.
2. Стимулы для высших учебных заведений – сотрудничать с другими организациями, участвующими с инновациями. Исследования и инновации высшими учебными заведениями осложняются слабым сотрудничеством как между собой, так и с бизнесом, государством и обществом. Государственная политика должна быть направлена на развитие сотрудничества следующими способами:
Формирование национальных «технологических платформ», которые представляют собой автоматизированную электронную систему, которая способствует развитию академических, научных исследований и консультационных услуг.
Разработка мер по стимулированию сотрудничества между предприятиями и университетами в целях поощрения инноваций в сфере образования и науки.
Развитие образования взрослых — создание системы непрерывного профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации для людей всех возрастов. Это позволило бы обеспечить:
поддержку государственно-частного партнерства в области неформального образования;
финансирование программ повышения квалификации в секторе финансируемым правительством;
формирование ядра образовательных консультантов.
Литература:
- Корчагин Ю. А. Российский человеческий капитал — фактор развития или деградации? — Воронеж: ЦИРЭ, 2005.
- Human Capital for Sustainable Growth and Development, Center for Economic Research, Tashkent, Issue # 9 (October 2012).
- Improving the Quality of Human Capital in the Context of Modernizing the Economy and Society, Center for Economic Research, Tashkent, Issue # 9 (October 2012).