Проблема ценности высшего образования в современном обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 03.11.2023

Статья просмотрена: 2603 раза

Библиографическое описание:

Юняева, А. Д. Проблема ценности высшего образования в современном обществе / А. Д. Юняева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 140-144. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107245/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор рассматривает приоритетность получения высшего образования в современном обществе, а также раскрытие основных преимуществ, которые получает студент в ходе обучения в вузе.

Ключевые слова: высшее образование, студент, современное общество, институт, современная система, образование.

Последние несколько лет в обществе среди подростков от 16 до 23 лет распространилось мнение о том, что потребность в получении высшего образования не так важна, а некоторые взрослые в силу того, что их карьерный путь «устаканился», совсем забывают, через что им пришлось пройти, поддерживают это мнение, сбивая с толку молодых.

Обращаясь к статье «Актуальные проблемы образования. Современные подходы», автор П. М. Алексеева, отмечает следующее: «…в последнее десятилетие XX — самом начале XXI века новая Россия стремительно меняла экономический уклад и политическое устройство, выбирала стратегию международного экономического сотрудничества и разделения труда. Также происходит и сегодня, когда самыми востребованными на рынке труда стали специалисты в сфере IT, а конкурс в вузы на специальности, связанные со сферой IT, превышает несколько десятков человек на место. И в одном, и в другом случае система высшего образования, по законам системогенетики, меняла свои внутренние и внешние связи, вводила новые и меняла соотношение имеющихся элементов, обретала новые свойства, менялась как организационная структура». [1, с. 6]

Ценность высшего образования в современном обществе теряется, это связано с множеством новых профессий, где образование действительно не требуется, например, такие должности, как SMM-менеджер, веб-дизайнер, интеренет-марекетолог, копирайтер и, конечно же, мастер ногтей, бровей и др. В данных случаях уместен навык, приобретенный со временем и опытом, и необходимость в наличии реальных оформленных кейсов. Также распространено мнение, что учеба в университете и сама работа сильно отличаются, обычно это подкрепляется фразой: «Забудьте все, чему вас учили в институте». Безусловно знания, полученные в теории, будут отличаться от практики, которая является «живой» и требует постоянно новых, креативных и спонтанных решений, которые, в свою очередь, не всегда бьются с теоретическими понятиями в зависимости от специфики направления.

Но не зря продолжение этой нашумевшей фразы такое:

— Я не учился в институте.

— Тогда вы нам не подходите, нам нужны люди с высшим образованием.

В статье «Образование и самообразование: основные направления трансформации современной системы высшего образования» автор Д. П. Козолупенко выделяет ряд трендов трансформации системы высшего образования:

– Доступность образования:

В современном мире все больше людей имеют возможность получить знания благодаря развитию онлайн-курсов, дистанционного обучения и других форм образования на расстоянии. Это способствует повышению доступности обучения для всех слоев общества.

– Прагматизация знаний:

Большее значение придается практическому применению знаний, а не только теоретическому учению. Работодатели все больше ценят умения и навыки, которые могут быть применены непосредственно на рабочем месте.

– Примат «мягких навыков» над специальными компетенциями:

Работодатели и представители учебных заведений уделяют внимание развитию социальных и коммуникационных навыков, таких как лидерство, командная работа, аналитическое мышление и т. д. Эти «мягкие навыки» становятся важными для успешной карьеры и подготовки к будущим задачам. [2, с. 6]

Стоит подчеркнуть важность существующих трендов в современной системе высшего образования и их влияние на формирование компетенций и подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Отсюда и возникает переоценка ценности высшего образования в современном обществе, которая делит людей на тех, кто видит в нем пользу и тех, кто не считает его необходимым.

Нужно ли высшее образование в наше время или можно обойтись без него? В следующих пунктах статьи будут выделены преимущества получения «вышки» и то, что пропускают студенты, обходя образование мимо, надеясь только на собственные амбиции и курсы от инфоцыган, которые, кстати, зачастую тоже имеют сведения о высшем образовании, что подкрепляет их имидж и репутацию, а это является немаловажным фактором экспертности — наличие диплома о высшем образовании.

