Элементы педагогического проектирования как творческо-профессиональное развитие учащихся 10–11 классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 16.05.2015

Статья просмотрена: 239 раз

Библиографическое описание:

Павлова, Ю. В. Элементы педагогического проектирования как творческо-профессиональное развитие учащихся 10–11 классов / Ю. В. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1246-1249. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18494/ (дата обращения: 16.11.2024).

Постановка проблемы. Анализируя жизнь и деятельность подростков в целом, и отдельно личность каждого, можно заметить, что проявляется и совершенствуется такая технология, как проектирование.

Привлечение понятия «проектирование» в образовательную сферу и трансформация его в понятие «педагогическое проектирование» связанно с решением множества методологических проблем и их соотнесения между собой. Педагогическое проектирование — это процесс создания проекта, которое отражает решение той или иной проблемы. [1, с. 26]. Оно определяет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Значительная часть ученых рассматривает педагогическое проектирование только как роль в проекте педагога, но на сегодняшнем этапе образование выходит за рамки одностороннего развития. Ведущая роль отводится ученикам 10–11 классов, так как их образовательная деятельность построена именно на планировании, проектировании и перспективе успешной реализации своего базового профессионализма. Успех зависит от того, насколько вовлечен в свою деятельность современный старшеклассник.

Результатом проектирования его деятельности является проект, функциональная основа которого зависит от многих факторов: состоянии среды, особенности субъектов, занятых в подготовке конкретного проекта, функциональные связи, между элементами проекта. Но осуществление проекта, его идей и целей невозможно без наиболее значимого фактора такого, как мотивация [2, с. 57].

Анализ последних исследований и публикаций. Основоположниками проектной парадигмы в педагогике, по мнению исследователя Н. К. Зотовой, стал А. С. Макаренко и другие выдающиеся педагоги 20–30-х годов, выступившие в роли конструкторов новой педагогики. Педагогическое проектирование как наука и его приложения исследовались В. С. Безруковой, В. П. Беспалько, Е. М. Пототня, В. С. Юсуповым, Ю. К. Черновой и другими.

В технической отрасли знаний (М. Азимов, Л. Б. Арчер, В. Гаспарский, Дж.К. Джонс, Ян Дитрих, П. Хилл и другие), проектирование традиционно понимается как подготовительный этап производственной деятельности.

Рассматривая проектирование педагогических технологий как индивидуальную творческую деятельность педагога, Н. Н. Суртаева выделяет такие этапы, как: теоретический (теоретическое создание проекта), рефлексивный (самоосмысление, самоанализ), экспериментальный (частичное внедрение, апробирование), корректирующий (уточнение теоретического проекта) и заключительный (внедрение проекта).

Любой проект формируется только за счет сформировавшегося мировоззрения, определения внешней, окружающей учащегося ситуации, только у сформировавшейся личности учащегося. По мнению К. К. Платонова: «Личность — это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество самого себя человек, обладающий уникальным динамичным соотношением пространственно временных ориентаций, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которое обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой, обществом и своей совестью» [3, с. 78]. Признаки, содержащиеся в данном определении, наиболее удачно передают сущность того, что происходит в реальном процессе современного учащегося в проектировании.

Проблемой педагогического проектирования педагогов занималось достаточное количество ученых, а что касательно изучения проектирования профессиональной деятельности учащихся 10–11 классов и студентов, к сожалению, проблема мало изучена. Исследованием данной проблемы занимались такие ученые, как О. В. Богомолова, Н. Н. Головина, В. А. Федотова, преподаватели вузов, которые рассматривали проблему проектирования деятельности учащихся с внедрением компьютерных технологий, то есть замены естественного творческого мышления, на использование программ, выполняющих запросы проекта.

О. В. Богомолова отмечает, что «творческие проекты учащихся 10–11 классов сопровождаются пояснительными записками, в которых отражается следующее: эскизный проект (обоснование объекта проектирования, описание внешнего вида модели и так далее); технический проект (обоснование выбора формы, разработка базовой конструкции, комплектации и другое); технологический проект (технологическая последовательность изготовления изделия), презентация». Делая вывод, она отмечает: «Работа с творческими проектами позволяет подвести итог, что у метода проектов есть будущее. Он способствует усилению межпредметных связей, оказывает большое воспитательное воздействие, развивает творческие способности учащихся» [4, с. 15].

По отношению к творческому проявлению в проектировании мнения разделились. Кто-то считает, что это «твердо проложенная дорога», отступление от которой приравнивается к пренебрежению образовательных парадигм. Но так же имеет место быть и другая точка зрения: творчество тесно связано с мотивационными факторами. Открывая в себе «художника» своей деятельности, учащийся определяет для себя новые цели, возможности, удачные идеи и их пути реализации [5, с. 116].

Целью данной статьи является рассмотрение взаимодействия мотивационных факторов с творческими способностями в базовой профессиональной деятельности учащихся 10–11 классов.

Изложение основного материала. К сожалению, на сегодняшний день ученик 10–11 классов практически не задумывается о том, как наиболее творчески подойти к планированию, а еще сохранить и сохранить профессиональные основы той деятельности, в которой разрабатывается проект.

