Одним из важнейших факторов воспитания является совершенство личности учителя-воспитателя, ибо воспитатель – лицо, обеспечивающее эффективность воспитания. Это обстоятельство полностью доказано на практике.
Основной ролью учителя сегодня является не только осуществление учебно-воспитательного процесса, но и направленность воспитания на демократическое и свободное творчество учащихся. Учитывая условия воспитательного процесса, учитель может добиться эффективности лишь в том случае, если он глубоко проанализирует результаты воспитательной работы и сделает правильные выводы.
Сегодня много говорится о недостатках школьного воспитания, которые обусловлены не только неполноценными условиями обучения, неуправляемостью учащихся, равнодушием родителей, но и низкой профессиональной подготовкой самих учителей. Совместное сотрудничество возникает в результате демократизации и гуманизации школьного образования, т.е. на основе взаимопонимания и общности целей. Основная задача современного учителя состоит в обеспечении педагогического воздействия на воспитуемых, осуществлении отношений сотрудничества путем проявления уважения, равного участия в достижении цели со стороны обучаемых и обучающих.
Из этого следует, что система и структура воспитательного процесса должна быть гибкой, динамичной, в частности, при организации духовно-просветительских работ.
Известно, что система воспитательных работ строится на основе определенных критериев. Система модели воспитательного процесса, основанная на определенных критериях, имеет следующую структуру: цели и задачи, содержание воспитательного процесса, условия осуществления процесса, взаимное сотрудничество воспитателя и воспитуемого, формы и методы, используемые в воспитательной деятельности, этапы развития процесса в определенный период и т.д. Данная система относится и к организации духовно-просветительских работ.
Современный воспитательный процесс направлен на:
целостное формирование личности с учетом её всестороннего развития на основе личностно-ориентированной учебно-воспитательной работы;
формирование духовно-нравственных качеств на основе общечеловеческих ценностей, направленных на интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие;
ознакомление учащихся с духовно-просветительским наследием в сфере науки и искусства;
формирование у учащихся жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям, правам и обязанностям личности;
развитие интересов и способностей личности с учетом желаний и возможностей, социальных потребностей;
организация познавательной деятельности, развивающей индивидуальное и общественное сознание учащихся;
целесообразная организация видов деятельности, формирующих духовно-просветительские качества личности;
развитие культуры общения, являющейся важной социальной задачей личности в условиях труда.
В процессе воспитания необходимо выделить основные этапы в структуре духовно-просветительского воспитания. Данный процесс подразумевает осуществление воспитания в последовательности и динамике.
В духовно-просветительском воспитании важным является осознание воспитанниками нравственных норм и традиций. Особое внимание при этом следует уделить процессу «перерастания знаний учащихся в ух убеждения», опираясь на жизненные принципы.
Важным также представляется, превращение убеждения в чувства. Только воздействуя на чувства учащихся, можно воспитать духовные качества.
Но самое главное в процессе воспитания – это деятельность. На практике деятельность сочетается с воспитанием взглядов, убеждений, чувств. В зависимости от того, насколько целесообразно организована практическая деятельность в процессе воспитания, повышается эффективность духовно-просветительского воспитания.
Эффективность духовно-просветительского воспитания обеспечивается также взаимосвязью его составных частей.
В данном процессе необходимо, во-первых, проектирование процесса, определяющего цели и задачи духовно-просветительского воспитания; во-вторых, направление его на охрану труда и природы; в-третьих, организация деятельности, направленной на развитие общественно-коллективных, организационно-управленческих, коммуникативных, нравственных качеств; в-четвертых, установление межличностных отношений и коррекция основных видов деятельности воспитуемых; в-пятых, контроль и подведение итогов, анализ и заключение о соответствии полученных результатов запланированным.
Условием результативности духовно-просветительского воспитания является последовательность педагогической деятельности в следующем порядке: 1) ознакомление с общими положениями и студентами; 2) формирование отношений; взглядов и убеждений; общей направленности личности [4].
То есть, сначала определяются требуемые понятия, правила и нормы поведения учащихся, затем формируется их отношение к правилам и нормам поведения. В основе формирования этих отношений лежит необходимость осознания данных норм и правил, которое приводит к выработке собственных оценок: справедливые или неприемлемые.
Высшая форма их развития – это убеждение, а самый верный путь его формирования и укрепления – создание ситуаций, выражающих точку зрения учащегося. И, наконец, весь процесс воспитания, формирующий общую направленность личности – это воспитание духовности, переходящей в устойчивые нормы поведения. Таким образом, система первичных духовно-просветительских действий постепенно будет превращаться в основные качества характера личности.