Перед тем как перейти к пунктам о полезности обучения в ВУЗе, стоит обратиться к исследованию. Опрос, проведенный службой исследований Career.ru показал, что:

– 60 % линейных руководителей и топ-менеджеров чувствуют нехватку образования;

– 54 % респондентов, не получивших высшее образование, жалеют, что не продолжили обучение. [3, с. 6]

При этом, в другом исследовании от Федерального института развития образования РАНХиГС приводятся сравнительные данные по структуре населения с различным уровнем образования:

– большинство респондентов (65 %), обучающихся в данный момент в ссузах, планируют затем поступать в вуз;

– 25 % россиян имеют среднее профессиональное образование;

– 2 % отучились на бакалавров;

– 30 % — окончили магистратуру/аспирантуру. [4, с. 6]

Данные этих двух исследований указывают на то, что работодатели так или иначе сталкиваются с потребностью в высшем образовании своих сотрудников, также уже работающие люди были озадачены тем, что не получили образование в свое время. Второе исследование указывает на значимость образования и стремление многих людей к его получению.

При этом, согласно опросу, проведенному в начале 2023-го ВЦИОМ:

– 51 % россиян считают, что без высшего образования сложно сделать удачную карьеру;

– 45 % считают, что значимость высшего образования часто преувеличивают.

Однако среди молодежи выше процент тех, кто считает значимость диплома вуза преувеличенной:

– 60 % молодых людей в возрасте 18–24 лет;

– 52 % среди 25–34-летних. [5, с. 6]

Исследование показывает, что среди молодого поколения большинство людей не испытывают потребность в получении высшего образования. В итоге, как сделать правильный выбор и будет ли вложение сил, времени и денег в обучение полезным?

Рассмотрим преимущества, которые студент может приобрести в ходе получения высшего образования:

1) Выработка навыка ответственности:

Одно из самых важных умений, которые получает студент высшего учебного заведения. Увы, здесь каждый сам за себя, как в школе никто не будет звонить родителям с просьбой сделать домашнее задание, иначе лебедь превратиться в двойку (из советского мультика про мальчика, который не хотел делать уроки «Остров ошибок»). На этом этапе студент начинает осознавать, что есть сроки (в будущем на работе очень важно знать понятие «дедлайн»), деньги, которые жалко потерять, и силы, которые вкладываются ежедневно в свое обучение. В институте приходится принимать решения самим. ВУЗы учат навыку ответственности, от которого зависит многое: как минимум получение корочки, как максимум — это авторитетность и признание, а также оценки, зачеты и знания.

2) Навык «учиться»:

Большинство людей, которые идут учиться, думают, что им вкачают в мозг через трубочку все знания и после получения диплома они будут суперумными, успешными и богатыми специалистами. Однако это иллюзия, которая быстро разрушается. Результат напрямую зависит от трудолюбия, упорства и амбиций студента. Поначалу, кажется, что ничего сложного в этом нет, но современное образование предполагает то, что институт дает часть знаний, а другую часть знаний студент восполняет самообучением, то есть образование предполагает самостоятельный поиск и изучение информации. На данном этапе обучающиеся часто задаются вопросами: «А зачем? Почему я должен еще что-то искать сам, если я пришел и заплатил деньги?» Не зря именно молодым специалистам дают поручения найти какую-либо информацию, вычерпнуть из нее самое главное и преподнести руководству. Молодое поколение в силу своей «бытовой ушлости» способно на очень многое, но и еще, этому навыку учат в институтах. Студента буквально бросают на произвол судьбы, когда он сам должен найти материалы любыми способами и защитить их на своей курсовой или дипломной работе. И это не самое страшное, иногда найденная информация не всегда остается понятой студентом, не всегда логична и объективна, что учит еще одному хитрому навыку — говорить несерьезные вещи с невозмутимым выражением лица. Если обдумать посерьезнее эту ситуацию, то это буквально реальный случай из жизни обычного офисного работника — выкрутиться с высоко поднятой головой.

3) Навык искусного выступления:

Коротко. Ясно. По фактам. В институте лишь витает иллюзия о том, что нужно писать как можно больше «воды». Отчасти это правда, касаясь предыдущего пункта об умении интерпретировать найденную информацию, но именно на защите проекта студенту нужно будет применить все свои навыки убеждения, уверенности и стойкости, и конечно же, краткости. Умение выступать — это то, что пригодится в любой сфере жизни. Студенты, выступив всего раз 5 перед одногруппниками и преподавателями, убеждаются в том, насколько важно ясно излагать мысли, быстро и понятно. Есть и другая сторона — в институте половине аудитории безразличен доклад выступающего, но, определенно, это нужно рассматривать как возможность работы над ошибками: «Как я могу завлечь аудиторию, что я могу сделать такого, чтобы все обратили на меня внимание?» Для этого умение искать информацию студенту в помощь. Институт дает много преимуществ, одно из них — это прокачка навыков.

