Требования к личности педагога-наставника в процессе духовно-просвещенческого воспитания студентов
Автор: Кинжаева Гулбохор Саттаркуловна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2013)
Статья просмотрена: 4174 раза
Библиографическое описание:
Кинжаева, Г. С. Требования к личности педагога-наставника в процессе духовно-просвещенческого воспитания студентов / Г. С. Кинжаева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/3951/ (дата обращения: 16.12.2024).
В данной статье раскрывается роль преподавателя-наставника в духовно-нравственном воспитании и интеллектуальном развитии студентов, определены и охарактеризованы требования, предъявляемые педагогу высшей школы в подготовке будущих специалистов, обозначены дидактические принципы деятельности преподавателя в указанном выше направлении.
Особо подчеркнута необходимость осуществления педагогического сотрудничества со студентами, обучения их навыкам культуры общения.
Ключевые слова: педагогическое воздействие, духовно-просвещенческое воспитание, педагог-наставник, требования, принципы, современные знания, нравственные качества, убеждения, культура общения.
Государственная политика в области подготовки кадров направлена на формирование всесторонне развитой личности гражданина Республики Узбекистан путем интеллектуального и духовно-нравственного воспитания учащихся в системе непрерывного образования. В данном процессе обучающиеся овладевают знаниями, осуществляется их интеллектуальное и творческое развитие, реализуется право на труд по специальности.
Основным условием духовно-просвещенческого воспитания студентов является педагогическое воздействие на них преподавателей-наставников и полное доверие к справедливости их требований.
В духовно-просвещенческом воспитании от каждого педагога-наставника требуются высокий интеллектуальный уровень, находчивость, терпение, преданность своей профессии. Кроме того, педагогу необходимо постоянно быть в поисках нового, накапливать знания и опыт, уметь разъяснять студентам сложные вопросы, разделять с ними их чувства, отслеживать динамику их развития и в трудных ситуациях оказывать студентам практическую помощь. Ведь учитель-основной исполнитель заказа общества по обучению и воспитанию молодого поколения, поэтому он должен отвечать общественным требованиям и соответствовать всем своим обликом идеалам общества. Анализ научной литературы и состояния педагогической практики позволяет обозначить требования к педагогу. Они состоят в следующем:
1. Учитель обладает педагогическим призванием, проявляет творчество в своей деятельности, с любовью относится к своим воспитанникам.
2. Учитель владеет религиозными и светскими знаниями, имеет авторитет как высоконравственная личность.
3. Имеет твёрдые убеждения и свои позиции относительно разных теорий и течений, уверен в развити независимого Узбекистана как государства со светлым бущуим.
4. Является истинным патриотом и воспитывает учащихся в таком же духе.
5. Обладает глубокими знаниями в области педагогической профессии — по психологии, педагогике и другими научно-теоретическими и практическими знаниями.
6. Любит студентов, учитывает их психические, возрастные и индивидуальные особенности, вникает в их проблемы.
7. Свободно и творчески мыслит, строгий и справедливый.
8. Этически выдержанный и вежливый по отношению к студентам, воспитывает у студентов культуру поведения.
9. Завоевал доверие других к своим словам и поступкам, пользуется авторитетом.
10. Хороший оратор, логически мыслит, грамотно, четко и последовательно доносит до студентов научно-познавательную информацию.
11. Обладает высокой культурой, развитым эстетических вкусом, является образцом для воспитанников.
В современных условиях человек с новым мышлением должен прежде всего иметь чувство гражданского долга. Следовательно, педагог-наставник должен предусмотреть в системе воспитания направление формирования у студентов гражданской позиции.
Основной духовно-просвещенческой задачей остается вооружение молодого поколения глубокими специальными знаниями, расширение общего кругозора студентов. В связи со всё возрастающим информационным потоком на преподавателя возлагается функция отбора наиболее востребованных знаний.
В обучении студентов современным знаниям педагог-наставник должен опираться на следующие дидактические требования:
- направлять студентов на выяснение учебных или воспитательных вопросов путем обсуждения, находить решения проблем в дискуссиях;
- ориентировать учащихся на восприятие, осмысление и усвоение предлагаемых преподавателем знаний;
- заучивать наиболее важные понятия, положения;
- обучать других знаниям, которые освоил сам;
- доводить до осознания студентами роли науки в развитии общества;
- стимулировать интерес студентов к знаниям;
- создавать условия для выяснения любых вопросов (без стеснения) по изучаемой теме;
- повторение тем, разделов для более глубокого усвоения знаний;
- объяснение преимуществ системного изучения знаний;
- поощрение стремлений студентов к полноценному и глубокому усвоению знаний.