Механическая деятельность, загруженный график и углубленное изучение теоретического материала — утрачена способность будущего специалиста к самостоятельному решению творческих вопросов [6, с. 172]

Для того, чтобы такой проблемы не возникало педагогам необходимо вводить планово разработку различных проектов, но обязательно с использованием и внедрением в практическую деятельность.

Обучаясь в профильных классах (информационно-технологический профиль) 87,8 % (приведены статистические данные проведенного опроса среди учащихся 10–11 классов информационно-технологического профиля) учащихся имеют способности к рисованию и моделированию каких-либо объектов. Для того, чтобы учащийся мог себя реализовать, необходимо вводить в его обучение проблемные ситуации, то есть предложить создать проект на определенную тематику, ту, которая вдохновит ученика к улучшению окружающей его профессиональной среды. Что значительно облегчит деятельность, как самого учащегося, так и учителя.

Для реализации данного предложения необходимо учитывать три составляющих проектирования.

Первая составляющая — соответствие проблемы будущего проекта выбору профессиональной деятельности ученика 10–11 классов. Современный учащийся владеет возможностью реализовать любые желания и планы. Но необходимо учитывать, что обучается он в данном профильном классе, по конкретному профилю, а значить его цель — активизировать и раскрыть свои способности именно здесь. Отвлечение учащегося от поля его деятельности приводит к неполному результату, а то и к полному его отсутствию, к личностному профессиональному разочарованию.

Второй составляющей выступает окружающая его среда, субъекты проекта и условия его реализации. В этом случае имеется ввиду место и роль, которое занимает или имеет отдельный ученик в реализации проекта. В первую очередь необходимо подготовить психологическую почву для работы, выстроить отношения с группой, в которой создается или реализуется проект. Организовать процесс так, чтобы группы исполнителей или ученик находились в комфортных условиях для себя, а не проходили адаптационный период, который повлияет на весь процесс проектирования.

Третья составляющая — основополагающая. Это мотивация. То для чего ученику действовать, проявлять желание и способности.

Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр. Сегодня этот термин понимается разными учеными по- своему. Например, мотивация по В. К. Вилюнасу — это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность [7, с. 124]. Константин Платонов считает, что мотивация как явление психическое, есть совокупность мотивов.

Каждый учитель определяет для себя те мотивационные аспекты, которыми он будет регулировать проектную деятельность студентов, опираясь на свой опыт и интуицию, или какие-либо методические и дидактические рекомендации. А что же касается ученика старшей школы, то в первую очередь, это побуждающие мотивы, например, такие как материальные, духовные, личностные и общественные. В каждом мотиве ученик видит для себя то ядро, которое порождает у него проявить всецело свои возможности, а толчком к раскрытию профессионализма у учащихся в какой-либо профессии является творчество [7, с. 49]. Именно это указывали учащиеся 10–11 классов, отвечая на вопросы проведенного анкетирования.

Рассматривая каждый в отдельности взятый мотив к побуждению деятельности, можно отметить, что наиболее значимым стало личностное побуждение, то есть саморазвитие, становление себя, самореализация, что говорит о глубине вовлечения себе в профессиональную деятельность. Моральное (духовное) удовлетворение для учеников 10–11 классов определило их участие в различных научных, развлекательных и творческих мероприятиях в стенах школы. Личностные и духовные мотивы учеников дают обществу результат его деятельности, что непосредственно влияет на его развитие, культуру и образование.

Для того чтобы осуществить все идеи и действия ученик «просит» материальную поддержку. А значит, проявляется материальная мотивация. Поощрение за деятельность всегда должна быть, но только в том случае, если оно справедливо: «Главный орган человеческого тела, незыблемая основа, на которой держится душа — кошелек», — Кармейль [8]. Поэтому как бы человек не стремился к прекрасному, но низменные потребности преследуют его всегда. Тем более подростковый возраст — это молодость и стремление добиться все и сразу, а в любой профессиональной деятельности всегда присутствуют составляющие творчества, требующие определенных инвестиций. «Старики всегда советуют молодым экономить деньги. Это плохой совет. Не копите пятаки. Вкладывайте в себя. Я в жизни не сэкономил и доллара, пока не достиг сорока лет», — говорил сверхуспешный Френсис Бэкон [8].

Исходя из выбранных мотивов деятельности, ученик определяет для себя место будущей профессии в своей жизни и выбирает такие аспекты, которые наиболее ярко выражают его и как личность, и как будущего профессионала. Анализирую ответы из анкеты, отметим, что 74, 6 % опрошенных считают, что профессии, относящиеся к выбранному ими информационно-технологическому профилю, полностью взаимосвязаны с творчеством и его элементами. Учащиеся отметили, что одно без другого немыслимо, бессмысленно и односторонне. При этом респонденты отметили, что есть необходимость увеличения количества дисциплин и мероприятий, развивающих творческие способности. Отмечается тот факт, что творчество и его элементы при подготовке в информационно-технологическом профиле выражены (присутствуют) только в отдельных дисциплинах. Что не в полной мере удовлетворяет потребность учащихся 10–11 классов.