4) Получение знаний (не стоит обесценивать):

Можно бесконечно рассуждать о пользе высшего образования, как о школе жизни, но нельзя упускать из виду самое главное — какие никакие знания. Теория и практика, хоть и разные вещи, но отлично дополняющие друг друга. Отличный пример игры в волейбол: кажется, что очень просто пинать мяч сопернику, но только зная так называемую «теорию», игрок сможет выиграть. В жизни также, когда специалист не знает, как действовать, для него есть написанная теория, один минус — она не всегда актуальна, но неизменно имеет основы, на которые можно опираться в тяжелом случае. Итог — везде нужна теория, основы, которые зададут вектор мышлению студента, что в будущем позволит добиться профессиональных успехов и «победы в игре в мяч».

5) Полезные связи:

Не многие студенты понимают, что свои личные теории, догадки и гипотезы они могут проверить в институте, обучаясь на высшем образовании. Преподаватели — это не просто люди, зазубрившие теорию в пятом классе и до сих пор разжевывающие ее студентам. Преподаватели — это реальные люди с практическими знаниями. Они имеют многолетний опыт, которым готовы поделиться с амбициозными студентами, действительно интересующимися своей будущей профессией. Как минимум, они много знают, как максимум, у них много «живых» связей. Зачастую преподаватели охотно готовы делиться со студентами своими контактами. В данном случае ученику стоить быть настойчивее, проявлять интерес и амбиции.

6) Практика и портфолио реальных кейсов:

Страшное слово, вызывающее у студентов грусть и тягость от новых обязательств. При слове «практика» в мыслях сразу представляется лаборатория с дедушкой-преподавателем в белом халате, но на самом деле это может быть бизнесвумен с кучей успешных кейсов и креативных идей. Что делать? Общаться, интересоваться, узнавать, пробиваться и мыслить шире, напитываться информацией и чужим опытом. Этот пункт очень соприкасается с предыдущим, с помощью института и преподавателей с реальным опытом студенты могут пойти на риск без риска и проверить свою гениальную гипотезу на практике, приобрести новые знакомства, большое количество контактов, а самое главное — практические знания.

Делая вывод из всего вышесказанного, институт — это не только обучение по специальности, но и бесценная школа жизни, где студенту придется столкнуться и с плохим, и с хорошим, научиться принимать решения, отстаивать свою позицию, терпеть провалы и поражения в «тестовом режиме». Отвечая на вопрос: «Пригодится ли высшее образование», — ответ: «Безусловно». Даже если не в теории, то обязательно послужит замечательным опытом в жизни.

В современном мире, где каждый день многое меняется и появляются новые тенденции, в частности в подходах к высшему образованию, стоит не забывать о его значимости. Несмотря на различные точки зрения и оценки студентами и выпускниками высших заведений, образование все равно является неотъемлемой частью профессионального роста и развития личности. Вузы помогают студентам осознать важность соблюдения сроков, умения планировать свое время, а также обращать внимание на качество своей работы. Эти приобретенные навыки будут помогать выпускнику на протяжении всей его профессиональной жизни. Образование в высших учебных заведениях не ограничивается только получением знаний, но также включает в себя исследовательскую работу и самостоятельное изучение материала. Студенты должны научиться находить и интерпретировать информацию, а также применять полученные знания на практике. Институты обучают студентов уверенности в себе, умению ясно и кратко излагать свои мысли. Эти навыки очень важны не только в профессиональной сфере.

Литература:

  1. Алексеева П. М. Трансформация роли высшего образования в обществе: обобщение социальных процессов начала XII века // Современное педагогическое образование. 2023. № 8. С. 6–10.
  2. Козопупенко, Д. П. Образование и самообразование: основные направления трансформации современной системы высшего образования / Д. П. Козолупенко // Известия Российской академии образования. — 2022. — Nº 4(60). — C. 105–121
  3. Нужно ли специалисту высшее образование [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://spb.hh.ru/article/21817
  4. Кадровый исход. Страна хорошо образованных, ненужных специалистов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ng.ru/kartblansh/2023–07–18/3_8776_kb.html
  5. Нужно ли высшее образование в России в 2023 году? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.finam.ru/publications/item/nuzhno-li-vysshee-obrazovanie-v-rossii-v-2023-godu-20231002–1808/
Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, студент, институт, современное общество, знание, навык, образование, современная система, молодое поколение, современный мир.


