Современный научно-технический прогресс, бурные социально-экономические изменения в обществе, изменение духовных приоритетов, подмена ценностей — все эти проблемы подталкивают общество в целом и образовательную систему в частности к совершенствованию воспитательного воздействия на обучающихся. Решающую роль в этом играл и продолжает играть социум и система образования в целом в стране и в отдельной взятой образовательной организации.
Воспитание студенческой молодежи имеет важное социально-экономическое, политическое и психолого-педагогическое значение для современного общества, так как: студенчество остается одной из самых значительных групп молодежи, как по численности, так и по своей социальной роли в современном обществе; студенты являются наиболее образованной, многообещающей частью молодежи, на которую государство и общество возлагает большие надежды.
Поскольку социально-экономическая модернизация общества повлекла за собой серьезные деформации молодежных ценностей и их источников, требуется определить пути приобщения подрастающего поколения к культурным традициям. Необходимо обогащение педагогической теории новыми понятиями, подходами и педагогическими технологиями, основанными на новом междисциплинарном знании, вплетенном в содержание воспитания.
Выпускники высших учебных заведений составляют ядро человеческого капитала страны, поскольку их знания, умения, навыки, профессиональные компетенции во многом определяют решение ключевых социально-экономических проблем развития современного общества. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечено, что «… важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, компетентного гражданина России».
Одна из важнейших государственных функций является культурно-воспитательная. Очень часто можно услышать, что главными видами воспитания являются лишь патриотическое и государственное. При этом почему-то забывают сказать, что существует воспитание эстетическое, физическое, правовое, нравственное, трудовое, политехническое. Все виды воспитания оговариваются в планирующих и регламентирующих документах образовательных организаций высшего образования.
Образовательная организация ставит перед собой такие цели и добивается высокого результата в их реализации с помощью не только образовательных программ, инновационных подходов в обучении, прекрасно подготовленных педагогов, но и с помощью целенаправленности воспитательного процесса, систематичности, всеохватываемости, всепричастности, заинтересованности всего коллектива образовательной организации.
Как нам известно, воспитание в широком смысле слова есть совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей. В узком смысле слова — это специальная воспитательная деятельность, направленная на достижение конкретных воспитательных целей и решение конкретных задач воспитания. Поэтому основополагающим направлением в деятельности всего профессорско-преподавательского коллектива вуза должно стать создание оптимально благоприятной воспитывающей среды.
Воспитывающая среда в отличие от формирующей — это совокупность окружающих студента обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Учебным заведением должна осуществляться специальная работа по конструированию и развитию воспитывающей среды. Организовать воспитывающую среду непросто, так как воспитывающая среда динамична, многогранна (включает в себя совокупность воздействий на семью, на студента, на студенческую группу, на систему студенческого самоуправления, на неформальные молодежные организации и т. д.). Поэтому управление воспитывающей средой требует системного подхода, то есть необходимо определить единую цель, стратегию образовательного процесса, содержание воспитывающей деятельности, основные принципы функционирования воспитательной системы, разработать структуру управления воспитательным процессом, осуществлять мониторинг результатов воспитательной деятельности, обеспечить научно-методическое сопровождение воспитательного процесса.
Воспитание в вузе осуществляется не только как целенаправленный социально-педагогический процесс, но и как создание условий для построения чувства долга, патриотизма и чести, воспитания высоконравственных основ, эстетических вкусов. Реализация этих ценностей в образовательном процессе всегда и во все времена была актуальной.
Наша задача — обобщить опыт воспитательной работы с обучающимися в образовательном процессе вуза и показать её практическую применимость и основные принципы работы воспитательной деятельности педагогов и образовательной организации.
Одним из ведущих условий целенаправленного создания нравственно-морального облика будущих специалистов из современной молодёжи является, конечно, профессорско-преподавательский состав образовательной организации. Педагог как личность и человек играет достаточно большую роль в формировании компетенций обучающихся. При этом роль преподавателя заключается не только в узкоспециальной качественной подготовке, здесь важна и нравственная сторона каждого члена педагогического коллектива, его личное построение индивидуальной ценностной шкалы, отношение к педагогической работе, а также субъективное мнение человека о любых темах. При этом надо отметить, что обмануть обучающихся с помощью неискреннего, притворного поведения почти невозможно. «Человек, как это показывает опыт, по природе своей склонен к подражанию, как обезьяна. Находясь среди добродетельных граждан, он и сам становится добродетельным гражданином» [6].
Ведущий педагогический принцип воспитания в образовательном процессе — систематичность. Этот принцип является неотъемлемым для создания условий в процессе обучения и воспитания при подготовке будущего гражданина своей страны. Принцип систематичности реализуется не только в процессе обучения, но и в воспитательном процессе. При этом процесс воспитания реализуется через аудиторные занятия, индивидуальные консультации, через личностный пример, а также через оформление аудиторий и рекреационных зон в вузе. Это всё является визуальной агитацией и воздействует ежедневно на обучающихся не меньше, чем пример педагога и устное слово наставника.