С целью же широкого охвата учащихся творческим проектированием в школе уже несколько лет работает Ученическая творческая лаборатория, в которой процесс творчества построен по законам и закономерностям проектирования.

К различным проектам привлекаются ученики с первого этапа — изучения культурного наследия в предметах быта, искусства и общества. Далее по мере изучения профильных дисциплин к работе над проектами привлекаются учащиеся старшей школы. На последнем этапе — презентация проектов (в виде спектаклей, открытых уроков, круглых столов, выставок и другое) — идет коллективная работа: по подбору музыкального сопровождения, демонстрантов, ведущих, подбор костюмов. Так же для повышения профессионализма ученики отмечают и необходимость увеличения научной деятельности: участия в конференциях, выполнения исследований, творческих работ. По этой причине учащийся 10–11 классов ищет место реализации своих творческих возможностей: занимается в кружках, секциях, танцевально-спортивных группах. Отводя на это значительную часть своего свободного времени, что приводит к снижению заинтересованности учебной деятельностью, но главное к участию в проектах (творческие и научные), выгодной «продажи» своего таланта. Такие показатели приведут к деформации деятельности старшеклассников, к разладу и не планированию своего процесса обучения, а как следствие, к ухудшению качества развития профессионализма и личностного удовлетворения [9, с. 66].

Делая выводы, хотелось бы отметить, что творчество является движущим фактором деятельности ученика старших классов. Изменение отношения к творчеству как основе профессионализма будущего профессионала приведет к стабильному и стремительному развитию значения даже профессии, имеющей слабую значимость на социальной арене. Изменения в подготовке специалистов, в контексте современных экономических и социальных изменений учебные программы некоторых учебных дисциплин нуждаются в модернизации. Перспективным направлением данной тематики выступает углубленное рассмотрение элементов творчества, применение и внедрение их в практике учебной деятельности учащихся 10–11 классов, а так же привлечения к ней с помощью творческих проектов как компонентов педагогического проектирования, на основе инновационных подходов.

 

Литература:

 

1.                  Гурье Л. И. Проектирование педагогических систем: [учебное пособие] / Л. И. Гурье. — Казан. Гос. Технол ун-т. — Казань, 2004. — 212с.

2.                  Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика: [учебное пособие] /В. С. Безрукова. — Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344 с.

3.                  Маклаков А. Г. Общая психология: направленность и мотивы деятельности личности / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.

4.                  Родионов В. Е. Нетрадиционные педагогическое проектирование: [учебное пособие] / В. Е. Радионов. — СПб.: СПбГТУ, 1996. — 25 с.

5.                  Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности: [учебное пособие] / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2009. — 448 с.

6.                  Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества. / Л. Б. Ермолаева-Томина. — М.: Академический проект, 2005. — 304 с.

7.                  Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: [учебник] / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с.

8.                  Kacman/ Бизнес для молодежи [Электронный курс] // рубрика: Teen Biz, разное. — 2010. — Режим доступа: teenbiz.ru/other/vyskazivaniya-o-dengax.

9.                  Болтов В. А. Проектирование профессионального педагогического образования / [В. А. Болотов, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков, Н. А. Шайденко] // Педагогика. — 1997. — № 4. — С. 66–72.

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, информационно-технологический профиль, класс, педагогическое проектирование, проект, ученик, деятельность, будущий профессионал, значительная часть, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития познавательной активности учащихся 1–4 классов

Психолого-педагогическое сопровождение на этапе профессионального самоопределения обучающихся

Организационно-психологическое сопровождение развития исследовательской компетентности педагога современной школы

Учебно-исследовательская деятельность студентов как условие становления субъектности будущего учителя

Формирование иноязычной межкультурной компетенции учащихся на основе лингвострановедческого материала

Эффективное профессиональное ориентирование учащихся в качестве педагогико-психологической, социальной проблемы

Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в межаттестационный период

Требования к личности педагога-наставника в процессе духовно-просвещенческого воспитания студентов

Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов педагогического профиля

Развитие профессионального сознания педагогов в процессе аналитико-коррекционного взаимодействия методиста с педагогическим коллективом

Похожие статьи

Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития познавательной активности учащихся 1–4 классов

Психолого-педагогическое сопровождение на этапе профессионального самоопределения обучающихся

Организационно-психологическое сопровождение развития исследовательской компетентности педагога современной школы

Учебно-исследовательская деятельность студентов как условие становления субъектности будущего учителя

Формирование иноязычной межкультурной компетенции учащихся на основе лингвострановедческого материала

Эффективное профессиональное ориентирование учащихся в качестве педагогико-психологической, социальной проблемы

Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в межаттестационный период

Требования к личности педагога-наставника в процессе духовно-просвещенческого воспитания студентов

Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов педагогического профиля

Развитие профессионального сознания педагогов в процессе аналитико-коррекционного взаимодействия методиста с педагогическим коллективом

Задать вопрос