Чтобы соответствовать данным требованиям, преподаватель должен владеть профессиональными знаниями, профессиональными способностями, педагогической этикой и педагогической техникой. Современного учителя характеризует широта мировоззрения, свободное изложение сути происходящих явлений, повышение своего профессионального уровня, стремление заинтересовать учащихся научно-технической и практической деятельностью, использовать новые педагогические технологии. Кроме того, преподаватель призван соблюдать педагогическую этику, с уважением и вниманием относиться к воспитанникам владеть знаниями в области общей культуры, литературы и искусства.
В педагогической деятельности учителя-наставника важное место занимают его нравственные качества, в особенности они важны в духовно-просвещенческом воспитании. Усвоив общечеловеческие и национально-нравственные ценности, педагог может применять их в собственной деятельности, соотнося с общепринятыми нравственными нормами и критериями. В процессе проведения учебных занятий, воспитательной работы, в повседневном общении нравственные убеждения, ставшие лычными качествами наставника, оказывают положительное воздействие на студентов, так как в основе педагогической этики учителя лежат гуманизм, любовь к Родине, национальное достоинство, справедливость, доброта, чувство долга и ответственности, искренность, правдивость, требовательность и другие качества.
В духовно-просвещенческом воспитании особое значение имеет культура общения преподавателя со студентами. Как правило, образцом такого общения является сам преподаватель. На его примере студенты стараются приблизиться к идеалу в культурном общении.
Понимание общественного долга также является одним из показателей нравственного облика педагога. Этот аспект вбирает в себя соблюдение законов, уважение прав и свобод других людей, бережное отношение к истории народа Узбекистана, культуре и духовному наследию, охрану окружающей среды, верность своему долгу перед обществом. Учитель-наставник должен обладать гражданским самосознанием, высокой дисциплиной, быть скромным, гуманистичным, уметь контролировать свои поступки и объективно оценивать себя.
Долг учителя-наставника — выполнять возложенные на него функции по обучению и нравственному воспитанию учащейся молодежи. Выполнение данной функции зависит от того, какие отношения складываются у педагога с его коллегами, студентами, родителями, насколько он ответственен перед педагогическим коллективом и обществом за свою деятельность.
Но в первую очередь учитель-наставник должен быть требователен к самому себе, тогда и требования по отношению к студентам будут оправданными и эффективными. Понятия справедливости включает в себя объективность, правдивость, нравственную основу, поэтому считается проявлением духовности.
В исламском учении справедливость признается высокой ценностью «Сила в справедливости» — этот призыв (лозунг) был ведущим в государственном управлении Амира Тимура и неуклонно выполнялся.
Справедливость — одно из обязательных требований во взаимоотношениях между людьми. Оценка «справедливый» по отношению человеку означает умный, рассудительный, достойный и мужественный человек, умеющий держать своё слово и отстаивать своё мнение. Справедливый человек, с чистой душой, выдержанный, не склонный к конфликтам, пользующийся доверием среди людей.
Для того, чтобы быть воспитанным и человечным, надо быть справедливым. Справедливость проявляется в вежливом обращении с другими людьми. Справедливость и человечность предостерегают людей от дурных поступков и ошибок и направляют их на правильный путь.
Справедливый человек не причинит зла другим. Он действует с умом и рассуждает логично. Справедливость преподавателя проявляется в его объективности, в духовном воспитании студентов, отношении к общественной работе, оценивании знаний студентов. Справедливость учителя во многом влияет на эффективность процесса воспитания, так как студенты воспринимают его как объективного, бескорыстного человека, которому можно доверять.
В процессе воспитания педагогу следует постоянно наблюдать за изменениями в поведении студентов, их развитием, оказывать поддержку в их увлечениях и стремлениях и, прежде всего справедливо оценивать. При этом, если оценивая знания и способности студентов, преподаватель не принимает во внимание условия и мотивацию поведения, он может оказаться несправедливым. Несправедливость больше всего «ранит» душу человека, ущемляет его достоинство, порождает недоверие к воспитателям. Из этого следует, что учитель в каждом слове, каждом поступке должен быть образцом справедливости.
К этому требованию добавляется необходимость быть высоко-образованным, честным, искренним.
Совершенно очевидно, что помимо глубокого знания своего предмета, учитель должен обладать широкими познаниями в других науках, ибо, первое, за что студенты ценят педагога — это за его научную компетентность. Профессия педагога требует постоянной работы над собой, обновления и пополнения профессиональных и общих знаний. Кругозор учителя охватывает знания идеологической жизни, художественной литературы, информацию из области театра, кино, телевидения, спорта, разных видов искусства. Преподаватель должен не только сам владеть этими знаниями и информацией, но и уметь донести их до, студентов, разъяснить ценность всех знаний.
