Специфика формирования ответственного поведения у студентов высших учебных заведений
Автор: Басаев Висхан Ахмедович
Рубрика: Воспитание в высшей школе
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.
Дата публикации: 15.10.2015
Статья просмотрена: 134 раза
Библиографическое описание:
Басаев, В. А. Специфика формирования ответственного поведения у студентов высших учебных заведений / В. А. Басаев. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3 (3). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/338/ (дата обращения: 15.11.2024).
Экономический кризис, социальные проблемы рождаемости и понижение общего физического и психического здоровья среди населения — всё это различные стороны одного и того же социального явления. Данное явление отражает общие изменения в обществе, которые связаны с формированием единых стандартов жизнедеятельности человека, основанных на повышении благосостояния человека, возможности получения и потребления им как можно большего количества материальных и моральных благ.
Всё это приводит к постепенной перестройке образа мышления большинства людей и касается изменений не только в образе их жизни, но и их отношения к получению высшего образования.
На данный момент времени высшее образование в нашей стране стало более доступным, а значит, всё больше и больше людей его получают и становятся дипломированными специалистами.
В результате такой общедоступности знаний, население страны вроде бы должно быть гораздо умнее и образованнее. Однако средства массовой информации всё чаще указывают на противоположную тенденцию — снижение интеллектуального уровня и общей грамотности населения. Своеобразие данной тенденции состоит в том, что получение необходимых знаний, умений и навыков во многом определяется особенностью поведения и специфической деятельностью его «потребителей». [1, с. 56] Именно процесс потребления, а не активное достижение и усвоение знаний во многом становится барьером для повышения интеллектуальности населения. Современное общество, а значит и образовательная система, всё больше становятся обществом потребления, когда человек получает всё необходимое для существования, не прикладывая к этому никаких усилий.
Прежде получение высшего образования являлось социальной проблемой для большинства граждан и определяло в последующем соответствующее высокое социальное положение и статус личности.
Образованный человек выделялся среди других людей особыми навыками и способностями, которые позволяли ему выполнять сложные технические и научно-практические задачи. Именно поэтому стремление поступить в высшее учебное заведение характеризовалось настойчивостью и способностью личности преодолевать различные препятствия. Данные качества создавали предпосылки для последующего эффективного включения индивида в социальные отношения, а значит, и более успешной его адаптации в обществе. [2, с. 92] В результате сам факт поступления в высшее учебное заведение предполагал своеобразный отбор личностей, у которых уже были предпосылки активной борьбы с трудностями и их соответствующего преодоления.
Кроме этого, студенты и выпускники высших учебных заведений отличались высоким уровнем обучаемости, т. е. они оказывались способными выполнять такую профессиональную деятельность, которую до данного конкретного момента не выполняли. Таким образом, попадая в реальные производственные условия, бывший студент мог достаточно быстро освоить необходимые «тонкости» профессии и стать впоследствии высококвалифицированным специалистом.
Разрыв между теорией и практикой у будущих выпускников, компенсировался сформированной в процессе обучения важной способностью — исследовательским поведением или «надситуативной» активностью, когда субъект сам ставит перед собой более сложные, чем от него требуют, задачи, отнюдь, не будучи уверенным, в их выполнимости.
Умение самостоятельно размышлять, быстро и эффективно обучаться новым профессиональным навыкам становилось одним из важнейших показателей студенческой молодежи, а впоследствии и квалифицированных специалистов.
Направленность высшего образования и ее основной «продукт» (выпускники) оказывались открытыми для поступления новых и важных знаний, которые затем активно использовались в профессиональной деятельности. Основная задача высшего учебного заведения состояла в том, чтобы научить будущего специалиста постоянно размышлять, творчески решать возникающие производственные проблемы и задачи.
Таким образом, будущие специалисты должны были не только получать необходимую информацию, правильно ее хранить и классифицировать, но, и создавать новые модели на базе имеющихся знаний, т. е. они представляли особого рода самообучающуюся систему.
В результате, можно было говорить о том, что студенты вместе с получением необходимых знаний, информации и диплома о высшем образовании, также осваивали и способы активного изучения и познания окружающего мира. Высшие учебные заведения ставили своей задачей подготовить разностороннюю и многогранную личность будущего специалиста. Выпускники вынуждены были успешно разбираться не только в своей профессиональной области, но и в смежных областях знаний.
Таким образом, студенты и выпускники высшего учебного заведения чаще всего представляли собой людей с высоким уровнем социальной и профессиональной адаптивности, способных в самых различных условиях и ситуациях не только приспособиться, но и активно реализовать свой личностный, профессиональный потенциал. Но самое главное, будущие специалисты оказывались способны в своей профессиональной деятельности нести ответственность за свои действия и поступки.