Будущие педагоги-учителя, готовящиеся к профессиональной педагогической деятельности, должны быть в курсе некоторых важных скрытых особенностей учебно-воспитательного процесса. Чтобы иметь теоретические знания о профессии учителя, они должны знакомиться с новой методической литературой, знать своеобразные особенности педагогической профессии, получить четкое представление о практической деятельности учителя, классного руководителя и учителя-предметника через наблюдения, обмен опытом, интервью, анализ разных педагогических ситуаций, уметь решать возникающие проблемы.
Очень важно знать содержание, задачи, своеобразные особенности духовно-просветительских работ. Практические занятия по педагогике имеют огромные возможности в этом плане. Методологической основой в данном аспекте служат Закон Республики Узбекистан «Об образовании», «Национальная программа по подготовке кадров», выступления и доклады Президента И.А.Каримова, а также его произведение «Высокая духовность – непобедимая сила».
В реформировании образования особое внимание в деятельности учителя уделяется делу воспитания молодежи на основе национальной независимости и идеологии, осуществлению непрерывноcти образования, воспитанию в духе национальных и общечеловеческих ценностей, развитию духовно-нравственных качеств.
Исходя из этого, особое внимание уделяется подготовке учителей, которым предстоит осуществлять намеченные задачи.
Награждение учителей правительственными наградами «Отличник народного образования», «Заслуженный учитель», «Заслуженный работник народного образования» и другими наградами и званиями свидетельствует, насколько высоко определен статус педагога в нашей стране. Чтобы действовать в ногу со временем, учителям необходимо постоянно знакомиться с материалами периодической печати, быть в курсе государственной политики и мировых новостей.
Современному учителю не следует ограничиваться лишь преподаванием знаний, необходимо уметь организовать на высшем уровне воспитательную работу, в том числе и духовно-просветительскую. При этом учитель должен помочь каждому ребенку осознать себя как личность и, вместе с тем – познать мир и определить своё место в нём.
Учитель должен быть образцом нравственности и духовности для каждого учащегося и в то же время – близким другом, следовательно, он должен знать свое предназначение, тайны педагогического мастерства, любить детей и иметь собственный профессиональный почерк.
При подготовке педагогических кадров необходимо ориентировать будущих учителей на конструктивные, коммуникативные, организаторские и дидактические виды деятельности. Опытный классный руководитель, организуя свою творческую деятельность, уподобляется актеру, скульптору, писателю и проявляет свои творческие особенности.
Учитывая, насколько важно добиваться эффективности в духовно-просветительском воспитании, при организации деятельности студентов в этом плане следует обратить внимание на следующее:
возникновение воспитательных отношений. На основе формирования взглядов, точек зрения и мотивов поведения студентов в процессе ознакомления со спецификой духовно-просветительской деятельности, у них складывается определенное отношение к воспитанию детей. Формирование отношений определяет эффективность педагогических взаимосвязей. Значит, чтобы дать хорошее воспитание, необходимо вызвать у воспитуемого положительное отношение к воспитанию;
соответствие цели и организации деятельности духовно-просветительских работ. Понятие «Организация» обозначает сочетание взаимодействующих отношений, условий, форм и методов. Если организация не соответствует цели, процесс воспитания не достигнет успеха, и наоборот, если организация соответствует целям, формам, методам и средствам, духовно-просветительский процесс будет успешным;
соответствие воздействия направленного характера на воспитуемых, общественной практики и содержания воспитания. Человек мыслит, действует, получает знания и практический опыт, усваивает нормы общественного поведения и правил и применяет их в своей жизни. Если полученные в данном процессе знания не оправдают себя в жизни либо не будут соответствовать ей, необходимо внести уточнения, исходя из реальных условий;
совместное действие объективных и субъективных факторов. К субъективным факторам относятся воспитатель и воспитуемые, их взаимосвязь и отношения, психологическая среда и др. Объективные факторы выражаются условиями воспитания. Например, материально-технические, социальные, санитарно-гигиенические и др. Сочетание данных факторов придает воспитанию неповторимый характер и создаёт условия для эффективной организации духовно-просветительского процесса;
интенсивность духовно-просветительского воспитания и самовоспитание относятся к деятельности человека, формирующей его личность. При самовоспитании личность является субъектом воспитательного процесса. Самовоспитание учащихся зависит от содержания их жизни, интересов, отношений на том или ином этапе жизни. Самовоспитание опирается на духовно-нравственное воспитание или считается его результатом.
Для достижения успеха в самовоспитании очень важным считается самооценка воспитуемого, осознание собственных положительных и отрицательных качеств, сила воли в преодолении разных препятствий, возникающих при осуществлении своих жизненных планов. Все это является результатом духовно-просветительского воспитания, и насколько оно будет успешным, настолько ученик будет совершенствоваться.
активность студента-учителя-ученика в педагогической взаимосвязи.
единство образовательных, развивающих и воспитательных целей в учебно-воспитательного процессе.