Честность также относится к числу нравственных качеств, присущих педагогу. Она (честность) проявляется, прежде всего, в сознательном выполнении своих профессиональных задач в соответствии с высокими требованиями. Правдивость, искренность очень близко при мыкают к другим моральным качествам учителя.
В комплексе все названные выше качества создают духовно-нравственный облик педагога, деятельность которого имеет огромное общественно-политическое значение.
Итак, основными критериями при подготовке будущих учителей должны выступать, наряду с уровнем профессионального развития, сформированность таких качеств, как ответственность, справедливость, достоинство, доброта, честность, правдивость, скромность, объективность и ряд других.
Важной специфической стороной учителя-наставника является его духовно-политическая убежденность, поскольку вся педагогическая деятельность опирается на определенные убеждения и нравственные принципы. Мировоззрение учителя, его педагогическая теория воплощаются в практической деятельности в образовательном учреждении. Она направлена на формирование у учащейся молодежи преданности Родине, трудолюбия, честности и порядочности, скромности, нравственной чистоты, нетерпимости к противоправным действиям. Педагог стремится к тому, чтобы эти качества стали внутренней потребностью молодежи. В своей работе учитель не довольствуется достигнутыми успехами, он старается узнавать новое, повышать свой профессиональный уровень. Для учителя имеет большое значение завоевание авторитета у студентов. В свою очередь авторитет преподавателя — это гарантия успеха нравственного совершенствования студенческой молодежи.
Важным фактором воздействия на сознание учащихся является речь учителя-наставника, так как в его речи отражается интеллектуальный потенциал педагога, его образ мышления, его эмоциональная сфера, интересы. В речи преподавателя может звучать оптимизм, радость, возвышенность души, любовь, ненависть, презрение и другие чувства. Кроме того, влияние на слушателей оказывают интонация, тембр голоса, чистота звука, смысловые оттенки-несогласие, утверждение, уверенность, сомнение. Поэтому для учителя очень важно следить за своей речью и при необходимости совершенствовать её.
Речь учителя — один из важных показателей его педагогической культуры.
Речь педагога-наставника обеспечивает:
- установление взаимопонимания и общения между преподавателем и студентом;
- положительное влияние на сознание и чувства стулдентов;
- понимание и полное усвоение знаний.
Педагогическая деятельность требуат от учителя больших усилий, так как в процессе обучения и воспитания ему приходится преодолевать немалые трудности, проявлять выдержку, терпение, принимать взвешенные решения. В ряде случаев преподаватель испытывает психическое давление со стороны студентов из-за проявления ими негативных эмоций. Бывает и так, что преподаватель теряет самообладание в результате недостойного поведения своих учеников. В такой ситуации надо призвать на помощь всю свою волю, чтобы не допустить разрастания конфликта.
Среди волевых качеств педагогов-наставников следует отметить выдержанность, устойчиаость, которые помогают педагогу проявлять строгость и требовательность к студентам в плане оценки их знаний.
Но строгость педагога далжна сочетаться с заботой о студентах и вежливым к ним обращением.
В заключение следует подчеркнуть что педагог-наставник играет исключительную роль в духовно-просвещенческом воспитании, и потому требования к нему сложные и многоаспектные. В основном они выражаются в следующем: овладение глубокими и прочными знаниями в процессе своей деятельности, применение разных граней педагогического мастерства, воплощение в себе высоких нравственных качеств, владение на высоком уровне культурой речи и культурой общения со студентами, идейно-политическая убежденность, воспитание в себе волевых качеств.
Литература:
1. Ўзбекистон Республикасининг «Таълим тў?рисида»ги ?онуни // Баркамол авлод — Ўзбекистон тара??иётининг пойдевори. — Т.: Шар?, 1997. — 20–29 б.
2. Ўзбекистон Республикаси «Кадрлар тайёрлаш миллий дастури» // Баркамол авлод — Ўзбекистон тара??иётининг пойдевори. — Т.: Шар?, 1997. — 31–61-б.
3. Очилов М. Муаллим — ?алб меъмори (Сайланма). — Т.: Ў?итувчи, 2001. — 432 б.
4. Ochilov M. Yangi pedagogik texnologiyalar. Qarshi, Nasaf, 2001.
5. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс (Учеб.для студ.педвузов: в 2 кн. Общие основы. Процесс обучения). — М.: Владос, 1999. Кн. 1. — 576 с.
6. Профессиональная культура учителя / Пед. ред. Сластенина В. А. — М.: 1993.
7. Тохтаходжаева М. Х., Нишонова С., ?асанбоев Ж. Ю. ва бош?. Педагогика назарияси ва тарихи. 1-?исм. Педагогика назарияси. — Т.: Iqtisod-moliya, 2007. — 380 б.