Ответственность в психологической литературе часто понимается как волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности. Существенными признаками этого качества являются точность, пунктуальность, верность личности в исполнении обязанностей и ее готовность отвечать за последствия своих действий. Ответственность является качеством зрелой личности и компонентом профессиональной компетентности специалистов любого профиля. [3, с. 82]
Однако в современном отечественном образовании намечается противоположная тенденция, когда студенты и выпускники надолго остаются зависимыми от окружающего мира и поэтому у них возникают трудности для успешной социальной адаптации и вовлечении в профессиональную деятельность. Часто они отказываются брать на себя какую-либо ответственность за свою деятельность, как в социальном, так и в профессиональном отношении. Во многом это является результатом их обучения в образовательном учреждении. Рассмотрим отдельные факторы, обуславливающие данную тенденцию.
В настоящее время население нашей страны получило возможность получать высшее образование не только на государственной (бесплатной) основе, но и на коммерческих условиях, т. е. оплачивать собственное образование. В результате статус студента в высшем учебном заведении серьёзно изменяется. Теперь он оказывается «коммерческой» личностью, «заказчиком образовательных услуг». Это приводит, как к позитивным, так и негативным последствиям.
Позитивным фактором данного явления стало то, что высокий уровень экзаменационного стресса резко снижается. В результате будущие студенты и их родители уже не в такой степени эмоционально переживают, т. к. заранее знают о своем поступлении. Это приводит к тому, что проблема «прикладывания» физических и психических «учебных» усилий понижается.
Вступительные экзамены, страх и тревога, связанные с ними постепенно исчезают, а значит, появляется уверенность «в завтрашнем студенческом будущем». Это приводит к тому, что высшее образование начинает рассматриваться как составная часть жизнедеятельности современного человека. Именно поэтому в обществе всё больше начинают говорить о тенденции перехода на всеобщее высшее образование, которое становится заменой «общего среднего» образования.
С другой стороны, современная трансформация высшей школы предполагает и свои отрицательные стороны. Получение платного образования приводит к тому, что не каждый платежеспособный гражданин, психологически готов к обучению в высшем образовательном учреждении.
Учебная мотивация и желание учиться у будущего студента вроде бы присутствуют, но, студенческая ответственность и серьёзность оказываются не сформированными. Он в больше степени определяется «великовозрастным школьником», т. е. вместо «взрослой» личности студента, которая понимает свои права и обязанности, отстаивает их, присутствует инфантильная «подростковая» личность школьника-студента, которая пока еще не способна самостоятельно осуществлять свое образование и самообразование, а также отвечать за свои действия и поступки. В результате, современный студент отличается от школьника только немногими социальными факторами и показателями, определяемыми его возрастными особенностями. Вроде бы большая свобода действий и передвижений, большая социальная и правовая независимость, а также гражданская и юридическая ответственность, на самом деле сопровождаются серьёзными ограничениями и запретами, при этом, как взрослыми, родителями, так и самими молодыми людьми. Одним из показателей данного явления стало то, что в некоторых институтах и университетах появились новые для высших учебных заведений социальные инстанции и службы — родительские собрания, попечительские советы, где родители первокурсников и даже старших курсов должны были контролировать посещаемость своих детей и отвечать за их успеваемость.
Всё это привело к тому, что как государственные, так и, в большей степени, коммерческие вузы стали снижать уровень требований обучения в целях создания более комфортных условий для получения высшего образования студентами. Обучение студентов в отдельных вузах стало осуществлять путём «прослушивания» различных учебных дисциплин, которые читались известными специалистами и учеными. Студенческая атмосфера стала определяться как получение образования без соответствующих экзаменационных переживаний, трудностей и препятствий, которые серьезно осложняют жизнь человека и создают психологические проблемы. Таким образом, образовательное пространство предопределяло снисходительное отношение к студенту, как неспособному освоить необходимый объем знаний (своеобразная неполноценность), а значит и обучение становилось популяризированным, не предполагающим научную строгость.
В результате высшая школа вместо своего дальнейшего развития, усиления требований и качественной подготовки будущих профессионалов и специалистов, все больше приближается к школьному обучению, но более высокого уровня.
Наиболее актуальным в современном образовании становится формирование ответственности с момента поступления молодого человека в высшее учебное заведение. Переход к совершенно новому виду обучения должен означать коренную перестройку всего образа жизни молодого человека, когда он должен ходить в институт, посещать лекции и семинары, самостоятельно заниматься тем, что предусмотрено вузовской программой, выполнять требования преподавателя и добиваться качественных результатов в учебе. Данный процесс предполагает, что, как со стороны родителей, так и преподавателей должны создаваться условия, когда молодой человек будет осознавать и понимать свою социальную значимость, уметь преодолевать возникающие трудности и препятствия, а также представлять себя «зрелой», «взрослой» личностью, способной нести ответственность за свои поступки и действия.
Литература:
- Ладыжец Н. С. Философия и практика университетского образования: Учебник. — Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2005. — 264с.
- Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Наука, 2006. — 359с.
- Пионова Р. С. Педагогика высшей школы. — М.: Педагогика, 2002. — 256с.