Похожие статьи

Мотивация к получению образования

В статье автор рассматривает мотивацию получения высшего образования в современном обществе.

Роль философского образования в гуманитарном развитии современного общества

В данной статье анализируется значение философского образования для формирования инновационного человека, гуманитарного развития современного общества и духовного самовыражения личности.

Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы

Автор представляет обзорную статью в виде реферата, затрагивающую вопросы личностно-ориентированного подхода в обучении студентов высших учебных заведений.

Роль самостоятельного образования в формировании преподавательской компетентности у студентов

В данной статье автор обсуждает вопросы самостоятельного образования в формировании будущих преподавательской компетентности у студентов.

Ценностный потенциал гуманитарных дисциплин в решении воспитательных задач современной школы

В статье авторы размышляют о ценностном потенциале гуманитарного образования в воспитании школьников.

Использование реальных экономических кейсов в обучении

В статье автор пытается обозначить основные методы выбора и адаптации кейсов, преимущества кейсов, а также анализирует преимущества и ограничения этого подхода с точки зрения студентов и преподавателей.

Условия оптимизации правовое образование в практике современной школы

В статье на основе анализа специальной литературы рассматриваться сущность и структура правового образования, возможности личности в формирование личности с социальными и профессиональными свойствами, характеризующими правовую культуру современной шк...

Аспекты современного профессионального образования: тенденции развития и оценка качества

В статье рассматриваются вопросы современного подхода к образовательному процессу, влияние рынка, международное политики и глобальной экономики на набор требований к выпускнику. Приводятся основные преимущества и недостатки данного подхода. Предлагае...

Адаптация традиционных методов обучения в современных условиях: проблемы и методы их решения

В статье рассмотрена проблема традиционных методов обучения в современных условиях, их проблемы и методы решения выявленных проблем.

К решению проблем организации инновационной деятельности в вузах

В данной статье автор высказал свои взгляды на решение проблемы организации инновационной деятельности в системе высшего образования и внесены ряд предложений.

Похожие статьи

Мотивация к получению образования

В статье автор рассматривает мотивацию получения высшего образования в современном обществе.

Роль философского образования в гуманитарном развитии современного общества

В данной статье анализируется значение философского образования для формирования инновационного человека, гуманитарного развития современного общества и духовного самовыражения личности.

Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы

Автор представляет обзорную статью в виде реферата, затрагивающую вопросы личностно-ориентированного подхода в обучении студентов высших учебных заведений.

Роль самостоятельного образования в формировании преподавательской компетентности у студентов

В данной статье автор обсуждает вопросы самостоятельного образования в формировании будущих преподавательской компетентности у студентов.

Ценностный потенциал гуманитарных дисциплин в решении воспитательных задач современной школы

В статье авторы размышляют о ценностном потенциале гуманитарного образования в воспитании школьников.

Использование реальных экономических кейсов в обучении

В статье автор пытается обозначить основные методы выбора и адаптации кейсов, преимущества кейсов, а также анализирует преимущества и ограничения этого подхода с точки зрения студентов и преподавателей.

Условия оптимизации правовое образование в практике современной школы

В статье на основе анализа специальной литературы рассматриваться сущность и структура правового образования, возможности личности в формирование личности с социальными и профессиональными свойствами, характеризующими правовую культуру современной шк...

Аспекты современного профессионального образования: тенденции развития и оценка качества

В статье рассматриваются вопросы современного подхода к образовательному процессу, влияние рынка, международное политики и глобальной экономики на набор требований к выпускнику. Приводятся основные преимущества и недостатки данного подхода. Предлагае...

Адаптация традиционных методов обучения в современных условиях: проблемы и методы их решения

В статье рассмотрена проблема традиционных методов обучения в современных условиях, их проблемы и методы решения выявленных проблем.

К решению проблем организации инновационной деятельности в вузах

В данной статье автор высказал свои взгляды на решение проблемы организации инновационной деятельности в системе высшего образования и внесены ряд предложений.

Задать вопрос