Развитие личности связано с изменениями в психологической деятельности человека, формированием новых качеств и черт характера, влияющих на развитие. Развитие же способствует эффективности воспитания. Если в процессе воспитания данная закономерность будет нарушена, возникнут трудности и в духовно-просветительском воспитании, что отразится на развитии, образовании и воспитании личности;
духовно-просветительское воспитание зависит от качества воспитательного воздействия. Воздействие воспитателя на воспитуемого требует целесообразной организации системного и планового подхода, общения, интеллектуального, эмоционального и волевого уровня.
Процесс воспитательной работы и общественная роль участников протекает неодинаково. Осознанное отношение воспитанника с воспитателем обретает характер объекта и субъекта в духовно-просветительском воспитании;
духовно-просветительское воспитание зависит от скорости «внутреннего мира» воспитуемого. Понятие «внутренний мир» обозначает целостную систему таких показателей как мотив, потребность, чувство, интеллект, личные качества.
Именно в воспитательном процессе внешнее воздействие превращается во внутренний мир учащегося. Если сфера действия будет сильной, отвечать потребностям учащегося и отображать его активность, то влияние цели воспитания на личностный мотив произойдет легко и быстро.
В процессе воспитания духовно-просветительское воспитание не будет все время развиваться равномерно. Иногда учащиеся даже с сильными знаниями не могут сориентироваться в обычной практической деятельности, выполнить обычные трудоемкие операции, физические упражнения, почувствовать красоту окружающего мира.
На формирование личности в значительной степени влияют взаимоотношения ровесников, так как мнения однокурсников, одноклассников имеют большое значение для молодого человека.
Духовно-просветительское воспитание осуществляется в единстве с умственным, физическим, трудовым, политехническим, нравственным, эстетическим воспитанием, в процессе которого студенты учатся организации духовно-просветительских работ.
В то время, когда осуществляется демократизация и гуманизация образования и формируется идея независимости и национальная идеология, в центре духовно-просветительского воспитания находятся следующие идеи:
осуществление цели духовно-просветительского воспитания. К данной цели относится формирование всесторонне развитой личности, для достижения которой необходимо воспитать базовую культуру личности. К данной культуре относятся экономическая и трудовая, нравственная и экологическая, художественная и физическая культура, а также культура семейных отношений и др;
формирование самосознания. В основе духовно-просветительского воспитания лежит усвоение культуры самосознания. Это очень широкое понятие, охватывающее целостное, развивающее воспитание. Иными словами, у человека, обладающего самосознанием, сформированы твердое убеждение, демократические взгляды и жизненная точка зрения. Самосознание подразумевает профессиональные, гражданские и нравственные понятия о себе и своей роли в обществе;
личностная направленность духовно-просветительского воспитания. В центре воспитательного процесса находится не мероприятие, программа, форма или методы, а личность. Поэтому на первом плане должны находиться индивидуальные стремления, интересы, своеобразие характера и личный авторитет. Развитие у личности высоких духовных потребностей на этой основе должно быть основным правилом духовно-просветительского воспитания;
духовно-просветительское воспитание должно строиться на основе свободы. Если дети будут воспитываться не принудительно, а на основе их интересов, идеалов, дружеского и гражданского долга, творческой и свободной деятельности, то могут проявиться все их способности;
содержание воспитательных работ при организации духовно-просветительского воспитания должно изменить взгляды на восприятие общества как средства сохранения дисциплины и государства в целом;
коллективная направленность духовно-просветительского воспитания;
При этом возникает необходимость перехода на:
всесторонне развитие;
понимание того, что при получении знаний и осознания мира важно не заучивание наизусть, а именно осмысленное понимание;
переход от авторитарного воспитания и образования к гуманистической педагогике и педагогике сотрудничества. А для этого человек должен понять, что он должен овладеть умственным, нравственным, эстетическим и другими видами воспитания как целостной системой формирования всесторонне развитой личности.
Литература:
Каримов И.А. Высокая духовность – непобедимая сила. – Т.: Маънавият, 2008. – с.176.
Баратова Ш. Ўқувчи шахсини ўрганиш усуллари ғғ Мактаб ўқит. ва пед. инст. талабалари учун қўлл. – Т.: Ўқитувчи, 1995. – 56 б.
38. Ватан туйғуси ғғ Тузувчилар: А.Иброҳимов, Х.Султонов, Н.Жўраев. – Т.: Ўзбекистон, 1997. – 439 б.
Ильина Т.А. Педагогика. – М.: 1984. с.374-378.
Курбанов Ш., Сейтхалилов Э. Национальная программа по подготовке кадров. – Т.: Университет, 2000. – 103 с.
Нишонова Н. Шахс маданиятини шакллантиришнинг гуманитар технологиялари. – Т.: Фан, 2008. – 128 б.