Также одним из условий воспитательного процесса в образовательной организации является планирование в учебном процессе такой дисциплины, как «Профессиональная этика». Это дисциплина, которая формирует принципы и основы профессионального этического поведения. Организация дополнительных внеаудиторных мероприятий для обучающихся акцентирует внимание на таких ценностях, как любовь к Родине, знание истории памятных дат. Это и участие в конференциях с патриотической направленностью, и конкурс чтецов по темам, приуроченным к круглым датам, и подготовка номеров художественной самодеятельности своего родного края, и написание эссе на близкую тематику и многое другое.
Организация посещения музеев и выставок в другие образовательные организации, государственные учреждения, при этом не только по тематике осваиваемой специальности, должна способствовать формированию как узкопрофессиональных качеств, так и общечеловеческих ценностей, нравственной платформы. Сбор краеведческого материала для местного музея или музея образовательной организации, участие по возможности в археологических раскопках также будут способствовать созданию условий для результативности воспитательной деятельности по отношению к обучающимся.
Выявление талантов среди обучающихся и с их помощью осуществление подготовки и проведения концертных программ будет способствовать не только воспитанию гражданских качеств у обучающихся, но и созданию условий для роста коллективизма (необоснованно сегодня забытого воспитательного принципа, с помощью которого можно усилить воздействие на личность).
Эти концерты могут быть не только приурочены к памятным датам, но и проводиться как вечера встреч, общения, досуга. Билеты на концерты классической музыки не всегда по карману современным студентам, поэтому целесообразно договариваться с концертными залами о бесплатных билетах для обучающихся, пусть даже в небольших количествах. Посещение концертных и театральных площадок не должно быть воспринято как «обязаловка», но только как поощрение. Если обучающимся поначалу сложно воспринимать такие виды искусства, как опера, необходимо проводить просветительскую работу до посещения театра, рассказать историю сюжета, простыми словами дать характеристику этому виду искусства.
При преподавании любой дисциплины по учебному плану, если будет на то желание педагога и образовательной организации, можно создавать условия для воспитательного процесса не только на бумажных носителях, но и в реальных формах работы. Как преподаватель сможет реализовать воспитательное воздействие на обучающихся, решает только он сам, главное, чтобы это шло от души.
Подводя итог, можно уверенно сказать, что сегодня социально-педагогическая подготовка в вузе будущих специалистов и граждан своей страны осуществляется на протяжении всего процесса образования, притом что образование — это всегда двуединый процесс, состоящий из обучения и воспитания, и ни одну из данных составляющих нельзя превозносить, чтобы не было перекосов. Также анализ воспитательной работы с обучающимися подводит нас к выводу, что воспитание — это целенаправленный процесс, но при этом многофакторный и многофункциональный. Также воспитательный процесс всё-таки предполагает создание определённых условий для становления нравственно-моральных качеств у обучающихся и выстраивания ценностных оснований в самом образовательном процессе.
Таким образом, вся целостная работа в образовательной организации создаёт условия для становления, совершенствования и развития ценностных ориентаций молодого поколения. Но успешная реализация такого подхода всегда зависит от искренней заинтересованности преподавателя, от взаимности со стороны обучающихся в данном процессе и непосредственного участия и помощи государства. Только в этом случае можно говорить о результативности воспитательного процесса. Закончить статью хотелось бы словами священнослужителя Л. Кураева: «Первый шаг младенца радует всё же больше, чем финиш олимпийского чемпиона, хотя он и не столь техничен, стремителен и идеален. Поэтому важнее не техника шага, а общее направление движения» [9].
Литература:
- Калинковская С. Б. Специфика использования методов воспитания в образовательном процессе ВУЗА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть II. — Новосибирск: СибАК, 2010.
- Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов / М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.
- Огольцова Е. Г. Современные концепции воспитания в технических вузах [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 119–123.
- Подласый, И. П. Педагогика: новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания [Текст] / И. П. Подласый — М.: Владос, 2003. — 256 с.
- Сидорова И. А. Воспитание на основе сотрудничества // Высшее образование в России. — 2009. — № 7. — С. 79–82.
- Словарь иностранных слов [Текст]. — 7-е изд., перераб. — М.: Большая Рос. Энцикл.: РИПОЛ классик, 2004. — С. 356–357.
- Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности: учеб. пособие [Текст] / С. Д. Смирнов. — М.: Академия, 2001. — 304 с.
- Трушников Д. Ю. Проектирование системы воспитания в структуре университетского комплекса на основе кластерного подхода / Тюмень: Нефтегазовый университет, 2010. — 336с.
- Трушников Д. Ю. Воспитание в вузе: гуманистический аспект / Тюмень: Нефтегазовый университет, 2006. — 132с.
- Трушников Д. Ю. Система воспитания в структуре образовательного кластера инженерного вуза / Тюмень: Тюменский издательский дом, 2008. — 246с.