Мыслители Востока и Запада о социальной значимости педагогической профессии
Авторы: Абдуманнонова Индира Абдурахимовна, Джумаева Наргиз Иркиновна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (9) июль 2017 г.
Дата публикации: 07.07.2017
Статья просмотрена: 4112 раз
Библиографическое описание:
Абдуманнонова, И. А. Мыслители Востока и Запада о социальной значимости педагогической профессии / И. А. Абдуманнонова, Н. И. Джумаева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 3 (9). — С. 19-23. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/64/2571/ (дата обращения: 16.11.2024).
«Образование и просвещение — путь к миру и созиданию». Эта идея естественным образом гармонирует со знаменитым хадисом, который гласит: «Стремись к знаниям от рождения до смерти». Сегодня, когда мир стремительно меняется, возникают все новые вызовы и угрозы стабильности и устойчивому развитию народов, как никогда раньше важно внимание к просвещению, к духовному, нравственному началу, привитие молодежи стремления к знаниям, потребности в самосовершенствовании.
Именно просвещение и образование являются ключом к процветанию народов. Именно просвещение и образование ведут людей к благодеяниям, добру, терпимости.
В условиях построения демократического правового государства и открытого гражданского общества неизменно возрастает значимость труда учителя.
Профессию учителя называют вечной. С момента своего существования человек всегда испытывал потребность учить — передавать опыт младшему поколению и учиться — овладевать. Наставниками молодежи, как правило, становились наиболее знающие и уважаемые люди. Важность выполняемого ими дела и авторитет лучших учителей определили почтительное отношение к учительской профессии.
Объектом внимания профессии учителя является ребенок (согласно Конвенции ООН о правах ребенка — «человеческое существо до достижения 18-летнего возраста»), его развитие и социальное становление. Учителю доверяется человек, когда он наиболее податлив на внушения. Учитель формирует знания, умения, привычки, идеалы и жизненные установки ребенка. Еще древнегреческий философ Платон говорил, что «…Если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, а граждане будут только несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей».
О социальной ценности труда учителя узбекский мыслитель, ученый Алишер Навои, живший в XV веке, писал: «Его (учителя) дело самое трудное... Посмотри, один сильный человек перед воспитанием одного ребенка показывает слабость. А он целой группе детей дает знания и воспитывает их, что можно с этим сравнить... Труд того, кто на пути истины обучил тебя хотя бы одной букве, нельзя оплатить всеми сокровищами казны» [1, c.133].
Учитель — посредник между обществом и растущим человеком. Он формирует у молодого поколения не только знания, но и научное мировоззрение, национальное сознание и идеалы, позицию гражданина, демократического правового общества, воспитывает духовно-нравственные начала. О важности и значимости выполняемого педагогами дела великий славянский педагог Ян Амос Коменский, живший в XVII веке, писал, что учителям «вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем» [1, c.135].
Человек трудной и завидной судьбы, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (XVII в.) был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогический произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами «урок», «класс», «каникулы», «обучение» и т. д., не всегда знает, что они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.
Я. А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него «превосходна, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.
Деятельность учителя, согласно Фараби (Х в.), должна быть направлена на выработку у молодых людей нравственных норм и практических навыков для овладения искусством. Учителей, недобросовестно относящихся к своим обязанностям, Фараби считал просто не заслуживающими уважения [2, c. 46].
Функции учителя, по мнению Аристотеля Востока, аналогичны функциям мудрого руководителя государства. Как и тот, учитель должен уметь хорошо сохранять в памяти все, что он видит и слышит; должен обладать проницательным и прозорливым умом, выразительной речью; не только любить занятия наукой, но и передавать знания своим ученикам; … должен воздерживаться от употребления спиртных напитков; любить правду, ненавидеть ложь и тех, кто прибегает к ней; … дорожить честью; быть справедливым к своим ученикам.
Ин Сина (XI в.) считал учителя мужественным, честным и сердечным человеком, он (учитель) должен изучать натуру ученика, проникать в склад его ума, выявлять задатки и склонности каждого ученика и помочь ему выбрать будущую профессию. «Мударрис должен владеть умением передавать другим свои знания, доказывать шогирдам правильность своих утверждений, помогать им в усвоении, запоминании и применении приобретаемых знаний», так писал об учителе Мирзо Улугбек (XV в.). Не уставая говорить о влиянии учителя на учеников, Улугбек подчеркивал: «… в лице шогирдов можно увидеть и мударрисов».
Великий ученый ставит ряд требований перед учителем: в обращении с детьми учитель должен быть сдержанным. Он с особым вниманием должен следить за тем, как ученики реализуют полученные знания. «В процессе обучения,-считал ученый, необходимо применять разнообразные методы и формы работы с детьми, учитывать их индивидуальные особенности, заинтересовывать занятиями. Мысли учителя должны «быть доступны всем обучаемым. Слово свое он должен сопровождать мимикой и жестом, чтобы обучение было более доходчивым и вызывало у детей эмоциональное отношение».
В беседах с воспитанниками медресе Улугбек прививал им уважительное отношение к своим мударрисам. Примером такого отношения мог служить сам ученый, который безгранично уважал и любил своего первого учителя Кази-Заде Руми. После его смерти Улугбек с почестями похоронил своего учителя в специально построенном мавзолее ансамбля Шахи-Зинда, предназначенного лишь для потомков Тимуридов.
Швейцарский педагог Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: «Все — для других, ничего — для себя».
Учитель управляет самым сложным процессом — процессом формирования личности. В своем выступлении на IХ сессии Олий Мажлиса (август 1997 г.) Первый Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов подчеркнул необходимость построения независимого государства. А для этой цели реформы в области образования и воспитания становятся самой актуальной проблемой. Далее, Президент И.Каримов подчеркнул важность того, что для достижения поставленных целей обновления общества необходима подготовка высококвалифицированных сознательных кадров, специалистов, отвечающих требованиям времени. Также он остановился на проблемах в области образования: о все еще бытующей идеологической зашоренности, о том, что наша система образования еще не может отвечать требованиям современных развитых демократических государств, о плохом состоянии материальной базы сельских школ и др. [3, c.40].
Для решения этих проблем надо решать многое — обучение самих преподавателей современным знаниям, повышение их образовательного и профессионального уровня. Актуальной задачей на современный этап является то, что сегодняшний учитель должен давать детям современные знания, воспитать ребенка свободномыслящим, формировать его мировоззрение, национальное сознание, ум, интеллект. В этом состоит высокое назначение учителя в демократическом обществе.
Резюмируя вышесказанное, можем сказать, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но и в этой группе она стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа «человек — человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира. Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.
Литература:
- Учитель: Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания / Ред.-сост. Д. Л. Брудный. — М., 1991.
- Антология педагогической мысли Узбекской ССР/ Сост. С. Р. Раджапов, К. Х. Хашимов и др. — М.: Педагогика, 1986. — 320 с.
- Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. — Т.: Шарк, 1997.- C.63.